Приводит к формированию «комплекса неполноценности», в той или иной мере свойственного всем людям.
Адлер считал, что истоки комплекса неполноценности коренятся в детстве. Во-первых, благодаря переживаемой ребенком физической неполноценности (поскольку практически каждый человек физически в чем-то отклоняется от идеала), а во-вторых, из-за чрезмерной опеки или, наоборот, отвержения со стороны родителей. В то же время, стремясь компенсировать свою неполноценность, человек вынужден развивать в себе творческие возможности, играющие положительную роль и для него самого и для всего общества. Индивидуальные особенности и сложившаяся система компенсации своей неполноценности формируют индивидуальный стиль жизни человека, который, как считал Адлер, закрепляется в возрасте четырех-пяти лет, и в дальнейшем уже меняется незначительно.
Адлер называл ряд факторов, определяющих выбираемый человеком тип жизненного стиля. В их числе: уровень развития социального интереса ребенка, формируемого его окружением и, прежде всего, матерью; развитие творческих способностей и порядок рождения ребенка. (Адлер полагал, что неизбежная конкуренция с младшими детьми в борьбе за внимание взрослых приводит к тому, что старший ребенок осваивает стратегию выживания в одиночку; напротив, второй ребенок становится соперничающим и честолюбивым; у единственного ребенка возникают проблемы в отношениях со сверстниками и т.п.).
Вместе с тем, полагал Адлер, в некоторых случаях мы сталкиваемся с ситуацией гиперкомпенсации, в результате чрезвычайных усилий по компенсации врожденного физического недостатка или недостатка своего социального положения. В одних случаях это приводит к невротизации, в других, редчайших, дает миру выдающихся личностей.
Адлер (Adler) Альфред
(1870 — 1937)
Выдающийся психолог и психиатр. Родился в Вене в еврейской семье. В детстве он много раз переносил тяжелые заболевания. После одного из них, когда лечащий врач счел его безнадежным, принял твердое решение посвятить себя медицине. Из-за слабого здоровья Адлер плохо учился в начальной школе и вынужден был остаться на второй год. Однако затем, благодаря настойчивости, стал одним из лучших учеников. Впоследствии, особенности своего жизненного опыта он сделает основанием своей теории.
Адлер получил медицинское образование в Венском университете, после чего непродолжительное время работал практическим врачом – офтальмологом. В эти годы его интересовала политика, социальная медицина и образование. В 1902 году Адлер выступил с поддержкой З. Фрейда, подвергавшегося в это время критике в медицинских кругах. Вскоре он стал активным сотрудником Фрейда, а в 1910 г. был избран президентом Венской психоаналитической ассоциации. Но уже в 1911 г. пути двух знаменитых психологов навсегда разошлись. Адлер настаивал на социальной обусловленности человеческого поведения и открыто критикует биологизаторский подход Фрейда. После острого конфликта Адлер выходит из Венской психоаналитической ассоциации и создает собственное общество индивидуальной психологии. В связи с ростом национал-социалистических настроений в Европе, в 1932 г. он с семьей переселяется в Америку. Адлер скончался в шотландском городе Абердине в ходе одной из многочисленных научных поездок.
Своеобразное сочетание желания идти в ногу со временем, подвергая сомнению принципы предшествующей культуры, и, одновременно, понимание угрозы, возникающей из-за противопоставления личности обществу, стало основой теории Карен Хорни (1885-1952) – одного из лидеров нового течения в психоанализе, названного неофрейдизмом. Подвергая сомнению многие положения классического психоанализа о роли сексуального фактора, эдиповом комплексе, структуре личности и т.п., Хорни центральное место отводила понятию «базального чувства тревоги». Причину этой тревоги Хорни видела в социальном окружении человека. Она возникает в раннем детстве, когда ребенок чувствует себя беспомощным в потенциально враждебном мире взрослых и более сильных людей. Если родителям, благодаря заботливому воспитанию и ласке не удается погасить базальную тревожность, она принимает застойный характер и формирует особые механизмы психологической защиты - невротические потребности. По своей сути это социальные потребности. Они разделяются на потребности в одобрении другими людьми и потребности в избегании людей, как источника опасности. Соответственно могут формироваться несколько типов невротической личности – услужливая личность, ищущая одобрения любой ценой, агрессивная личность, стремящаяся к власти и превосходству и отрешенная личность, стремящаяся к самоизоляции от общества.
