Проповедь йогам и тем, кто занимается медитацией
67-12 Что касается киртанов в Бостонском и Гарвардском университетах, я очень одобряю твою благородную деятельность. Наше Движение киртана истинно, и если студенты, не мудрствуя, отнесутся к нему серьезно, это будет большим досатижением. Я знаю, что все эти йоги-мошенники обманывают народ, но ведь и твои соотечественники стремятся быть обманутыми. А те обманывают публику нелепыми речами, что любой может заниматься медитацией, даже если он пьяница. Эта дешевка привлекает людей, и такие мошенники приобретают популярность. Так вот, нам такая дешевая популярность не нужна. (ПШП Сатсварупе, 23 декабря 1967)
68-11 Ты задал вопрос: «Правильно ли я понимаю, что как только йог видит облик Нараяны, желание путешествовать и желание материальных совершенств покидают его (как это случилось с Дхрувой Махараджей)? Или же йоги продолжают желать чудесных способностей даже и после того, как увидят Нараяну? В своем очерке «Сверхсознание» Вы пишете, что вершина совершенства — это увидеть Нараяну и подчиниться Его воле». Вкратце твой вопрос заключается в следующем: «Верно ли, что йоги, перемещающиеся с планеты на планету и занимающиеся мистической практикой, никогда не видели Нараяны?» Что касается Дхрувы Махараджи, то он был преданным. Йоги же не являются преданными. Все они в той или иной степени стремятся к материальному совершенству. Но обычно тот, кто видит Нараяну, становится преданным. И иногда такой преданный, перед тем, как войти в Высшую обитель Кришны или Нараяны, желает увидеть чудеса этого материального мира. Например, когда я приехал в вашу страну, я вовсе не намерен был осматривать достопримечательности, главное мое дело — проповедь сознания Кришны, но когда я приезжаю в какой-нибудь новый город, преданные иногда устраивают для меня экскурсию. Так же и йог, став преданным, иногда отправляется на другие планеты, Нараяна исполняет его материальные желания. Господь предоставляет ему такую возможность, но чистый преданный, находящийся на высшем уровне не имеет таких желаний. Он не стремится ни к каким сиддхи. (ПШП Сатсварупе, 18 ноября 1968)
68-12 По поводу распространения брошюры «Совершенство йоги»: когда люди приходят к тебе в храм, ты должен объяснять им принципы йоги так, как они описаны в Бхагавад-гите. Эти твои наставления должны предваряться и оканчиваться киртаном. Если им интересно, можешь показать им, как надо сидеть, сосредоточив взгляд на кончике носа. Концентрироваться надо на Господе Кришне или Господе Вишну, как объясняется в «Бхагавад-гите как она есть». Итак, если они приходят, чтобы узнать что-то о хатха-йоге, ты можешь доказать им с помощью авторитетного источника, что этот вид йоги не принесет успеха в нынешнюю эпоху — эпоху Кали. (ПШП Сатсварупе, 29 декабря 1968)
68-12 По поводу обучения другим формам йоги в группах йоги: ты можешь давать наставления по шестой главе Бхагавад-гиты. Она охватывает и йогу Патанджали. Праткически ни один метод, за исключением санкиртаны, не эффективен в Кали-югу, поэтому побуждай, насколько возможно, своих студентов петь «Харе Кришна» и вдохновенно танцевать. Это принесет успех каждому. (ПШП Даяла-Нитаю, 29 декабря 1968)
69-01 По поводу твоего вопроса насчет того, как индивидуальная душа становится всепроникающей: эта идея — полная глупость и жульничество. Подобная теория — просто обман. Искусственным методом, средствами практической психологии человек может понять совсем немного из того, что думает и чувствует другой. Но это ни в какой мере не означает стать всепроникающим. Если какой-то йог такое говорит, особенно, если это современный так называемый йог, это просто ложь. На стадии совершенства йоги, человек может понимать что-то в состоянии ума других, но это все равно нельзя назвать всепроникновением. Свойство всепроникновения можно найти только в Сверхдуше. (ПШП Рукмини, 31 января 1969)
69-07 Я рад, что ты приходишь в наш храм сознания Кришны в Нью-Йорке и что то, чему ты научился от учеников там и из нашей литературы, заставляет тебя глубоко задумываться над вопросами самоосознания. Действительно, то, что рассказывают тебе преданные о системе хатха-йоги, верно. В Бхагавад-гите ты найдешь подтверждение тому факту, что хатха-йога есть метод не такой уж простой, как пытаются убедить тебя всевозможные «наставники». Чтобы практиковать настоящую хатха-йогу, человек должен не жить в городе, он должен поселиться в святом месте и, полностью освободившись от всех привязанностей, от всех материальных желаний и беспокойств, сосредоточить свой ум на Господе в сердце. Этого невозможно достичь за шесть месяцев, этот метод рассчитан на много жизней.
