Проповедь, пение святых имен и поклонение Божествам

68-02 Да, стих по поводу арча-виграхи звучит так: арчйе вишнау шила-дхир гурушу, нара-матир ваишнаве джати-буддхир. Смысл в том, что нельзя думать о Божестве как о сделанном из камня, дерева и т.п. Другой стих: арчйам эва харайе, пуджам йах шраддхайехате. Это значит, тот, кто поклоняется Божеству с великой преданностью, но не проявляет преданности по отношению к преданным Господа, или не проповедует сознание Кришны ради блага всех людей, находится на начальной стадии преданного служения. (ПШП Мудхудвише, 1 февраля 1968)

69-05 Я получил твое письмо от 14 мая 1969. Подобное письмо я получил также от Брахмананды. Он пишет, что у тебя возникли определенные трудности в исполнении твоих постоянных обязанностей. В этих обстоятельствах советую вам всем хотя бы на один час выходить на улицу или в парк на санкиртану. Это ваша жизнь, ваше главное дело. Следующее дело — это вычитать свои ежедневные шестнадцать кругов. Следующее дело — твоя редакторская деятельность, и если после этого у тебя остается время, ты можешь ходить на храмовые программы. Если времени не остается, ты можешь не ходить на них, но уличный киртан, редактирование и повторение шестнадцати кругов обязательны. Уличный киртан надо исполнять даже если для этого придется приостановить всю редакторскую деятельность. Это твое первое и главное занятие. Храмовое поклонение не так важно. Можно закрыть храм, если понадобится, но уличный киртан останавливать нельзя. (ПШП Раяраме, 17 мая 1969)

69-08 По поводу твоего вопроса о подробностях поклонения Божеству: я уже писал тебе в предыдущем письме, что научу тебя всему этому, когда приеду в Лондон. А пока тебе нет необходимости усиливать поклонение Божеству. Спрячь Божества, как следует, до времени, пока я лично не установлю Их и не расскажу тебе во всех деталях, как правильно о Них заботиться. А сейчас ты можешь присоединиться к санкиртане, потому что я знаю, что твое присутствие всех воодушевляет. На самом деле, храмовое поклонение предназначено для начинающих преданных, а проповедник стоит выше неофита, так говорится в Шримад-Бхагаватам. Развитой преданный должен с большим энтузиазмом проповедовать трансцендентное послание Господа Чайтаньи, а храмовое поклонение надо поручать новичкам или неофитам. (ПШП Ямуна-даси, 12 августа 1969)

69-09 В эту эпоху первое дело преданного — повторять харе-кришна-мантру и проповедовать эту харе-кришна-мантру путем исполнения уличной санкиртаны и распространения литературы — наше главное дело. Наряду с этим рекомендуется и храмовое поклонение, однако там, где нужно выбирать одно из двух, следует предпочесть пение и повторение харе-кришна-мантры. (ПШП Хамсадуте, 5 сентябр 1969)

69-12 Санкиртана и распространение журнала «Обратно к Богу» и другой нашей литературы — основное поле деятельности нашего Движения. Храмовое поклонение вторично. Мы приглашаем людей в наши храмы, чтобы они увидели, как ведут себя преданные, главным образом, в плане очищения. Есть два вида методов очищения: внутренние и внешние. В нашем Движении сознания Кришны поклонение Божествам помогает нам поддерживать внешнюю чистоту, а санкиртана способствует внутреннему очищению. Поэтому мы, по мере возможности, будем исполнять оба этих процесса одновременно. И, поскольку твое поведение безупречно, большие массы людей получат благо. Наши сердца в материально обусловленном состоянии полны всевозможной грязи, а это Движение сознания Кришны предоставляет людям метод очищения. (ПШП Чидананде, 15 декабря 1969)

70-01 Не подлежит сомнению тот факт, что санкиртана — единственный путь к успеху. Санкиртана, пир любви и распространение «Обратно к Богу» — это наши главнейшие занятия, за ними следует храмовое поклонение. Храмовое поклонение необходимо для внутренней жизни храма. В начале важнее санкиртана, она позволяет привлечь внимание масс людей. Вчера вечером я пошел посмотреть, что делают наши ребята на Бульваре Голливуда, и увидел, как все это красиво и приятно. (ПШП Судаме, 8 января 1970)

70-02 Я бесконечно рад, что ты так интересуешься поклонением Божествам. Эта деятельность должна сопровождаться регулярным повторением святого имени. На самом деле основа нашей жизни — это постоянное повторение святого имени, а уж на фундаменте этой деятельности строится все остальное преданное служение. (ПШП Экаяни, 10 февраля 1970)

