Всемирная санкиртана и пада-ятра
68-01 Еще одно предложение: я хотел бы сформировать группу санкиртаны, в которой 2 человека играли бы на мридангах, 8 играли бы на тарелочках, 2 — на тамборах и один — на фисгармонии. Кроме того, там должен быть еще и ведущий певец. Эта группа должна быть так обучена, чтобы исполнять на сцене представления с пением и танцами и с раздачей прасада, и мы продавали бы билеты на такие представления. Это станет известным как духовноe движение. Мы могли бы начать такое делo в Нью-Йорке и, если бы это понравилось публике, могли бы развить свой успех прежде всего, в путешествии по всему миру. Мы будем получать деньги от выступлений на сцене и привлечем внимание элиты, и так будем ездить из города в город. Короткий вариант такого представления был устроен на телевидении, и наше выступление всем понравилось. Так что я хочу начать обучение такой группы немедленно. Не знаю, где можно его организовать, но я хочу немедленно начать и присутствовать при обучении (или «пока я жив»?). Итак, обсуди это предложение с Брахманандой и другими. Пришлите мне свои ответные предложения в связи с этим. (ПШП Хамсадуте, 22 января 1968)
68-02 Я очень хочу возглавить группу киртана, особенно в твоей стране и в Европе. Хамсадута сейчас пытается организовать такую группу. Если бы ты смог ездить с такой группой киртана, скажем, из десяти-пятнадцати человек, по всем Штатам и по всей Европе, я уверен, мы приобрели бы популярность куда большую, чем так называемый «йоги» Махариши Махеш. (ПШП Брахмананде, 26 февраля 1968)
68-03 Особенно меня интересует создание группы санкиртаны, которую сейчас сколачивает Хамсадута. Мы получили приглашение от одного друга из Бомбея, и если Хамсадуте удастся сделать такую группу, мы поедем в Англию, затем в Голландию, в Германию, а потом в Бомбей, и прямо сейчас начнем эту верную и серьезную программу. (ПШП Брахмананде, 21 марта 1968)
69-02 Я благодарен тебе за обещание, что в Лондоне я найду самый процветающий центр нашего Всемирного Движения Санкиртаны. Это мой идеал жизни: сформировать из преданных хорошую группу, исполнять санкиртану, распространять наши книги как можно шире. Здесь группа Тамала-Кришны дает очень хорошую группу санкиртаны, и мы можем объединить ее с твоей группой, также очень хорошей. Тогда мы могли бы немедленно взяться за ответственное дело — путешествие вокруг света, и я уверен, оно было бы успешным. Дай мне знать ответным письмом, является ли мое служение в Лондоне необходимым прямо сейчас. Я готов ехать. (ПШП Гурудасу, 5 февраля 1969)
69-03 У меня в мыслях сформировать очень сильную группу санкиртаны в Лондоне. Это должны быть члены нашего Общества, которые уже находятся там, и к ним должна присоединиться группа из Лос-Анджелеса и еще несколько человек, часть из Монреаля, часть из Нью-Йорка. Получится мощная группа из не менее чем двадцати пяти юношей и девушек. Мы хотим совершить мировое турне с этой группой санкиртаны — вот к чему я стремлюсь. Не знаю, чего хочет Кришна, но если это турне будет успешным, я уверен, что это отличный способ прекрасно развить наше Движение. (ПШП Ямуне, 13 марта 1969)
69-03 На самом деле я очень хочу сформировать сильную группу санкиртаны и путешествовать по всей Европе, а затем Африке, Азии, Индии и Японии, и т.д. Вот о чем я думаю. Пожалуйста, постарайся сделать это. (ПШП Кришна-дасу, 15 марта 1969)
