Брунер Джером Сеймур (Bruner) (р.1915,)
Американский психолог, специалист в области исследования когнитивных процессов. Родился в Нью Йорке, закончил Гарвардский университет, получив в 1941 г. степень доктора философии. Участвовал во второй мировой войне. С 1944 по 1972 г. работал в Гарвардском университете, пройдя путь от преподавателя до профессора и директора Центра когнитивных исследований. С 1972 Брунер работал профессором Оксфордского университета в Англии.
Брунеру принадлежит ряд оригинальных описаний феноменов восприятия. Он показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие. На основе своих исследований Брунер предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и директивные, зависящие от личного прошлого опыта. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта он ввел термин социальное восприятие. Брунер также обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросс-культурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные усилители.
Затронула позиции сторонников необихевиоризма, чьи идеи теперь стали казаться чрезмерно упрощенными даже в Америке – стране, где Уотсон и Скиннер являлись национальными знаменитостями. Реакцией на крайности бихевиористской концепции, с одной стороны, и желанием сохранить в новых условиях лучшее из того, что удалось получить пионерам информационного подхода – с другой, стало одно из последних крупных направлений в современной психологии, получившее название когнитивной психологии.
Развитие этого направления было связано с именами Дж.Брунера, А.Ньюэлла и Г.Саймона, создавших ряд известных компьютерных моделей мышления типа “универсального решателя проблем”, а также Дж.Миллера, создавшего вместе с Дж.Брунером в 1960 г. Центр когнитивных исследований в Гарвардском университете в Америке. В это же время благодаря У.Найссеру возникает и сам термин “когнитивная психология”, закрепившийся за обозначением кибернетического подхода к изучению познавательных процессов.
В методологическом отношении последователи этого течения гораздо осторожнее, чем их предшественники оценивают роль и содержание психических функций, рассматривая психику в целом как сложную систему разнообразных процессов приема, хранения и переработки информации. При этом информации придается расширительное толкование, явно выводящее ее за рамки концепции Шеннона, а все информационные процессы считаются подверженными влиянию, как внешних стимулов, так и многочисленных внутренних особенностей.
Одним из центральных положений когнитивной психологии стала «компьютерная метафора», устанавливающая тесную аналогию между работой человеческого мозга и работой компьютера. Сама идея компьютерной метафоры для объяснения работы мозга восходит к кибернетическим взглядам Н.Винера , однако, все убыстряющееся развитие компьютерных технологий
Найссер (Neisser) Ульрик
(р.1928)
Современный американский психолог. Родился в Германии. Закончил Гарвардский университет в 1950 г., затем учился в Свартморском колледже у одного из основателей гештальтпсихологии В. Келера. Найссер получил докторскую степень в 1956 г., после чего работал в различных университетах Америки, включая университет Брандейса под руководством А. Маслоу, и Корнельский университет.