Распространение «Обратно к Богу»
67-08 Я также очень благодарен тебе за ту работу, которую ты выполняешь, стараясь распространять мои книги и записи, и я очень рад тому, что новый «Обратно к Богу» хорошо продается. Это издание — становой хребет нашего Движения, и если мы сможем распространять его успешно, тогда все пойдет хорошо. (ПШП Прадьюмне, 25 августа 1967)
68-02 Да, если ты сможешь найти торгового агента для нашего «Обратно к Богу», это будет очень хорошо. Пожалуйста, сделай это. (ПШП Мукунде и Джанаки, 28 февраля 1968)
68-05 Можешь написать своим духовным братьям в разные центры, что если они не будут регулярно посылать деньги за проданные журналы, продолжать издание будет невозможно. (ПШП Раяраме, 10 мая 1968)
68-05 С моей точки зрения, если у тебя есть группа, которая может путешествовать вместе с тобой, ты можешь ездить с ними некоторое время с санкиртаной. Если ты поедешь на автобусе со своей группой санкиртаны, мы должны будем выслать тебе нашу литературу, книги, журналы, записи и т.д. Все наше предприятие не имеет прочной финансовой основы, и мы должны все время помнить об этом и стараться продавать наши статьи, чтобы иметь возможность снова печатать свои книги и другие издания. «Обратно к Богу» уже находится в финансовом затруднении. Мне это причиняет некоторое беспокойство. Издание «Обратно к Богу» останавливать нельзя — это будет огромным шагом назад в нашей проповеднической миссии. (ПШП Хамсадуте, 14 мая 1968)
68-06 Я так давно уже не имел от тебя никаких известий… Как дела с изданием нашего «Обратно к Богу»? Я очень хочу узнать, когда будет возобновлен выпуск и можно ли сделать его регулярным, хотя бы на нашем мимеографе. Наш журнал очень важен, и его надо регулярно распространять, поскольку это становой хребет нашей миссии. Даже если он печатается не на самом высоком уровне, все-таки его надо распространять, издавая хоть на мимеографе. Позже, в будущем, мы будем печатать его на высшем уровне, и если деньги появятся, делай это. Пожалуйста, обрати внимание на этот вопрос, и дай мне знать, каково положение вещей, напиши мне как можно скорее. (ПШП Раяраме, 8 июня 1968)
68-09 Теперь тебе надо печатать большое количество «Обратно к Богу» ежемесячно. Думаю, что в одной только Калифорнии ты сможешь продавать не менее 3000 экземпляров в месяц, поскольку группа санкиртаны находится в движении, и люди очень охотно покупают. Так что весьма скоро можешь ожидать наступления золотых дней. И ты должен подготовиться к этой задаче. (ПШП Раяраме, 27 сентября 1969)
68-10 Я очень доволен, что твоя программа киртана и сознания Кришны идет хорошо, хотя у тебя до сих пор нет своего храма. Почему ты не заказываешь в Нью-Йорке «Обратно к Богу»? Здесь очень хорошо идут дела у группы санкиртаны, возглавляемой Джаянандой и Тамала-Кришной. Они собирают в среднем по 45 долларов в день в виде пожертвований, и продают в среднем по сотне экземпляров «Обратно к Богу». Постарайся без промедления получить из Нью-Йорка «Обратно к Богу» и продавай его в больших количествах. Это наш становой хребет. (ПШП Мукунде, 1 октября 1968)
69-01 Подобным образом, продажу «Обратно к Богу» следует распределить поровну между нашими центрами. Не так, что один или два храма продают весь тираж, а все остальные просто спят. Лос-Анджелес может продать 1500 экземпляров, да и Нью-Йорк и Сан-Франциско могут продавать не меньше, по крайней мере, столько же каждый. Остальные центры должны продавать оставшиеся экземпляры, и, если потребуется, вы можете допечатывать тираж. Кроме того, центры должны оплачивать свои экземпляры сразу же по получении. Если у них нет денег, они должны их заработать и скопить, но так или иначе, эту систему надо внедрить, чтобы вы не испытывали постоянных финансовых затруднений при печати следующих выпусков. Кроме того, я бы очень хотел посмотреть бухгалтерию: сколько тратится на производство и сколько приносит продажа и реклама в «Обратно к Богу». (ПШП Раяраме, 28 января 1969)
