Экзамены и аттестация по философии
55-01 Дорогой брат, я получил твой запрос и рад, что ты хочешь стать членом Лиги Преданных, чтобы изучить науку и практику теизма или духовности высочайшего уровня. Прилагаю проспект, пожалуйста, изучи его и реши, стоит ли тебе становиться постоянным членом этого благородного учреждения.
Если ты решишь стать проповедником, ты должен будешь единовременно заплатить 10 рупий за получение степени Бхакти-шастри, в подтверждение чего тебе будет выдан аттестат, удостоверяющий, что ты являешься проповедником, членом Лиги и занят необходимой проповеднической деятельностью по поручению Лиги. Проповедническая работа ведется так:
1) Получив аттестат Бхакти-шастри, ты тут же становишься авторитетным проповедником этой организации, а для этого тебе нужно регулярно читать Бхагавад-гиту.
2) По мере того, как ты будешь читать Бхагавад-гиту, у тебя будут возникать многочисленные вопросы по поводу ее содержания, и ты можешь обратиться к нам за разъяснением этих вопросов, каковое будет тебе дано со всей ясностью, чтобы ты мог все понять.
3) Некоторые, наиболее общие вопросы уже разъяснены в различных брошюрах, одна из которых приложена к данному письму, чтобы ты мог ее изучить и понять.
4) Эти вопросы и ответы ты должен будешь проповедовать другим — это деятельность, весьма благоприятная как для тебя самого, так и для твоих слушателей.
5) Если ты не можешь обращаться к людям за пределами своего дома, ты можешь осуществлять проповедническую деятельность только среди членов своей семьи, и на такие беседы могут приходить твои друзья, соседи и родственники.
6) Проводи такие часовые встречи регулярно у себя дома или в любом другом подходящем месте неподалеку от своего дома и на них пой гимны или шлоки Бхагавад-гиты с благоговением и преданностью. Если есть возможность, чтение Бхагавад-гиты нужно предварять и заканчивать совместным пением святого имени Бога, как указано ниже: Харе Кришна — Харе Харе.
7) На подобающие вопросы, возникающие на таких встречах, нужно давать подобающие ответы на основании авторитета Бхагавад-гиты. Но если при ответах возникают трудности, вопрос можно незамедлительно переадресовать нам, и мы дадим ясный и отчетливый ответ, который прояснит понимание всех участников.
8) Некоторые слушатели могут тоже захотеть стать проповедниками этой Лиги, и мы будем рады поддержать их так же, как поддержим и тебя. Нам больше нужны проповедники, чем сонные ленивцы.
Проповедь всегда должна быть направлена на высшую цель жизни. Высшая же цель жизни заключается в том, чтобы восстановить свои утраченные отношения с Богом, Который есть Абсолютное Целое и неотъемлемыми частичками Которого являемся все мы, живые существа.
Так или иначе, мы все в незапамятные времена забыли о своих отношениях с Богом, и из-за этого забвения скитаемся теперь жизнь за жизнью в различных видах тел, которых насчитывается 84 лакха. Этот процесс переселения из одного тела в другое после смерти есть _________[КМ-д74] болезни живого существа, и человеческая форма тела предоставляет прекрасный шанс исцелиться от этой болезни. (ПШП Лиге Преданных, 1950-60)
68-01 Первый экзамен будет проведен ориентировочно в январе будущего года по «Бхагавад-гите как она есть», и те, кто его пройдет, получат титул Бхакти-шастри. Через год мы проведем экзамен по Шримад-Бхагаватам, и те, кто его пройдет, получат титул Бхакти-вайбхава. Еще через год мы проведем экзамен по «Учению Господа Чайтаньи», «Нектару преданности» и Веданта-сутре, и те, кто его благополучно пройдут, будут удостоены титула Бхакти-веданта. К 1975 году все, кто пройдет все вышеупомянутые экзамены, будут особо уполномочены давать посвящения и увеличивать число сознающих Кришну людей. (ПШП Киртанананде, 12 января 1968)
68-12 В январе следующего года будет экзамен по этой[КМ-д75] Бхагавад-гите. Я разошлю по всем центрам контрольные, и те, кто наберет минимальное проходное количество баллов, получит титул Бхакти-шастри. Следующий подобный экзамен будет проведен на день явления Господа Чайтаньи в феврале 1970, основой для него станут Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гита. Те, кто его пройдут, получат титул Бхакти-вайбхава. Следующий экзамен будет в 1971 году и будет касаться четырех книг: Бхагавад-гиты, Шримад-Бхагаватам, «Учения Господа Чайтаньи» и «Нектара преданности». Тот, кто пройдет этот экзамен, будет удостоен титула Бхакти-веданты[КМ-д76] . Я хочу, чтобы все мои духовные сыновья и дочери унаследовали этот титул Бхакти-веданты, чтобы семейный духовный диплом передавался из поколения в поколение. Те, кто удостоится титула Бхактиведанты, будут уполномочены давать посвящения ученикам. Может быть, к 1975 году все мои ученики будут уполномочены давать посвящения и увеличивать численность новых поколений учеников. Таков мой план. Мы не просто должны печатать эти книги для посторонних людей, но и наши ученики также должны быть весьма сведущи во всех наших книгах, чтобы мы были готовы победить всех наших оппонентов в вопросах самоосознания. (ПШП Хамсадуте, 3 декабря 1968)
