Господь шива, шанкарачарья и шамбху

68-05 Шамбху — это принцип, с помощью которого Господь оплодотворяет материальную природу семенем живых существ. Дурга — экспансия внутренней энергии, а Радхарани — квинтэссенция внутренней энергии. В этом смысле Дурга является экспансией Радхарани, Брахма является отцом Рудры или Шамбху, поэтому Брахма есть первое сотворенное существо в творении. Обычно Шамбху творит множество демонов. Поэтому демоны большей частью поклоняются Господу Шиве. (ПШП Уддхаве, 28 мая 1968)

69-01 Стих Шанкары «бхаджа» звучит так:

бхаджа говинда бхаджа говинда, бхаджа говинда мудха-мате

сампрапте саннихите кале нахи нахи ракшати дукрн-каране

Это последнее наставление Шанкары своим последователям, а смысл его таков, что философы-майявади привыкли извлекать нужное им значение из нежелательных интерпретаций путем грамматических ухищрений. Санскритские грамматические ухищрения — это великолепная игра, есть много слов, которым можно придавать различные значения при помощи видоизменения грамматического корня, аффиксации и префиксации пратьяй. Шанкара советует не вымучивать из шастр требуемые значения, а покориться Господу Говинде и поклоняться Ему. Все грамматические ухищрения не помогут тебе в момент смерти. В тот момент спасти тебя может только памятование о лотосе стоп Говинды, Кришны. О, первостатейный глупец, не трать время зря, толкуя шастры на свой глупый лад. (ПШП Джаяпатаке, 21 января 1969)

70-03 Ты спрашиваешь, почему Господь Шива получил приказ явиться как Шанкарачарья и учить людей философии майявады, чтобы превратить людей в атеистов и так увеличить население, — этого никто не может понять. Если Кришна захотел, чтобы Господь Шива поступил так, значит, у Него был какой-то план, вникать в который нам необязательно. Он Верховный Господь, Он ведет дела огромной вселенной, поэтому понять, почему и зачем он делает то или иное, очень трудно. Он запланировал битву на Курукшетре и побудил своего друга, великого преданного Арджуну убивать. Почему он пожелал превратить других в атеистов, знает только Он. Наше дело — прославлять Его всегда, собирается ли Он танцевать с гопи, намерен ли Он убивать других на поле битвы Курукшетра или планирует сделать что-нибудь еще, не очень хорошее, с точки зрения материалистов. Наше единственное дело — твердо держаться преданности Кришне в любых условиях. Это наставление звучит в «Шикшаштаке»: «Мой Господь, ты можешь делать все, что пожелаешь, но независимо ни от чего Ты останешься моим Господом, Которому я поклоняюсь». Такова чистая преданность. (ПШП Экаяни, 3 мая 1970)

70-07 Да, Махеш-дхама находится в духовном небе. Это описывается в Шримад-Бхагаватам и «Брахма-самхите». Во время разрушения материального мира Господь Шива остается в Своей духовной обители, а всё космическое проявление входит в тело Маха-вишну. (ПШП Экаяни, 25 июля 1970)

70-11 Я рад, что ты проповедуешь в университетах. Это хорошее поле для распространения сознания Кришны. Старайся сделать так, чтобы наши книги были приняты библиотеками учебных заведений и в качестве учебников. Это будет настоящий успех. Д-р Сенкнер прав, Шанкарачарья действительно верил в личностный аспект. На самом деле он скрытый персоналист. Он стал имперсоналистом, только чтобы изгнать буддизм. Вся Индия была пропитана буддийской философией пустоты. Поэтому, будучи персоналистом, он был вынужден шагать в ногу с философией пустоты, толкуя об имперсонализме. Между имперсонализмом и философией пустоты есть очень небольшое отличие, но, поскольку ему надлежало вернуть буддистов в лоно ведической культуры, он принял имперсонализм. Из Падма-пураны мы узнаём, что Шанкарачарья — это Господь Шива, а кто же больше предан Господу, чем Господь Шива? Господь Шива считается величайшим вайшнавом. (ПШП Дамодаре, 12 ноября 1970)

74-11 По поводу тех профессоров, которые говорят, что Шива Всевышний: в Риг-веде сказано: ом тад вишнох парамам падам. Лотос стоп Вишну — высший уровень преданности. Вишну назван Всевышним. Существует восемнадцать Пуран, шесть из них предназначены для людей, находящихся в гуне невежества, несколько для тех, кто в гуне страсти, а лучшие — для тех, кто в гуне благости, саттвические Пураны. Если человек вдумчиво читает Пураны и Веды, он поймет, что Вишну — Верховная Личность. Но для тех, кто пребывает на уровне невежества и страсти, там есть другие утверждения. Так что, принимает человек Господа Шиву или Господа Вишну как Всевышнего, зависит от его собственных качеств, но тот, кто тщательно изучит всю ведическую литературу и кто примет утверждения ачарий, руководящих судьбой ведической культуры Индии, а они все принимали Вишну как Верховную Личность, придет к этому же выводу.