69-02 Что касается «Обратно к Богу», Пурушоттама нашел в лос-Анджелесе какого-то продавца, который согласился брать по 400 экземпляров ежемесячно. В вашей стране не меньше трехсот крупных городов. Если мы найдем в каждом городе агента, который сможет брать хотя бы по сто экземпляров, общее количество может достигнуть тридцати тысяч экземпляров. Это не утопия. Это совершенно практично. Просто все это нужно устроить и организовать. Распространить сто экземпляров в большом городе, таком, как Лос-Анжелес, Нью-Йорк или Сан-Франциско, совсем не трудно. Это требует лишь таланта организатора. Предполагая на основе этих вычислений, что в недалеком будущем мы сможем распространять по крайней мере 30000 экземпляров «Обратно к Богу», ты можешь без промедления требовать в «Дай Ниппон» расценок на регулярную печать 20000 экземпляров в месяц. Если цена подходящая, мы немедленно должны рискнуть и начать печатать по 20000 экземпляров в месяц… Итак, мы должны добиться для нашего журнала уникального положения, по крайней мере, в западном мире. Так или иначе, это будет зависеть от наших будущих возмодностей, а сейчас мы должны запросить расценки «Дай Ниппон», узнать, сколько они с нас возьмут за печать двадцати тысяч экземпляров в месяц. Вот мое твердое мнение по поводу печати моих книг в «Дай Ниппон» и журнала «Обратно к Богу», а ты теперь делай все для этого необходимое. (ПШП Брахмананде, 5 февраля 1969)
69-02 Так или иначе, все зависит от тебя, потому что я не могу распылять свое внимание. Но если я получу от каждого центра некоторую сумму на регулярное издание «Обратно к Богу», это будет хорошая программа, которая позволит нам не зависеть от рекламы и от продажи. Каждый центр должен принять на себя ответственность за внесение определенной суммы на издание «Обратно к Богу», и тогда издание не будет зависеть от того, сколько каждый центр продает. Например, если центр вносит 100 долларов, мы посылаем им журналов на эту сумму по себестоимости, и тогда не важно, продадут они их или не продадут. Но ежемесячный взнос нам необходим. Непроданные экземпляры можно распространять бесплатно по школам, библиотекам, дарить влиятельным людям и т.д. Это в высшей степени продвинет нашу проповедь, я мыслю именно в этих категориях.
Я получил письмо от Субалы по поводу циркуляра, который он разослал в разные центры и прилагаю свой ответ. Я могу настоять, чтобы Лос-Анджелес платил 750 долларов, и мы сможем посылать им 5000 экземпляров. Подобным образом, если Сан-Франциско внесет 750 долларов, мы тоже пошлем им 5000 экземпляров. Что касается Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, я могу попросить мальчиков работать и вносить установленные 750 долларов ежемесячно. И если Нью-Йорк согласится тоже работать и вносить 750 долларов в месяц, то вопрос решен, и мы сможем тут же начать печатать 20000 экземпляров в «Дай Ниппон». Не знаю, насколько это практично, но по моему разумению, если Нью-Йорк, Сан-Франциско и Лос-Анджелес согласятся вносить по 750 долларов в месяц, проблем не будет. (ПШП Раяраме, 15 февраля 1969)
69-02 Относительно «Обратно к Богу», если «Дай Ниппон» согласится на 1500 долларов за 20000 экземпляров, или даже если они запросят чуть дороже, мы должны немедленно соглашаться, установив вначале объем журнала в тридцать две страницы с одной цветной иллюстрацией на обложке, как в 22-м выпуске и тремя черно-белыми иллюстрациями внутри, без всякой рекламы. Он весь должен состоять из литературных материалов о сознании Кришны. Я веду переговоры с основными центрами о том, чтобы они брали 5000 экземпляров и вносили 750 долларов, независимо от того, продались журналы или нет. Цена должна составлять 50 центов, качество бумаги может оставаться таким, как сейчас. Таким образом веди переговоры, чтобы с номера 25 мы могли начать печатать журнал в «Дай Ниппон», и они должны будут отправлять 10000 экземпляров в Лос-Анджелес и Сан-Франциско, 5000 в Нью-Йорк и 5000 в Лондон. Эти четыре больших центра могут распространять выпуски по маленьким центрам в соответствии с их возможностями. (ПШП Брахмананде, 17 февраля 1969)
69-02 Я очень рад, что твоя группа санкиртаны обретает форму и ты рассчитываешь открыть уличную программу уже через несколько недель. Сейчас ты должен также начать программу продажи нашего «Обратно к Богу» одновременно с санкиртаной, как это делает здесь Тамала-Кришна. С группой санкиртаны они продают в день не меньше 100 экземпляров в день. Иногда им удается продать 120-130 экземпляров. Кроме того, Пурушоттама отсылает «Обратно к Богу» распространителям в Лос-Анджелес.