В нашу эпоху, Кали-югу, невозможно по-настоящему следовать методу хатха-йоги, потому что ум у нас слишком неустойчив, а жизнь коротка. Поэтому Господь нисшел на эту землю 500 лет назад как Господь Чайтанья, чтобы распространить среди людей метод пения и повторения святых имен Бога, харе-кришна-мантру. Это пение тут же захватит сердце и ум всех искренних душ, поэтому это первейшее благословение для большинства падших душ Кали-юги. Если ты будешь продолжать приходить в наш храм и общаться с преданными как можно больше, ты на практике увидишь, как чудесно пойдет твое духовное развитие. Осознание Кришны — не какой-то искусственный процесс, и оно не подверглось видоизменению при перенесении в Америку. Осознание Кришны — это авторитетный метод осознания Бога, с помощью которого немало великих святых и мудрецов поднялись на уровень совершенства знания Бога.
Поэтому я прошу тебя серьезно, по-научному, следовать принципам осознания Кришны, которые рекомендованы Самим Господом Кришной в Бхагавад-гите и многих других ведических произведениях, и тогда, я уверен, ты достигнешь успеха. Когда у тебя возникают вопросы, ты можешь обсудить их с Брахманандой или другими преданными, или, если хочешь, задавай свои вопросы мне. (ПШП Мартину Малле, 22 июля 1969)
69-08 Я с радостью отметил, что вы провели несколько выступлений в группах «йоги» в твоей местности, и ты уже пробил хорошую брешь в их майе, если они уже предпочитают маха-мантру пению «ом». На самом деле это пение «ом» является также вполне авторитетной формой медитации, но, как мы знаем из ведической литературы и от Чайтаньи Махапрабху, пение «Харе Кришна» — это высшее благословение для этой эпохи, и представляет собой авторитеное средство осознания Бога. (ПШП Гаурасундаре, 2 августа 1969)
69-08 На самом деле, человека, пребывающего в сознании Кришны, следует считать самым разумным человеком и лучшим из йогов. Цель всей системы йоги — обуздать ум и сосредоточить все свое внимание на Господе Вишну в сердце. В сознании Кришны, повторяя харе-кришна-мантру, мы сразу же концентрируем свое внимание на Имени Кришны, которое совершенно идентично Самому Кришне, а Кришна является источником Господа Вишну. Итак, всякого, кто обратился к сознанию Кришны, следует считать достигшим всех совершенств, обретаемых с помощью других методов йоги. Эту мысль подтверждает Сам Кришна в Бхагавад-гите, наставляя Арджуну. Он говорит, что вский, кто поклоняется Ему, предлагая трансцендентное любовное служение, есть лучший из йогов. (ПШП Джананибас-дасу Брахмачари, 19 августа 1969)
70-07 Относительно первого твоего вопроса: достигнув совершенства, йог может переноситься на любую планету материального или духовного неба по своей воле. В этом совершенство метода мистической йоги. Обычно йоги являются имперсоналистами, поэтому они отправляются на высшие планеты этого материального мира. Это объясняется во Второй песни Бхагаватам. В 13-м стихе 8-й главы Гиты говорится, что повтояя «Ом» йог размышляет о Господе, поэтому он отправляется в обитель Господа, ведь он размышляет о Кришне. Если человек знает, что такое «Ом», он знает, что «Ом» — это звуковое проявление Кришны, и [произнося этот звук] он тут же вспоминает о Кришне. Как мы, например, произносим: ом намо бхагавате васудевайа. Эта концепция «Ом» и безличная концепция отличаются друг от друга. Имперсоналист не владеет знанием о Кришне, он размышляет о чем-то вроде сияния брахмаджйоти. (ПШП Вриндавана-Чандре, 19 июля 1970)
70-07 По поводу твоего третьего вопроса: метод йоги авторитетен, но Арджуна говорит, что он слишком труден. То, чем занимаются так называемые йоги — просто насмешка. Они не достигают совершенства йоги. Арджуна признал, что это слишком трудно, о чем сказано в Бхагавад-гите. Поэтому Кришна ответил, что каждый, кто размышляет о Нем в глубине души, и есть первоклассный йог. Бхагавад-гита рекомендует киртан. Киртан, о котором идет речь — это киртана, то есть, воспевание святых имени, славы, облика, деятельности и т.д. Господа. Все это киртан. Не все должно быть упомянуто в Бхагавад-гите прямо. Поэтому и необходим духовный учитель. Чайтанья Махапрабху советует: киртанийах сада харих, человек должен всегда воспевать славу Господу. (ПШП Вриндавана-Чандре, 19 июля 1970)