70-03 Теперь трудись с большим энтузиазмом и попроси Химавати очень и очень тщательно заботиться о Божествах. Вы оба видели в Лос-Анджелесе, как тщательно преданные поклоняются Божествам. Мы должны стабильно прогрессировать, поддерживая в равновесии обе стороны, а именно, панчаратрика-видхи и бхагавата-видхи. Панчаратрика-видхи — это арчана, или храмовое поклонение, а бхагавата-видхи — это проповедь посредством пения и распространения литературы. Хотя пения и повторения вполне достаточно для покрытия любых видхи, все же, для того, чтобы оставаться чистыми и духовными, мы должны соблюдать правила и предписания панчаратрика-видхи. Наши лондонские Божества, конечно, очень, очень хороши, и улыбающийся лик Господа очаровывает всех, кто его видит. Он очарователен. Теперь у вас всё есть, сами вы опытны, так открывайте же отделения, где только можно, и проповедуйте Движение санкиртаны как можно шире. Шрила Бхактивинода Тхакур возложил эту ответственность на моего Гуру Махараджу, а он, в свою очередь, уполномочил выполнить эту работу нас. Подобным образом, и я прошу вас, всех моих американских и европейских учеников, распространять это Движение [повсюду,] город за городом, деревня за деревней, и сделать всех людей в мире счастливыми. На самом деле они забыли главное — Кришну, поэтому-то они и несчастны. Давайте же расскажем им об этом позабытом главном, и тогда они, без сомнения, станут счастливыми. (ПШП Хамсадуте, 12 марта 1970)

70-03 Прежде всего я должен от всей души поблагодарить тебя за слайды и проектор, за которыми я провожу всякую свободную минуту. Изображения лондонского храма тут же уносят меня туда, и я как будто снова наслаждаюсь вашим обществом. Насколько я понимаю, в лондонском храме все идет отлично. Вы, конечно, служите Господу настолько тщательно, что Радхарани прольет на вас Свои благословения, подняв правую руку, обращенную ладонью вперед. У тебя прекрасная жена, преданная и разумная. Вот вы, муж и жена, и следите, что поклонение было регулярным и тщательным, и так ваша жизнь станет счастливой и успешной. Параллельно вы оба должны обучать своих юных братьев и сестер служению Господу, чтобы в случае, если вы оба уедете проповедовать, храмовая программа не пострадала бы. Мы должны следовать двум важным линиям, именно: панчаратрика-видхи и бхагавата-видхи. Бхагавата-видхи — это проповедническая деятельность и санкиртана, а панчаратрика-видхи — это храмовое поклонение Божествам. Храмовое поклонение очищает нас, а когда мы проповедуем с чистым сердцем, наша проповедь немедленно приносит плоды. Так что нам надо вести эти две параллельные линии одновременно, чтобы с успехом исполнять преданное служение. (ПШП Гурудасу, 15 марта 1970)

70-04 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 12 апреля 1970, и содержание его меня очень вдохновило. Поклоняйтесь Божествам со всем старанием, и тогда все вы будете благополучны и умиротворены духовно. К этому виду служения нужно отнестись очень внимательно. В Лондоне Ямуна тоже работает на совесть. Все жены наших учеников должны научиться поклоняться Божествам и готовить, и, по возможности, выходить на санкиртану вместе со своими мужьями и остальными преданными. (ПШП Хамсадуте, 18 апреля 1970)

70-05 Как я уже много раз говорил, мы должны вести две линии параллельно: путь Шримад-Бхагаватам и путь панчаратрики. Шримад-Бхагаватам это путь, предназначенный для парамахамс, а панчаратра — путь для неофитов. Итак, храмовое поклонение необходимо для начинающих, чтобы, следуя правилам и предписаниям, такие преданные постепенно очищались и поднимались на уровень понимания Шримад-Бхагаватам. Мы всегда должны иметь в виду эти принципы и вести наши центры в соответствии с этими стандартами. (ПШП Сатсварупе, 28 мая 1970)

70-07 Я рад, что ты продолжаешь свои маха-санкиртаны, это очень хорошо. Это наше главное занятие. Храмовое поклонение не так важно, как санкиртана на людных улицах и продажа нашей литературы. Твой план лекций также очень хорош. (ПШП Дамодаре, 1 июля 1970)

71-04 Ничего, что тебе приходится ждать присылки Божеств. Хотя Божества нет, сама харе-кришна-мантра является звуковым воплощением Кришны. На самом деле следует уделять больше внимания поклонению звуковому воплощению, но если есть возможность установить Божества и строго следовать правилам и предписаниям поклонения, нужно это делать. Однако главная часть нашей деятельности — это поклонение звуковому воплощению. (ПШП Вишнуджане Махарадже, 4 апреля 1971)

71-09 Твое предложение, чтобы грихастхи путешествовали с группой санкиртаны, очень хорошо, но храмовой деятельностью пренебрегать тоже нельзя. И то, и другое надо делать параллельно. Наш метод состоит в том, чтобы работать по системе бхагаваты и по системе панчаратрики одновременно. Поклонение Божествам — это система панчаратрики, в проповедь — это система Бхагаваты. Если мы поддерживаем на должном уровне и то, и другое, это существенно поможет нам на пути сознания Кришны. (ПШП Макханлалу и Тилаке-деви, 12 сентября 1971)