Мой следующий план — распространять не меньше 20000 экземпляров через четыре центра, а именно, Нью-Йорк, Лондон, Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Каждый из этих центров внесет 750 долларов и получит взамен 5000 экземпляров для распространения. Это означает, что для них экземпляр будет стоить 15 центов, а розничная цена будет установлена в 50 центов. Так что даже при оптовой продаже центры будут получать по меньшей мере по 30 центов за экземпляр, а это уже 15 центов прибыли. Если все 5000 экземпляров не продадутся, мы можем распространять оставшиеся журналы по школам, колледжам, библиотекам и организациям бесплатно. Эту проповедь нужно начать незамедлительно. Пожалуйста, сообщи мне свое мнение. Лос-Анджелес уже согласился, я очень вдохновлен и надеюсь, что ты тоже согласишься и вдохновишь меня этим. Получив твое подтверждение, я тут же запущу печать 20000 экземпляров, начиная с конца апреля 1969. (ПШП Мукунде, 17 февраля 1969)
69-02 По поводу печати 20000 экземпляров «Обратно к Богу», я обратился к четырем центрам, а именно, Нью-Йорку, Сан-Франциско, Лос-Анджелесу и Лондону, с просьбой вносить по 750 долларов ежемесячно. Я получил подтверждение от Лос-Анджелеса, и был бы рад узнать, что и Нью-Йорк тоже готов передавать мне 750 долларов ежемесячно. Не возражаю, чтобы эта сумма была собрана в виде заказов на рекламу из Нью-Йорка, но цены вырастут, поскольку мы намерены печатать впредь по 20000 экземпляров ежемесячно.
Итак, мы назначаем цену в 100 долларов за страницу и не принимаем рекламу от хиппи. Для чего нужно выплачивать мне эти 750 долларов? Если каждый из наших центров даст мне по 750 долларов, я возьму на себя ответственность за распространение. Поскольку Брахмананда уже принял на себя ответственность за распространение книг, я хочу, чтобы вы просто вносили свою долю постоянно в течение хотя бы шести месяцев в обмен на 5000 экземпляров «Обратно к Богу». Если у меня будет возможность в течение шести месяцев постоянно печатать по 20000 экземпляров, я, возможно, перестану просить взносы у центров. Поэтому, пожалуйста, спроси Субалу или кого-то другого в нью-йоркском центре, кто будет собирать эти 750 долларов и высылать их мне. (ПШП Раяраме, 20 февраля 1969)
69-02 Мы распространяем «Обратно к Богу» через личный контакт, с помощью групп санкиртаны. Я рассчитываю, что каждый центр станет продавать в среднем по 50 экземпляров в день, что подтверждается нашим опытом. Таким образом, если четыре центра будут продавать каждый день по 200 экземпляров, то мы достигнем уровня продаж в 6000 экземпляров, что покроет расходы на печать и другие нужды. Оставшиеся 14000, будучи проданы нашими храмами, принесут чистый доход. Если они не продадутся, мы будем раздавать их бесплатно всевозможным обществам, библиотекам, общественным организациям, уважаемым людям, школам и т.п. Это будет наша проповедь. Эта идея напоминает Библейское общество в Индии, которое раздает миллионы долларов в форме библейской литературы, не рассчитывая ни на какой возврат. Подобным образом, мы готовы жертвовать на подобные цели 750 долларов каждый раз. Если они вернутся, хорошо, но все же мы должны делать это в духе проповеди. Такова моя идея. Так что постарайся обдумать эту программу и действуй. (ПШП Раяраме, 22 февраля 1969)
69-02 Пожалуйста, примите мои благословения. Я получил все ваши подробные и детальные письма, и там столько всего, на что нужно ответить, что должный ответ потребует некоторого времени. А пока я прошу вас очень серьезно отнестись к нашей программе издания и распространения «Обратно к Богу» и, поскольку вы обязались вносить свою долю 750 долларов в месяц в обмен на 5000 экземпляров «Обратно к Богу», я чувствую себя очень обязанным вам. Кто будет работать, а кто нет — вы должны решить сами, между собой. Это ваши внутренние дела, как я могу вам давать указания: «ты делай то, а ты делай это»? Да вы и сами не должны зависеть от меня в своих внутренних административных делах. Все вы искренние преданные, посвятившие себя миссионерской деятельности, поэтому должны собраться и решить, что делать и чего не делать.
Но лично я намерен начать с ваших 750 долларов в обмен на 5000 экземпляров «Обратно к Богу». Если из этих 5000 экземпляров вы продадите 1500, вы уже вернете свои 750 долларов. Оставшиеся 3500 экземпляров — ваши. Вы можете продать их по любой цене, не меньше 30 центов за штуку, в магазины, и тогда все, что будет там реализовано, составит чистый доход вашего храма. Если же какое-то количество журналов останется, мы можем распространить их бесплатно, разослав по почте видным людям, школам, колледжам, библиотекам и разным организациям. Мы должны составить список таких получателей и выяснить на почте цены на доставку. Таким способом мы начнем мощную проповедь с помощью «Обратно к Богу». Кроме того, если ты сможешь представить санкиртану, лекции и «Обратно к Богу» в Беркли, это будет еще одним большим шагом вперед.