Что касается нас, участников Движения сознания Кришны, мы проповедуем учение Бхагавад-гиты. Кришна — Верховная Личность, превосходящая всех полубогов, включая Господа Вишну, и, разумеется Господа Шиву. Наш фундаментальный принцип — это учение Бхагавад-гиты. Люди, не способные этого понять из-за влияния определенных гун природы, нуждаются в дальнейшем образовании, и пока они его не получат, мы ничего сделать не можем. Животному, пребывающему в гуне невежества — как проповедовать? В этом случае мы бессильны. Я прочитал твое письмо профессору, это был хороший вызов. Ты написал все хорошо. Ты правильно цитировал Веды: эко ваи нарайана асин на брахма на ишано… В начале не было ни Брахмы, ни Шивы, только Кришна. Космическое проявление исходит из махат-таттвы, а до махат-таттвы существует Нараяна. Шанкарачарья — поклонник Господа Шивы и воплощение Господа Шивы, он относится к Нараяне как к своему господину и Всевышнему — нарайанах паро 'вйактат. Это наилучший авторитет. Какого еще вам нужно доказательства? Это слова из «Шанкара-бхашьи», его комментария к Бхагавад-гите. Это даже не Пураны, это собственные слова Шанкарачарьи. Как можно отрицать, если воплощение Господа Шивы говорит, что Кришна Всевышний? В Пуранах говорится, что другой полубог является всевышним, только для того, чтобы убедить преданных. Ведь ученик начальной школы может думать, что начальное образование есть всё, и понятия не иметь о высшем образовании. Это просто для того, чтобы убедить преданных, но из Гиты мы знаем, что все исходит от Кришны, Он дает веру, которая позволяет нам поклоняться полубогам. Кришна говорит: ахам адир хи деванам. Что, Кришна говорит неправду? Почему мы должны отвергнуть утверждение Кришны? Наша миссия состоит в том, чтобы поставить Кришну на первое место, а остальные могут соглашаться с этим или нет. Мы не препятствуем их выбору, но иногда мы делаем это, поскольку это наш долг. (ПШП Сатсварупе, 3 ноября 1974)

75-04 По поводу твоего вопроса: обратись к Ади-лиле, Главе 6, тексту 79, причем прочитай и комментарий. (Чайтанья-чаритамрита). Там ты найдешь ответ. Смысл в том, что Садашива является экспансией Маха-Вишну, и этот самый Садашива воплощается в облике Адвайты Ачарьи. Следовательно, поскольку Адвайта Ачарья представляет собой воплощение Садашивы, который тождественен Маха-Вишну, мы можем сказать, что Адвайта Ачарья является воплощением Маха-Вишну. Можно сказать и так, и так, то есть, что он воплощение и Садашивы, и Маха-Вишну. (ПШП м-ру Карлу, 6 апреля 1975)

Шридхара Свами

76-08 Я огорчен, что Вас привела в волнение статья, опубликованная в нашем журнале «Обратно к Богу». Она, конечно, очень неприятная, но те, кто печатает этот журнал, не знают, что — сатйам бруйат прийам бруйат — в этом материальном мире следует говорить только приятную правду. Неприятной правды надо тщательно избегать. Ваше беспокойство напоминает мне почти такой же случай, происшедший с Господом Шри Чайтаньей Махапрабху. Подобно тому, как Вас задела критика Шри Валлабхачарьи, Сам Шри Чайтанья Махапрабху был задет, когда Валлабхачарья критиковал Шридхару Свами.

Шридхара Свами считается первым среди комментаторов Шримад-Бхагаватам. Возможно, Вы знаете, что существует издание Шримад-Бхагаватам, выпущенное Кришна-Шанкарой Шастри «абхинавах суках» Ведантачарьей, Сахитья-тиртха, Шрибхагавата-судханидхи, из Ахмедабада[КМ-д138] . В своей книге он ссылается на почти все важные комментарии к Бхагаватам, а именно: 1) Шридхары Свами, 2) Шри Вамшидхары, 3) Шри Гангасахайи, 4) Шримад Вирарагхавачарьи, 5) Шримад Виджаядхваджа Тиртхи, 6) Шримад Дживы Госвами, 7) Шримад Вишванатхи Чакраварти Тхакура, 8) Шримад Шукадевы, 9) Госвами Шри-Гиридхарилала (из сампрадайи Валлабхачарьи), 10) Шри Бхагавата-Прасадачарьи, и т.д. Среди всех этих комментаторов первое место отдано Шридхаре Свами. Эта парампара существует в течение уже очень долгого времени. Она была принята и во времена Шри Чайтаньи Махапрабху, а Шри Валлабхачарья нарушил эту систему. Вместо того, чтобы признать выдающееся положение Шридхары Свами, он пожелал занять его место сам. Прилагаю несколько фотокопий важных стихов из Чайтанья-чаритамриты, в которых особо говорится об этом предмете. Это стихи из Антья-лилы, Главы Седьмой, озаглавленной «Господь Чайтанья встречает Валлабху Бхатту». Я хотел бы привлечь Ваше внимание к стиху 113 на стр. 55, где Валлабха Бхатта говорит: «В своем комментарии к Шримад-Бхагаватам я опровергаю объяснения Шридхары Свами. Я не могу согласиться с его объяснениями».