71-12 Если у нас все в порядке с ежедневной работой, такой как повторение мантры, чтение книг, арати, поклонение Божествам и т.д., тогда и проповедь наша будет производить впечатление. В этом секрет. (ПШП Киртанананде Махарадже, 12 декабря 1971)

73-01 Я даю тебе разрешение взять с собой Божества Гауры-Нитая. Аккуратно поклоняйся Им, регулярно предлагай Им арати и бхогу. Очень тщательно поддерживай высокий уровень поклонения, а когда приезжаешь в храмы, ставь Божеств на алтарь. (ПШП Судаме, 26 января 1973)

73-02 Относительно твоего вопроса, можно ли брать Божества Гауры-Нитая на путешествующий киртан: это не так важно. Когда Чайтанья Махапрабху путешествовал по Индии, Он не брал с Собой Своих Божеств. Если ты сможешь устроить все должным образом, тогда можешь взять Их с собой, но, как ты говоришь, у тебя нет брахманов, поэтому, я думаю, пока эту программу стоит отложить. (ПШП Рупануге, 14 февраля 1973)

73-03 Ты упоминаешь свой храмовый автобус — это очень хорошая мысль. Когда я увидел в Новом Вриндаване автобус Рупануги, я пожелал, чтобы таких автобусов был у нас целый парк. Но ты не должен брать в путешествие Радху-Кришну, лучше бери Гауру-Нитая. В служении Гауре-Нитаю не бывает оскорблений, тогда как если ты допустишь какой-то промах в поклонении Радхе-Кришне, это будет большим оскорблением, а этого надо избегать. Когда я был в Питтсбурге, я дал некоторые наставления по этому поводу Вишнуджане. Идея храмового автобуса заключается в том, чтобы пригласить людей в путешествие обратно к Кришне. И студентам колледжей, и хиппи — кому угодно — понравится эта программа. Теперь ты получил все мои благословения, так что отправляйся и привлекай новых крепких преданных, которые помогут нам развивать это Движение. (ПШП Судаме, 23 марта 1973)

73-08 Устанавливать Божества в движущемся транспорте не очень хорошо. Всегда есть опасность, что Они упадут и разобьются. У Судамы это уже случилось. Зачем сейчас вводить поклонение Божествам? Не надо его начинать, потому что в этих условиях трудно поддерживать поклонение на должном уровне. Изображения Гуру-Гауранги достаточно. Ты задумываешься о том, правильно ли ты поступил, отдав Божества Судаме. Ответ: нет. Божества нужно отвезти обратно и поклоняться Им в храме, как раньше. Идея путешествующей санкиртаны в том, чтобы распространять книги, а не в том, чтобы поклоняться Божествам. Даже в храме поддерживать должный уровень поклонения довольно трудно, так как же поддерживать его в грузовике? Другая проблема в том, что в данный момент не надо стремиться к открытию храмов. Субала уже сделал это в Санта-Фе несколько лет назад, зачем же он опять делает то же самое? В Германии Хамсадута вместо того, чтобы развивать храмы и поклонение Божествам начал развивать группы санкиртаны. У него восемь новых автобусов, он ездит и распространяет огромное количество литературы, это гораздо важнее. Небрежное поклонение Божествам — это оскорбление. Так что проповедуй так, как начал, но поклоняться Божествам в автобусе не надо, держи там только изображение Гуру-Гауранги. (ПШП Джагадише, 15 августа 1973)

73-08 Я счастлив, что ты путешествуешь и проповедуешь. Это делал и Господь Чайтанья Махапрабху: будучи молодым санньяси Он путешествовал по всей Индии почти шесть лет, и мой Гуру Махараджа тоже путешествовал, и я путешествую. Единственное [сомнение]: я не знаю, насколько практично возить в грузовиках Божества, там ведь тряска, и она может Им повредить, и кроме того там невозможно поддерживать должный уровень поклонения, чистоту, [обеспечивать] своевременное предложение пищи и т.д. Следует быть очень осторожными с поклонением Божествам: если оно совершается небрежно, это очень оскорбительно, и не пойдет нам впрок, мы не должны делать это лишь напоказ. Я предлагаю снабдить все наши автобусы изображениям Гуру-Гауранги — это будет уже достаточно хорошо. Главное дело путешествующих автобусов — распространять побольше книг, как ты думаешь? (ПШП Судаме, 28 апреля 1973)

73-09 Я уже дал разрешение на установление Божеств в путешествующих автобусах. Но я слышал, что иногда Божества падают, а это совершенно недопустимо. Путешествие и распространение книг — вот главное занятие. Обычно люди не очень интересуются Божествами, это наше внутреннее дело. Когда же вы выходите на люди, главное ваше дело — санкиртана. Итак, учитывая все эти соображения, принимай решение и выполняй его, я не возражаю. (ПШП Судаме Махарадже, 4 сентября 1973)