Итак, я внимательно читаю ваши письма и отвечу на них должным образом. А вы тем временем рассмотрите мою просьбу и вместе делайте все, что нужно. Мое наставление Анируддхе такое: прямо сейчас не надо начинать никаких программ в Новом Вриндаване, потому что до тех пор, пока у нас нет там подходящего здания, мы не можем начинать никаких программ. Поэтому я велел Хаягриве вначале построить дома. А тогда можно будет подумать и о программах. Сейчас есть другие важные направления, такие как «Обратно к Богу», и мы должны трудиться ради них. (ПШП Чидананде, Динадаялу, Анируддхе, Макханлалу, 23 февраля 1969)
69-02 По поводу схемы распространения «Обратно к Богу». Суть в том, что ты платишь 750 долларов и получаешь 5000 экземпляров. Распространяй их, как тебе вздумается. Если ты продашь их по 50 центов за штуку, это выйдет 2500 долларов, но я не думаю, что их все удастся продать по этой розничной цене. Найди магазины, которые согласятся продавать наш журнал, и ты надежно получишь по 30 центов за шутку. Ты покупаешь их по 15 центов, поэтому даже продавая их оптом, ты получишь прибыль в 15 центов со штуки. Если ты продашь 3500 экземпляров оптом, твой приход составит 1050 долларов. Если ты не сможешь распродать все экземпляры, то все равно твоя прибыль составит по меньшей мере 500 долларов, при продаже по оптовой цене. Если получится продать дороже и получить больше — делай, я не возражаю. Но все, что ты продашь сверх 1500 экземпляров, которые продадутся по розничной цене, будет чистым доходом твоему храму. Все, что останется непроданным, будет распространяться бесплатно, тебе только надо осведомиться на почте о ценах на доставку.
В Лос-Анджелесе мы уже так сделали, и цена на доставку оказалась где-то 3-4 цента за экземпляр. Что касается меня, то я соберу около 3000 долларов в месяц. Из них 2000 пойдут в уплату «Дай Ниппон», а 1000 останется у меня. Из этой суммы почтовые расходы составят около 300-400 долларов, а остальные 600 долларов я потрачу на развитие отдела печати. Итак, я ничего не ожидаю от «Обратно к Богу» для своего книжного фонда. Я хочу лишь, чтобы мои книги хорошо распространялись. (ПШП Брахмананде, 29 февраля 1969)
69-05 По поводу продажи «Обратно к Богу», мы взяли на себя большой риск печатать 20000 экземпляров в месяц, но прежде чем взять на себя этот риск, мы посоветовались с четырьмя своими центрами, и все вы согласились. Теперь старайтесь изо всех сил, а результат зависит от желания Кришны. Постарайтесь как можно добросовестнее вносить свою долю. (ПШП Мукунде, 27 мая 1969)
69-07 Мы хотим распространить как можно больше выпусков «Обратно к Богу», так что чем больше ты сможешь напечатать и распространить, тем больше будет доволен мой Гуру Махараджа, видя, как исполняется его «Великая Мечта». (ПШП Брахмананде, 16 июля 1969)
69-07 Относительно твоего предложения распространять «Обратно к Богу» через агентство, с которым ты познакомился, не думаю, что в настоящее время это хорошая мысль. Тамала-Кришна организовал дело так, что очень скоро в Сиэтл приедут шестеро преданных, так что необходимость в особой организации распространения отпадет. Агентство предлагает тебе всего 25 центов с каждого проданного выпуска, а с группой киртана ты получишь по 50 центов за экземпляр. Это агентство просто продержит у себя выпуск в течение месяца, а то, что не будет продано, они вернут, и тебе все равно придется продавать эти журналы с группой санкиртаны. Они попросили с тебя 50 долларов вперед на «канцелярскую работу», но в Лос-Анджелесе один распространитель продавал по 400 экземпляров в месяц и не просил такого гонорара. Так что если ты привлечешь несколько новых людей, чтобы помогали тебе после Ратха-ятры, тогда санкиртана станет наилучшим методом распространения «Обратно к Богу». (ПШП Гаджендре, 20 июля 1969)
69-07 Рад слышать, что жители Филадельфии быстро заинтересовались нашим Движением сознания Кришны, и что ты просто стоишь на углу в своей одежде, и люди подходят и покупают журнал «Обратно к Богу». Если ты сможешь просто продолжать так же, то есть, давать им возможность слушать ваше пение и покупать «Обратно к Богу», успех вам обеспечен. Помню, мой Гуру Махараджа часто посылал юношей на улицу продавать литературу о сознании Кришны, и если они возвращались, продав всего несколько газет, Гуру Махараджа был очень и очень доволен. А ты сообщаешь, что продал 300 экземпляров «Обратно к Богу» всего за несколько дней, так что я знаю, что Гуру Махараджа очень и очень доволен твоей работой. На самом деле, во всех наших центрах санкиртана и наша литература становятся все более и более популярными. Может быть ты слышал, что Брахмананда уже договорился, чтобы увеличить объем печати с 20 до 25 тысяч экземпляров. Все это очень вдохновляет, так что продолжай по возможности наращивать распространение «Обратно к Богу». Ты серьезный работник, и Кришна вознаградит твои усилия успехом. (ПШП Субале, 31 июля 1969)