69-01 Что касается экзамена, ты, считай, его уже сдал, так что не бойся. На экзамене вопросы покажутся тебе настолько легкими, что ты за несколько минут ответишь на них все. Я хочу ввести эту систему экзаменов, чтобы в будущем наши ученики не пренебрегали книгами, которые мы сейчас печатаем. Знание, заключенное в этих книгах, нематериально. Искреннему ученику все содержание этих книг открывается изнутри, даже если он не изучил их все досконально. (ПШП Хамсадуте, 12 января 1969)
69-01 Старайся участвовать в делах сознания Кришны, и если почувствуешь потребность в моей помощи, можешь смело обратиться ко мне с письмом. Очень внимательно читай «Бхагавадгиту как она есть». В следующем году, в январе мы будем проводить экзамен по этой книге. Надеюсь, ты уже будешь достаточно сведуща в науке сознания Кришны, чтобы пройти этот экзамен и удостоиться титула «Бхакти-шастри», что означает «тот, кому известны принципы преданного служения». Итак, подумай над тем, что я тебе написал, и Кришна во всем тебе поможет. (ПШП Кануприи, 15 января 1969)
69-01 По поводу Брахма-самхиты: эта книга будет включена в экзамен второго года наряду с Шримад-Бхагаватам. Не понимаю, почему ты так озабочен тем, чтобы уже начать «Бхакти-расамрита-синдху». Сначала тщательно изучи «Бхагавад-гиту как она есть». Это самая важная книга, которую нужно изучать первой. (ПШП Хамсадуте, 21 января 1969)
69-01 Относительно грядущего экзамена: девушки тоже смогут принять в нем участие. В сознании Кришны нет различия между девушками и юношами. Девушки тоже могут проповедовать, если они способны на это. (ПШП Химавати, 24 января 1969)
69-02 Мы хотим провести экзамены и присвоить [ученикам] титулы Бхакти-шастри, Бхакти-вайбхава и Бхакти-веданта. Вся программа рассчитана на семь лет, и те ученики, которые будут полностью заняты учебой в течение этого семилетнего курса, будут отнесены к категории 4D по классификации призывной комиссии. Эти ученики не будут призваны к военной службе. В этой связи мы экспериментируем с Картикеей, и если все пойдет успешно, мы сможем защитить многих учеников, при условии, что они отнесутся к делу серьезно.
Но даже и помимо избавления от преследований призывной комиссии, нам необходимо множество обученных учеников, которые смогут отправиться в любую часть света и основать там центр. Любой, кто хоть немного знаком с вышеупомянутыми книгами, может ехать куда угодно, петь «Харе Кришна», распространять журнал «Обратно к Богу» и читать лекции по этим книгам. Сегодня пришло письмо от Гурудаса, в котором сообщается, что они получили разрешение петь «Харе Кришна» на улицах и в парках Лондона. Мир нуждается в этом сознании Кришны, и мы должны обучить множество проповедников для этой цели. Я также надеюсь, что ты возьмешь на себя ответственность преподавателя, когда мы откроем богословскую школу в Новом Вриндаване. (ПШП Анируддхе, 4 февраля 1969)
69-02 Я очень благодарен тебе за высокую оценку «Бхагавад-гиты как она есть». Думаю, ты уже слышал о том, что в январе 1970 года мы будем проводить экзамен по этой книге для всех наших учеников, и те, кто пройдет его, получат титул «Бхакти-шастри». С помощью этих экзаменов я надеюсь вдохновить всех моих учеников очень внимательно изучать философию сознания Кришны, поскольку нам понадобится очень много проповедников, чтобы принести это послание во все уголки земли. (ПШП Махапуруше, 7 февраля 1969)
69-03 [Бхакти-шастри, Бхакти-вайбхава и Бхакти-веданта]
Да, мы должны, по мере возможности, оформить наше Общество как школу, я уже писал тебе об этом. Пожалуйста, поскорее распиши весь учебный план, потому что нам необходимо немедленно подать ходатайство в Призывную комиссию[КМ-д77] , и если оно будет удовлетворено, это будет для Общества большим плюсом. Титул «Бхакти-шастри» присваивается тому, кто изучил «Бхагавад-гиту», «Легкое путешествие к другим планетам» и «Нектар преданности». Титул «Бхакти-вайбхава» получат те, кто изучил «Веданта-сутру» и до некоторой степени Шримад-Бхагаватам. «Бхакти-веданта» — это высшая ступень, и этого титула будет удостоен тот, кто досконально изучит Чайтанья-чаритамриту. (ПШП Брахмананде, 23 марта 1969)
69-07 Оба твоих письма были доставлены специальной авиапочтой. К сожалению, я не смог ответить на них раньше, потому что ожидал помощи от других. Так или иначе, я подписал диплом, удостоверяющий, что ты удостоен титула «Бхакти-шастри», и отправил его в Нью-Йорк, чтобы его скрепил своей подписью президент. Диплом делали в последний момент и немного в спешке, поэтому качеством печати я не совсем удовлетворен. Я попросил Аравинду изготовить более качественный экземпляр, и если ты захочешь, мы можем вручить тебе этот улучшенный экземпляр, но чуть позже. Ты отмечаешь, что в Новом Вриндаване недостаточно возможностей для заботы о детях. Если ты сможешь организовать высшее учебное заведение, Школу Богословия, и взять на себя заботу о ней, я буду тебе очень благодарен. В Лос-Анджелесе место не плохое, но здешняя школа уже переполнена.
