Защита коров, фермы, независимость и экономическое развитие
Защита коров
68-01 Предложение Раярамы создать ашрам очень удачно. Если в этом ашраме можно будет содержать достаточное количество коров, то это может стать основой хорошего молочного бизнеса и обеспечить достаточный доход для поддержания единственного учебного заведения, в котором детей обучали бы в сознании Кришны. Современные учебные заведения — это настоящие бойни, в той или иной степени. Если ты сможешь открыть идеальное заведение для будущих детей членов нашего Общества, это будет великое служение. На самом деле, как я уже писал в своем Шримад-Бхагаватам, для решения экономического вопроса человеку необходимо лишь немного земли и несколько коров. Тогда все экономические проблемы будут решены. Свое время нужно использовать для того, чтобы возвыситься в сознании Кришны, а не для так называемого экономического развития. Если мы удовлетворимся простой жизнью, поддержание которой занимает минимум времени, а освободившееся время потратим на развитие своего сознания Кришны, тогда каждый из нас перенесется на Голоку Вриндавану, уже в этой жизни. Современная цивилизация очень усложнила жизнь людей, и они тратят все свое время на еду, сон, защиту и совокупление. Ты и твоя жена Химавати — хорошая пара. Если вы сможете организовать такое заведение для будущих детей нашего Общества, или за пределами нашего Общества, это будет великим служением человечеству. Я уверен, что если ты серьезно думаешь о постепенном развитии [нашего Общества?], Кришна будет давать тебе все больше разума и понимания в этом вопросе. Передай мои благословения своей доброй жене, я молюсь Кришне, чтобы вы оба процветали во всех отношениях. Надеюсь, у вас все хорошо. (ПШП Хамсадуте, 11 января 1968)
68-07 Концепция Вриндавана — это духовная деревня, атмосфера которой не нарушается современным духом индустриализации. Моя идея развития Нового Вриндавана состоит в том, чтобы создать атмосферу духовной жизни, в которой общество, состоящее из четырех авторитетных сословий: брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси — в особенности брахмачари и санньяси, и ванапрастхи — существовало бы независимо, полностью обеспечивая себя собственными сельхозпродуктами и молоком коров (в оригинале FOR the cows, но это, скорее всего ошибка?). Жизнь нужно сделать простой, не надо отягощать ее трудом день и ночь напролет ради экономического развития, без всякого духовного осознания. Идея Нового Вриндавана состоит в том, что люди, которые там поселятся, примут такой стиль жизни, который требует лишь самого необходимого для поддержания души в теле, а бóльшую часть времени станут отдавать развитию сознания Кришны. Веды велят человеку развивать сознание Кришны, а не трудиться ради чувственного наслаждения. Промышленное освоение (или наличие шахт) в прилегающих районах испортят все дело. Теперь ты должен все продумать, сам, заглянуть в будущее, оценить участок и после этого решить, что делать. Я не хочу, чтобы Новый Вриндаван располагался в промышленных или шахтерских районах. У меня есть опыт общения с подобными вещами в Индии, и я знаю, что шахты — это практически подземные тюрьмы. Шахтеры живут в аду, это очевидно. И от таких рабочих ни в коем случае не приходится ожидать никакого добронравия. Так что мы должны позаботиться об атмосфере вокруг Вриндавана. В Индии наше правительство тоже пытается развивать промышленность на огромных площадях вокруг Вриндавана, и это создает адскую атмосферу. Поэтому я прошу тебя сначала выяснить, какое будущее ожидает эту землю, и тогда предпринимать необходимые шаги. (ПШП Хаягриве, 17 июля 1968)
68-08 Я очень рад, что ты, Киртанананда, уже привлек преданных (devotees), живущих по соседству, познакомив их с прасадом. Я уверен, что прасад сделает соседей нашими друзьями, и они, без сомнения, в будущем войдут в наши ряды, и тогда Новый Вриндаван станет идеальным поселением, которое с удовольствием будут посещать жители близлежащих провинций и графств. Я уверен в этом, и надо все сделать как следует. Я очень рад, что ты так погружен в дела Нового Вриндавана, это для меня источник духовного вдохновения. Наше Общество ни в коем случае не должно погружаться в лень (devil’s workshop. Отсылка к пословице “An idle brain is the devil’s workshop”. «Лень — мать всех пороков. То есть, тихая ферма не должна превратиться в сонное царство, где все лениво ползают с места на место. Правильно?), оно, без сомнения, должно стать самым величественным основанием для духовной деятельности. (ПШП Хаягриве и Киртанананде Свами, 22 августа 1968)
68-11 По поводу коровы-шестилетки: она слишком стара, и я не советую тебе покупать ее. (ПШП Киртанананде, 26 ноября 1968)