Далее, в стихе 114 говорится: «Все, что Шридхара Свами читает, он объясняет в соответствии с обстоятельствами. Следовательно, он непоследователен в своих объяснениях, и потому его нельзя принять как авторитет». Заявление Валлабхи Бхатты, конечно, очень задело Шри Чайтанью Махапрабху, вследствие чего Шри Чайтанья Махапрабху саркастически заметил, что Он считает всякого, кто не принял авторитет свами[КМ-д139] (то есть, Шридхару Свами), проституткой. Прабху хаси кахе, но он улыбался и сказал это шутливо, потому что они были друзьями.

Вопрос этот очень противоречив, однако он вовсе не основывается на слухах, как Вы написали, а документально подтвержден в Чайтанья-чаритамрите. Поскольку Вы написали очень дружелюбное письмо, я не хочу больше обсуждать эту тему. Если Вы любезно возьмете на себя небольшой труд прочитать эту главу, «Господь Чайтанья встречает Валлабху Бхатту», вся ситуация станет Вам ясна. На самом деле Валлабха Бхатта не должен был критиковать Шридхару Свами, поскольку даже в наше время Шридхара Свами является весьма уважаемым [ученым]. Даже такие авторитеты, как Шри Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур упоминают в своих комментариях свами-чаранат, то есть, «как мы узнали от лотоса стоп Шридхары Свами». Поэтому, когда Валлабха Бхатта начал критиковать Шридхару Свами, Чайтанья Махапрабху, в свою очередь, строго отчитал Валлабху Бхатту. Это факт, но это не означает, что Валлабха Бхатта и Чайтанья Махапрабху были врагами. Валлабха Бхатта чтил Чайтанью Махапрабху как старшего. Порой Шри Чайтанья Махапрабху бранил Валлабху Бхатту, а иногда благоволил к нему, поскольку таковы были их отношения. Шри Чайтанья Махапрабху никогда не отказывался от периодических приглашений Валлабхи Бхатты.

Все станет ясно, как только вы любезно прочитаете со вниманием эту главу. Например, мы можем видеть, как в суде два юриста ожесточенно сражаются по какому-нибудь вопросу, но встретившись в библиотеке, беседуют и обнимаются, как друзья. Итак, помните, пожалуйста, что мы не питаем никаких злых чувств к Валлабхе Бхаттачарье. Мы очень уважаем его, поэтому нет никакого вреда в том, чтобы обсуждать такие факты в обществе преданных. Преданные всегда смиренно предлагают свое почтение каждому, но когда дело касается шастр, они отказываются от соблюдения обычного этикета — сатйам бруйят прийям бруйят. Они говорят только сатьям, хотя она может оказаться вовсе не прийям. Надеюсь, Вы поймете всю ситуацию. Если же у Вас все еще остаются какие-то сомнения, я буду рад получить от Вас письмо и постараюсь удовлетворить Вас, насколько это в моих силах. Сейчас я нездоров, но надеюсь, Вас это письмо застанет в добром здравии. (ПШП мадам Сумати Морарджи, 9 августа 1976)

Шриниваса

70-05 По поводу двух твоих вопросов. Первый: Шри Гададхара является экспансией Радхарани, а Шриниваса — экспансия Нарады Муни, они представляют собой внутреннюю энергию и энергию преданности соответственно. (ПШП Тамале, 27 мая 1970)

Субхадра

68-03 Нет, когда Господь является в этот мир, Он делает это, как сказано в Бхагавад-гите, посредством Своей внутренней энергии. Эта внутренняя энергия называется йогамайей. Все игры и все деяния Господа творятся при ее участии. Следовательно, Он не находится под влиянием материальной энергии, как обусловленные души. Йогамайя порой устраивает так, что преданные забывают о присутствии Всемогущего Господа. Например, Яшода обращается с Кришной, как с сыном, которого она родила, и забывает о непостижимой силе Кришны. Поэтому она велит Кришне открыть рот, чтобы проверить, ел ли он глину. Он же показал ей, что проглотил не только кусочек земли, но и все космическое проявление. Яшода-Мата была потрясена, увидав это чудо, но все же забыла, что Кришна — Бог, что Кришна — Сам Верховный Господь, а не просто ее сын. Так протекают взаимоотношения между Господом и Его преданными. Господь ничего не забывает, но чтобы состоялись игры Господа, необходима деятельность йогамайи. (ПШП Упендре, 1 марта 1968)

68-09 Я доволен тем, что Субхадра смотрит на тебя; это хороший знак, значит, она довольна твоими делами. Она является шакти Кришны, внутренней энергией, благодаря ее милостивому взгляду ты достигнешь еще большего успеха в своем продвижении в сознании Кришны. Еще раз спасибо за твое милое письмо. (ПШП Хамсадуте, 19 сентября 1968)