Мы планируем с помощью местного юриста подготовить документы о пастырском статусе [нашего общества], и эти документы уже почти готовы. Эти бумаги будут представлены в Призывную комиссию, а копии мы разошлем во все наши центры, чтобы там тоже могли принять необходимые меры. Бхакти-шастри — это на самом деле официальное подтверждение того факта, что человек знает принципы преданного служения. В номере 25 «Обратно к Богу», на стр. 14, под заголовком «Организация Общества» мы говорим о том, почему наши ученики должны быть освобождены от воинской повинности. Прочитай эту часть, когда получишь этот выпуск. (ПШП Рупануге, 24 июля 1969)
69-09 «Экзамен на получение титула Бхакти-шастри после первого года обучения»
ЭКЗАМЕН НА ПОЛУЧЕНИЕ ТИТУЛА БХАКТИ-ШАСТРИ ДЛЯ ПЕРВОГО КУРСА
Время: с 9 утра до полудня
4 сентября 1969
Церемония Джанмаштами
Ответьте на любые десять вопросов со ссылкой на соответствующий контекст из писаний, таких, как «Бхагавад-гита как она есть», «Брахма-самхита» и «Ишопанишад». Высший бал за каждый ответ — 100 баллов.
1. Кто такой Кришна?
2. Каковы ваши отношения с Кришной?
3. Что ожидается от вас в отношениях с Кришной?
4. Какова цель сознания Кришны?
5. Что вы подразумеваете под религией?
6. Является ли сознание Кришны религией или видом религиозной веры?
7. Каково различие между религией и верой?
8. Можно ли сменить веру или религию?
9. Каково различие между изменяемой и вечной религиями?
10. Каковы различные типы религиозной веры?
11. Можно ли создать религию посредством философского размышления? Кто создал религию в самом начале?
12. В чем состоит главнейшее и общее для всех занятие религиозных людей?
13. Верите ли вы, что Кришна — Верховная Личность Бога?
14. Если вы верите в это, то на чем основана ваша вера? Если нет, то в чем причина неверия?
15. Что такое Брахман, Параматма и Бхагаван?
NB. Ответьте на вопросы и сделайте небольшой взнос в мой книжный фонд. Я лично проверю все экзаменационные работы, и тем, кто пройдет экзамен, будут в должном порядке высланы дипломы Бхакти-шастри. Минимальный проходной балл — от 300 до 1000 баллов.
А.Ч. Бхактиведанта Свами (5 сентября 1969)
69-09 Я получил из твоего центра работы, написанные в день экзамена на Джанмаштами, но там не было никаких взносов. Полагаю, они придут отдельным отправлением. (ПШП Джагадише, 7 сентября 1969)
69-09 Я рад, что ты прочитаешь четыре лекции в лос-анджелесских университетах в этом году. [КМ-д78] И я приглашаю всех принять участие в экзаменах и получить титул «бхакти-шастри». Однако для этого нужно быть знакомым с философией [сознания] Кришны, по меньшей мере, год. Студенты могут посещать лекции в течение года, как ты это уже и организовал, и если они изучат эту философию, это доставит нам радость, даже если они не станут инициированными учениками. Относительно контрольных, которые остались у тебя, в Лос-Анджелесе, пусть они остаются там, а когда я вернусь, я проверю их лично. (ПШП Тамала-Кришне, 14 сентября 1969)
69-12 Относительно дипломов Бхакти-шастри: работы проверены, но сами дипломы мы не взяли с собой, чтобы свести к минимуму багаж при перелете в Европу. Поэтому, если есть острая и неотложная необходимость в дипломе, ты можешь посмотреть в том сундуке, который остался в Нью-Йорке и прислать сюда диплом, который мы здесь напечатаем. В противном случае я сам возьмусь за это, когда вернусь в Штаты, а будет это ориентировочно числа 20-го декабря. (ПШП Брахмананде, 2 декабря 1969)
71-02 Мы хотим повлиять на этих сбившихся с пути студентов колледжей, чтобы они смогли отнестись к Движению сознания Кришны очень серьезно. И если мы сможем основать центр сознания Кришны, эта студенты могли бы получить докторскую степень в сознании Кришны и проповедовать по всему миру. (ПШП Туласи-дасу, 24 февраля 1971)
71-08 Диплом.