69-00 «Международное общество против жестокого обращения с животными», в Лондоне (не очень понятно, то ли Общество в Лондоне, то ли сам Прабхупада в Лондоне и обещает посмотреть там. По-моему, ввиду полной неважности этого «Лондона» его можно вовсе опустить.). Я посмотрю, есть ли здесь что-нибудь подобное. Но одно я могу предложить, поскольку Вы попросили меня поделиться соображениями по этому поводу. Го-сева, согласно наставлениям Вед, доверена особо сословию торговцев. Конечно, когда Индией правили индусы, цари были преимущественно вайшнавами, как, например, Махараджа Парикшит. Он немедленно схватил черного человека, Кали, который пытался убить корову. Но те времена прошли. Нет больше царей, подобных Махарадже Парикшиту, а современное правительство Индии не склонно защищать коров. Однако купеческое сословие в Индии, особенно гуджаратцы и марварцы, без сомнения весьма состоятельны, и мне непонятно, почему купеческие общины не открывают крупных молочных ферм. Именно это обеспечило бы коровам настоящую защиту. Из Бхагавад-гиты мы узнаем, что защита коров вверена сословию вайший, подобно тому, как защита граждан вверена сословию кшатриев. И поскольку это так, Вы можете — и я верю, что Вы действительно можете, поскольку, по милости Кришны, Вы занимаете видное положение в купеческом сословии — организовать большие молочные фермы на обширных пастбищах, и тогда проблема снабжения молоком, равно как и проблема защиты коров, была бы решена. Не знаю, насколько Вам понравится мое предложение, но если Вы сможете организовать такое дело, это будет большим служением стране и животным, и нашему делу сознания Кришны. Если Вы серьезно это воспримете, я буду помогать Вам изо всех сил. (ПШП Сумати Морарджи, дата неизвестна)
70-07 Новый Вриндаван, духовная община, созданная по образу и подобию Вриндавана, места игр Господа Кришны, успешно развивается в горах Западной Виргинии. Главный завет Господа Кришны — посвящать Ему всю свою деятельность, то есть, исполнять свой долг ради удовольствия Кришны, как о том сказано в Бхагавад-гите, на практике претворяется в Новом Вриндаване. Особенность любой работы во Вриндаване заключается в том, что она совершается в полном сознании того, что это трансцендентное любовное служение Кришне, Верховному обладателю всего мироздания и всех душ. Естественное окружение, позволяющее строить жизнь в чистом сознании Кришны, то есть, простая жизнь и возвышенное мышление, развивают духовное сознание в обитателях Нового Вриндавана, особенно в детях, которые зачинаются, рождаются, растут и учатся в сознании Кришны, то есть, в естественном духовном сознании. Школьная система Нового Вриндавана обеспечивает детей образованием, в равной степени практическим и духовным.
Местоположение фермы в живописных горах Западной Виргинии предоставляет идеальные возможности для того, чтобы показать простоту естественной жизни, основанной на брахманической культуре и защите коров в сознании Кришны. Защита коров практически решает проблемы поддержания, и бóльшая часть времени преданных, сэкономленного на оголтелой материалистической погоне за пищей и кровом, посвящается достижению духовного совершенства. Деятельность там построена вокруг храмовой программы, состоящей из арати (шесть раз в день, очень регулярно), киртана и лекций по ведическим писаниям. Трудятся преданные в области сельского хозяйства, овощеводства, молочного производства и строительства, а также занимаются изучением науки преданности. (ПШП Неватьяджи, 16 июля 1970)
72-02 Я прочитал твой «Отчет о защите коров», и очень вдохновлен, особенно твоим предложением обеспечивать наши центры маслом гхи. Так и надо сделать, и ты сможешь получать деньги. Сейчас я хочу пожертвовать тебе пять коров, поэтому, пожалуйста, будь добр, сообщи мне, сколько стоят пять коров, и я пошлю тебе чек. (ПШП Хаягриве, 13 февраля 1972)
74-01 Твой отчет о защите коров меня очень обрадовал, и я даже прочитал группе преданных часть твоего письма, где говорится о том, что у тебя есть одна корова, которая дает 70-80 литров молока в день. Корова прекрасна и очень ценна для общества. Но ты должен занимать и быков, используя их в обработке земли. Люди могут сказать, что это примитивно, но это очень практично в смысле использования быков — при перевозке грузов, для поездок и т.д. … Ты спрашиваешь, можно ли тебе делать сыр? Почему именно сыр? Делай в достаточном количестве гхи. Если ты сможешь посылать гхи в Индию, это будет огромное служение, потому что там его вообще трудно найти. Сыр — это не очень хорошо. Нужно производить гхи, чтобы у всех наших центров было его достаточно. (ПШП Киртанананде Махарадже, 7 января 1974)
74-09 По поводу фермы: пример есть здесь, в Новом Вриндаване. Киртанананда Махараджа все очень хорошо организовал. Ты можешь организовать все по тому же принципу в Германии. Пусть люди будут довольны пищей, которую вырастят сами на полях, и молочными продуктами от собственных коров. Когда я был во Франкфурте, то [гуляя] вокруг нашего храма, я с большим удовольствием видел фермы и коров. К сожалению, там коров убивают. И если мы организуем ферму, на которой коров не будут убивать, это станет прекрасным примером для этой страны. Если мы сохраним коровам жизнь, вместо того, чтобы убивать их, мы сможем получить от них огромное количество питательных продуктов, богатых витаминами. (ПШП Хамсадуте, 7 сентября 1974)
74-10 По поводу Нового Вриндавана: мне было очень приятно побывать там. Не только я, но и все члены Джи-Би-Си наслаждались атмосферой Нового Вриндавана, особенно нас порадовала система защиты коров. Пусть Кришна пошлет вам еще больше возможностей для развития Нового Вриндавана, и я надеюсь скоро приехать туда и пожить хотя бы немного в отведенном для меня месте.
