Философско-медицинские взгляды Ибн Сины

(980 - 1037) вывел арабскую филосо­фию на новый уровень прогресса. Главные труды по филосо­фии: "Книга исцеления" ("Книга спасения"), "Книга знания".

Авиценна:

• высмеивал косность и догматизм исламских теологов;

• пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными

и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама);

• видел в философии отдельную науку, которая должна обоб­щать достижения человеческого разума;

• основывал многие философские идеи на достижениях естест­венных наук (например, собственных медицинских открытиях);

• не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли;

• считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы;

• причину возникновения мира видел в "эманации" — истека­нии мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естест­венной необходимости;

• выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи;

• считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);

• наделял душу особыми свойствами — идеальностью (сущест­вованием наряду с материей) и вечностью;

• также считал вечным Бога и окружающий мир.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Согласно взглядам Ибн Сины, человек состоит из скрытых и наглядных элементов. Нам известно человеческое тело с органами и клетками. Ощущение останавливается на внешних признаках, в то время как анатомия поощряет изучение внутренних органов. Скрытая часть состоит из силы разума. Эти умственные силы мотивируют человека и становятся причиной выполнения им различных действий и поведения как человека. Как утверждает Ибн Сина, человек это материальное тело, обнаруженное при помощи анатомии, как мы видим в его книгах, таких как "аль-Канун" ("Канон"). И мы в наши дни находим подтверждение этому. Мы должны рассматривать умственные силы, которые мотивируют тело.

Что такое умственные силы и в чем заключается их функция.

Ибн Сина делит умственные способности на три группы.

Каждая способность – это просто различные функции человеческой души, так как душа у человека одна и эти три силы являются ее различными функциями. По мнению Ибн Сины, душа не имеет материальную природу и отличается от материи тела. Душа появляется вместе с телом, но она не погибает после смерти человека. Ибн Сина говорит: «когда тело умирает и гниет, материя души оказывается на свободе и теряет связь с телом, и становится совершенной в знании, мудрости и добрых деяниях, стремится к божественному свету, свету ангелов и царства небесного, так, как иголка тянется к огромной магнетической скале. Ее охватывает божественное присутствие и душа обретает настоящее спокойствие, так как она слышит зов небесных созданий: «О душа, вернись с миром к своему Господу, довольному и дающего довольство. Войди наряду с моими покорными слугами, войди в рай».

Философия Ибн Рушда

Ибн-Рушд (Аверро­эс)(1126- 1198).

Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под вла­стью арабов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма,получив­шая широкое распространение в Европе и противостоящая ка­толицизму и схоластике.

Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (предста­вители — Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и тво­рчески переработанного учения Аристотеля. Можно выделить ее следующие основные положения:

• отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и не­уничтожим);

• допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась пер­вичность по отношению к материи (Бог и окружающий ма­териальный мир "совечны");

• за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной — придать материи форму;

• отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение;

• доказывалось, что движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой;

• выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе);

• отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум — разум все­го человечества, частью которого является душа отдельного человека, — бессмертен);

• была выдвинута идея о "двойственной истине" — философ­ские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса

оказала большое влияние на европейскую философию. Аверро­изм получил широкое распространение, преподавался в универ­ситетах, был духовным центром притяжения философских уче­ний, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против фило­софских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".

Наши рекомендации