71-10 Я понял ситуацию, которую ты описываешь. Все эти йоги — просто обманщики. Им нечего предложить людям. Можешь прямо об этом говорить. Постарайся как можно шире распространять наши книги и проповедовать. Тогда все эти мошенники — йоги и свами — испарятся. (ПШП Читсукхананде, 12 октября 1971)
74-05 Ты очень глубокомысленно вопрошаешь, что я думаю о йоге Самоосознания и о медитации. Мы не занимаемся другими религиями или системами йоги в смысле соревнования или какого-то сектантского духа. Настоящее духовное знание заключается в том, чтобы принять авторитетные утверждения писаний и великих ачарий, духовных учителей, стоящих в цепи ученической преемственности. Остальные мнения не имеют ценности. Например, в Бхагавад-гите Господь Кришна высказывает Свое мнение, но Его принимают как Верховную Божественную Личность все великие мудрецы ведической философии, включая Вьясадеву, составителя всех писаний, а также Нараду, Брахму, Шиву, а в наше время — Рамануджу, Шанкарачарью, Господа Чайтанью и т.д. Все они подтверждают, что Кришна есть высшая истина, Личность Бога. Хотя это ясно и недвусмысленно объясняется в Ведах, ты не найдешь этого утверждения в учениях современных так называемых свами и йогов. Весьма разумно было с твоей стороны заметить, что в моей Бхагавад-гите подход резко отличается от всего, с чем ты сталкивался до сих пор. Это оттого, что я не пытаюсь уйти от Кришны или давать какие-то интерпретации, я просто принял настоящую Бхагавад-гиту, в которой Кришна говорит: матах паратарам нанйат, то есть, «нет никого и ничего превыше Меня». В наше время так называемые гуру обещают нам, что мы сами можем стать равными Богу или что Бог безличен, или что каждый является Богом, но это не сказано ни в Бхагавад-гите, ни в других ведических произведениях, и этому не учит ни один из великих духовных учителей, упомянутых выше. (ПШП Тристе Хаббарту, 3 мая 1974)
75-02 Я рад, что Вам понравилось наше пение. Приходите еще раз, если хотите, приходите снова, добро пожаловать. Однако Вы должны понимать, что мы не очень-то интересуемся принципами хатха-йоги. Мы со всей строгостью практикуем бхакти-йогу, а поскольку бхакти включает в себя результаты, достигаемые практикой всех видов йоги, ибо, как сказано в Бхагавад-гите, она является высшим среди всех видов йоги, для нас отпадает необходимость в применении каких-либо практик, помимо простого пения и повторения святого имени Господа и слушания о Верховной Божественной Личности, Кришне, Которого называют Йогешварой, то есть, повелителем всех видов йоги. Конечно, не подлежит сомнению, что если человек сидит с прямой спиной, это может в какой-то мере усилить его способность к концентрации, но это ни в коем случае не может быть сутью йоги. Что на самом деле является сутью бхакти, так это пробуждение вечной, дремлющей в человеке любви к Кришне. (ПШП м-ру Кингу, 2 февраля 1975)
75-09 Я прочитал статью о Трансцендентальной медитации. Из этого очерка я понял, что там к медитации не относятся достаточно соерьезно. Это означает, что эта так называемая Трансцедентальная медитация долго не продержится. (ПШП Джаятиртха-дасу, 7 сентября 1975)
Проповедь бизнесменам
69-09 Я предложил встретиться с бизнесменами для того, чтобы убедить ответственных людей вашей страны в том, насколько важно это Движение, показать им, как мы куём характеры молодого поколения, давая им мирную семью, философию жизни, художественное чувство, полезную пищу. Но сверх всего этого мы даем им духовное просвещение, которого не найдешь нигде в целом мире. Каждый порядочный человек в вашей стране озабочен судьбой своих детей, и постепенно, если богатые люди или правительство начнут сотрудничать с нами, мы сможем распространить это движение на благо всего молодого поколения. Это соображение — лишь часть картины. Другая часть — это решение вечной проблемы. Хотя люди в массе своей не понимают этого, факт остается фактом. Так что зимой можно провести такую проповедь. Нужно выбрать очень уважаемых людей и пригласить их провести встречу, которую можно устроить и в храме, и в каком-нибудь арендованном зале, если ожидается много людей. Мы должны пригласить так называемых уважаемых людей и постараться убедить их в том, насколько важно наше Движение. (ПШП Брахмананде, 9 сентября 1969)