На фотографиях видно, что ты очень хорошо организовал Новый Вриндаван. Он похож на Вриндаван Кришны. Теперь в Новом Вриндаване счастливы и люди, и животные. Вот на фотографии Киртанананда учит корову повторять «Харе Кришна». На другой фотографии видно, что о мальчиках и коровах заботятся в равной степени. Все живут мирно и хорошо питаются. Там очень много земли. Это настоящая вриндаванская жизнь. Во Вриндаване Кришна зовет каждую корову по имени. Когда в самом начале покупали коров, я видел, как они плакали, потому что теленка у них забирали на убой. Они всё понимают. Не надо думать, что раз они животные, то ничего не понимают. Соседи-фермеры приходят и поражаются, какие вкусные блюда можно приготовить из молока. Я видел, как преданные живут в своих маленьких домиках, и как они счастливы. Коровы пасутся, мужчины работают. Из местных цветов делают гирлянды. Да, Новый Вриндаван — это почти как маленькое государство. Негодяи, конечно, завидуют. Негодяи всегда завидуют, когда видят что-то хорошее. [Но] даже Хаягрива не покидает этого места. Ему очень хорошо там живется.
План постройки дворца очень хорош. Это храм, подобный храму Джаганнатхи. Там очень тихо и спокойно. Мне понравилось. В начале, когда Хаягрива приобрел землю, я тут же дал ему идею Нового Вриндавана — защита коров. В общем, наша схема развития Нового Вриндавана успешна. (ПШП Киртанананде Махарадже, 5 октября 1974)
74-12 Как ты думаешь, можно ли отправить несколько отличных американских коров, подобных тем, что живут у тебя и в Новом Вриндаване, в Индию, чтобы мы могли разводить их в нашем Вриндаване и в Майяпуре и получать от них прекрасное молоко? Можно это сделать? (ПШП Рупануге, 18 декабря 1974)
75-04 Я слышал, что у тебя отлично получается с коровами. Твое служение очень необходимо здесь, в Индии. Думаю, что ты мог бы проехать по здешним центрам, где у нас есть коровы, и постараться установить очень высокий стандарт защиты коров. Наша программа защиты коров в Индии должна стать эталоном для всего мира. Поэтому, если ты не против, приезжай в Индию как можно скорее. Ты можешь приехать прямо в Калькутту, а оттуда легко попадешь в Шри Майяпур Чандродая-мандир. Я хочу перво-наперво усовершенствовать нашу гошалу здесь, в Майяпуре. (ПШП Девакинандана-дасу, 8 апреля 1975)
75-05 Если Джи-Би-Си не возражает, чтобы ты приехала в Индию помочь в программе с коровами, то я прошу тебя приехать. Это очень и очень важная программа. Если ты сможешь помочь организовать нашу программу защиты коров в Майяпуре, это будет тебе в большую заслугу. Мы должны сами выращивать фураж для своих коров. Мы не хотим покупать пищу для коров у посторонних. Это выльется в слишком большие расходы. Защита коров — это дело вайший, и, наряду, с нашей проповедью, важнейшее дело. В нашем Обществе должно быть достаточно брахманов, и у нас должно быть достаточно вайший, которые будут выращивать зерно и держать коров, и таким образом обеспечивать Общество зерном и молочными продуктами коровы, такими, как гхи, творог, сливки и т.д. Если ты можешь помочь в Майяпуре, я буду очень благодарен тебе. (ПШП Хасьякари, 26 мая 1975) (Не поняла, какого пола адресат. Предположила, что это девушка.)