69-02 Относительно твоего вопроса о Дурге и Субхадре: это вовсе не одно и то же лицо. Другое имя Дурги — Бхадра, а не Субхадра; кроме того, Дурга действует в материальном мире. Субхадра не делает ничего из того, что делает Дурга. Субхадра является внутренней энергией, а Дурга — внешней. Между этими энергиями есть взаимоотношения, как и между нами, ведь мы энергия Кришны, но эти энергии работают совершенно в разных областях. Хотя первоначальная энергия одна, у ее экспансий есть отличительные признаки, и, поскольку мы не имперсоналисты, мы понимаем, что для Верховной Личности Бога важно это разнообразие деятельности различных энергий, подобно правительству, которое хотя и едино, но обладает множеством департаментов, работа которых важна для правительства. И департамент образования, и департамент полиции в равной степени являются департаментами правительства. Правительство связано со всеми своими частями и департаментами, но образовательная деятельность отличается от преступной. Это и есть философия непостижимого единства и различия проявления Абсолютной Истины. (ПШП Хамсадуте, 9 февраля 1969)

70-02 Мы не знаем, кто была мать Субхадры, но она была одной из жен Васудевы. Что касается нанесения сурьмы на глаза Божеств, то в этом нет необходимости. Демон Мадху был убит очень, очень давно, в начале времен. Историю об этом можно найти в одной из Пуран. (ПШП Экаяни, 10 февраля 1970)

Шукадева Госвами

74-06 Ты спрашиваешь, где услышал Шримад-Бхагаватам Шукадева Госвами. Это было, когда он находился во чреве матери. (ПШП Ачьютананде Свами, 27 июня 1974)

Сверхдуша

67-12 Я рад, что ты черпаешь силы в сознании Кришны, что ты решила остаться в храме на время отсутствия мужа. Это очень хорошо. Мы должны учиться зависеть от Кришны. На самом деле Кришна всегда ведет нас как Сверхдуша, но из-за своей забывчивости мы не понимаем, что Кришна — наш вечный друг. По мере развития сознания Кришны человек начинает понимать, что Кришна никогда не расстается со Своими преданными — не только со Своими преданными, но и с непреданными тоже. Однако преданные могут распознать Его присутствие, а непреданные не могут. По мере продвижения в сознании Кришны ты будешь видеть Кришну повсюду. Не только на берегу реки, но также и на улицах, в деревьях, фонарных столбах и т.д. Чем чаще ты будешь видеть Кришну во всем, тем, стало быть, ощутимее твой прогресс в осознании Кришны. На самом деле вокруг нас нет ничего кроме Кришны. Так говорит Гита. Он — вкус воды, свет луны, аромат цветка, свет солнца, звук в небе, сила сильного и т.д. Поэтому всякий, кто действительно развивается в сознании Кришны, способен видеть Кришну повсюду. На любой стадии жизни — кто может скрыться от света солнца или луны, от аромата цветов, от вкуса воды, от грома в небе и т.д.? Нужно лишь понять, что все это разнообразие жизни есть Кришна. Без Кришны нет ничего. Просто под влиянием майи мы забыли об отношениях Кришны со всем сущим. (ПШП Кришне-деви, 21 декабря 1967)

68-01 Я получил твое последнее письмо (без даты) и с большой радостью прочел его. Мои самые искренние благословения тебе: продолжай развивать сознание Кришны. Что бы ты ни делала сейчас, я одобряю, и думаю, поскольку ты становишься искренней душой, Кришна направляет тебя изнутри, и ты все делаешь хорошо. Есть два гуру — внутренний и внешний. Внутренний гуру — это Сам Кришна, восседающий в сердце каждого, а внешний — это духовный учитель. Так вот, искренний преданный получает поддержку как извне, так и изнутри. Для искреннего преданного приказы внутреннего гуру, Кришны, должны быть подтверждены внешним гуру, тогда все будет хорошо. Я очень рад, что ты не выходишь, а служишь в стенах храма, занимаешь себя деятельностью в сознании Кришны. (ПШП Канчанбале, 14 января 1968)

68-05 Наше единственное дело — распространять сознание Кришны изо всех своих сил, а Кришна даст нам разумение и здравый смысл. Кришна ведь находится внутри тебя, ты повторяй мантру и проси его: «Кришна!», — и Он даст тебе необходимые наставления. (ПШП Хамсадуте, 14 мая 1968)