72-02 Я вдохновлен тем, что ты проповедуешь многим своим знакомым бизнесменам. Это очень важная работа — говорить с ними открыто, с большой силой и убежденностью, чтобы они увидели, что хотя ты сам крупный бизнесмен, занимающий высокое положение и имеющий хороший доход, ты все-таки преданный, и тогда они тоже станут преданными, если ты их об этом попросишь. И если хотя бы несколько таких крупных дельцов станут преданными, они смогут изменить весь мир. Итак, перед тобой стоит великая и очень ответственная задача, примись за нее решительно, и Кришна вознаградит тебя всяческим успехом. Секрет в том, что занять [преданным служением] всех и каждого, даже крупных дельцов. Сначала занимай их понемногу, чтобы они не испугались, маленькое служение доставит им огромную радость. Потом постепенно убеждай их сильными аргументами и занимай все больше и больше, и тогда они придут к совершенству жизни в сознании Кришны и вернутся домой, к Богу. (ПШП Атрея-Риши, 4 февраля, 1729
74-05 Ты очень глубокомысленно вопрошаешь, что я думаю о йоге Самоосознания и о медитации. Мы не занимаемся другими религиями или системами йоги в смысле соревнования или какого-то сектантского духа. Настоящее духовное знание заключается в том, чтобы принять авторитетные утверждения писаний и великих ачарий, духовных учителей, стоящих в цепи ученической преемственности. Остальные мнения не имеют ценности. Например, в Бхагавад-гите Господь Кришна высказывает Свое мнение, но Его принимают как Верховную Божественную Личность все великие мудрецы ведической философии, включая Вьясадеву, составителя всех писаний, а также Нараду, Брахму, Шиву, а в наше время — Рамануджу, Шанкарачарью, Господа Чайтанью и т.д. Все они подтверждают, что Кришна есть высшая истина, Личность Бога. Хотя это ясно и недвусмысленно объясняется в Ведах, ты не найдешь этого утверждения в учениях современных так называемых свами и йогов. Весьма разумно было с твоей стороны заметить, что в моей Бхагавад-гите подход резко отличается от всего, с чем ты сталкивался до сих пор. Это оттого, что я не пытаюсь уйти от Кришны или давать какие-то интерпретации, я просто принял настоящую Бхагавад-гиту, в которой Кришна говорит: матах паратарам нанйат, то есть, «нет никого и ничего превыше Меня». В наше время так называемые гуру обещают нам, что мы сами можем стать равными Богу или что Бог безличен, или что каждый является Богом, но это не сказано ни в Бхагавад-гите, ни в других ведических произведениях, и этому не учит ни один из великих духовных учителей, упомянутых выше. (ПШП Тристе Хаббарту, 3 мая 1974)
Мы хотим, чтобы нас поддерживали массы, но мы стремимся также и к тому, чтобы представители высших классов проповедовали с нами, вот в чем разница. Понимаешь? Пожалуйста, сообщай мне время от времени, как продвигается программа привлечения влиятельных людей к тому или иному виду проповеди сознания Кришны. Я знаю, что ты наделен прекрасными способностями, чтобы делать эту работу, я помню, как в Лондоне, в доме Джона Леннона, ты приводил ко мне разных крупных людей. Итак, если ты искренне намерен служить Кришне таким путем, Он даст тебе все возможности и разум для того, чтобы добиться успеха, ведь Он говорит:
тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те (Б.-г., 10.10)
Надеюсь, сие застанет тебя и твою милую супругу Джанаки в добром здравии. (ПШП Мукунде, 27 декабря 1972)
Проповедь христианам
65-11 Порой Господь говорит устами невинного младенца, и я принимаю эти почести как посылаемые Господом Иисусом через уста невинного ребенка, свободного от всех формальностей современного общества. Господь Иисус проповедовал послание Бога, и я принял на себя ту же самую миссию, и для меня будет большой удачей, если я смогу следовать по стопам Господа Иисуса, который проповедовал послание Бога, не взирая ни на какие гонения. Господь Иисус — это живой пример того, как человеку приходится страдать в этом мире из-за того только, что он проповедует послание Бога. В Бхагаватам есть подобный пример. Это Махараджа Прахлада. Ему было пять лет, но, поскольку он был великим преданным Бога и проповедовал послание Бога своим маленьким одноклассникам, его безбожник-отец пытался убить его. Безбожники очень враждебно настроены по отношению к преданным Бога, даже если эти преданные оказываются их собственными детьми, как это было в случае с Прахладой. (ПШП Салли, 19 ноября 1965)