75-05 Твой отчет приятно слушать. Если ты будешь должным образом защищать коров, они будут давать так много молока, что земля Нового Вриндавана пропитается им насквозь. Европейская и американская цивилизация неизбежно падет из-за греховной деятельности и убийства коров. (ПШП Киртанананде Свами, 31 мая 1975)
75-09 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 3 сентября 1975 с приложением вырезок и буклета о защите коров. Защита коров является одним из видов деятельности Движения сознания Кришны: крши-го-ракшйа-ваниджйам; ракшйа означает «защита». Она упоминается особо. Мукунда совершил огромное служение. Я прошу их перепечатать эти буклеты здесь. Они очень пригодятся для проповеди индийцам. Если ты будешь посылать сюда людей, пусть они привезут несколько экземпляров. (ПШП Хамсадута-дасу, 9 сентября 1975)
75-11 Относительно Майями: то, что они приобрели землю и купили коров — очень хорошая новость. Приятно также узнать, что коровы будут питаться манговыми листьями. Именно это велит делать Кришна в Бхагавад-гите: производите пищу в достаточном количестве для людей и животных, и тогда вы станете счастливыми. Животные довольны. Если животные довольны, они дают много молока, так зачем же их убивать? (ПШП Сатсварупе Махарадже, 9 ноября 1975)
75-11 Я также рад, что ты обзавелся новой гошалой. Пусть другие фермеры посмотрят, как мы обращаемся с коровами, и как извлекаем из них пользу, и это будет живой пример для тех, кто сейчас предпочитает употреблять в пищу плоть коров, а не их молоко. (ПШП Киртанананде Свами, 10 ноября 1975)
75-12 Наши коровы довольны, и потому они дают много молока. В ведической цивилизации полагается давать защиту всем живым существам, коровам же в особенности, потому что они совершают ценнейшее служение человеческому обществу, давая молоко, без которого невозможно быть здоровым и сильным. В твоей стране защищают собак, а коров убивают. Собака гадит на улицах, но считается лучшим другом человека, а корова чиста — ее моча, навоз и молоко, но ее отправляют на бойню и убивают, чтобы съесть. Что это за цивилизация? (Разве это цивилизация?) Поэтому мы должны проповедовать против этого безобразия. (ПШП Рупануга-дасу, 13 декабря 1975)
76-01 Другой аспект состоит в том, что грихастх можно вдохновлять заниматься сельским хозяйством. В индийских деревнях, таких, как Вриндаван, у жителей достаточно гхи для личного потребления и остается еще довольно, чтобы продавать торговцам, которые также немного зарабатывают на этом. Защита коров — это хорошая пища и хорошая торговля. Так что я могу предложить тебе план, как все организовать, но практическое исполнение всех этих пунктов — дело Джи-Би-Си. (ПШП Джаятиртхе, 22 января 1976)
76-07 Вам будет приятно узнать, что наряду с Движением «Харе Кришна» в зарубежных странах мы сейчас активно развиваем защиту коров. Уже существуют десятки таких центров и ферм, где мы занимаемся защитой коров, например, наша община Новый Вриндаван в Западной Виргинии, Бхактиведанта Мэнор в Лондоне — всего на сегодня действуют уже более четырнадцати таких проектов по всему миру. Мы даем коровам защиту, и это приносит нам неплохой доход. Мы получаем огромное количество молока, из которого готовится восхитительный йогурт, дахи, сандеш, расагуллы, гулабджамуны и т.д. У нас достаточно гхи, чтобы жарить на нем качори, самосы и другие вкуснейшие лакомства. Люди этой страны постепенно принимают эту идею со всей серьезностью и начинают питаться вегетарианской пищей, отказываясь от убийства коров. У нас больше ста храмов по всему миру, и мы открываем при каждом храме ферму и, во многих городах, ресторан, и все они пользуются большим успехом.
