Развитие российской психологии в середине и начале второй половины 20 века
Влияние идей Л.С. Выготского, продолжало играть видную роль в советской психологии середины 20 века. Оно обнаруживало себя в основополагающем принципе единства сознания и деятельности, выдвинутом одним из крупнейших российских психологов этого периода, Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889-1960) - автором превосходного университетского учебника «Основы общей психологии». Этот фундаментальный труд С.Л. Рубинштейна впервые был опубликован в 1940 году, но до сих пор остается наиболее глубоким изложением курса общей психологии. Несомненное влияние взглядов Л.С. Выготского ощущается в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (1902-1988), описывающей последовательность этапов превращения внешних действий во внутренние. В этот же ряд следует поставить учение об интериоризации внешних действий у детей Л.И. Божович (1908-1981). Ее лучшая работа «Личность и ее формирование в детском возрасте» вышедшая в 1956 году, также как и классический учебник С.Л. Рубинштейна, стали свидетельством несомненных достижений российской психологии середины 20 века.
Однако самый большой вклад в дело признания научной общественностью заслуг Л.С. Выготского сделал его ученик, Алексей Николаевич Леонтьев, ставший много лет спустя после смерти учителя первым деканом факультета психологии Московского государственного университета. Познакомившись с Выготским еще в начале 1920-х годов, Леонтьев воспринял у него основополагающую идею неразрывной связи психики и деятельности, развитую в последствии в целое научное направление, получившее название деятельностного подхода в психологии.
С позиций этого подхода деятельность человека представляет собой сложную, иерархически организованную психологическую систему, в которой наиболее высокому уровню (уровню сверхсистемы) соответствуют побуждающий
Леонтьев Алексей Николаевич
1903 – 1979
Выдающийся советский психолог. Родился в Москве в семье служащих. В 1924 г. А.Н. Леонтьев закончил факультет общественных наук Московского университета, где слушал лекции по психологии у Г. И. Челпанова. По окончании университета учился в аспирантуре Института психологии. Здесь же началось многолетнее сотрудничество А. Н. Леонтьева с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией. В течение ряда лет Леонтьев работал в различных учебных заведениях (ВГИК, ГИТИС и др.) и клиниках Москвы. В 1932 г. он возглавляет кафедру психологии Харьковского педагогического института. Здесь А.Н. Леонтьев разрабатывает основные положения деятельностного подхода в психологии и формирует т. наз. харьковскую группу психологов, включавшую в свой состав А.В. Запорожца, Л. И. Божович и П. Я. Гальперина.
В 1936 г. он возвращается в Москву в Институт психологии. В 1940 г. защищает докторскую диссертацию. В годы войны Леонтьев работает в Эвакуационном госпитале, затем в Академии педагогических наук РСФСР. В 1959 г. выходит первое издание его труда «Проблемы развития психики», удостоенного в 1963 г. Ленинской премии. В 1966 г. А.Н. Леонтьев становится первым деканом и заведующим кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ. На этой должности он оставался до конца своей жизни, создав многочисленную школу учеников и последователей.
К деятельности мотив. Мотив определяется Леонтьевым как предмет актуальной для субъекта потребности. При этом подчеркивается, что любая деятельность всегда имеет мотив, немотивированной деятельности не существует. Однако осознание мотива отнюдь не является обязательным и необходимым для успешного выполнения деятельности и, в сущности, является предметом особой деятельности.
В то же время, деятельность может иметь одновременно несколько мотивов. В этой ситуации один из мотивов становится ведущим. Его формирование приводит к тому, что наряду с функциями побуждения и направления деятельности этот мотив приобретает смыслообразующую функцию, сообщая данной деятельности личностный смысл. А.Н. Леонтьев особо указывал, что следует различать истинный и только декларируемый личностный смысл, называемый мотивировкой.
Вместе с тем, процесс достижения мотива может распадаться на ряд этапов. Каждому из них соответствует своя цель, на достижение которой, в свою очередь, направлено то или иное осознанное действие. Это центральный уровень иерархической структуры деятельности.