Тому, кого это касается.[КМ-д79] Сим удостоверяется, что Шриман Бхагаван-дас Адхикари является посвященным священнослужителем Международного общества сознания Кришны, носящим титул «Бхакти-шастри» и обладающим необходимой квалификацией, чтобы учить сознанию Кришны и ведической литературе в целом. Он прошел многолетнее обучение под моим руководством и является одним из моих ведущих учеников. (ПШП Бхагаван-дасу, 30 августа 1971)
73-03 На самом деле можно идеально сознавать Кришну, даже будучи неграмотным. В образовании нет необходимости. Нужно лишь принять тот факт, что мы вечные слуги Кришны и заниматься каким-то практическим служением. Однако существует также великое множество убедительных аргументов, например, в Бхагавад-гите, которые должны привести нас к верному выводу, т.е., к преданности. Даже такие разделы Вед, как карма-канда и гьяна-кандапредназначены лишь для того, чтобы привести нас к верной сиддханте, то есть, выводу. Этот же вывод делает и Кришна в Бхагавад-гите, что тот, кому известна цель Вед, предается Ему. (ПШП д-ру Аггарвалу, 7 марта 1973)
75-10 Прилагаю форму заявления на новую вакансию профессора, которая открылась в большом Университете здесь, в Дурбане, в Южной Африке. Это университет, в котором учатся только студенты-индусы, и ректор весьма впечатлен и очень хочет, чтобы кто-то из наших людей, обладающих преподавательской квалификацией, приехал и занял место профессора. Ректору нужен квалифицированный преподаватель ведической культуры. Вся ведическая культура описана в наших книгах. Я считаю, что ты смог бы как нельзя лучше выполнять эту работу. Пожалуйста, заполни прилагаемый бланк и возвращайся в йоханнесбургский храм, расположенный по адресу: Йоханнесбург (Южная Африка), Йеовиль, улица Мюллера, 59. Когда спросят о твоей квалификации, можешь сказать, что ты являешься Бхакти-шастри в ИСККОН. (ПШП Сварупа-Дамодара-дасу, 24 октября 1975)
76-01 «Нектар наставлений» получился очень хорошо. Это очень важная книга, все преданные должны немедленно ее прочитать. В ближайшем будущем мы введем экзамены по бхакти-шастрам для второго посвящения, и это будет одна из книг, требующих изучения. Каждый, кто прочтет ее, сразу же поймет, что такое сознание Кришны. Один священник недавно спрашивал меня в Бомбее, как поднять мораль среди студентов, потому что все студенты — настоящие бродяги. Если эту книгу дать учащимся школ и колледжей, они смогут извлечь из нее понимание того, что такое на самом деле мораль. Это важнейшая книга. (ПШП Радхабаллабхе, 5 января 1976)
76-01 Все нужно делать сообща. «Наше» и «ваше» — это материальные концепции, им нет места в нашем Движении сознания Кришны. Если члены нашего Движения не могут сотрудничать, тогда распространить миссию Господа Чайтаньи будет очень трудно… Да, твоя первейшая обязанность как санньяси и Джи-Би-Си состоит в том, чтобы читать мои книги. А иначе как ты будешь проповедовать? Чтобы сохранять устойчивость в сознании Кришны, необходимо крепкое понимание философии. Иначе останутся одни сантименты. Как только у тебя выдается хоть немного свободного времени, пожалуйста, читай мои книги. Скоро мы будем вводить систему экзаменов для тех учеников, которые готовы ко второму посвящению или к санньясе. В зависимости от своего уровня, кандидаты должны будут прочитать и усвоить различные наши книги. (ПШП Сатсварупе Махарадже, 5 января 1976)
76-06 Относительно экзаменов на соискание титулов «Бхакти-шастри», «Бхакти-вайбхава», «Бхакти-веданта» и «Бхакти-сарвабхаума». Шрила Прабхупада просит вас ответить незамедлительно. Шрила Прабхупада попросил меня написать вам по поводу вышеупомянутых экзаменов, которые он желает учредить. Здесь, в Индии, многие критикуют наших санньяси и брахманов, считают их не обладающими должной квалификацией из-за недостаточного понимания философии. Это не должно вызывать критику или становиться причиной падения, поскольку Шрила Прабхупада в своих книгах милостиво открыл нам доступ к самым важным писаниям. Проблема в том, что не все преданные внимательно изучают эти книги, а в результате падают, либо, как минимум, теряют устойчивость.