Близкие идеи высказывал хорошо знакомый с К. Хорни известный психолог и психоаналитик Эрих Фромм (1900-1980). Для него также как для Хорни казалось неоспоримым, что у человека существуют две главнейшие потребности – привлекающие его к обществу и отталкивающему от него. Разложение прежней патриархальной культуры и нарастающие процессы разъединения в культуре и освобождения общественной жизни (частным случаем которых стало размежевание позитивных наук) приводят к изолированности человека, его «индивидуализации».
Хорни Карен
1885 - 1952
Одна из первых женщин психологов и вдохновителей современного движения феминизма, Карен Хорни (рожд. Даниэльсен) родилась в Германии близ Гамбурга. Ее отец, норвежец по национальности, глубоко религиозный человек, был капитаном трансатлантического лайнера и отличался суровым характером. Мать Карен была его полной противоположностью: образованная, нерелигиозная и независимо мыслящая женщина, она была на 18 лет моложе своего мужа и не желала подчиняться его деспотическому характеру. Семейная обстановка отложила отпечаток на мировоззрение дочери, главной чертой которого стало противоречие между постоянным стремлением к независимости и, в то же время, не меньшей потребностью в опоре на сильного мужчину.
В 1906 году Карен поступила на медицинское отделение Фрайбургского университета. В 1909 г. она вышла замуж, однако ее семейная жизнь не была удачной: брак спустя несколько лет распался, а своим трем дочерям Карен Хорни уделяла минимальное внимание, предпочитая им научную деятельность, весьма успешную.
В 1911 году она получила докторскую степень в Берлинском университете, продолжив затем специализацию в Берлинском психоаналитическом институте. Но уже в начале 1920-х годов она вступила в открытую полемику с Фрейдом, принимая его метод, но отвергая большую часть постулатов его теории. При этом, Хорни, прежде всего, настаивала на том, что в противовес «мужской» психологии Фрейда необходимо сформировать женскую точку зрения на проблему побудительных сил поведения.
В 1932 году Хорни, как и большинство других психоаналитиков, эмигрирует в Америку. Здесь одна за другой выходят ее важнейшие работы – «Невротическая личность нашего времени, 1937», «Пути психоанализа, 1939» и др. В 1941 г. она совместно с Э. Фроммом основала Американский институт психоанализа, деканом которого оставалась до конца жизни.
Несмотря на удачно складывающуюся научную карьеру, Хорни оставалась чувствительной к вниманию и поддержке своих коллег и друзей, среди которых особая роль принадлежала талантливому психологу Эриху Фромму, разрыв с которым она переживала очень тяжело. В последние годы жизни в круг ее знакомств вошло много деятелей религиозного толка. Однако влияние их редко оказывалось продолжительным – психотерапевт и ученый всегда в ней оказывались победителями.
В этих условиях люди, по Фромму, испытывают стремление к «бегству от обретенной свободы», замены ее самоотождествлением с государством и стоящей в его главе, сильной личностью. Именно этим он объясняет притягательную силу социалистических и национал-социалистических идей и приход к власти тоталитарных режимов 20-30 годов.
Фромм полагал, что противостоять наступающей индивидуализации общества и бегству от свободы можно лишь благодаря любви и самореализации, позволяющих примирить противоборствующие потребности человека, и надеялся, что в будущем человечество придет к идеалу «гуманистического» общества, основанного на этих важнейших ценностях. Эта мысль имела свое развитие. В 1960-е годы термин «гуманистическая психология» стал названием нового направления этой науки.
Гуманистическая психология
Исторически появлению гуманистической психологии предшествовали приблизительно полтора десятилетия, прошедшие после окончания второй мировой войны. Это были неспокойные годы, шла так называемая «холодная война». Мир оказался расколот на два противоборствующих лагеря. Локальные конфликты между ними постоянно грозили перерасти в новую мировую ядерную войну; та, в свою очередь, обещала положить конец жизни на Земле. Особенно неспокойно было в Европе, жившей как бы в прифронтовой полосе. После крушения колониальной системы, Франция и Великобритания из великих держав, правивших половиной мира, внезапно ощутили себя небольшими участками суши, едва заметными глобусе. Теперь их выживание в противостоянии с набирающей силу Советской Россией, как казалось, всецело зависело от военного присутствия Америки. Но в начале 1960-х годов сама Америка впервые за 180 лет увидела над собой занесенный меч.