В Индии, в отличие от других стран, ни один образованный молодой человек не присоединяется к нам от всего сердца, а в других странах сотни и тысячи уважаемых людей, обладающих множеством достоинств, присоединяются к нам. Надеюсь, что ты, молодой человек, вместе со своими молодыми друзьями тоже присоединишься к нам с полной искренностью, и мы сможем заниматься тем же самым в Индии. Обязанность вайший — обрабатывать землю и защищать коров. Так сказано в Бхагавад-гите: крши-го-ракшйа-ваниджйам, вайшйа-карма свабхава-джам (18.44). К сожалению, в Индии вайшйи не очень интересуются земледелием и защитой коров. Им интереснее открывать фабрики. Как же пойдут дела, если вайшйи дают нам бесплатный совет защищать коров, а сами открывают фабрики? Как тогда коровы могут быть защищены? Если вы придете повидаться со мной лично в связи с этой темой, я расскажу вам обо всем более подробно. (ПШП Кришна-дасу, Махешвари, 11 июля 1976)
76-10 Ты заботишься о коровах. Это пуджа корове. Больше ничего на себя не бери. Поддерживай свое сознание Кришны, строго соблюдая четыре принципа и повторяя шестнадцать кругов. Постоянно занимайся служением Кришне. (ПШП Адвайтачарья-дасу, 25 октября 1976)
76-11 Ты говоришь, что нам необходимо основать гошала-трест. Это и есть наша цель: крши-го-ракшйа-ваниджйам, вайшйа-карма свабхава-джам (Бхагавад-гита, 18.44). Где земледелие, там и коровы. В этом состоит наша миссия: защита коров и земледелие, а если остаются излишки — торговля. Это бесприбыльная система. От земледелия мы хотим лишь пищи для себя, а от коров — лишь молока для собственных нужд. Общая мысль состоит в том, что мы, ИСККОН, являемся сообществом, независимым от внешней помощи. Наши сельские проекты предназначены для преданных, которые хотят сами выращивать свою пищу. Хлопок тоже — чтобы выделывать собственную одежду. И держать коров, чтобы иметь молоко и масло.
Наша миссия — уберечь наших преданных от ненужного изнурительного труда, чтобы у них оставалось время на развитие сознания Кришны. В этом состоит наша миссия. То есть, речь о прибыли не идет, но если у нас без особых усилий получились излишки, мы можем подумать и о торговле. Если нет — у нас нет такой цели. Нам нужен храм, гошала и земледелие. Проект общины, как в Европе и Америке. Мы предпринимаем аналогичные попытки и в Индии, разных местах. Прямо сейчас я отправляюсь в Хайдарабад, чтобы организовать там ферму. У нас там шестьсот акров земли и уже есть разрешение от правительства. Ничто нас не сдерживает. (ПШП Яшоматинандана-дасу, 28 ноября 1976)
77-01 То, что газеты Майями хвалят земли нашего храма, хорошо. Зачем искусственное осеменение? Этого нам следует избегать. Физиология так устроена, что если корова готова, бык приходит сам. (Не уверена, что я правильно поняла идею. Слова semina вообще не ни в одном английском словаре. Есть semen.) Так что берите больше земли и обрабатывайте ее, используя быков вместо трактора. Быков можно использовать при обработке земли и для перевозки грузов. Хорошо [ездить] из деревни в деревню на бычьих повозках с проповедью. Примите ферму за центр и ездите по деревням в радиусе десяти миль на четырех бычьих повозках. Продавайте книги, проповедуйте и мирно живите на ферме. Быков всегда использовали для этих целей, так что не было проблемы, как занять их работой. Перво-наперво нужно остановить эти искусственные дела, а быков нужно использовать в обработке земли и перевозке грузов и для помола зерна. Чтобы не связываться с машинами, бензином, машинным маслом, [все должно делаться] естественным путем. Ты очень хорошо описал ферму в Теннесси. (ПШП Балаванта-дасу, 3 января 1977)
77-03 Относительно содержания коров: без достаточного количества земли для выпаса и обработки, будет очень трудно. Но мы обсуждали вопрос о ферме в Калифорнии. Можешь написать Рамешваре Махарадже и Сатсварупе Махарадже по этому поводу. В любом случае коров надо защищать и заботиться о них. Если эту ферму купят, то коров можно переместить туда, в противном случае о них просто нужно заботиться как можно лучше. (ПШП Чандравали-даси, 28 марта 1977)
Фермы и простая жизнь
68-01 (при повторе этого письма в другом разделе будет стоять датировка 69-01) Другое важное дело — это открыть будущей весной издательство. Это будет в Новом Вриндаване, и мы должны будем жить там независимой от внешнего мира жизнью, просто выращивая коров, зерно, фрукты и цветы. Я уже объяснил все Хаягриве, а он теперь женатый, ответственный грихастха. Ты, конечно, санньяси, поэтому твоя обязанность больше проповедовать и осуществлять общий надзор за происходящим там. Но делайте все сообща. Множество грихастх и брахмачари присоединятся к вам, и надо будет в полной мере сотрудничать с ними. Некоторые готовы ехать уже сейчас, и ты, наверное, уже получаешь письма по этому поводу. Так что будущее представляется весьма светлым. Мы должны быть очень дальновидными, и тогда нас, несомненно, ждет успех. Сейчас насущно необходимо построить несколько простых домиков для жилья, и потом постепенно приниматься за все остальное, одно за другим. Надеюсь, ты уже связался с Хаягривой, он должен был рассказать тебе обо всех идеях. Пусть Кришна благословит тебя долгой жизнью в осуществлении идеи Нового Вриндавана. Еще раз спасибо тебе за все. (ПШП Киртанананде, 12 января 1968)