74-09 Что касается путешествия на санкиртану с Божествами, как советует Тамала-Кришна Махараджа, иногда Божества могут приезжать и уезжать, однако ты можешь довериться в этом вопросе руководству Тамала-Кришны Госвами. (ПШП Бату-Гопала-дасу, 7 сентября 1974)

75-01 Дело в том, что во всякой деятельности мы должны проявлять хоть какой-то здравый смысл. В пример можно привести женщин, которые никогда не забывают красиво одеваться, как бы сильно они ни были заняты домашними делами. Поклонение Божествам и чтение лекций в колледжах так же важно, как и распространение книг. Это нужно делать очень тщательно и в то же самое время распространять книги. Не нужно делать одно за счет другого. Это требует некоторого здравого смысла. Фактически мы должны быть заняты служением Кришне 24 часа в сутки, причем все должно делаться тщательно и совершенным образом. (ПШП Ади-Кешава-дасу, 2 января 1975)

76-01 Не надо приносить Божества Гауры-Нитая в учебные комнаты: профессора и студенты подумают, что мы фанатики. Лучше иметь большое изображение Гауры-Нитая, которое будет видно всем, нежели приносить в класс Божества. (ПШП Сатсварупе Махарадже, 5 января 1976)

76-12 Я посмотрел фотографии установления Божеств, которые ты прислал. Кажется, там все очень хорошо. Строго придерживайся принципов. Преданные-брахманы выглядят очень привлекательно. Продолжай так же и будь счастлив. В твоей стране нужно открыть сотни храмов, подобных этому, город за городом, деревня за деревней. Я очень доволен. Каждый вновь открытый храм, каждая напечатанная книга — это успех нашего Движения. Без распространения книг уровень поклонения Божествам в храме будет снижаться. Поэтому заниматься надо и тем, и другим параллельно. На фотографиях я видел много посторонних людей, выражающих свое почтение с благоговением и трепетом. Поклонение Божествам очень важно. Как только у тебя наберется достаточное количество инициированных брахманов, постарайся открыть новый центр. (ПШП Курушрештха-дасу, 28 декабря 1976)

Шалаграма-шила

71-10 Кусочек Холма Говардхан нельзя вывозить из Вриндавана. (ПШП Карандхаре, 3 октября 1971)

72-06 Я получил твои письма от 17 и 25 марта 1972, и ответ мой будет таким: 1) Не может быть и речи о том, чтобы омывать Божество Чайтаньи. Конечно, Он каждый день омывается много раз харе-кришна-мантрой, но для Его физического омовения требуется Шалаграма-шила, а я еще не познакомил вас с этим видом поклонения. Я сделаю это позже. Конечно, ты должна протирать Его время от времени сухой или влажной тканью, но омывать Его каждый день я пока не советую. 2) Можешь одевать Его так же, как Господа Кришну. 3) Переодевать Божества надо рано утром, после мангала-арати и перед полуденным предложением пищи, а перед шайяна-арати Их нужно наряжать в самые красивые одежды. 4) Камень с Говардхана надо как можно скорее вернуть на Говардхан. Я очень рад, что ты так искренне служишь Радхе и Кришне, предлагаешь Им так много прекрасных одежд и украшений и так заботишься о Них. Я испытываю огромное облегчение зная, что в мое отсутствие в Калькутте все идет хорошо. Теперь преврати Майяпур в роскошный дом для Радхи и Кришны, и я немедленно приеду и поселюсь там, рядом с Ними. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. Твой вечный доброжелатель. (ПШП Палика-деви-даси, ориентировочно 1972)

74-11 По поводу шалаграма-шилы: и думать не думай. Не надо ее устанавливать. Самое главное — это киртан и распространение книг. (ПШП Хамсадута-дасу, 23 ноября 1974)

75-06 По поводу названия для твоего кливлендского центра: «Новый Говардхан» — хорошее название. Но что касается поклонения Говардхана-шиле с Холма Говардхан — позже мы вернемся к этому вопросу. (ПШП Бату-Гопал-дасу, 12 июня 1975)

76-11 Тщательно поклоняйтесь шалаграма-шиле — муж и жена. Не забывайте о строгом соблюдении четырех регулирующих принципов и о повторении минимум шестнадцати кругов ежедневно. (ПШП Хришикешананда-дасу, 3 ноября 1976)

Личное поклонение Божеству

68-05 Очень хорошо, что ты держишь у себя мурти Радхи-Кришны. Нет, ничего дурного в том, что ты держишь Их у себя дома, нет, но ты должен с подобающим благоговением и почтением ухаживать за самим домом. Если мы держим статую Кришны у себя в комнате, мы должны помнить, что здесь присутствует Кришна и следить за тем, что мы делаем, о чем мы говорим и как себя ведем, поскольку все это происходит на глазах у Кришны. Алтарь надо устроить так, чтобы, когда Радха и Кришна отдыхают, можно было закрыть его занавесом. Одевай Их как можно лучше. У нас много картин, изображающих Радху и Кришну, и ты можешь составить себе некоторое представление о том, как Они должны выглядеть. (ПШП Мукунде, 6 мая 1968)

