Преданное служение и молитва
68-10 Сим уведомляю, что получил твое длинное письмо от 13 октября 1968. Ты пишешь свое письмо из больницы, и я очень рад и благодарен тебе за то, что даже на больничной койке ты проявляешь такой энтузиазм, думаешь о различном служении Кришне. Когда твой муж сообщил мне через Джаянанду о том, что ты должна подвергнуться операции, я немного встревожился, но тут же вознес молитву Кришне, и теперь я очень рад, что Кришна так милостив. Он спас и тебя, и твоего ребенка, и это мне очень отрадно. Я очень благодарен Кришне, и ты тоже должна сознавать, до какой степени мы все обязаны Ему. Ты фактически находилась между жизнью и смертью, и если бы не милость Кришны, спасти тебя не удалось бы. По крайней мере, один из вас — или ты, или твой ребенок — должен был погибнуть. Но Кришна так добр, что спас вас обоих.
Теперь, чувствуя себя обязанной Кришне, ты должна преисполниться еще большего энтузиазма в служении Кришне. Я очень рад, что теперь у тебя есть прекрасная дочка-преданная[КМ-д55] , воспитывай ее в полном сознании Кришны, занимайся [преданным служением] сама и мужа займи, и тогда твоя семья станет прекрасной и счастливой, вы будете радоваться как в этой жизни, так и в следующей. Все прекрасно, по милости Кришны. (ПШП Кришне-деви, 18 октября 1968)
68-11 Да, ты можешь молиться Кришне — и Кришне вообще можно молиться так: поскольку у меня нет желания осознавать Тебя, Ты можешь заставить меня, поставь меня в такие обстоятельства, чтобы я был вынужден принять сознание Кришны. Можешь молиться так. Особые расположение и милость Кришны проявляются в том, что Он порой заставляет преданного полностью предаваться Ему. (ПШП Упендре, 13 ноября 1968)
68-11 Я получил твое письмо от 18 ноября и прочитал его с глубоким удовлетворением. Оно очень меня вдохновило. Из твоего письма я понял, что ты прекрасно трудишься над распространением миссии Господа Чайтаньи. Просто поддерживай в себе это настроение искреннего служения, и тогда Кришна, без сомнения, даст тебе весь необходимый разум, чтобы ты мог хорошо Ему служить. Кришне совершенно не свойственна неблагодарность, наоборот, Он видит все наши усилия и ценит наше искреннее служение. Кришне интересно наблюдать, как мы используем свои силы в служении Ему. Мы очень малы, очень незначительны, что мы можем? Но Он просто хочет видеть, что мы используем свои время и силы в служении Ему. Никогда не забывай повиноваться законам Кришны, которые описаны Его истинными представителями, и тогда билет на возвращение к Богу тебе обеспечен. Это милость Кришны. Но чистые преданные даже не стремятся вернуться в обитель Кришны. Наша молитва должна быть такой: «Мой дорогой Кришна, пожалуйста, напоминай мне постоянно повторять Твое святое имя, пожалуйста, не позволяй забывчивости овладеть мной. Ты пребываешь внутри меня как Сверхдуша, поэтому Ты способен ввергнуть меня в забывчивость или даровать мне памятование о Тебе. Пожалуйста, не ввергай меня в забывчивость. Пожалуйста, всегда напоминай мне, что я должен повторять Твои святые имена, и пусть даже я окажусь в аду, это не беда, если я смогу там постоянно повторять “Харе Кришна”». Господь Чайтанья и Нитьянанда поют одну очень хорошую песню, в которой Они смиренно просят каждого повторять «Харе Кришна» и пойти с Ними. С этой просьбой обращаемся к каждому и мы. (ПШП Девананде, 23 ноября 1968)
69-05 Я пишу также Ананде, и ты можешь любезно передать ему прилагаемое письмо. У Ананды есть опыт, и ты видел, как мы поклоняемся Божествам в храме и предлагаем прасад, поэтому, будь добр последовать этому примеру. Но во всем, что мы делаем, истинную ценность представляют преданность и искренность. Есть такое слово в санскрите: бхава-грахи-джанардана, оно означает, что Господь принимает служение, совершаемое с чувством преданности. Если мы искренне предлагаем что-нибудь Господу с преданной любовью, Он это примет. Может быть, в процессе предложения мы совершим какие-то ошибки, но если наше поклонение искренне, Он примет наше подношение. В Бхагавад-гите также говорится, что Он принимает от преданных пищу, поскольку она предлагается Ему с большой любовью и преданностью. (ПШП Мандали-Бхадре, 25 мая 1969)