69-07 Относительно распространения «Обратно к Богу» и моих книг, я приветствую организацию тобой собственной компании для этой цели. В этом случае твоя компания станет еще одним отделом Общества, однако Общество не намерено мешать тебе в твоем деле. Но твой бизнес будет рассматриваться как мой бизнес. Так что подумай обо всем этом как следует, и будет хорошо. (ПШП Гопала-Кришне, 31 июля 1969)
69-08 Рад слышать, что ты продаешь «Обратно к Богу» все больше и больше, это доставляет мне все больше и больше удовольствия. В Бостоне сейчас решили извлекать из продажи «Обратно к Богу» 1000 долларов прибыли в месяц, попытайся и ты сделать то же самое. Сатсварупа из этой прибыли уже купил большое здание. Таким образом, продавая «Обратно к Богу», мы не только делаем первоклассную проповедь, но также приобретаем средства для поддержания наших храмов и обеспечения нашей деятельности. Ты упоминаешь о том, что Крис внес 500 долларов, и ты думаешь послать их мне. Это хорошая мысль, и ты можешь сделать это. Я думаю, отдел печати может прямо сейчас начать функционировать в Бостоне в новом здании, так что есть необходимость в средствах на покупку печатного оборудования и всего необходимого для печати множества наших книг. Все незапланированные деньги, которые у тебя будут появляться, посылай мне, а если тебе понадобятся деньги, я помогу. Но постарайся разбогатеть на продаже «Обратно к Богу». Есть возможность делать по меньшей мене 1000 долларов прибыли в месяц. (ПШП Субале, 6 августа 1969)
69-10 Не думаю, что уменьшить объем печати «Обратно к Богу» — хорошая мысль. Если мы будем печатать то же количество экземпляров в зимние месяцы, и они не будут полностью распроданы, оставшиеся журналы можно распространять бесплатно среди уважаемых людей и организаций. Это будет хорошая проповедь. Нас интересует не прибыль, мы хотим лишь распространить сознание Кришны. Так что все центры должны оставить свои заказы на «Обратно к Богу» на прежнем уровне, но должны стараться как можно лучше помогать в его распространении. (ПШП Упендре, 27 октября 1969)
69-11 Относительно печати «Обратно к Богу», я уже написал Брахмананде, что журнал нужно печатать на нашем собственном станке. (ПШП Сатсварупе, 5 ноября 1969)
70-01 Сейчас Брахмананда отправляется в Бостон, чтобы продолжать развивать там наш центр, и одно из моих предложений состояло в том, чтобы ежемесячно рассылать некоторое количество бесплатных экземпляров нашего «Обратно к Богу» уважаемым людям, особенно президентам фондов, которые склонны давать пожертвования религиозным организациям. Можешь передать это послание Сатсварупе и Брахмананде. Надеюсь, это письмо застанет вас в добром здравии. (ПШП Джадурани, 14 января 1970)
71-05 Журнал нужно печатать регулярно, но если распространение не дотягивает, тогда объем печати нужно сократить. Но даже если распространение ниже уровня производства, мы должны придерживаться цены в 25 центов. Искусственно вздувать производство и залезать при этом в долги — не очень хорошая тактика. (ПШП Карандхаре, 17 мая 1971)
71-11 Ты говоришь, что станешь лучшим распространителем «Обратно к Богу» в мире. Это заявление мне очень приятно, потому что больше всего я хочу, чтобы мои ученики распространяли мои книги и другую литературу в огромном количестве по всему миру, и нашей главной заботой должно стать — как сделать это правильно. Единственное, ты должен теперь постараться изо всех сил, чтобы дожить до исполнения своего обещания стать лучшим распространителем! (ПШП Шридама-дасу, 17 ноября 1971)
72-11 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 31 октября 1972, а также последний экземпляр «Обратно к Богу» номер 49, который внимательно прочел и который мне понравился и полностью меня удовлетворил. Я чрезвычайно рад узнать, что ты и другие сотрудники ИСККОН-Пресс так прекрасно служите. Эти книги и журналы — наше самое могущественное проповедническое оружие, с помощью которого мы можем победить невежество армии Майи, и чем больше мы напечатаем такой литературы и продадим ее по всему миру, тем в большей степени нам удастся удержать мир от его самоубийственного курса. Так что твой труд — это очень важная проповедь, да благословит тебя Кришна снова и снова. Спасибо тебе за то, что помогаешь мне таким образом. (ПШП Джаядвайте, 18 ноября 1972)