68-06 Да, мы обладаем всеми качествами Сверхдуши. Поэтому если бы у Сверхдуши не было бы сознания, откуда бы взялось сознание у нас? Мы представляем собой уменьшенные копии, следовательно, оригинал должен обладать всеми качествами, которыми обладаем мы. Не существует такой вещи, как принятие или отвержение, в уме у Сверхдуши. Наш ум в своем нынешнем материальном положении абсурден. Его дело просто принимать или отвергать. У Сверхдуши нет такого отделенного ума, но вообще ум у Нее тоже есть, и что бы Сверхдуша, Бог, ни подумал Своим умом, это уже факт. Там и речи нет о принятии или отвержении. На санкрите это называется сатья-санкальпа. Ум Сверхдуши, тело Сверхдуши и сама Сверхдуша представляют собой Абсолютную Истину, между ними нет разницы. Так я отвечаю на твой вопрос: «Является ли “сознание” признаком Сверхдуши?» (ПШП Рупануге, 30 июня 1968)

68-11 По поводу твоего вопроса о Сверхдуше: из философии Бхагавад-гиты мы знаем, что между Сверхдушой и отдельной маленькой душой всегда существует различие. Сверхдуша никогда не попадает в тиски майи, энергии иллюзии, а душа, джива имеет такую тенденцию. Так что различие есть, однако Сверхдуша и джива все же едины, как едины качественно солнечный свет и солнце. Итак, послание Кришны таково: мы одновременно едины с Кришной и отличны от Него. Когда джива, душа принимает приказы Верховного сознания, Сверхдуши, она больше не действует ради личного чувственного удовлетворения, а ставит целью всей своей деятельности удовлетворение чувств Кришны. Это настроение служения — совершенство живого существа. (ПШП Хамсадуте, 24 ноября 1968)

68-11 Ты задала хорошие вопросы. Да, и Сверхдуша, и душа неизменны. Разница в том, что когда душа соприкасается с материей, возникает иллюзия, что она изменяется. Но Сверхдуша не подвержена материальному осквернению, поэтому в отношении Ее такая иллюзия не возникает. Изменение души можно уподобить превращению воды, поставленной в морозильник, в лед. Но как только температура повышается, лед снова обращается в воду. Так вот, изменчивость души подобна превращению воды в лед. Лед склонен таять и снова превращаться в воду. Из-за осквернения материей душа, пребывающая в иллюзии, отождествляет себя с материальным существованием. Но она склонна таять, возвращаясь в сознание Кришны. Поэтому, когда, от соприкосновения с авторитетным духовным учителем, температура достаточно сильно повышается, жизнь такой души становится успешной. Чтобы обрести такую удачу, требуется искренность, тогда Кришна Сам приведет такую душу к авторитетному духовному учителю. Пуруша означает «Бог» или «Кришна». Что касается атмы, то существуют Параматма и дживатма. Обе они являются атмами, поскольку они духовны, но живое существо носит название дживатмы. Дживатма — это маленькая частица атмы, склонная к падению в материальную атмосферу. Она называется дживатмой. А Атма или Сверхдуша, Которая никогда не подвергается материальному осквернению, называется Параматмой или Сверхдушой. И поскольку Бог никогда не попадает под влияние материальной иллюзии, другое Его имя — Ачьюта. Ачьюта означает «Тот, Кто никогда не падает». (ПШП Малати, 12 ноября [КМ-д140] 1968)

68-12 Ты спрашиваешь, как Кришна пребывает в духовном мире вместе с душой. Ответ таков: Кришна пребывает в сердце души, или духовного тела. Так что Кришна никогда не отдаляется от нас. Он пребывает либо в сердце материального тела, либо в сердце духовного тела. Такова беспричинная милость Кришны ко всем Своим возлюбленным детям, живым существам. (ПШП Шарадии, 12 декабря 1968)

69-03 Насколько я понял, ты отправил Джая-Говинде деньги на дорогу. Пусть он приедет первым. Он очень здравомыслящий юноша, и я надеюсь, его приезд не вызовет разногласий. Вчера вечером я дал посвящение одному немецкому юноше, и я уполномочил его перевести все мои книги на немецкий язык. Теперь печатать немецкое издание «Обратно к Богу» будет нетрудно, на вашем новом печатном станке. Ты должен принять знак, который посылает Кришна: станок уже есть, рабочий, который будет работать на этом станке, Джая-Говинда, уже едет, и к нам присоединился немецкий ученый. Неужели ты не видишь, как Кришна показывает, что мы должны развернуть проповедь на немецком языке в этой части мира? Ты должен приспособить всё к этому указанию Господа Кришны. Не делай ничего по собственной прихоти. Направление определяется через духовного учителя, и каждый, кто по приказу духовного учителя воплощает желания Кришны, [СТРАНИЦА УТРАЧЕНА]. (ПШП Кришна-дасу, 5 марта 1969)

69-03 Твой шестой вопрос: «Правда ли, что Сверхдуша управляет каждым движением в этом мире через посредство майи и низшей энергии, согласно желаниям сновидца-дживы?» Да. (ПШП Рупануга, 14 марта 1969)

69-04 Не думай, что ты одинока, потому что Кришна всегда с тобой. Кришна всегда пребывает рядом с живым существом как Сверхдуша, а со Своим преданным Он особенно часто говорит и дает ему наставления, как достичь совершенства, как встретиться с Ним. Так что не думай, что ты одинока. Всегда, при любой возможности, читай наши книги, и у тебя не будет больших трудностей. (ПШП Ананде, 3 апреля 1969)