Повисшее в воздухе чувство неуверенности и разобщенности неизбежно вело к новому духовному кризису, который вылился стихийное движение молодежи, направленное против существующих общественных ценностей. Крайней формой этого протеста стало движение хиппи, призывавших к уходу из чуждого мира реальности в мир интимных чувств и грёз; а его кульминацией - волна беспорядков, прокатившихся по Европе в 1968 г. (В более умеренной форме протестное движение молодежи в той или иной мере стало явлением во всех промышленно развитых странах, включая и Советскую Россию.)
Следует отдать должное американской психологии середины века, чутко обнаружившей болезненные точки общественного сознания еще задолго до того как кризисные черты стали видны всем. У истоков гуманистической психологии, наряду с Э. Фроммом, стоял известный американский исследователь, Гордон Олпорт (1897-1967). Он был одним из первых, кто утверждал, что главное в человеческой личности - её уникальность, и психология должна не искать те или иные скрытые стереотипы и механизмы поведения, а, напротив, обнаруживать неповторимую индивидуальность каждого человека и помогать ему в раскрытии своей индивидуальности. Не последнюю роль в росте популярности взглядов Олпорта сыграло и его методическое искусство, проявившееся при разработке знаменитого опросника MMPI (Многофакторный опросник Миннесотского инститтута), позволяющего получить развернутое, системное представление о структуре черт личности.
Тем не менее, главная заслуга в становлении нового направления психологии принадлежит младшему современнику Гордона Олпорта - выдающемуся американскому исследователю, Абрахаму Маслоу. Предлагая термин «гуманистическая психология» Маслоу и его коллеги рассматривали свое направление в психологии как альтернативу психоанализу и бихевиоризму – своего рода «третью силу». В работах Маслоу в большей мере, чем у многих его американских коллег прослеживалось влияние известных европейских психологов, таких как Макс Вертгеймер, Альфред Адлер и Эрих Фромм. с которыми он имел возможность достаточно долго общаться в период их вынужденной эмиграции в Америку после прихода к власти Гитлера. В то же время мировоззренческие корни нового направления уходили в популярную в начале второй половины 20 века философию экзистенциализма. Основатели этого нравственно-философского течения: Нобелевский лауреат по литературе Ж.П. Сартр (1905 - 1980), философы К. Ясперс (1883 - 1969), М. Хайдеггер (1889 - 1976), как бы продолжая извечный спор о свободе воли, считали, что условия существования человека (экзистенции) таковы, что люди вынуждены делать свободный выбор. Каждый человек ответствен за свои действия, с какой бы тревогой за возможные последствия это не было связано.
Другим важным моментом экзистенциализма было представление о никогда не прекращающемся процессе становления человека, изменении его самого и его потребностей. Поэтому сущностью человека, как считали экзистенциалисты, является реализация как можно большего числа своих возможностей, полное раскрытие себя самого. Но поиск смысла своей жизни – трудная задача. Каждый человек уникален и имеет свой неповторимый жизненный опыт, который гораздо важнее любой теории. Но современное общество (впрочем, можно сказать, как и любое другое) предписывает человеку массу стереотипов поведения, которые обезличивают его, заставляют отказываться от своей уникальности и, в конечном итоге, ведут к жизненному краху. Поэтому необходимо противостоять давлению шаблонов и традиций и постоянно искать лучшие пути для самоактуализации.
Отсюда вытекало главное требование гуманистической психологии – изучать каждого человека как единое и уникальное целое. При этом в отличие от большинства представителей психоанализа и бихевиоризма Маслоу и его последователи рассматривали человека не как заложника таящихся в нем темных инстинктов или игрушку внешних обстоятельств, а как личность, содержащую в себе возможности творчества и положительного внутреннего развития. Способность к творчеству рассматривалась гуманистической психологией как важнейшая черта человеческой натуры, присущая каждому человеку, каким бы видом деятельности он не занимался. Лишь некритически воспринимаемая культура и ее ложно понимаемые нормы постепенно вытравливают из человека способность к творчеству – в сущности, то главное, что делает человека человеком.