69-06 Лучше всего дела с санкиртаной продвигаются здесь, в Лос-Анджелесе. Это просто удивительно, в сравнении с другими. Кроме того, они думают открыть отделение в Лагуна-Бич, и я одобряю эту мысль. Лично я по-прежнему лелею мысль о Всемирной Группе Санкиртаны, но это пока лишь мечты. Однако, в один прекрасный день, это может и получиться. (ПШП Хамсадуте, 26 июня 1969)
69-08 Итак, твой план, вполне соответствующий твоему положению военного, провести марш под пение харе-кришна-мантры, весьма меня вдохновил. Я постоянно мечтаю о Всемирной Группе Санкиртаны, а твоя идея о марше 300 солдат с мантрой «Харе Кришна» — это почти исполнение моей мечты. Так что если ты веришь в такое предприятие, то, конечно, это будет огромным служением человечеству, а, следовательно, удовлетворит и Кришну. (ПШП Роберту Хендри, 3 августа 1969)
69-10 Относительно Всемирной Группы Санкиртаны: я давно лелею эту мечту и хотел бы увидеть ее исполнение как можно скорее. Но не рассчитывай ни на кого. Если кто-то захочет помочь нам, хорошо. Если мы вообще возьмемся за это дело, мы должны рассчитывать только на собственные силы. Ты можешь, в качестве эксперимента, обратиться к какому-нибудь агенту, который может организовать путешествие нашей группы санкиртаны по всем штатам Америки, а потом мы можем подумать и о кругосветном путешествии. (ПШП Тамала-Кришне, 18 октября 1969)
69-11 Что касается переписки с другими президентами Западного Побережья, это можно делать и отсюда. Здесь ты сможешь поговорить с Мукундой и другими о Всемирной Группе Санкиртаны. Есть хорошие возможности, не хватает лишь хорошей организации. Поэтому я тебя и зову. (ПШП Тамала-Кришне, 4 ноября 1969)
70-02 Я получил несколько писем из Лондона, из которых видно, что они там очень серьезно занимаются организацией Всемирной Группы Санкиртаны. Так что было бы лучше, если бы ты отправился сначала в Лондон и посмотрел, как идут дела там, а потом, если нужно, поехал бы в Германию. Они просили меня прислать к ним Вишнуджану, но я боюсь, что если Вишнуджана уедет из Лос-Анджелеса, здесь некому будет устраивать уличную санкиртану. Заменить его сейчас практически некем. Но если ты поедешь в Лондон и присоединишься там к группе санкиртаны, я думаю, их вакансия будет замещена. Буду рад узнать о принятом тобою решении. (ПШП Хамсадуте, февраля 1970)
70-02 Я посоветовал Хамсадуте отправиться в Лондон, а затем в Германию, чтобы организовать санкиртану. Я не уловил смысла последней строки твоего письма. «Мы с нетерпением ждем того дня, когда Вы одарите нас своими священными наставлениями относительно санкиртаны Господа Чайтаньи». Если ты имеешь в виду Всемирную группу санкиртаны, то могу сообщить, что этого тебе придется немного подождать. Цель Всемирной группы санкиртаны заключается в том, чтобы открыть центр в каждом городе и каждой деревне мира. Эта идея обретает практические формы в различных центрах. Как, например, ты основал ятру в Лондоне, и теперь, спустя год, она начала обретать очертания, в Германии тоже, а вот в Париже пока нет. Поэтому Всемирная группа санкиртаны означает открытие центров повсюду, куда мы попадаем.
Я не имею в виду концертирующий коллектив или музыкальную группу, которая приезжает в город, организует там представление и получает деньги, не оставляя после себя никакого постоянного результата. Для этой цели Всемирная Группа Санкиртаны должна состоять из людей, которые способны передать свой духовный экстаз другим людям, чтобы они согласились взять на себя ответственность и основать центр, в котором санкиртана продолжалась бы постоянно.