72-12 Особенно я рад тому, как ваш храм в Сент-Луисе распространяет журнал «Обратно к Богу». Всего три года назад я заключил договор с «Дай Ниппон» на печать 20000 экземпляров, и мы с трудом распространяли их. А сейчас один только твой храм распространяет такое количество журналов! Это очень и очень вдохновляет меня. Это совершенная форма проповеди. Следуй путем, проложенным Прахладой Махараджей и постарайся вернуть всех домой, к Богу. А это делается с помощью распространения нашей литературы. Я очень доволен каждым из вас, кто помогает мне развивать наше великое Движение. (ПШП Ваманадеве, 3 декабря 1972)
74-11 Я очень рад, что ты наращиваешь распространение «Обратно к Богу» в столь отдаленном месте. Наш «Обратно к Богу» — это становой хребет Движения, поэтому мы всегда должны думать о том, как усиливать, усиливать и усиливать его. (ПШП Рочана-дасу, 21 ноября 1974)
ОКБ и другие журналы
68-11 Относительно внутреннего журнала ИСККОН, если это не слишком хлопотно, то сама мысль очень хороша. (ПШП Хамсадуте, 28 ноября 1968)
72-02 …с большим удовольствием я вспоминаю тебя и твоего доброго супруга, читая эти статьи и видя, какую прекрасную работу вы делаете в «Нью-Навадвипа Ньюз» и других газетах. …Особенно мне нравятся работы Сиддхасварупы в «Нью-Навадвипа Ньюз» и листовки «Открытые письма», как, например, «Умри, хиппи, умри!» Эти статьи надо публиковать в нашем журнале «Обратно к Богу» и широко распространять. (ПШП Говинда-даси, 12 февраля 1972)
72-03 Газета тоже очень хороша, и ты можешь вдохновить все центры обмениваться таким образом материалами между собой. Приеду в Лос-Анджелес — посмотрим, когда я смогу снова приехать и остановиться в вашем новом храме. (ПШП Нитьянанде, 22 марта 1972)
72-09 Мне очень понравился ваш «Ежемесячник Харе Кришна», это великое дело, теперь поддерживайте его выпуск действительно ежемесячно, берите много рекламы и распространяйте таким образом наше послание. (ПШП Гирирадже, 26 сентября 1972)
72-12 Да, почему снова не начать выпуск «Новостей Сент-Луиса»? Начинай и пошли мне экземпляр. (ПШП Ваманадеве, 3 декабря 1972)
73-07 Относительно издания информационного бюллетеня Общества, думаю, что в нем нет необходимости. Не бери на себя лишнюю ответственность. Исполняй совершенным образом уже имеющиеся обязанности. Кроме того, у нас уже есть журнал нашего Общества, «Обратно к Богу». Что же касается новостей из наших центров, то о чем тут беспокоиться? Новости одни и те же: санкиртана продолжается, Божествам поклоняются, с незначительными изменениями. Лучше побольше изучать книги. Мы должны вопрошать о Кришне. Храмовая жизнь идет своим чередом, но мы должны развить привычку более глубоко читать книги. А затем, если у тебя, по прочтении книг, возникают вопросы о Кришне, ты можешь задать их своим старшим духовным братьям или написать лично мне. Это поможет тебе развиваться. (ПШП Шукадеве, 23 июля 1973)
73-07 Зачем нам совершать усилия порознь ради издания еще одного отдельного журнала? Все, что пишут наши ученики, может быть опубликовано в «Обратно к Богу», для этого надо лишь послать свои материалы главному редактору, Сатсварупе Госвами Махарадже. «Обратно к Богу» специально предназначен для того, чтобы дать нашим ученикам возможность упражняться, чтобы они научились писать статьи о философии сознания Кришны. Следует сосредотачивать свою энергию на чем-то одном, а не так, что каждый заведет себе свой собственный журнал, и будет тратить на него деньги, время и людские ресурсы. У нас уже есть «Обратно к Богу», он распространяется без финансового риска, так что посылайте в редакцию «Обратно к Богу» свои статьи, пусть его объем растет, и наращивайте распространение журнала. В храмах сейчас достаточно литературы, и кроме того, если ты просто даже попросишь небольшое пожертвование, никто тебе не даст. (ПШП Парашара-дасу, 31 июля 1973)
74-05 Что касается вопроса о том, ввозить ли журнал «Гармонист» или делать его на месте, делай то, что удобнее. Распространять такую газету — это хорошая мысль. (ПШП Чару, 9 мая 1974)
76-02 Сим уведомляю, что получил «Взрыв Харе Кришна», том 21. Ты должен немедленно прекратить распространение этой газеты. Она не ведется должным образом. Какой негодяй пишет эти статьи? Рассмотри этот вопрос немедленно. (ПШП Махамсе Свами, 27 февраля 1976)
Возвращение к Богу
56-11 Письмо Президенту,
Его превосходительству д-ру Раджендре Прасаду
Президенту Индийского Союза
Раштрапати-Бхаван, Нью-Дели
(Через его личного секретаря Шри Вишванатху Варму)
Да будет ваша честь довольна.