Поэтому Его Божественная Милость хочет учредить экзамены, которые должны будут сдавать до посвящения все кандидаты в санньяси и брахманы. Кроме того, он хочет, чтобы все ныне существующие санньяси и брахманы также сдали этот экзамен. Присвоение звания будет производиться на основании [знания] определенных книг. Для Бхакти-шастри: «Бхагавад-гита», «Нектар преданности», «Нектар наставлений», «Ишопанишад», «Легкое путешествие к другим планетам» и другие маленькие книги в мягкой обложке, а также «Арчана-паддхати». Бхакти-вайбхава: все вышеперечисленные плюс первые шесть песней Шримад-Бхагаватам. Бхакти-веданта: все вышеперечисленные плюс песни Шримад-Бхагаватам с седьмой по двенадцатую. Бхакти-сарвабхаума: все вышеперечисленные плюс вся Чайтанья-чаритамрита. Каждый, кто хочет получить посвящение в брахманы, должен сдать экзамен «Бхакти-шастри», а те, кто хочет получить санньясу, должны буду сдать и экзамен «Бхакти-вайбхава». Это не даст нашему Обществу опуститься на тот уровень, на котором пребывает множество других организаций, в которых ради поддержания храма третьесортных людей величают брахманами.
Санньяси или ранее получившие посвящение брахманы, не сдавшие экзамен, буду считаться низкосортными или менее квалифицированными. Каждый, кто хочет получить второе посвящение, должен будет принять участие в ежегодном экзамене в Майяпуре. Ответы могут быть даны в свободной форме и должны сопровождаться цитированием авторитетных источников в как можно большем количестве. Во время экзаменов пользоваться книгами будет запрещено. (Всем членам Джи-Би-Си, 6 января 1976, подписано Тамала-Кришной Госвами и заверено Шрилой Прабхупадой)
76-01 Что касается твоего вопроса о том, вечны ли взаимоотношения между преданными, ответ будет: да. Это подтверждает Шри Нароттама-дас Тхакур: чакху-дан дило джеи, джанме джанме прабху сеи — «он мой Господин из жизни в жизнь». Так следует понимать этот предмет, внимательно изучая философию. У нас столько книг сейчас! Я хочу, чтобы все мои ученики внимательно их читали. Скоро мы учредим экзамены на звание бхакти-шастри, и все брахманы должны будут его пройти. Итак, используй каждую свободную минуту для того, чтобы изучать мои книги. Там ты найдешь ответы на все свои вопросы. (ПШП Упендре, 7 января 1976)
76-01 Быть брахманом — значит быть очень чистым: внутренне, благодаря воспеванию славы Господа, и внешне, благодаря регулярному омовению. Учи всех своим личным примером. Ты также должен следить за тем, чтобы у брахманов оставалось достаточно времени для чтения книг. Скоро мы будем вводить экзамен для Бхакти-шастри, и все брахманы должны пройти его. В основу положены «Бхагавад-гита», «Нектар преданности», «Нектар наставлений», «Ишопанишад» и маленькие книжки в мягком переплете, такие, как «Легкое путешествие». Брахман должен быть пандитом. (ПШП Бришакапи, 7 января 1976)
76-01 «Бхакти-шастри», «Бхакти-вайбхава», «Бхакти-веданта» и «Бхакти-сарвабхаума». Все наши брахманы и все, кто хочет стать брахманом, должны пройти экзамен, который будет ежегодно проводиться в Майяпуре. Ожидается, что они будут знать «Бхагавад-гиту», «Нектар преданности», «Нектар наставлений», «Шри Ишопанишад», книгу о поклонении Божествам, которая будет вскоре издана, а также маленькие книги в мягких переплетах. Если они сдадут экзамен, они будут удостоены диплома «Бхакти-шастри». Санньяси будет предложено сдать экзамен «Бхакти-вайбхава», который будет включать в себя также первые шесть песней Бхагаватам. (ПШП Тушта-Кришне, 9 января 1976)
76-01 Теперь, начиная с майяпурского фестиваля этого года преданные начнут готовиться в экзаменам «Бхакти-шастри». Поэтому нам нужна книга о поклонении Божествам, «Арчана-паддхати», основанная на «Хари-бхакти-виласе». Все брахманы обязаны прочитать эту книгу. Я хотел бы, чтобы рукопись была закончена как можно быстрее, желательно, к Гаура-Пурниме. Поэтому, пожалуйста, постарайся. Прадьюмна начал писать ее, но я не знаю, насколько он продвинулся в своей работе. (ПШП Нитаю, 9 января 1976)
76-01 Брахманы должны поддерживать чистоту: внутренне посредством воспевания славы Господу, а внешне с помощью регулярного омовения. Кроме того, брахманы должны тщательно изучать писания, особенно «Бхагавад-гиту», «Ишопанишад», «Нектар преданности» и «Нектар наставлений», а также все маленькие книги в мягких обложках. Скоро мы учредим ежегодный экзамен для брахманов по этим книгам, и те, кто его сдаст, получат титул «Бхакти-шастри». (ПШП Лочанананде, 10 января 1976)