69-05 По поводу твоего вопроса о Параматме: ты достаточно удачлив, поскольку искренне служишь Кришне. Кришна как Праматма, восседающий в твоем сердце, сейчас направляет тебя. Кришна так добр, что хочет помогать нам как духовный учитель двумя способами. Он помогает нам изнутри, как чайтья-гуру (наставляющий) и дикша-гуру (инициирующий). Итак, принцип состоит в том, чтобы всякое наставление, которое дает тебе чайтья-гуру, было подтверждено наставляющим или инициирующим гуру извне. Тогда твой прогресс будет полным. Надеюсь, сие застанет тебя в добром здравии. Еще раз благодарю тебя. (ПШП Шивананде, 21 мая 1969)

70-02 Если ты просто ежедневно повторяешь свои круги, как тебе указано, и строго соблюдаешь правила и предписания, ответы на все твои вопросы придут сами собой от Кришны в облике Параматмы. Можешь обратиться в этой связи к Бхагавад-гите (10.10): «Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне». И (10.11): «Желая оказать им особую милость, Я, находящийся в их сердцах, рассеиваю царящую там тьму неведения светочем знания». Этот метод осознания через преданное служение очень важен для развития сознания Кришны, и все вы должны прилежно следовать этой программе. (ПШП Шачисуте, 14 февраля 1970)

72-02 По поводу твоего вопроса: это предание Сверхдуше происходит на высших стадиях сознания Кришны. Пока преданный не разовьется, он должен получать информацию и направление от представителя Сверхдуши, духовного учителя. Духовный учитель — это внешнее проявление Сверхдуши. Так Господь помогает живому существу, помогает и извне, и изнутри. (ПШП Рупануге, 22 февраля 1972)

Валлабхачарья

72-04 Когда Кришна наставлял Арджуну, его слушали четверо, то есть, существует 4 истинных Вишну-сампрадаи. Рамануджа в Шри- или Лакшми-сампрадае, Нимбарка — в Кумара-сампрадае, Валлабхачарья — последователь Вишнусвами или Рудра-сампрадаи. Кроме Вишну-сампрадаи, есть и другие сампрадаи, но они следуют предписаниям сторонних авторитетов. Их немало, но мы их не признаём. Мы признаём четыре Вишну-сампрадаи, это изначально истинные сампрадаи, это авторитетная религия, религия вайшнавов. Изначальная дхарма заключается в том, чтобы блюсти варну и ашрам, а они созданы, согласно Бхагавад-гите, ради удовольствия Вишну. Итак, сампрадая — это одна из четырех изначальных Вишну-сампрадай. (ПШП Мадхавананде, 25 апреля 1972)

71-08 Учение Валлабхачарьи авторитетно. Некоторые различия во мнениях есть всегда. Например, ты расходишься во мнениях со своим мужем, но это не означает, что ты или твой муж не преданные. (ПШП Экаяни, 31 августа 1971)

76-08 Я огорчен, что Вас привела в волнение статья, опубликованная в нашем журнале «Обратно к Богу». Она, конечно, очень неприятная, но те, кто печатает этот журнал, не знают, что — сатйам бруйат прийам бруйат — в этом материальном мире следует говорить только приятную правду. Неприятной правды надо тщательно избегать. Ваше беспокойство напоминает мне почти такой же случай, происшедший с Господом Шри Чайтаньей Махапрабху. Подобно тому, как Вас задела критика Шри Валлабхачарьи, Сам Шри Чайтанья Махапрабху был задет, когда Валлабхачарья критиковал Шридхару Свами. Шридхара Свами считается первым среди комментаторов Шримад-Бхагаватам. Возможно, Вы знаете, что существует издание Шримад-Бхагаватам, выпущенное Кришна-Шанкарой Шастри «абхинавах суках» Ведантачарьей, Сахитья-тиртха, Шрибхагавата-судханидхи, из Ахмедабада[КМ-д141] . В своей книге он ссылается на почти все важные комментарии к Бхагаватам, а именно: 1) Шридхары Свами, 2) Шри Вамшидхары, 3) Шри Гангасахайи, 4) Шримад Вирарагхавачарьи, 5) Шримад Виджаядхваджа Тиртхи, 6) Шримад Дживы Госвами, 7) Шримад Вишванатхи Чакраварти Тхакура, 8) Шримад Шукадевы, 9) Госвами Шри-Гиридхарилала (из сампрадайи Валлабхачарьи), 10) Шри Бхагавата-Прасадачарьи, и т.д.