Милостиво примите мой смиренный поклон. С незапамятных времен идет в Индии традиция, согласно которой каждый гражданин может обратиться к царю, чтобы высказать свою жалобу и просить удовлетворения, и царь обязан очень милостиво рассмотреть его дело и оказать ему необходимую помощь, вынеся свой царский вердикт. В настоящее время, по воле и по милости Господа, Ваше превосходительство занимает положение царя, и я, как истинный вайшнав, должен считать Ваше превосходительство представителем Верховного Господа Шри Кришны, как Он Сам о том говорит на страницах Бхагавадгиты. Поэтому я осмеливаюсь предложить вниманию Вашей чести нижеследующие строки, с тем, чтобы Вы, милостиво рассмотрев суть дела, в чистом сознании приняли соответствующее решение.
Ваше превосходительство является по своему положению представителем Шри Кришны, и я надеюсь, что Шри Кришна подскажет Вам изнутри все, что нужно, относительно моего духовного служения Ему. Сим я осмеливаюсь утверждать, что по милости Шри Кришны, через Его олицетворенную милость — моего духовного учителя, я совершенно отчетливо осознал, что возвращение домой, к Богу есть величайшая привилегия человека и высшее совершенство человеческой жизни.
К несчастью, современная человеческая цивилизация очень увлечена красотой апара-пракрити, иллюзорной материальной природы, а потому одолеваема демоническими склонностями, каковые превращают ее саму в демоническую, что проявляется в том, к’ак в ней удовлетворяются чувства. Эта тенденция опасна и вредна для истинного прогресса жизни. Цель жизни должна состоять в том, чтобы совершать искренние усилия, направленные на возвращение к Богу, однако, в противоположность этому, обнаруживается тенденция возвращения в ад или в эволюционный цикл животных форм жизни, как это описывается в 16-й Главе Бхагавадгиты.
Поэтому прошу Вас, спасите людей от этого величайшего падения. Хотите верьте, хотите нет, но я владею секретом, как вернуться к Богу сразу же по оставлении этого материального тела, и для того, чтобы увести за собой всех своих современников, женщин и мужчин, я основал журнал «Обратно к Богу», как одно из транспортных средств на этом пути. Пожалуйста, не считайте меня каким-то феноменом или сумасшедшим, когда я утверждаю, что оставив это тело вернусь к Богу! Это возможно для всех и каждого.
В Бхагавадгите ясно сказано, что любой, будь то неприкасаемый, падшая женщина, рабочий или человек, считающий каждую рупию, анну или пайсу, может достичь запредельной цели жизни, если примет сам принцип, то есть, признает Шри Кришну Верховной Личностью, Богом. И если это возможно даже для таких людей, то что же говорить о возвращении к Богу благочестивых брахманов и царей-преданных? Следовательно, воспользоваться этим принципом возвращения к Богу, чтобы освободиться из этого бренного мира скорбей, может любой.
Этот факт подтверждается Чайтаньей Махапрабху, самым великодушным воплощением Шри Кришны, на практике показавшим суть Бхагавадгиты. Шри Кришна Чайтанья лично сделал путь возвращения к Богу таким легким, что даже обычный мирянин может переплыть океан религиозности, хоть он и населен столь многими опасными животными, готовыми пожрать падшего человека в глубинах своих вод. Я лишь принял простой метод Шри Чайтаньи Махапрабху, поскольку он подходит для большинства современных людей. Поэтому я ощущаю уверенность в возможности возвращения к Богу так же, как вставая из-за стола после обеда не испытываю ни тени сомнения в том, что совершенно насытился. Это чувство является сопутствующим обстоятельством великой науки преданного служения в авторитетной школе Шри Чайтаньи Махапрабху.
Вследствие этого я, естественно, горю желанием поделиться секретом своего успеха со всеми мужчинами и женщинами в мире, и теперь ищу поддержки и помощи Вашего превосходительства в этой своей попытке духовного служения. При сем прилагаю 12 экземпляров журнала «Обратно к Богу» для Вашего ознакомления. Прочтите их, если можно, и, я уверен, Ваша честь правильно поймет мою настойчивость. Если же это трудно, тогда, может быть, Ваше превосходительство найдет возможным проглядеть хотя бы заголовки, и я уверен, что это так же даст Вашему превосходительству представление о причине моей настойчивости.