76-01 Я также вынес на рассмотрение Джи-Би-Си предложение учредить систему экзаменов для преданных. Иногда нас критикуют, что наши люди, дескать, недостаточно обучены, особенно брахманы. Конечно, второе посвящение не является прямым результатом сдачи экзамена. Как человек организует свою жизнь — повторение джапы, посещение арати и т.д. — вот что важно. Однако брахман — это пандит. Поэтому я предлагаю следующие экзамены: «Бхакти-шастри» (для всех брахманов) по «Бхагавад-гите», «Шри Ишопанишад», «Нектару преданности», «Нектару наставлений» и всем маленьким книгам в мягком переплете. «Бхакти-вайбхава»: все вышеперечисленные плюс первые шесть песней Шримад-Бхагаватам. Бхакти-веданта: все вышеперечисленные плюс песни Шримад-Бхагаватам с седьмой по двенадцатую. Бхакти-сарвабхаума: все вышеперечисленные плюс Чайтанья-чаритамрита. Эти титулы можно поставить в соответствие со степенями бакалавра, магистра и доктора. Поэтому подумай, как организовать этот Институт. В Майяпуре мы все решим окончательно. (ПШП Сварупа-Дамодаре, 1976)
76-01 Они должны всегда поддерживать чистоту: внутреннюю, воспевая славу Господа, и внешнюю, регулярно совершая омовение. Кроме того, они должны регулярно изучать Бхагавад-гиту, «Нектар преданности», «Нектар наставлений», «Ишопанишад» и все книги в мягкой обложке, потому что скоро мы начнем проводить экзамены по этим книгам для брахманов. Те, кто пройдет экзамен, получат титул Бхакти-шастри. (ПШП Бахудаке, 11 января 1976)
76-01 Я согласен дать второе посвящение Шриману Рама-дасу и Шриману Даяраса-дасу. Их священные шнуры, которые я прилагаю к этому письму, должным образом начитаны. Быть брахманом — значит быть чистым: внутренне, благодаря постоянному воспеванию славы Господу, и внешне, благодаря регулярному омовению. Брахман также должен быть пандитом. Он должен быть способен подкреплять свою проповедь цитатами из шастр. В особенности он должен изучать «Бхагавад-гиту», «Шри Ишопанишад», «Нектар преданности» и «Нектар наставлений», а также маленькие книги в мягких переплетах. Мы будем проводить ежегодный экзамен для всех брахманов по этим книгам. (ПШП Яшоматинандане, 18 января 1976)
76-01 Все руководители должны очень внимательно изучать мои книги, поскольку теперь каждый из них должен будет явиться на экзамен. Но у меня нет никакого времени удаляться в уединение. Мой Гуру Махараджа тоже не одобрял уединения. Он говорил: душта мана туми кисера вайшнава, пратиштхара таре, нирджанера гхаре, тава хари-нама кевала каитава: «О, мой ум, какой же ты вайшнав? Ради одной лишь дешевой славы ты сидишь в уединенном месте и притворяешься, что повторяешь харе-кришна-маха-мантру, но все это обман». (ПШП Джаятиртхе, 22 января 1976)
76-02 По поводу экзаменов: идея в том, чтобы любой человек, прочитав эти книги и желая получить титул «бхакти-шастри», мог сдать экзамен. Это весьма академично. Брахманы, обладающие знанием шастр, и брахманы, не обладающие им. Это будет по желанию: кто хочет, может сдать. Настоящая цель состоит в том, чтобы наши люди не пренебрегали философией. Экзамены начнутся на Гаура-Пурниму 1977 года, не в этом году, поэтому никому из преданных нет необходимости бросать свое обычное служение. (ПШП Сатсварупа-дасу Госвами, 3 февраля 1976)
76-02 Относительно публикации книг: такие книги можешь печатать ты или люди твоего уровня. Обычные люди не могут писать таких книг. Следовательно, если книга написана человеком, обладающим титулом Бхактиведанты или Бхакти-сарвабхаумы, и если она высочайшего качества, тогда я рассмотрю вопрос о ее печати. (ПШП Сварупа-Дамодаре, 11 февраля 1976)
76-02 По поводу экзамена: я никогда не имел в виду, что экзамены должны начаться в этом году. Первый экзамен будет проведен в следующем году. Экзамен этот предназначен для интеллигенции, а не для всех. Он также не является обязательным. Сдача экзамена будет означать, что человек обладает знанием. Есть высший класс учеников, интеллигенция, для прочих экзамен не является обязательным. Как это организовать, как это делать — думайте вы, Джи-Би-Си. Я подал идею, а как ее осуществить — об этом должно думать Джи-Би-Си. (ПШП Рупануга-дасу, 21 февраля 1976)
Высшее образование, колледжи варнашрамы
49-07 Махатмаджи начал другое духовное движение, известное, как Движение за вход в храм, и он хотел предоставить такую возможность каждому, независимо от кастовой принадлежности. Храмовое поклонение — это один из видов духовного культурного движения, приносящий благо простым людям. Будучи в Ноакхали, он сам установил Божества Радхи-Кришны, и это также весьма примечательно. Храмы Господа по всей Индии — это такие же центры, как церкви и мечети по всему миру. Эти священные центры предназначены для того, чтобы распространять духовное знание. С помощью этой духовной культуры можно обучить беспокойный ум сосредоточению на высшем знании, что обязан уметь каждый человек. Такое образование на практике может помочь человеку осознать бытие Бога, без Чьего позволения «и травинка не шелохнется», как сказал Махатма Ганди. (ПШП Комитету попечителей Национального Треста Мемориального Фонда Махатмы Ганди, 5 июля 1949)