69-01 По поводу твоего вопроса: «Божеств надо укладывать на отдых вовремя, а если люди все еще едят прасад, то невозможно провести арати». Лучше, если после прасада вы предложите Божеству арати, а затем задернете занавес и раздадите прасад преданным. Пожалуйста, не бери у Гопал-Кришны 6-дюймовые мурти: он обещал пожертвовать пару 24-дюймовых. Кроме того, если ты занимаешься поклонением храмовым Божествам, ты не должен устанавливать Божества у себя дома. (ПШП Хамсадуте, 12 января 1969)

69-01 По поводу твоего желания иметь личные Божества: если у тебя есть время, то это допустимо, но ведь эту же энергию можно занять и в храме: украшать, наряжать, мыть, готовить. Ведь на самом деле наряд Божеств нужно менять каждый день: одежды, украшения, цветочные гирлянды. Лучше хоть в одном месте сделать поклонение Божествам совершеннее. Если у тебя есть свободное время, я могу дать тебе длиннейший список разных дел, связанных с поклонением Божествам, так что ты будешь занята круглосуточно и ежедневно. (ПШП Химавати, 24 января 1969)

69-03 Что касается вопроса о том, можно ли тебе держать Божество у себя дома, думаю, в этом нет необходимости. Ведь если ты будешь держать Его у себя, тебе придется должным образом ухаживать за Ним, проводить арати, уделять Ему внимание, и это будет отвлекать внимание от Божества в храме, и от повторения мантры, и от других видов твоего служения, таких как написание книг или шитье. Поэтому я думаю, лучше всего каждому сосредоточиться на Божестве в храме, и тогда храмовое поклонение пойдет очень хорошо. Конечно, если в храм поехать невозможно, если он расположен слишком далеко и т.п., тогда дело другое, но если добираться до храма легко, тогда самое лучшее — всем ходить туда и присутствовать на арати и киртане. (ПШП Сатьябхаме, 30 марта 1969)

69-04 Премного благодарен за твое письмо от 23 апреля 1969, которое ты послала вместе с изображением Панча-таттвы. Я очень рад был узнать, что ты также прекрасный художник. Твоя первая попытка увенчалась почти полным успехом, поэтому я прошу тебя продолжать эту практику, чтобы со временем ты могла написать много превосходных картин. Нам нужно очень много картин: как для наших уже существующих храмов, так и для тех, что еще будут открыты. Лишь только я получил твою картину, как тут же повесил ее прямо над своим алтарем. Куда бы я ни приехал, я превращаю какой-нибудь шкаф в алтарь, и теперь постоянно буду видеть эту твою работу на ее месте. (ПШП Вибхавати, 25 апреля 1969)

69-11 Относительно поклонения неустановленным Божествам: обычно так не делается. Но ты можешь проводить для Господа Джаганнатхи арати. Он очень добр. Надеюсь, все вы регулярно повторяете мантру и пребываете в добром расположении духа. (ПШП Шримати, 11 ноября 1969)

70-03 Мне очень радостно знать, что ты заботливо поклоняешься своим Божествам и, когда находишься дома, повторяешь перед Ними мантру. Господь очень добр к Своим искренним преданным, и для такой искренней преданной, как ты, Он будет открывать все новые и новые возможности продвижения в преданном служении и постоянного памятования о Нем. (ПШП Экаяни, 15 марта 1970)

70-04 Да, когда ты покидаешь свое место жительства, можешь брать с собой этих Божеств, но пока ты в Гамбурге, у тебя будет совсем немного времени, чтобы заниматься отдельным поклонением. Домохозяин может заниматься поклонением у себя дома тогда, когда он не связан с храмом. (ПШП Джая-Говинде, 18 апреля 1970)

70-05 Относительно твоего вопроса о Господе Джаганнатхе и Господе Кришне. Джаганнатха и есть Кришна. В детстве, то есть, до пятнадцати лет Кришна живет во Вриндаване. Радхарани — это подруга Его детства. Однажды, уже после возвращения в дом Своего отца в Двараке, Кришна поехал на Курукшетру во время солнечного затмения. Его сестра Субхадра и брат Баларама ехали вместе с Ним на колесницах, и это событие отмечается как Ратха-ятра. Следовательно, Джаганнатха и Кришна — одно и то же лицо. Поэтому, когда с Кришной Его брат и сестра, Он — Джаганнатха, а когда с Ним Его деревенские подруги, Он предстает как Радха-Кришна в окружении гопи. Так что, кому бы из Них ты ни поклонялся, ты поклоняешься одной и той же личности, но если тебе нравится поклоняться Джаганнатхе, продолжай: это так же хорошо, как поклоняться Радхе-Кришне. У Кришны множество образов, и какому бы из них ты ни поклонялся, это одно и то же, но ты должен поклоняться тому образу, который тебе нравится больше всех. (ПШП Тамале, 15 мая 1970)