Чтобы распространить на весь мир это важнейшее служение человечеству, необходимо, чтобы Ваше превосходительство протянули мне руку помощи, поскольку Ваша честь обладает и личными качествами, необходимыми для этого. Хотя этот метод настолько прост, что принять его могут все, в одном письме я не могу написать все, что хотел бы сказать Вашей чести. Поэтому я прошу Вашу честь дать мне возможность встретиться с Вами. Когда Ваше превосходительство лично увидит мои документы и программу, поймет мои честные намерения, я уверен, что Ваше превосходительство захочет сотрудничать со мной. Предстоит огромная работа, поскольку речь идет о духовном достоянии Индии, и, думаю, правительство может подойти к этому делу научно, ради блага всех людей. Специфика индийской культуры требует наличия министерства духовной культуры, которое занималось бы сохранением великой культуры Бхаратаварши. В настоящее же время я — глас вопиющего в пустыне. Пожалуйста, помогите мне в исполнении этого благородного дела и обязанности.
Заранее благодарен Вам за скорый ответ, остаюсь Ваш в служении Богу,
А.Ч.Бхактиведанта (ПШП Президенту Индийского Союза, 21 ноября 1956)
68-02 Кроме того, я получил сегодня письмо от Упендры. Я так рад, что его освободили всего через 10 дней! На это я и надеялся, когда он пришел повидаться со мной — что его продержат не больше недели. Этот случай, когда преданный вынужден страдать, необходимо тщательно рассмотреть. Вначале Упендру приговорили к трем месяцам тюрьмы, но потом, всего через десять дней, отпустили. Подобным образом, когда преданный попадает в опасное или затруднительное положение, надо принимать это как милость Господа. По закону Упендре полагалось страдать 3 месяца, но по милости Господа этот срок был сокращен до одной недели. Так и преданный всегда понимает, что страдания, выпадающие на его долю, уменьшены, благодаря воле Господа, так как на самом деле он должен был бы страдать в несколько раз больше. Каждый, кто принимает эту философию милости Бога, проявляющейся в ситуации страдания, и продолжает упорно продвигаться в сознании Кришны, без сомнения достоин возвращения домой, к Богу. (ПШП Гурудасу, 13 февраля 1968)
68-06 Ты спрашиваешь: «Если экстатическая любовь, связывающая Господа Нараяну и Его преданных на Вайкунтхах и Господа Кришну с Его преданными на Кришналоке качественно равны, тогда в чем преимущество пути сознания Кришны, аскетическую философию которого трудно понять?» Философия сознания Кришны включает в себя всю вайшнавскую философию. Когда мы произносим слово «Кришна», оно включает в себя и Раму, и Нрисимху, и Вараху, и все остальные экспансии и воплощения. Поэтому сознание Кришны включает в себя сознание Вайкунтхи, но сознание Вайкунтхи не включает в себя сознание Кришны. Те, кто строго следует правилам и предписаниям, регулирующим деятельность вайшнава, отправляются на Вайкунтхалоки. Но те, кому удается развить спонтанную любовь к Кришне, идут на Кришна-локу.
Поэтому, хотя сознание Кришны включает в себя сознание Вайкунтхи, чистое сознание Кришны — это спонтанная любовь к Кришне без всяких правил и ограничений. Можно пояснить эту идею следующим примером: юношей и девушек спонтанно влечет друг к другу, им для этого не нужно соблюдать никаких правил и ограничений. Когда человек развивает в сердце такую спонтанную любовь к Богу, это называется чистым сознанием Кришны. В обусловленной жизни мы забываем свои взаимоотношения с Богом, но с помощью регулирующих принципов можно пробудить спящую деятельность души. Как скрюченный ревматизмом человек постепенно распрямляется под действием определенных упражнений. Подобным образом, регулирующие принципы призваны пробудить в нас дремлющую склонность служить, но когда она разовьется, служение станет спонтанным, и это и будет чистым сознанием Кришны. Такое высокоразвитое сознание дает человеку право войти в Кришналоку. Живым примером такой спонтанной любви являются гопи и другие жители Вриндавана. Из Шримад-Бхагаватам мы узнаём, как сильно они любили Кришну. (ПШП Рупануге, июнь 1968)
68-08 В Бхагавадгите сказано, что даже небольшое продвижение по пути сознания Кришны может защитить человека от величайшей опасности. Сознание Кришны — это духовное сознание, и всякое достижение в направлении этого духовного прогресса не пропадает попусту. Реальность такова, что есть два вида сознания: наличие сознание Кришны и отсутствие сознания Кришны. Человек может действовать в сознании Кришны до некоторой степени, большей или меньшей, или пребывать в полном сознании Кришны.
Так вот, те, кто неспособен достичь полного сознания Кришны, вынуждены оставаться в материальном мире, но в соответствии со степенью их прогресса им будет позволено принять рождение либо в богатой семье, либо в очень благочестивой семье. В обоих случаях это будет человеческая форма, в которой личность сможет продолжить свое развитие с того места, на котором она остановилась в прошлой жизни. Лучше всего, если разумны<