68-06 Они получили указание постепенно превратить Сан-Франциско в Новый Джаганнатха-Пури, а Киртанананду и тебя я попросил превратить Западную Виргинию в Новый Вриндаван. Я знаю, что это очень красивое место, и горы можно переименовать в Новый Говардхан. Если там есть озера, их можно назвать Шьямакунда и Радхакунда. Вриндаван не нуждается в модернизации, потому что Вриндаван Кришны — это трансцендентная деревня. Они там полностью полагаются на блага природы и ее защиту. Община, которую выбрал Кришна, была общиной вайший, поскольку Махараджа Нанда был именно царем вайший, или землевладельцем, и главным его занятием была забота о коровах. Говорится, что у него было 900 000 коров, и Кришна с Баларамой обычно пасли их вместе со своими многочисленными друзьями-пастушкáми. Каждый день поутру Он вместе с друзьями водил коров на пастбище. Так что если ты серьезно намерен превратить это место в Новый Вриндабан, я советую тебе не слишком его модернизировать. Но поскольку вы американцы, вы должны создать там минимально необходимые для вас удобства. Не гонитесь за слишком большой роскошью, как это обычно делают американцы и европейцы. Лучше жить, избегая прелестей современной цивилизации, естественной здоровой жизнью и заниматься сознанием Кришны.
Это место может стать идеальной деревней, жители которой будут жить просто и мыслить возвышенно. Чтобы вести простую жизнь, мы должны иметь достаточно земли, чтобы выращивать на ней зерно, и пастбища для коров. Если будет достаточно зерна и молока, экономическая проблема будет решена. Вам не нужны ни машины, ни кинотеатры, ни отели, ни бойни, ни бордели, ни ночные клубы — ничто из этих прелестей современной цивилизации. Люди, зачарованные майей, пытаются выжать из своих чувств грубые удовольствия, которыми невозможно по-настоящему удовлетвориться. Поэтому наши попытки извлечь вечное наслаждение из грубой материи терпят крах. На самом деле радость жизни доступна лишь на духовном уровне, поэтому мы должны постараться сэкономить драгоценное время на материальной деятельности, и потратить его на осознание Кришны. Но в то же время, поскольку для исполнения нашей миссии нам необходимо поддерживать свою жизнь, мы должны получать достаточное (но не чрезмерное) количество пищи, и это должны быть зерно, молоко и фрукты. И если ты сможешь привести этот проект к такому идеалу жизни, и обитатели фермы станут сознающими Кришну людьми, тогда, я думаю, в этой части страны люди с философским складом ума не только заинтересуются, но и получат большое благо.
Что касается лично меня, Департамент иммиграции Соединенных Штатов отклонил мое прошение о постоянной визе по какой-то технической причине. Иными словами, они просто пытаются отделаться от свами, потому что правительству надоели так называемые свами, которые просто эксплуатируют наивную публику в вашей стране. Трудность состоит в том, что в вашей стране люди хотят продолжать свою практику наслаждения чувств, и в то же время духовно продвигаться. Продвинуться на пути духовной жизни можно лишь отвергая всеобщую практику материалистического существования. Эти противоположности находят примирение в вайшнавской философии, и называется это юкта-вайрагья, что означает, что мы должны удовлетворять насущные материальные потребности и постараться сэкономить время для духовного развития. Это должно стать лозунгом Нового Вриндавана, если ты намерен довести его до совершенства. А я всегда к твоим услугам, готов предложить тебе совет и практическое руководство. С другой стороны, я думал, что если мне удастся получить постоянную визу в Монреале, я делал бы Монреаль своей штаб-квартирой, и тогда мне понадобилась бы твоя разнообразная помощь. Как мы с тобой уже обсуждали в письмах, нам нужно жить вместе — в Индии, или в этой части света — и издавать множество вайшнавских книг. Но если ты хочешь заниматься развитием Нового Вриндавана, я могу освободить тебя для этой цели, и, может быть, мы сможем жить вместе там. На данный момент, если ты действительно хочешь развивать такой идеальный ашрам, у нас должно быть достаточно земли, а все остальное приложится.