67-08 Я понял, что Ачьютананда приезжает сюда на Джанмаштами, но я не получил ни слова от него самого. Так или иначе, если он приедет, это будет для нас большой радостью. Из моего письма Брахмананде ты увидишь, что любой ученик, приехавший сюда, чтобы продолжить свое обучение сознанию Кришны, не встретит никаких трудностей ни с размещением, ни с питанием, ни с обучением. Это прекрасная возможность для наших учеников, и я хочу знать, сколько из вас желают приехать сюда. (ПШП Раяраме, август 1967)
67-08 Я очень рад, что многие мои преданные собираются в Индию. Ученики, которые приедут сюда изучать философию как ученые и преданные, найдут здесь широкие для этого возможности. Мой духовный брат, Свами Б.Х. Бон, согласился предоставить бесплатное питание, проживание и обучение, по меньшей мере, десяти человекам за раз. Так что — добро пожаловать! (ПШП Мринэлайн, 27 августа 1967)
67-09 Киртанананда решил вернуться проповедовать в Штаты, поскольку принял санньясу. Ачьютананда здесь, но он плохо ест, и я за него беспокоюсь. Поначалу Киртанананда тоже болел, у него и сейчас болит нога. Почти все американские юноши, когда приезжают сюда, поначалу впадают в депрессию, так что не знаю, какой успех ожидает наш Американский дом во Вриндаване. Я сейчас веду переговоры с Министром налогов и сборов Раджастхана, чтобы нам предоставили место в одном прекрасном храме Джайпура. Этот храм совершенно идеально соответствует нашим представлениям об Американском доме, и процентов на пятьдесят уже можно сказать, что мы займем часть этого здания. Но в любом случае, по меньшей мере, двое американских парней должны жить здесь и отвечать за управление. Я старый человек, и к тому же больной. Даже если со мной все будет в порядке, я просто не смогу управлять еще и делами Американского дома. Я хочу сохранить свободу передвижения и заботиться обо всех вас. У вас в Штатах я был счастлив, заботясь о вас, и эта радость влечет меня и в старости. В общем, спроси Брахмананду, что в этой связи надо сделать. (ПШП Рупануге, 9 сентября 1967)
67-09 По поводу Американского дома: как я уже говорил тебе ранее, я пытаюсь получить во Вриндаване хороший дом, и пока я не буду уверен, что мне это удалось, я не могу никого приглашать, заставлять нести большие расходы и подвергаться большим испытаниям. Ученики могут приезжать к Свами Бону Махарадже только в том случае, если они имеют горячее желание и очень серьезно настроены учиться. Он уже прислал мне письмо, в котором сообщает, что может принять десять учеников, предоставив им питание и жилье. По этому поводу Ачьютананда готовит отчет о своем практическом опыте [пребывания там]. (ПШП Брахмананде, 22 сентября 1967)
67-12 Я очень рад, что ты готов ехать во Вриндаван. Многие здешние ученики — и юноши, и девушки — тоже готовы ехать во Вриндаван. Я сейчас веду переговоры, чтобы у вас было хорошее место, и как только соглашение будет достигнуто, мы отправимся во Вриндаван — по меньшей мере, дюжина учеников. Ачьютананда и Рамануджа встретили здесь прекрасный прием. Теперь они планируют проповедовать здесь сознание Кришны и открыть отделение [нашего Общества], а я вдохновляю их на это. Я мечтаю о том, чтобы, по меньшей мере, человек десять учеников остались здесь, прошли хорошее обучение, и их можно было бы разослать по всему миру проповедовать. (ПШП Мадхусудане, декабрь 1967)
68-01 Итак, ты взял на себя ответственность за то, чтобы солнце Нового Вриндавана взошло. У нас есть программа: построить там семь храмов. Один [из них] — Рупануга-Видьяпатха, школа для обучения брахманов и вайшнавов. У нас достаточно технологических и иных учебных заведений, но, пожалуй, нет ни одного, где готовили бы настоящих брахманов и вайшнавов. Поэтому мы должны основать учебное заведение для этой цели. (ПШП Киртанананде, 12 января 1968)
69-02 Я был бы признателен, если бы ты рассказал мне о своих планах. Собираешься ли ты и дальше вести жизнь брахмачари или намерен в будущем стать домохозяином. Идея в том, что когда мы откроем свое учебное заведение, нам потребуются монахи, подобные христианским священникам, которые не общаются с женщинами. Если такие найдутся, мы сможем открыть богословскую школу и школу для мальчиков. В нашей богословской школе будут на регулярной основе изучаться наши книги, которые уже опубликованы: «Бхагавад-гита как она есть», Шримад-Бхагаватам, «Учение Господа Чайтаньи», «Нектар преданности», «Брахма-самхита» и книга «Кришна».