Из письма Кришна-даса ясно, что в Германии есть неплохая перспектива открытия множества центров. Когда ты в последний раз ездил в Германию, это дало хороший результат. Почему бы прежде всего не основать центр в Париже и несколько новых центров в Германии, а потом подумать о Всемирной Группе Санкиртаны, открывающей центры всюду, где она проходит. И Тамала, и ты, и Гурудас, и Шьямасундара подумайте над этим, а тем временем, поскольку ты учитель музыки, можешь обучать новичков исполнению киртанов для будущих программ. (ПШП Мукунде, 8 февраля 1970)
70-04 Что касается санкиртаны, я чрезвычайно доволен, что ты принимаешь санкиртану как дело своей жизни. Нет сомнений, что Кришна очень доволен теми, кто участвует в этом Движении санкиртаны, и это подтвверждается Господом Кришной в Бхагавад-гите и Чайтанья-чаритамрите. Лучшие ученики, такие, как ты, Тамала, Мукунда, Шьямасундара и Джая-Говинда, сейчас в Европе. Создайте теперь мощную группу для открытия храмов, а также Всемирную группу санкиртаны. Эта группа санкиртаны, вооруженная книгами и другой литературой, несомненно внесет большие изменения в современную цивилизацию. Безбожная цивилизация не может быть счастлива. Когда же они осознают Кришну, они ощутят настоящее счастье, в этом нет сомнения. (ПШП Хамсадуте, 1 апреля 1970)
70-04 Путешествующая сакиртана была задумана очень и очень давно, еще когда я был в Индии. Когда мы с духовными братьями обсуждали проповедь, я всегда говорил, что когда я начну проповедовать, я возьму два грузовика, в один посажу группу санкиртаны, а в другой сложу реквизит и буду ездить из одной деревни в другую по всему миру, проповедуя послание Господа Чайтаньи. И вот пришло время, и — как будто мечта исполняется — по милости Кришны ты взял на себя эту программу. Пожалуйста, организуй эту путешествующую санкиртану, как ты это уже делаешь, из школы в школу, из колледжа в колледж. Если мы сможем должным образом донести идею сознания Кришны до сердец нескольких разумных студентов, это будет большим служением. Возможно, несколько позже я попрошу тебя и Киртанананду отправиться в Индию и начать эту программу в студенческой среде там. (ПШП Рупануге, 27 апреля 1970)
70-04 Теперь наша следующая программа — повести Всемирную группу санкиртаны по всему миру. В Индии уже все говорят, что в следующем году я приеду с сорока учениками. Так что я думаю, мы должны запланировать эту программу на начало следующего года. Нас приглашают также в Африку. Одна группа может поехать из Лондона через другие страны в Бомбей, а друга — выйти отсюда через Японию в Калькутту, и потом они могут встретиться. (ПШП Хамсадуте, апрель 1970)
70-05 В заключение могу сказать, что Ачьютананда дал рекламу в крупнейшие газеты, что в следующем году я собираюсь приехать в Индию с сорока учениками, так что у нас есть достаточно времени — восемь месяцев. Что ты думаешь об этом? Сможем мы к тому времени организовать Всемирную Санкиртану? Это будет очень хорошо. Все наши лучшие ученики: ты, Хамсадута, Мукунда, Шьямасундара, Умапати и т.д., со своими женами, и несколько учеников отсюда могут войти в эту группу, затем мы сможем проехать в Индию через Африку, и затем, проведя несколько дней в Индии, вернуться через Японию. По этому вопросу ты тоже должен посоветоваться со всеми, потому что реклама в Индии уже дана. (ПШП Тамале, 1 мая 1970)