70-06 По поводу твоего вопроса о том, как перевозить Божества с собой: ты, конечно, должен, по возможности, переносить их лично, в маленькой коробке или ящике, предназначенных специально для этой цели. Приехав в другой храм, ты можешь поставить их на алтарь вместе с другими Божествами. Это будет хорошо. (ПШП Тамале, 21 июня 1970)

70-07 По поводу закрытия твоего храма в Провиденсе на время холодных зимних месяцев и переезда на это время во Флориду: да, можешь так и делать, но в этом случае ты не сможешь установить в храме Божества. Поклонение Божествам требует особой заботы и непрерывного служения, и Божеств нельзя перевозить с места на место. Поэтому ты можешь установить изображение Панча-таттвы и поклоняться Им и предлагать Им пищу. Это изображение вместе с изображением ачарьи можно перевозить с места на место. Господь Чайтанья очень добр, Он принимает даже самое простое поклонение или даже просто пение и повторение святого имени Кришны. (ПШП Шридаме, 8 июля 1970)

71-12 По поводу твоего вопроса: не хорошо ставить «статуи» Радхи и Кришны на полку. Если Им не поклоняются как Божествам, к чему тогда такая выставка? Гости могут получить неверное представление, что это просто идолы для украшения, что мы не относимся к Ним серьезно. Почему ты не поклоняешься Им на алтаре? (ПШП Патита-Уддхаране, 8 декабря 1971)

72-04 Г-н Баджория будет хорошим примером. Если руководитель каждого города последует этому примеру и установит у себя дома Божества Радхи-Кришны, как мы это делаем у себя в храмах, тогда наша проповедь будет очень и очень успешной. Но они должны научиться у нас искусству поклонения и регулирующим принципам. Если они начнут нанимать для поклонения священников, все будет испорчено. Члены семьи должны научиться поклоняться Божествам, как это делаем мы, соблюдая регулирующие принципы, тогда это будет успех. Мы хотим, чтобы каждый дом превратился в храм, чтобы наш храм не был единственным местом, куда люди могли бы приходить. Нет, процесс должен быть таким: они должны обучиться в нашем храме, а затем начать такое же поклонение у себя дома. В общем, эту программу с г-ном Баджорией надо рассматривать как один из наших успешных проектов, надо его вдохновлять, но в то же время просить не нанимать священников, иначе все будет испорчено. (ПШП Бхавананде, 14 апреля 1972)

73-03 Поклоняйся баньяновому дереву как образу Кришны, просто предлагая ему маленький цветок, благовоние и воду. (ПШП Абхираме, 6 марта 1973)

73-04 Я очень обеспокоен сообщением о поведении (имя опущено), и советую тебе, пока он занимается такими делами, не общаться с ним. Лучше всего, если ты займешься какой-то деятельностью в храме и будешь поклоняться Божеству там, а не отдельно. Поклонение Радхе и Кришне — не такая простая вещь. Его нельзя совершать по прихоти, им нужно заниматься, строго соблюдая предписанные правила. Невозможно принимать ЛСД и совершать любые грехи, а потом идти и поклоняться Божествам. Я установил правило, согласно которому, если человек не способен поддерживать такой же уровень поклонения, как в храме, он не должен поклоняться Божеству отдельно. Дома лучше всего сделать алтарь Гуру-Гауранги, а Божествам поклоняться в храме. На тебе лежит огромная ответственность, ты должна создать для своих дочерей атмосферу сознания Кришны, чтобы они стали хорошими преданными. Если и ты тоже начнешь заниматься всеми этими греховными делами и отвергнешь принципы сознания Кришны, это будет величайшим несчастьем. Твоя главная забота — это чтобы твои дети стали сознающими Кришну, и если твой муж не осознает этой ответственности — что поделаешь? Просто соблюдай принципы и моли Кришну помочь тебе. (ПШП (имя опущено), 25 апреля 1973)

74-05 Что касается поклонения грихастх Гауре-Нитаю, то это только для тех, кто живет далеко от храма и не может приходить в храм. В противном случае такое поклонение излишне. В храме уже совершается поклонение Божествам, и пусть они ходят на арати, а не устанавливают Божества у себя дома. Община домохозяев в Лос-Анджелесе, как и в других местах, не должна быть независимой от храмовых программ. (ПШП Джаятиртхе, 1 мая 1974)

74-05 Отпечатки стоп Господа Чайтаньи, которые ты привез из Индии, можно рассматривать как изображение, им не нужно поклоняться как Божеству. Обращайся с ними как с изображением. (ПШП Джаятиртхе, 1 мая 1974)