Среди всех этих комментаторов первое место отдано Шридхаре Свами. Эта парампара существует в течение уже очень долгого времени. Она была принята и во времена Шри Чайтаньи Махапрабху, а Шри Валлабхачарья нарушил эту систему. Вместо того, чтобы признать выдающееся положение Шридхары Свами, он пожелал занять его место сам. Прилагаю несколько фотокопий важных стихов из Чайтанья-чаритамриты, в которых особо говорится об этом предмете. Это стихи из Антья-лилы, Главы Седьмой, озаглавленной «Господь Чайтанья встречает Валлабху Бхатту». Я хотел бы привлечь Ваше внимание к стиху 113 на стр. 55, где Валлабха Бхатта говорит: «В своем комментарии к Шримад-Бхагаватам я опровергаю объяснения Шридхары Свами. Я не могу согласиться с его объяснениями».

Далее, в стихе 114 говорится: «Все, что Шридхара Свами читает, он объясняет в соответствии с обстоятельствами. Следовательно, он непоследователен в своих объяснениях, и потому его нельзя принять как авторитет». Заявление Валлабхи Бхатты, конечно, очень задело Шри Чайтанью Махапрабху, вследствие чего Шри Чайтанья Махапрабху саркастически заметил, что Он считает всякого, кто не принял авторитет свами[КМ-д142] (то есть, Шридхару Свами), проституткой. Прабху хаси кахе, но он улыбался и сказал это шутливо, потому что они были друзьями.

Вопрос этот очень противоречив, однако он вовсе не основывается на слухах, как Вы написали, а документально подтвержден в Чайтанья-чаритамрите. Поскольку Вы написали очень дружелюбное письмо, я не хочу больше обсуждать эту тему. Если Вы любезно возьмете на себя небольшой труд прочитать эту главу, «Господь Чайтанья встречает Валлабху Бхатту», вся ситуация станет Вам ясна. На самом деле Валлабха Бхатта не должен был критиковать Шридхару Свами, поскольку даже в наше время Шридхара Свами является весьма уважаемым [ученым]. Даже такие авторитеты, как Шри Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур упоминают в своих комментариях свами-чаранат, то есть, «как мы узнали от лотоса стоп Шридхары Свами». Поэтому, когда Валлабха Бхатта начал критиковать Шридхару Свами, Чайтанья Махапрабху, в свою очередь, строго отчитал Валлабху Бхатту. Это факт, но это не означает, что Валлабха Бхатта и Чайтанья Махапрабху были врагами. Валлабха Бхатта чтил Чайтанью Махапрабху как старшего. Порой Шри Чайтанья Махапрабху бранил Валлабху Бхатту, а иногда благоволил к нему, поскольку таковы были их отношения. Шри Чайтанья Махапрабху никогда не отказывался от периодических приглашений Валлабхи Бхатты.

Все станет ясно, как только вы любезно прочитаете со вниманием эту главу. Например, мы можем видеть, как в суде два юриста ожесточенно сражаются по какому-нибудь вопросу, но встретившись в библиотеке, беседуют и обнимаются, как друзья. Итак, помните, пожалуйста, что мы не питаем никаких злых чувств к Валлабхе Бхаттачарье. Мы очень уважаем его, поэтому нет никакого вреда в том, чтобы обсуждать такие факты в обществе преданных. Преданные всегда смиренно предлагают свое почтение каждому, но когда дело касается шастр, они отказываются от соблюдения обычного этикета — сатйам бруйят прийям бруйят. Они говорят только сатьям, хотя она может оказаться вовсе не прийям. Надеюсь, Вы поймете всю ситуацию. Если же у Вас все еще остаются какие-то сомнения, я буду рад получить от Вас письмо и постараюсь удовлетворить Вас, насколько это в моих силах. Сейчас я нездоров, но надеюсь, Вас это письмо застанет в добром здравии. (ПШП мадам Сумати Морарджи, 9 августа 1976)

76-08 Публикация в «Обратно к Богу» нескольких комментариев по поводу Валлабхачарьи (том 10, номер 8, стр. 5, колонка 3, абзац 2) вызвала некоторое беспокойство. Пожалуйста, в дальнейшем воздержись от публикации подобных комментариев. (ПШП Джаганнатха-Сута-дасу, 28 августа 1976)

76-11 Можешь ответить Говиндалалджи Махарадже так:

То, что мы обсуждаем, напечатано в Чайтанья-чаритамрите. Как мы можем исправлять? Мы не можем исправить то, что написано в Чайтанья-чаритамрите. Мы не питаем недобрых чувств или неуважения к Валлабхачарье. Мы считаем себя послушнейшими слугами Валлабхачарьи. Дискуссия Господа Чайтаньи и Валлабхачарьи протекала в дружеских тонах. Она началась в связи с выяснением позиции ачарий. Все дело в том, что вы до сих пор критикуете Шридхару Свами, говоря: «…показал в особенности природу ошибки, совершенной прежними комментаторами, включая Шридхару Свами… Шридхара Свами… никогда не считался Учителем…» Эта критика Шридхары Свами была для Господа Чайтаньи так же нестерпима, как для вас нестерпима Его критика Валлабхачарьи. Такую дружелюбную критику вы всегда найдете между учеными, но это не значит, что они питают друг к другу недобрые чувства. И если вы можете критиковать Шридхару Свами в таких выражениях, то что дурного в том, что последователи Шридхары Свами в таком же духе критикуют вас? Есть английская поговорка, слова, произнесенные Иисусом Христом: «Не судите, да несудимы будете». А вывод такой: как мы узнали из Чайтанья-чаритамриты, вначале Шри Валлабхачарья критиковал Шридхару Свами, а потом Шри Чайтанья Махапрабху критиковал Валлабхачарью. Что мы можем сделать сейчас, по прошествии 500 лет? Недавно какая-то критика снова появилась в «Иллюстрированном Еженедельнике». Такие вещи будут случаться в этом мире, но это не значит, что мы не уважаем ачарий-вайшнавов. (ПШП Гирирадже, 25 ноября 1976)