Мы хотим провести экзамены и присвоить [ученикам] титулы Бхакти-шастри, Бхакти-вайбхава и Бхакти-веданта. Вся программа рассчитана на семь лет, и те ученики, которые будут полностью заняты учебой в течение этого семилетнего курса, будут отнесены к категории 4D по классификации призывной комиссии. Эти ученики не будут призваны к военной службе. В этой связи мы экспериментируем с Картикеей, и если все пойдет успешно, мы сможем защитить многих учеников, при условии, что они отнесутся к делу серьезно.
Но даже и помимо избавления от преследований призывной комиссии, нам необходимо множество обученных учеников, которые смогут отправиться в любую часть света и основать там центр. Любой, кто хоть немного знаком с вышеупомянутыми книгами, может ехать куда угодно, петь «Харе Кришна», распространять журнал «Обратно к Богу» и читать лекции по этим книгам. Сегодня пришло письмо от Гурудаса, в котором сообщается, что они получили разрешение петь «Харе Кришна» на улицах и в парках Лондона. Мир нуждается в этом сознании Кришны, и мы должны обучить множество проповедников для этой цели. Я также надеюсь, что ты возьмешь на себя ответственность преподавателя, когда мы откроем богословскую школу в Новом Вриндаване. (ПШП Анируддхе, 4 февраля 1969)
69-07 Оба твоих письма были доставлены специальной авиапочтой. К сожалению, я не смог ответить на них раньше, потому что ожидал помощи от других. Так или иначе, я подписал диплом, удостоверяющий, что ты удостоен титула «Бхакти-шастри», и отправил его в Нью-Йорк, чтобы его скрепил своей подписью президент. Диплом делали в последний момент и немного в спешке, поэтому качеством печати я не совсем удовлетворен. Я попросил Аравинду изготовить более качественный экземпляр, и если ты захочешь, мы можем вручить тебе этот улучшенный экземпляр, но чуть позже. Ты отмечаешь, что в Новом Вриндаване недостаточно возможностей для заботы о детях. Если ты сможешь организовать высшее учебное заведение, Школу Богословия, и взять на себя заботу о ней, я буду тебе очень благодарен. В Лос-Анджелесе место не плохое, но здешняя школа уже переполнена.
Мы планируем с помощью местного юриста подготовить документы о пастырском статусе [нашего общества], и эти документы уже почти готовы. Эти бумаги будут представлены в Призывную комиссию, а копии мы разошлем во все наши центры, чтобы там тоже могли принять необходимые меры. Бхакти-шастри — это на самом деле официальное подтверждение того факта, что человек знает принципы преданного служения. В номере 25 «Обратно к Богу», на стр. 14, под заголовком «Организация Общества» мы говорим о том, почему наши ученики должны быть освобождены от воинской повинности. Прочитай эту часть, когда получишь этот выпуск. (ПШП Рупануге, 24 июля 1969)
69-07 Относительно высшей школы богословия: в ведической системе это вовсе не трудно. Учеников обучает духовный наставник или учитель, и они сами ходят от двери к двери, собирая милостыню, а поскольку у каждого сын в ашраме, никто в подаянии не отказывает. Так что никаких финансовых затруднений не возникает, но я не знаю, как это сделать в вашей стране. Столько законов! Нужно приспосабливаться к обстоятельствам. Думаю, что как только наше Движение приобретет законный статус, чего сейчас добивается Тамала-Кришна с помощью адвоката, открыть богословскую школу будет намного легче. (ПШП Рупануге, 8 августа 1969)
70-06 Твоя идея превратить наше предприятие в Майяпуре в вайшнавский университет [страница утрачена]. (ПШП Ачьютананде, 14 июня 1970)
70-11 Твой энтузиазм, направленный на открытие по всему миру центров обучения людей возвышенному методу сознания Кришны, великолепен. Ты в самом деле уполномоченный представитель моего Гуру Махараджи, а через него и Господа Чайтаньи. Он предсказал, что в каждом городе и деревне мира Его имя будет хорошо известно, и ты стараешься исполнить Его миссию. Конечно, Он дал тебе всю необходимую силу и благословения. Мы просто должны искренне трудиться,