74-06 По поводу твоего Божества: поскольку ты не живешь отдельно, ты можешь поставить свое Божество на общий храмовый алтарь, и точно так же, как храмовый пуджари заботится о храмовых Божествах — кормит Их, одевает, моет — так же он будет должным образом заботиться и о твоем Божестве и поклоняться Ему. (ПШП Нандалалу, 9 июня 1974)

74-08 Хорошая мысль — привезти Божества Гауры-Нитая в сундуке. Именно так перевозят свои Божества индийские садху. А открыв крышку сундука, они превращают его в алтарь. (ПШП Трипурари-дасу, 8 августа 1974)

74-12 По поводу пуджи Ганеше. Я получил несколько писем от разных людей, авторы которых просят проводить и ее. Я объяснил им, что в конечном счете, в этом нет необходимости, но если у тебя есть чувство, что ты можешь снискать благословение Ганеши в виде получения крупных сумм на преданное служение Кришне, проведи такую пуджу, но не на людях. Я написал им, что если они хотят проводить пуджу Ганеше, они должны посылать мне по 100 000 долларов в месяц — не меньше. (ПШП Гурукрипе Свами, 31 декабря 1974)

75-02 По поводу Рудра-даса: пусть он поклоняется Гауре-Нитаю у себя дома. Самым важным элементом поклонения Им является пение и повторение харе-кришна-мантры. Нужно проводить для Них хотя бы одну арати и предлагать Им всю пищу, которая готовится в доме. (ПШП Говардхана-дасу, 15 февраля 1975)

75-08 Ты правильно считаешь, что к Божествам надо быть привязанной больше, чем к мужу. Но жить в доме, где едят мясо, не годится, это оскорбительно. Как же ты будешь поклоняться Божествам в таких условиях? Если вся твоя семья станет преданными, тогда другое дело. Я думаю, тебе стоит перейти от поклонения Божествам Господа Джаганнатхи к поклонению Гауре-Нитаю, если таково твое желание. Это будет лучше всего. (ПШП Чандрадеви-даси, 7 августа 1975)

76-04 Я здесь, в твоем храме и печалюсь в разлуке с тобой. Но я вижу, что все здесь идет по-прежнему, так же хорошо, как и тогда, когда ты лично управлял этим храмом. Преданные здесь чудесно танцуют и прыгают. Ты можешь построить на ферме зал для киртана и установить в нем Божества Гауры-Нитая. Гауру-Нитая можно устанавливать где угодно, и поклоняться Им очень легко: просто пойте перед Их Светлостями. Гаурангу не волнует, что ты не слишком хорошо украсил Его алтарь, но если ты поёшь и танцуешь, Он очень доволен. (ПШП Мудхудвише Махарадже, 21 апреля 1976)

76-05 Что же касается твоего желания поклоняться Божеству Шада-бхуджа, то если ты начнешь отвлекаться на поклонение, это будет не слишком хорошо: время дорого. Для даршана можешь держать у себя изображение. (ПШП Яшоданандане Махарадже, 16 мая 1976)

76-10 Ничего мистического в приобретении Божеств Гауры-Нитая для поклонения нет. Господь всемогущ и вездесущ, Ему ведомы желания преданного, и Он отвечает на них соответственно. Сейчас Господь пришел к тебе в дом и согласился принять твое поклонение, поэтому везде должны быть чистота и порядок. Нужно регулярно предлагать хороший прасад и раздавать его гостям. Утром и вечером можно проводить киртан, обсуждать «Бхагавадгиту как она есть» или другие книги из числа наших публикаций. (ПШП Шачимате Прабху, 15 октября 1976)

77-01 Хорошо, что ты так вдохновенно занимаешься преданным служением в Нью-Йорке. Я не возражаю против того, чтобы ты поклонялся моему мурти во время гуру-пуджи. Но в храме должны присутствовать два мурти (мой Гуру Махараджа тоже), как в Кришна-Баларама-мандире, и они должны быть установлены там навсегда. Это нужно сделать в согласии с руководителями храма. Или же можешь поклоняться моему мурти частным образом, в своей комнате. (ПШП Судаме, 13 января 1977)

Разные наставления

68-02 Да, обходить храм, держась, по возможности, правым плечом к Божествам — это проявление почтения. Ты можешь даже танцевать таким же образом вокруг храма, если хочешь. (ПШП Карунамайи, 25 февраля 1968)

68-08 Относительно мурти Мурали-Манохары: я понял, что Патели готовы пожертвовать серебряное мурти, но мы не можем поклоняться Мурали-Манохаре одному, без Его самой любимой супруги Радхарани. Ты же знаешь, что мы поклоняемся Кришне, Который принадлежит Радхе. Мы должны всегда понимать, что Кришна куплен за преданное служение Радхи, поэтому Кришна не может быть один. Гаудия-вайшнавы желают видеть Кришну собственностью Радхи. Поэтому если г-н Патель сможет пожертвовать пару мурти — Радху и Кришну — не менее 18 дюймов высотой, то пусть даже Они будут отлиты из латуни — это будет очень хорошо. А если Они будут серебряными, это еще лучше. И я с великой радостью установлю мурти в храме, как только Они будут готовы. (ПШП Джаянанде, 17 августа 1968)