67-04 Я очень рад, что Господь Иисус одобрил нашу деятельность. Возможно, ты понял из моей проповеди, что я люблю Господа Иисуса Христа ничуть не меньше, чем Кришну; ведь он нес величайшее служение Кришне соответственно времени, месту и обстоятельствам, и обществу, в котором он явился. Подобным образом, и Хаджрат Мухаммед и Господь Будда совершили величайшее служение человеческому обществу, сообразно обстоятельствам. Так что трудись с еще большим энтузиазмом, и мы, без сомнения, достигнем успеха в нашем великом Движении. (ПШП Киртанананде, 7 апреля 1967)
67-04 Я хочу, чтобы в западных странах было открыто, по крайней мере, 4 центра, включая один в Лондоне, и потом мы собрали бы группу не меньше 12 человек, состоящую из твоих духовных братьев и меня, и провели бы большое турне по всем миру с целью проповеди этого не имеющего себе равных учения «Харе Кришна». И, поскольку авторитетность метода исполнения киртана подтверждается Господом Христом, по крайней мере, весь христианский мир примет его. Я читал в Библии, что Сам Господь Иисус Христос рекомендовал своим последователям исполнение киртана. Ты знаешь это лучше меня, поэтому я попрошу тебя написать книжку «Движение санкиртаны в Библии». Я дал указания Хаягриве по поводу написания пьесы о Господе Чайтанье, и если он сочинит для нас хорошую пьесу, которую можно было бы ставить в различных частях Штатов, это будет большим шагом в развитии нашей миссии, а также, я надеюсь, немало поможет нам и в финансовом отношении. Ты вдохновляй Хаягриву написать эту пьесу хорошими стихами, чтобы их можно было петь на западные мелодии по всей Америке и Европе и представлять повсюду, чтобы покрыть наши расходы. (ПШП Киртанананде, 7 апреля 1967)
67-04 Я слышал, что Вы уже давно хвораете, но я слышал также, что Вы являетесь великим преданным Господа Иисуса Христа. Это очень хорошо. Я тоже незначительный слуга Господа Иисуса Христа, потому что проповедую то же самое послание, что и Господь Иисус. Я проповедую осознание Бога, или сознание Кришны. Глупцы думали, что Господь Иисус Христос умер на кресте, но он воскрес. Все живые существа — это неотъемлемые частички Верховного Господа, а потому он и тоже вечны. Все наши хвори происходят от внешнего тела. Хотя нам приходится порой страдать от телесных неудобств, особенно в старости, все же, если мы сознаем Бога, мы не будем мучиться. Поэтому лучше всего постоянно петь и повторять святое имя Бога. Мы постоянно повторяем святое имя Бога и учим своих учеников делать то же самое. Если Вы знаете какое-нибудь святое имя Бога, повторяйте его постоянно, и это принесет Вам великое благо. Повторяя Его имя, Вы будете постоянно помнить о Нем, и тогда Вы непременно попадете в царство Бога. А когда Вы вернетесь в царство Бога, Вам уже не нужно будет снова приходить в этот прогнивший, полный невзгод, мир. Мы повторяем имена Бога так: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
У Господа миллионы святых имен, и Вы можете повторять любое их них, все имена Господа всемогущи. Мы повторяем вышупомянутые имена Господа, потому что их повторял Господь Чайтанья, отец нашего Движения сознания Кришны. Мы следуем по стопам Господа Чайтаньи, чтобы быстро достичь желаемого результата. Я бы посоветовал Вам также последовать этому принципу. Кришна — самый привлекательный источник радости. Кто же не желает такой радости? Поэтому мы стремимся только к Кришне, и ни к кому другому. (ПШП м-ру Старшему Дамбергсу, 12 апреля 1967)
68-04 Твоя вера в христианскую религию очень сильна, это я понимаю. Поэтому, если ты хочешь обращать христиан в сознание Кришны, ты должен прежде всего хорошо понимать философию сознания Кришны. Если мы попытаемся обращать христиан в сознание Кришны, не понимая философии сознания Кришны, это будет величайший провал. Мы не осуждаем никакую религию, потому что в Бхагаватам сказано, что наилучший религиозный метод — тот, с помощью которого человек достигает любви к Богу. Итак, мы учим любви к Богу, а не какой-то определенной религии. Наше Движение сознания Кришны — не религиозное движение, это движение за очищение сердца. Современная цивилизация игнорирует авторитет Божественной Личности; чем более успешен человек в своих материальных предприятиях, тем больше его покрывает энергия иллюзии. Говорят, что когда человек избавляется от материальной концепции жизни, его материальному зрению также приходит конец.[КМ-д161] На самом деле энергия Кришны одна, и она духовна.