Сколько нужно людей, чтобы выращивать зерно? Мы должны прикинуть, сколько понадобится людей для этого и для того, чтобы выращивать и пасти коров и кормить их. Нам нужно достаточно земли, чтобы пасти коров. Мы должны поддерживать животных в течение всей их жизни. Не может быть и речи о том, чтобы сдавать их на бойню. В этом заключается защита коров. Кришна Своим собственным практическим примером научил нас давать полную защиту и покровительство коровам, и это должно стать основным делом Нового Вриндавана. Вриндаван по-другому называется Гокулой. Го означает «коровы», а кула — «община». Поэтому отличительной чертой Нового Вриндавана будет забота о коровах, и, действуя так, мы никогда не проиграем. В Индии коров защищают, и владельцы стад извлекают из этого дела немалую прибыль. Коровий навоз используется в качестве топлива. В деревнях коровий навоз сушат на солнце и хранят как топливо. Пшеницу и другие зерновые выращивают на полях. У жителей есть молоко и овощи, а топливом служит коровий навоз, и так каждая деревня является экономически независимой. В каждой деревне есть ткачи, которые делают ткани. А на мельнице (это бык в запряжке, вращающий огромные каменные жернова) мелют семена масличных культур, чтобы получить масло.
Идея заключается в том, чтобы люди, живущие в Новом Вриндаване, избавились от необходимости искать работу на стороне. Нужно все так устроить, чтобы обитатели фермы были удовлетворены внутри своего сообщества. Это и будет идеальный ашрам. Не знаю, можно ли придать практические формы этим идеалам, но думаю, что надо двигаться в этом направлении. Думаю, люди могут быть счастливы в любом месте, если у них есть земля и коровы, если они избавлены от необходимости добиваться так называемых благ цивилизации, которые на самом деле только добавляют тревог о пропитании и должном обеспечении. Чем меньше мы заботимся о поддержании жизни, тем более мы пригодны для развития сознания Кришны. (ПШП Хаягриве, 14 июня 1968)
68-07 Еще одно: я не советую тебе покупать лошадей для перевозки грузов. Это лишняя обуза, потому что сейчас у тебя нет достаточного числа помощников. Если ты заведешь лошадей, тебе придется заботиться о них, и получится, что ради небольшого удобства перевозки груза ты взвалишь на свои плечи огромное бремя ухода за лошадью. (ПШП Хаягриве, 14 июля 1968)
68-08 Я чрезвычайно рад был получить от тебя послание от 13 августа 1968, с приложением экземпляра договора аренды, который я внимательно просмотрел. Когда ты был здесь, я предлагал приобрести землю в собственность. Но, наверное, это было невозможно. Впрочем, внешне твой договор выглядит не хуже договора купли-продажи. Однако когда я прочитал статью: «Исключение составляют уголь, залегающий под указанным участком и являющийся объектом разработок, и права на эти разработки Джозефа Э. МакКомбса и других, запись о которых от 30 марта 1903 года имеется в конторе, в Книге регистрации сделок 98, на странице 185», — у меня голова разболелась. Не знаю, что там написано в конторе, в Книге регистрации сделок 98, на странице 185, но здравый смысл подсказывает, что это район угольных или нефтяных разработок. То есть, если в будущем здесь начнет развиваться угольная промышленность, то при необходимости правительство может потребовать, чтобы мы немедленно освободили землю, и никакой закон их не остановит. Но даже если правительство не отнимет у нас землю, но просто по соседству с нами начнет развиваться такая промышленность (угольная или нефтяная), вся идея Нового Вриндавана будет погублена.
Концепция Вриндавана — это духовная деревня, атмосфера которой не нарушается современным духом индустриализации. Моя идея развития Нового Вриндавана состоит в том, чтобы создать атмосферу духовной жизни, в которой общество, состоящее из четырех авторитетных сословий: брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси — в особенности брахмачари и санньяси, и ванапрастхи — существовало бы независимо, полностью обеспечивая себя собственными сельхозпродуктами и молоком коров. Жизнь нужно сделать простой, не надо отягощать ее трудом день и ночь напролет ради экономического развития, без всякого духовного осознания. Идея Нового Вриндавана состоит в том, что люди, которые там поселятся, примут такой стиль жизни, который требует лишь самого необходимого для поддержания души в теле, а бóльшую часть времени станут отдавать развитию сознания Кришны. Веды велят человеку развивать сознание Кришны, а не трудиться ради чувственного наслаждения. Промышленное освоение (или наличие шахт) в прилегающих районах испортят все дело. Теперь ты должен все продумать, сам, заглянуть в будущее, оценить участок и после этого решить, что делать. Я не хочу, чтобы Новый Вриндаван располагался в промышленных или шахтерских районах. У меня есть опыт общения с подобными вещами в Индии, и я знаю, что шахты — это практически подземные тюрьмы. Шахтеры живут в аду, это очевидно. И от таких рабочих ни в коем случае не приходится ожидать никакого добронравия. Так что мы должны позаботиться об атмосфере вокруг Вриндавана.