68-11 Мурти — это статуя, которой поклоняются. (ПШП Джадурани, 6 ноября 1968)

69-02 Фотография Картамаши, которую ты прислал, очень хороша. Картамаши становится всеобщим любимцев в каждом центре. Это хороший признак. (ПШП Гурудасу, 5 февраля 1969)

69-04 Я очень рад, что у Картамаши теперь есть прекрасные одежды. Говинда-даси, конечно, настоящий художник, поэтому, я уверен, что Картамаши очень привлекателен. Пожалуйста, передайте Ему мои поклоны. (ПШП Говинда-даси и Гаурасундаре, 25 апреля 1969)

69-10 Относительно изображения Господа Чайтаньи, которое у тебя снаружи храма: это не хорошо. Мы не должны размещать наших Божеств, как статуи, на открытом воздухе. (ПШП Джагадише, 11 октября 1969)

69-10 По поводу маски Джаганнатхи: это неавторитетно. Отпечаток стопы Кришны годится. Можешь держать его рядом с троном и, когда служишь Божествам, можешь омывать и Стопу тоже, вытирать ее полотенцем и класть назад. Обычно при этом используется небольшое количество сандаловой пасты. На груди и на стопах Божественной Личности имеются [особые] знаки, они и позволяют отличить Его от обычного живого существа. Подобно тому, как у нас на ладонях есть определенные знаки, индивидуальные для каждого человека и указывающие на его славу и удачу, так и у Верховной Божественной Личности есть знаки на лотосоподобных стопах, которые имеются только у Него одного, у обычных живых существ их нет. На Вайкунтхе все жители внешне похожи на Нараяну, но Его отличают знаки на груди и на лотосоподобных стопах. Богиня удачи узнаёт своего супруга по этим признакам. Так говорят преданные. (ПШП Бхуриджане, 28 октября 1969)

70-02 Относительно твоего вопроса о различии между плоским изображением Кришны и Божеством: Кришна совершенно один и тот же в обеих этих формах. Кришна так добр, что соглашается являться, ради блага обусловленных душ, в восьми различных видах образов. Такой образ называется арча, или образ Господа, проявленный через посредство материи: в металле, глине, дереве, живописи, камне, драгоценном камне, рисунке и уме. Арча принимается как воплощение Бога и поклоняются ей в соответствии с правилами и предписаниями. Обычно так поклоняются установленным Божествам, и по отношению к Ним нужно строго соблюдать правила и предписания. (ПШП Линде, 19 февраля 1970)

71-03 Кроме того, я очень скоро пошлю тебе свод наставлений по поклонению Божествам, и ты сможешь напечатать его на английском языке и распространить. Эта книга будет называться «Система поклонения». (ПШП Сатсварупе, 13 марта 1971)

71-05 Что касается одновременной заботы о Божествах и о семье, ты должна делать то и другое не в ущерб одно другому, но поклонение Божеству все-таки важнее. Как домохозяйка: как бы она ни была занята домашними делами, она находит все же время, чтобы красиво одеться, причесаться и т.д. Так что надо делать и то, и другое. (ПШП Лакшмимони, 1 мая 1971)

71-05 По поводу обещанной книги «Система поклонения»: у меня здесь не было времени подготовить ее. Когда я вернусь в США и снова начну писать книги, я первым делом займусь ею. (ПШП Сатсварупе, 26 мая 1971)

71-09 Кришна благословил тебя замечательным ребенком, Ананга-даси, и мне очень и очень приятно, что она проявляет некоторую привязанность к Господу Джаганнатхе. Это очень хорошо. И ничего плохого в том, что она играет с Господом Джаганнатхой, нет, но как уберечь Божество, чтобы ребенок по своей прихоти не сломал Его, не положил в грязное место или во все не выбросил? Ты же не можешь постоянно контролировать ее. Поэтому такому маленькому ребенку Божество Господа Джаганнатхи давать не следует. Пусть она немного подрастет, чтобы она могла следовать соответствующим наставлениям, и тогда уже можно будет дать ей Божество. (ПШП Шарадии-деви, 25 сентября 1971)

72-06 Если короны бомбейских Божеств у тебя позолоченные, тогда смотри за Ними очень внимательно. Я понял, что некоторое время назад корона была украдена прямо с головы Кришны, несмотря на то, что там был брахмачари, который спал и даже не услышал шагов вора. Мы должны принимать все необходимые меры. чтобы уберечь Божеств от различных опасностей. Однако, если мы поклоняемся Божествам со всей роскошью и великолепием, и если в

Наши рекомендации