Материальное сознание жизни означает забвение Кришны; когда человек обладает полным сознанием Кришны, в его глазах никакого материального существования просто нет. Мы должны шаг за шагом научиться этому. Например, мы готовим прасад; обычно это рис, дал и чапати. Но когда мы предлагаем эту пищу Кришне, она становится прасадом. Как обычные рис, дал и чапати превращаются в духовный прасад? Это можно понять, только продвинувшись в сознании Кришны, но на самом деле все, что связано с Кришной, есть духовная энергия. Ум не разрушается, он изменяет свое качество, точнее, он очищается. Нет, мысли о любви к Кришне не являются проекцией эго, это не простые эмоции, при условии, конечно, что они подтверждены духовным учителем [ТЕКСТ УТРАЧЕН] велик. Если человек понимает, как именно Бог велик, он, само собой, понимает и сам факт величия Бога. Объясняя Бхагавад-гиту, ты можешь проводить некоторые параллели с христианской литературой, но ни в одном писании мира ты не найдешь такого полного знания, как в Бхагавад-гите. Мы не должны забывать, что мы проповедуем науку о Боге на основе Бхагавад-гиты, в которой содержатся все священные наставления, имеющиеся в других писаниях. Но если публика неуправляема, то лучше всего будет просто петь, и не говорить о философии вообще ничего. В таком положении незачем терять время, рассуждая с ними о философии. И для тебя, и для слушателей будет лучше просто петь «Харе Кришна». Надеюсь, я полностью ответил на все твои вопросы, и теперь я буду с нетерпением ждать, когда увижу вас всех. Надеюсь, у вас все хорошо. (ПШП Ядунандане, 13 апреля 1968)
68-04 По поводу христианской Троицы: кажется, это называется Бог, Дух Святой и Сын. В сознании Кришны это называется Вишну, Параматма и джива. Бог есть Личность, святой дух, то есть, Параматма — тоже Личность, и живое существо — тоже личность. Мария — это представительница энергии Бога. И как внутренняя энергия Радхарани, и как внешняя энергия Дурга, энергия Божетсва считается матерью всех живых существ. Библия и Веды ни в чем не противоречат друг другу, просто некоторые люди выдвигают эти идеи насчет личностей и вызывают спор. Никто не может утверждать, что Библия предназначалась для того же класса людей, что и Бхагавад-гита. А Бхагавад-гита — это азбука духовного знания. Выше нее стоит Шримад-Бхагаватам. Величие Шримад-Бхагаватам никто даже представить себе не может. А выше него стоит Чайтанья-чаритамрита. Но, начиная с Библии или Корана и выше принцип остается одним и тем же. Точно так же, как начиная с карманного словаря и выше… [СТРАНИЦА УТРАЧЕНА] (ПШП Шивананде, 19 апреля 1968)
68-06 По поводу твоего вопроса: «Как отличается в плане экстаза или конечного результата осознания Бога более простая вера истинного христианина, не столь сведущего в науке о Верховной Личности?»
В такой простой вере экстаза нет, и быть не может. Христианская вера, как сейчас ясно, дает лишь туманное представление о Боге как об исполнителе желаний. Конечно, Бог является источником, началом всех благ; Он удовлетворяет потребности всех — и демонов, и сознающих Бога людей. Богатый отец содержит всех своих детей; некоторые из них могут обладать великолепными качествами, а другие могут быть негодяями. Отец не обращает внимания на то, кто из детей негодяй, а кто благочестив, он из любви удовлетворяет потребности всех своих детей. При этом, если какие-то из детей чувствуют благодарность к отцу и проявляют к нему благодарность, как это и должно быть, отец относится к ним лучше, чем к другим детям. И отец таким преданным детям дорог. Бог равно относится ко всем, но те, кто развили в себе любовь к Богу и практически посвятили себя служению Господу, соприкасаются с Ним лично и находятся у Него на особом счету. Вот в чем разница.