Господь Вараха

68-03 Да, существует два воплощения вепря. Один рыжеватый, а другой белый. Вараха — первый, он рыжеватый, как кабан. (ПШП Джадурани, 16 марта 1968)

Васудева

70-02 Мы не знаем, кто была мать Субхадры, но она была одной из жен Васудевы. (ПШП Экаяни, 10 февраля 1970)

Веды

70-04 В ответ на твой первый вопрос, «кто автор Ишопанишад?», отвечаю: это олицетворенная Веда. В ведические времена ученик слушал от духовного учителя послания, которые нисходили по цепи ученической преемственности, поэтому то, что ученик слышал от истинного духовного учителя, он должен был повторять вслух. Ведические мантры называются шрути. [Идея в том, чтобы] слушать от авторитетного лица, а затем повторять, петь их. Так что нельзя спросить «кто написал Ишопанишад». Говорится, что Веды не сочинил никакой человек. Позже, перед началом Кали-юги, ведические мантры были записаны в книгах, бόльшую часть которых составил Шрила Вьясадева Махамуни и несколько его учеников. (ПШП Читсукхананде, 28 апреля 1970)

Господь Вишну

74-11 По поводу тех профессоров, которые говорят, что Шива Всевышний: в Риг-веде сказано: ом тад вишнох парамам падам. Лотос стоп Вишну — высший уровень преданности. Вишну назван Всевышним. Существует восемнадцать Пуран, шесть из них предназначены для людей, находящихся в гуне невежества, несколько для тех, кто в гуне страсти, а лучшие — для тех, кто в гуне благости, саттвические Пураны. Если человек вдумчиво читает Пураны и Веды, он поймет, что Вишну — Верховная Личность. Но для тех, кто пребывает на уровне невежества и страсти, там есть другие утверждения. Так что, принимает человек Господа Шиву или Господа Вишну как Всевышнего, зависит от его собственных качеств, но тот, кто тщательно изучит всю ведическую литературу и кто примет утверждения ачарий, руководящих судьбой ведической культуры Индии, а они все принимали Вишну как Верховную Личность, придет к этому же выводу.

Что касается нас, участников Движения сознания Кришны, мы проповедуем учение Бхагавад-гиты. Кришна — Верховная Личность, превосходящая всех полубогов, включая Господа Вишну, и, разумеется Господа Шиву. Наш фундаментальный принцип — это учение Бхагавад-гиты. Люди, не способные этого понять из-за влияния определенных гун природы, нуждаются в дальнейшем образовании, и пока они его не получат, мы ничего сделать не можем. Животному, пребывающему в гуне невежества — как проповедовать? В этом случае мы бессильны. Я прочитал твое письмо профессору, это был хороший вызов. Ты написал все хорошо. Ты правильно цитировал Веды: эко ваи нарайана асин на брахма на ишано… В начале не было ни Брахмы, ни Шивы, только Кришна. Космическое проявление исходит из махат-таттвы, а до махат-таттвы существует Нараяна. Шанкарачарья — поклонник Господа Шивы и воплощение Господа Шивы, он относится к Нараяне как к своему господину и Всевышнему — нарайанах паро 'вйактат. Это наилучший авторитет. Какого еще вам нужно доказательства? Это слова из «Шанкара-бхашьи», его комментария к Бхагавад-гите. Это даже не Пураны, это собственные слова Шанкарачарьи. Как можно отрицать, если воплощение Господа Шивы говорит, что Кришна Всевышний? В Пуранах говорится, что другой полубог является всевышним, только для того, чтобы убедить преданных. Ведь ученик начальной школы может думать, что начальное образование есть всё, и понятия не иметь о высшем образовании. Это просто для того, чтобы убедить преданных, но из Гиты мы знаем, что все исходит от Кришны, Он дает веру, которая позволяет нам поклоняться полубогам. Кришна говорит: ахам адир хи деванам. Что, Кришна говорит неправду? Почему мы должны отвергнуть утверждение Кришны? Наша миссия состоит в том, чтобы поставить Кришну на первое место, а остальные могут соглашаться с этим или нет. Мы не препятствуем их выбору, но иногда мы делаем это, поскольку это наш долг. (ПШП Сатсварупе, 3 ноября 1974)

Ви<

Наши рекомендации