В Индии наше правительство тоже пытается развивать промышленность на огромных площадях вокруг Вриндавана, и это создает адскую атмосферу. Поэтому я прошу тебя сначала выяснить, какое будущее ожидает эту землю, и тогда предпринимать необходимые шаги. Вывод такой: внешне договор аренды выглядит вполне благопристойно, но я думаю о духовном развитии. Думаю, ты получил мое предыдущее письмо, и ожидаю от тебя скорейшего ответа. (ПШП Хаягриве, 17 августа 1968)
68-09 Я очень рад, что все обитатели фермы живут счастливо и у них все в порядке. Надеюсь, Новый Вриндаван станет прибежищем для очень многих несчастливых людей этой страны, которые станут счастливыми, трудясь там и живя там в прекрасном обществе преданных. (ПШП Киртанананде, 22 сентября 1968)
68-10 Далее, относительно твоего предложения — программы создания цивилизации духовного мира. Предложение очень хорошее. Практически все наше Движение сознания Кришны стоит на этой идее. Мы хотим построить мировую цивилизацию на фундаменте духовного понимания. И я даю тебе несколько мыслей, которые ты можешь развить и осуществить, чтобы другие люди могли понять их. Мысли будут такие:
Первое. Всякая цивилизация, лишенная сознания Бога или сознания Кришны — это не цивилизация вообще. Это просто лощеный вариант сообщества животных. Это первое. Сейчас современная цивилизация, основанная на так называемом научном знании и экономическом развитии, старается избежать осознания Бога или осознания Кришны — это порок современной цивилизации. Поэтому, несмотря на все свои достижения, она представляет собой ноль. Ноль не имеет никакой ценности. Миллионы нулей, поставленных рядом, не имеют никакой ценности. Но если перед нулем поставить единицу, ценность возрастет. Один ноль превратится в 10, два нуля — в 100, три нуля — в 1000. И это очень хорошо. Этот пункт нужно раскрыть в деталях: без сознания Бога, сознания Кришны любые аспекты человеческой цивилизации, так называемая философия, политика, экономика, труд — все это одни нули. Человеческое общество должно подразделяться на сословия: интеллектуальное, класс управляющих, класс торговцев и рабочий класс. В духовном отношении оно должно состоять из тех, кто ведет жизнь в отречении, кто удалился от дел, домохозяев и учеников.
Третий пункт: все эти восемь подразделений необходимы для осознания Верховной Божественной Личности, и наше Движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы учить этой, необходимой в человеческой цивилизации, вещи.
Четвертый пункт. Для управляющих, для торговцев и для рабочих существует по всему миру множество учебных заведений. Но нет учебных заведений, в которых давали бы духовное образование. И наше Движение сознания Кришны пытается помочь человеческому обществу в этих двух недостающих пунктах. Поэтому мы взяли для начала большой участок земли в Западной Виргинии и назвали его Новый Вриндаван. Мы хотим научить людей быть первоклассными интеллигентами, чтобы они могли наставлять все человеческое общество относительно цели жизни и сознания Кришны или сознания Бога. Поэтому мы приглашаем тех учеников, у которых есть желание или склонность, присоединиться к нам в этом проекте, а общество и правительство мы приглашаем сотрудничать с нашим Движением.
Пятый пункт состоит в том, что к какому бы сословию ни принадлежал человек, или на каком бы этапе духовной жизни он ни находился, единственной целью его жизни должно быть удовлетворение Верховной Божественной Личности. Это обязанность каждого, она не зависит от обстоятельств жизни того или иного человека. Чтобы сделать свою жизнь успешной, человеку нужно научиться видеть, как своей деятельностью он может доставить радость Верховному Господу. Такой должна быть цель. Тогда неважно будет, какое общественное положение занимает человек или чем он занимается, он будет цивилизован, потому что его единственная цель — доставить радость Верховной Божественной Личности.
Следующий пункт. Чтобы научиться этому искусству — доставлять радость Верховной Божественной Личности, человек должен пройти обучение или получить наставления в искусстве осознания Кришны, читая «Бхагавад-гиту как она есть», читая Шримад-Бхагаватам — книги, в которых изложена наука о Боге, а затем «Учение Господа Чайтаньи». Такой практикой