3) Мы желаем экстаза, независимо от того, к какой церкви мы принадлежим — христианской или какой-то другой. Но экстаз в сознании Кришны или сознании Бога заканчивается на материальном наслаждении — это проверка. Невозможно наслаждаться чьим-то обществом и в то же время пытаться воспользоваться возможностью материального наслаждения чувств. Это невозможно. Этот экстаз не зависит от наличия или отсутствия разума; это спонтанный ответ, у него нет причины. Если человеку посчастливится испытать такой экстаз, нужно понимать, что его жизнь увенчалась успехом. Мы не агитируем ни за какую сектантскую религию. Мы интересуемся пробуждением дремлющей в нас любви к Богу. Мы привествуем любой метод, который помогает нам достичь такого уровня, но при этом видим, что на практике многие ученики пришли к экстазу, повторяя «Харе Кришна». Однако вряд ли мы найдем человека, который поднялся на этот уровень, просто соблюдая религиозные ритуалы; вот в чем разница. Итак, сознание Кришны предназначено для самых разумных людей. (ПШП Рупануге, июнь 1968)
68-07 Вчера Джанардана водил меня в прекрасную здешнюю церковь, которая называется Нотр-Дам. Это чудесное здание — шедевр деревянного зодчества, украшенное прекрасными статуями, в окна которого вставлены витражи, изображающие распятие Господа Иисуса Христа. Все очень затейливо. Вообще вся Римско-католическая религия стоит на этом случае с распятием Господа Иисуса Христа, но я считаю, что изображение этого эпизода просто нагнетает напряжение, порождаемое различием мнений и различием религиозных принципов, между евреями и христианами. Я хочу сказать, что если просто пересказывая случай с распятием Господа Иисуса Христа, римско-католическая церковь распространилась в мире столь широко, насколько же более широко может распространиться сознание Кришны, если мы будем описывать сотни тысяч таких случаев, как, например, Ратха-ятра. Ратха-ятра — не единственный случай, таких случаев явления воплощений Господа Кришны сотни и тысячи. В своих центрах в разных городах мы можем проводить такие церемонии в честь разнообразных игр Господа Кришны. Конечно, людям понравится соблюдать такие духовные, полные радости праздники. Так вот, постарайся, как обещал Мукунда, построить в Лос-Анджелесе огромный храм, и мы постепенно введем там множество праздников, которыми люди с радостью будут наслаждаться. Всегда думай о Кришне старайся искренне трудиться, и тогда все получится само собой. (ПШП Анируддхе, 7 июля 1968)
68-08 Его Святейшеству Папе Павлу IV,
Викарию Иисуса Христа.
Государство Ватикан
Рим, Италия
Ваше святейшество,
Пожалуйста, примите мои почтительные и смиренные поклоны у Ваших лотосоподобных стоп. Повольте представиться: я индийский монах, следующий ведическим приницпам жизни, в настоящее время пребывающий в санньясе, статусе отречения от мира (мне семьдесят два года) и проповедующий сознание Бога по всему миру. Я прибыл в Америку в 1965 году и с тех пор приобрел множество последователей, принадлежащих как к христианской, так и к иудейской традициям. Я основал восемь храмовых центров сознания Кришны в США и Канаде. В сентябре месяце я планирую отправиться в Лондон с этой же миссией и, возможно, смогу посетить другие города Европы.
Я несу свою миссию в линии Господа Чайтаньи, Который представляет собой олицетворение Божественной Любви и Который нисшел на землю 482 года назад в Индии и проповедовал сознание Бога по всей стране. Его миссия состоит в том, чтобы возродить сознание Бога по всему миру, опираясь на Шримад-Бхагаватам (науку о Боге). Шримад-Бхагаватам стоит на том, что любая религия, помогающая человеку развить любовь к Богу, любовь бескорыстную и не сдерживаемую никакими материальными условиями, это истинная религия. А наилучшим и наилегчайшим методом [развития такой любви], особенно в эту эпоху, является пение и повторение святого имени Бога. Исходя из этого определения религии, которое дается в Шримад-Бхагаватам, мы можем сделать вывод, что истинную религию можно определить по тому, насколько она помогает людям пробудить друмлющую в их сердцах любовь к Богу, которая не вызывается искусственными приемами, а поднимается изнутри под влиянием серьезного общения с преданными и слушания о Боге.
Человеческая форма жизни особо предназначена именно для этой цели, а именно, для пробуждения дремлющей любви к Богу, потому что сознание лучше всего развито именно у человека. Животные склонности к удовлетворению чувств обнаруживаются как у людей, так и у животных. Особенность же человеческой жизни состоит в том, чтобы сделать достижение любви к Богу главной целью своей жизни. К сожалению, в настоящее время люди больше интересуются принципами чувственного наслаждения, то есть, животной частью человеческой жизни, и постепенно отказываются от осознания Бога. Это очень разрушительная тенденция, и, поскольку Ваше Святейшество является главой крупного религиозного объединения, я думаю, нам следовало бы встретиться и наметить план сотрудничества. Нельзя дольше позволять человеческому обществу развивать безбожную цивилизацию ценой падения правдивости, уничтожения принципов чистоты (телесной и духовной), прощения и милосердия. Из-за пренебрежения этими принципами [КМ-д162] в наше время сокращаются продолжительность жизни, убывает сила, слабеет память людей. Человеческое общество постепенно деградирует в том, что касается религиозности и справедливости, «право сильного» постепенно вытесняет мораль и закон. Практически разрушена семейная жизнь, а союз мужчины и женщины постепенно вырождается в удовлетворение сексуальной потребности. Из надежного источника я знаю, что люди пытаются получить разрешения Вашего Святейшества на противозачаточные средства, что противоречит принципам любой религии мира.