Еще более низкому уровню системной организации деятельности соответствуют автоматизированные компоненты действий – операции, в которых находят свое отражение как навыки и умения субъекта, так и конкретные условия деятельности.
Важной стороной концепции А.Н. Леонтьева стала разработка проблемы возникновения и развития психики в филогенезе. А. Н. Леонтьев подчеркивает, что появление у деятельности внутренней структуры есть следствие возникновения коллективной трудовой деятельности. Оно возможно тогда, когда человек субъективно отражает реальную или возможную связь своих действий с достижением общего конечного результата. Это и дает возможность человеку выполнять отдельные действия, казалось бы, не эффективные, если брать их в изоляции, вне коллективной деятельности. (Иллюстрируя эту мысль, Леонтьев приводит пример охоты первобытных людей на крупного зверя, в ходе которой часть охотников выполняют функции загонщиков и, желая поймать зверя, отпугивают его от себя, направляя к другим охотникам.) «Таким образом, вместе с рождением действий,— пишет А. Н. Леонтьев,— этой главной «единицы» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики - разумный смысл для человека того, на что направлена его активность». Одновременно, указывает Леонтьев, появляется возможность обозначения предметного мира при помощи языка, в результате чего возникает сознание в собственном смысле, как отражение действительности посредством языковых значений.
Вместе с тем А.Н. Леонтьев отмечает, что несовпадение для субъекта мотива и предмета действия открывает возможность возникновения особого психологической феномена, связанного со сдвигом мотива на цель. Именно таким образом происходит образование новых мотивов и дальнейшее усложнение сознания. Следующая ступень развития психики ведет к появлению внутренних действий и внутренних операций.
Вместе с тем в своих поздних работах (Деятельность, сознание, личность. 1979) Леонтьев вводит понятие «мотива-цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли цели деятельности, а не действия, и «зоны целей», выделение которой зависит от мотива. При этом выбор конкретной цели связывается с «апробированием целей действием».
В заключение своей психологической концепции А.Н. Леонтьев предлагает понятие личности как результата иерархизации отдельных деятельностей индивида, отражающих его отношение к миру и другим людям. Таким образом, возникает известный тезис Леонтьева: личность есть иерархия мотивов индивида.
Также как и Л.С. Выготскому Алексею Николаевичу Леонтьеву не удалось построить завершенную теорию психологии, однако, несомненно он явился одним из последних крупных теоретиков в российской и мировой психологии. Создавая на последнем этапе своего жизненного пути школу психологии Московского Университета, он был убежден, что в обозримом будущем будет сформирована новая система психологического знания, которая вберет в себя многие идеи психологии деятельности.
В начале второй половины 20 века российская психология переживала пору своего расцвета. Мировую известность получили работы многих профессоров Московского государственного университета. Среди них особое место занимали нейропсихологические исследования друга и многолетнего сотрудника А.Н. Леонтьева - А.Р. Лурии (1902-1977) и труды в области патологической психологии Б.В. Зейгарник (). Благодаря деятельности сотрудников Психологического института Б.М. Теплова (1896-1965) и В.Д. Небылицына (1930-1972), новый импульс получила психология и психофизиология индивидуальных различий. Особое и весьма перспективное направление комплексного, междисциплинарного изучения психики развивалось в Ленинграде (Санкт-Петербурге) под руководством Б.Г. Ананьева (1907-1972).
Вместе с тем, немало было и других выдающихся исследователей, чьи имена, к сожалению, оказались почти незнакомы большинству отечественных психологов и совершенно неизвестны за рубежом. Чаще всего это происходило из-за того, что учреждения, в которых они работали, были связаны с военной тематикой. В условиях жесткого противостояния военно-политических блоков в период «холодной войны» возможности открытой публикации для сотрудников таких учреждений были сведены к минимуму.
Примером такой судьбы стала жизнь одного из самых талантливых и парадоксальных психологов 20 столетия Ф.Д. Горбова. Блестящий фронтовой офицер в годы Великой отечественной войны, в послевоенное время Горбов руководил службой психоневрологической экспертизы
Горбов Федор Дмитриевич
1915 - 1977