70-05 Когда ты поедешь в Лондон, чтобы строить планы относительно Всемирной Санкиртаны, прими во внимание предложение г-на Париха. Он говорит, что нашу группу приглашают в Кению для исполнения киртана. И если мы согласимся, то на нашу группу минимум из двадцати пяти человек они готовы оплатить билеты туда и обратно и проживание. Итак, по дороге в Индию ты можешь исполнять киртан в крупных городах Европы, а затем отправиться в Кению, в Африку. Из Кении ты мог бы поехать в Южную Африку. Там ты собрал бы пожертвования с индийцев и проследовал бы в Бомбей. В Бомбее тебя прекрасно примут мои друзья, а из Бомбея ты бы проехал по всем провинциям: Гуджарату, Раджастхану, Центральной Индии, Северной Индии, затем посетил бы Бихар и приехал бы в Бенгалию. В Бенгалии мы открываем наш собственный храм в Майяпуре, и некоторые преданные могли бы жить там группами. Одни группы приезжали бы, а другие уезжали. (ПШП Тамале, 15 мая 1970)
70-05 Относительно членов Всемирной группы санкиртаны, я хочу, чтобы это было сорок человек — половина из Европы, половина из Америки, или как получится. Строгого ограничения нет. (ПШП Тамале, 27 мая 1970)
70-07 Всемирная группа санкиртаны не подразумевает, что мы должны немедленно освоить весь мир. Программа состоит в том, чтобы повсюду было начато движение санкиртаны. (ПШП Тамале, 19 июля 1970)
74-11 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 22 октября 1974 по поводу твоего предложения распространять сознание Кришны в Германии, переезжая из деревни в деревню на конной повозке. Не уверен, что это предложение практично, но если проповедь получается, я не против. Можешь посоветоваться с Хамсадутой по этому поводу, чтобы получить его одобрение. Важно проповедовать, вид транспорта не так важен. Так что если это получается, я не возражаю. (ПШП Падма-гарбха-дасу, 22 ноября 1974)
74-04 Что касается твоего предложения создать падаятру и путешествовать из деревни в деревню: какой смысл в том, что земля находится в руках политиков, которые не в состоянии распоряжаться ею в соответствии с наставлениями Кришны. Это факт. Но если молодой индиец присоединится ко мне, я готов немедленно начать путешествовать из деревни в деревню, из города в город. Однако мои иностранные ученики имеют недостаток в знании языка, они не говорят на деревенских языках, иначе я уже давным-давно начал бы эту программу. Если несколько молодых людей. подобных тебе, присоединились бы ко мне, тогда вместе с иностранными учениками я мог бы немедленно взяться за осуществление этой программы. Если ты очень хочешь, пожалуйста, собери, по меньшей мере, с полдюжины молодых людей, подобных тебе, тогда, прибавив полдюжины своих иностранных учеников, я смогу немедленно начать эту программу и путешествовать из деревни в деревню, из города в город. Это будет очень и очень эффективно, я это знаю наверняка. Если ты серьезен, то сможешь думать о Кришне круглосуточно. Это не так уж трудно. Твои близкие преследуют тебя за твой интерес к духовной культуре. Это все из-за величайшей беды Индии: на них влияют так называемые политики и ученые нового времени. Говорят, что если человек одержим духами, он болтает вздор. В настоящее время все они одержимы духами, и в этом бредовом состоянии единственным лекарством для них является пение и повторение харе-кришна-маха-мантры. (ПШП Премананде из Пенджаба, 16 апреля 1976)
77-03 Все, что есть под рукой, мы можем легко использовать. Я не имею ничего против использования электричества, но мы не должны зависеть от него. Делай масло из семян клещевины и запасай его в достаточном количестве. Его можно использовать самыми разными путями: жечь, смазывать, готовить на нем, давать в качестве слабительного при любых болезнях. А быков можно запрягать в повозки и проповедовать по деревням — зачем их убивать? Здесь, в Индии наш Локанатха Махараджа успешно организовал такую программу, и она имеет большой успех. Он проехал по всей Индии, из деревни в деревню, и повсюду они распространяют книги, прасад и исполняют киртан. Каждый вечер они останавливаются в другой деревне. Мы можем пустить по всему миру много миллионов таких повозок. (ПШП Нитьянанда-дасу, 16 марта 1977)