69-07 Ты спрашиваешь, почему Чайтанья Махапрабху ничего не говорит в Своей «Шикшаштаке» о принятии духовного учителя. Должно быть, ты упустил тот момент, где Он говорит: «аманина манадена, киртанийах сада харих». Это означает, что человек должен повторять святые имена Кришны, став смиреннее соломинки и терпеливее дерева. А кто может стать смиреннее соломинки, если не примет духовного учителя? Весь мир просто лопается от гордости. Каждый хочет стать господином всего. Философы-майявади даже хотят стать едиными с Верховным Господом. Это означает, что когда такому философу не удается стать господином всего, он пытается слиться, смешаться с Верховным Господом и таким образом автоматически стать господином всего. То, чего он не может добиться своими силами, он пытается получить путем слияния с Верховным Господом. Так мыслит большинство людей. Но если кто-то становится смиреннее травы и терпеливее дерева, ясно, что он принял духовного учителя. Кроме того, если мы принимаем «Шикшаштаку» как авторитетное писание, данное нам Господом Чайтаньей, это означает, что мы принимаем Господа Чайтанью своим духовным учителем. В Бхагавад-гите прямо говорится, что Арджуна принял Кришну своим духовным учителем. В «Шикшаштаке» есть и еще одно место, где Господь Чайтанья говорит: «Я не желаю никакого богатства в этом мире, мне не нужны последователи, и я не хочу красивой жены. Я хочу лишь стать слугой Господа». Стать слугой Господа означает принять духовного учителя. Не приняв кого-то своим господином, как можно стать опытным слугой? Не в каждом произведении можно встретить буквальное упоминание о необходимости принятия духовного учителя, но мы должны вникать в суть вещей. В Чайтанья-чаритамрите сказано: гуру-кришна-прасаде пайа, бхакти-лата-биджа. По милости духовного учителя и Кришны человек получает семя бхакти-латы, растения преданного служения. (ПШП Джая-Говинде, 4 июля 1969)
70-02 По поводу молитв Господу Нитьянанде Прабху я тебе уже писал в предыдущем письме: такие молитвы вполне уместны. Наши молитвы должны выражать только наше желание дальнейшего развития преданного служения, и такие молитвы следует обращать не непосредственно к Господу, но через Его истинных слуг или представителей. (ПШП Мадхудвише, 14 февраля 1970)
70-04 Ты всегда можешь просить Господа о милости, чтобы Он поставил тебя в правильное положение. Это не для твоего чувственного наслаждения, это для служения Господу. Чтобы исполнить служение, мы можем просить Его о милости сотни раз, но ради собственного чувственного наслаждения мы молиться не должны и просить ничего не можем — в этом состоит чистая преданность. (ПШП Прадьюмне, 29 апреля 1970)
70-07 Я получил твое письмо без даты. Очень сожалею, что ты попала в автокатастрофу. Я ездил в Сан-Франциско на фестиваль Ратха-ятры и вернусь к следующему вторнику. Не беспокойся, что тебе приходится лежать. Повторяй харе-кришна-мантру, и Кришна поможет тебе очень скоро выйти из этого заточения. В своем предыдущем письме я писал, что для тебя лучше всего будет встать на путь арчана-видхи в храме, и я подтверждаю это: ты всегда будешь жить в храме. Мы постоянно должны иметь в виду, что этот материальный мир — опасное место, и потому мы должны петь святое имя Господа Нрисимхи, чтобы Он защитил нас от всех опасностей. (ПШП Химавати, 4 июля 1970)
71-11 Твои молитвы о том, чтобы всегда испытывать трудности, похожи на молитвы царицы Кунти. Она молилась Кришне о том же, поскольку, когда преданные были в опасности, Кришна чувствовал, что они страдают и пребывал рядом с ними, чтобы помочь. А когда опасности заканчивались, Кришна уходил! Так давай же всегда молиться Кришне, чтобы Он ставил нас в трудные положения, чтобы мы могли надеяться на Его постоянное присутствие. (ПШП Химавати, 17 ноября 1971)
73-07 Итак, благодаря твоей тщательной работе и преданности, все разрешения получены и все материалы под рукой. Давай же постоянно молиться Кришне о том, чтобы наш храм Кришны-Баларамы был построен как можно скорее. Сейчас множество американских и европейских преданных приезжают в наш храм в Майяпуре, а когда мы закончим строительство вриндаванского храма, мы сможем дать возможность преданным ИСККОН со всего мира посещать оба эти самых священных места в мире. (ПШП Гурудасу, 4 июля 1973)