В индуизме применение противозачаточных средств или аборты приравниваются к убийству. Поэтому в плане половых отношений человеческое общество постепенно деградирует до непристойности хуже животных. В результате ничем не ограничиваемого чувственного наслаждения, даже в обычных делах, человек не может доверять человеку, потому что склонность к обману возросла в людях до пределов, превышающих всякое понимание. Влечение молодых людей к молодым девушкам больше не обозначает любовь, оно строится исключительно на половом желании. Как только половая жизнь теряет свой накал, немедленно подается прошение о разводе.
А Индии, которая некогда была землей религии и брахманической культуры, все испорчено до такой степени, что человека высшей касты узнают по шнурку, который надевается на тело в знак святости. Так называемые свами обманывают народ, потому что народ хочет быть обманутым дешевыми методами самоосознания. Они устраивают так называемые занятия йогой, чтобы сгонять жир и поддерживать тело в состоянии, пригодном для чувственного наслаждения. Если у человека нет достаточно денег, ему очень трудно добиться справедливости в суде. И если человек научился блефовать с помощью так называемого развитии знания, он удостаивается докторской степени. Если человек беден, его сейчас же признают нецивилизованным. Разочарованные, люди становятся коммунистами и хиппи. Хранители общества должны сейчас же, без промедления очень серьезно отнестись к сложившемуся положению. Движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы изменить все это положение. Мы формируем характеры людей, мы учим своих учеников как полюбить Бога, Кришну. С самого начала они обучаются воздержанию от следующих четырех принципов деградации:
1) Половые отношения вне брака.
2) Употребление в пищу мяса и пищи животного происхождения.
3) Все виды одурманивающих веществ.
4) Азартные игры всех видов и пустое времяпрепровождение.
Наше учение основано на авторитетном движении Господа Чайтаньи, на принципах Бхагавад-гиты вначале и Шримад-Бхагаватам в дальнейшем. Не хочу, чтобы это письмо вышло слишком длинным, но если Вы считаете, что наша встреча может принести пользу всему человеческому обществу, я буду очень рад, если Ваше Святейшество удостоит меня встречи. Заранее благодарен за скорый ответ. (ПШП Папе Римскому, 3 августа 1968)
68-10 Думаю, отделение в Сиэтле будет сильным, потому что нам удалось привлечь внимание студентов здешнего университета. Ко мне приходила одна девушка, представитель студенческой газеты, и мы хорошо поговорили. Но есть одна вещь: священники христианской и иудейской церквей завидуют нашему Движению. Они боятся за свои религиозные системы, поскольку видят, что так много юношей и девуше интересуются системой сознания Кришны. Естественно, они не очень-то довольны. Так что в дальнейшем они будут чинить нам препятствия, а значит, нам надо принять меры предосторожности. Конечно, это священство ничего толкового до сих пор не сделало, но мыслят они догматически. Так или иначе, мы должны полагаться на Кришну, и если мы откроем новый центр в ООН, и если мы будем вести проповедь оттуда, это смягчит наметившуюся тенденцию. Я уже дал указания Пурушоттаме, как нужно организовать всё в центре в ООН: если будет возможность, мы должны проводить киртаны и встречи в церковном центре, раздавать прасад, приглашать видных членов ООН. Думаю, нужно действовать так. Не знаю, чего хочет Кришна. (ПШП Брахмананде, 6 октября 1968)
68-10 Я очень доволен твоим проповедническим энтузиазмом, когда ты говоришь: «Если люди не придут к нам, сюда, мы сами пойдем к ним». В этом и состоит проповедь, и это то, что нужно. Я очень благодарен тебе за этот дух. Я сам приехал в вашу страну с этим же духом. На самом деле, хотя Индия находится в таком падшем состоянии, но если человек хочет изучить духовную науку, он должен обратиться к истинному духовному учителю в Индии. Таково мнение одного великого китайского писателя. Но люди не едут туда, правительство ничего не предпринимает для того, чтобы организовать обучение этой духовной науке. Поэтому я сам приехал в вашу страну, и те, кто хочет принять наше знание, приходят к нам. Таким образом мы должны продвигать нашу миссию. От людей, которым мы идем проповедовать, не приходится ждать хорошего поведения, но мы все равно должны делать свое дело. Наилучший пример — это Господь Иисус