Гуманистический пафос позиции Маслоу привел его к мысли, что при разработке теории личности следует опираться не на патологический материал, как это делал Фрейд и его последователи, а, наоборот, на систематизацию данных, характеризующих самые успешные, выдающиеся личности, чью память чтят и будут чтить потомки.
Анализ потребностной сферы составленной им группы выдающихся ученых и общественных деятелей позволил Маслоу построить свою пирамиду потребностей, у подножия которой располагались витальные физиологические потребности, необходимые для поддержания жизни. В их число вошли потребности в кислороде, питье, пище, сне и т.п.
Далее шли потребности безопасности и защиты, под которыми Маслоу понимал потребности в порядке, предсказуемости и законности происходящих событий, свободе от страха перед болезнью и социальными катастрофами.
Третий уровень занимали потребности принадлежности и любви. Это потребности устанавливать отношения с другими людьми и образовывать сообщества самого различного уровня: семейного, профессионального, спортивного и др. Особую роль при этом Маслоу отводил потребности любить и быть любимым, считая, что любовь, будучи высшей формой привязанности между людьми, отнюдь не является социализированным сексуальным инстинктом.
Маслоу (Maslow) Абрахам
1908 – 1970
Один из наиболее известных психологов второй половины 20 века. Родился в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из России. Детство Маслоу было безрадостным. Мать постоянно избивала сына. Память об этом он пронес через всю жизнь и даже отказался прийти на ее похороны, когда он умерла.
Маслоу окончил Висконсинский университет и получил докторскую степень в 1934 году. Затем он возвратился в Нью-Йорк и, после двухлетней стажировки у Э. Торндайка в Колумбийском унивеситете, вплоть до 1951 года работал в Бруклинском колледже, имея возможность общаться с многими видными европейскими психологами, эмигрировавшими в это время в Америку и жившими в Нью-Йорке. Последующие 18 лет он провел в штате Массачусетс, занимая должность заведующего кафедрой и профессора психологии университета Брэндиса в г. Вальтхэме. Здесь он разработал свою теорию мотивации, и здесь были написаны все его значительные произведения, среди которых следует особо отметить принесшую ему известность книгу «Мотивация и личность» 1954, и одну из последних работ «По направлению к психологии бытия» 1968.
Предпоследний, четвертый уровень иерархии потребностей по Маслоу занимают потребности самоуважения. В их числе выделялись потребности собственно самоуважения (уверенность, достижения, независимость) и уважения другими (признание, репутация, статус). Точка зрения Маслоу состояла в том, что наибольшей интенсивности эти потребности достигают в молодом возрасте. Для зрелого же человека характерна объективная оценка своей личности и ее значимости для других. В этой связи потребности самоуважения в зрелом возрасте частично редуцируются.
Высшей ступенью иерархии человеческих потребностей Маслоу считал потребности самоактуализации, в основе которых лежит желание полностью раскрыть свои возможности, стать тем, чем мы можем стать. Виды самоактуализации могут быть многообразны и здесь каждый человек отличается от другого. В то же время Маслоу полагал, что полной самоактуализации достигает лишь малая часть человечества – менее 1 % всего населения.
Говоря об иерархической организации потребностей Маслоу имел ввиду подчиненность более высоких уровней - более низким. Потребности безопасности выступают на первый план в том случае, когда удовлетворены основные витальные потребности. Потребности принадлежности и любви заявляют о себе, когда человек находится в относительной безопасности.
Не менее значимой хотя и реже упоминемой чертой теории Маслоу было выделение двух видов потребностей: дефицитарных, связанных со стремлением избавиться от какой-либо угрозы или недостатка (голода, опасности) и потребностей роста (или метапотребностей), связанных со стремлением реализовать свои возможности. При этом Маслоу прозорливо указывал, что депривация дефицитарных потребностей приводит к увеличению напряженности и нарастающему желанию удовлетворить потребность, а депривация потребностей роста часто не осознается и приводит к их редукции. Наоборот, удовлетворенная дефицитарная потребность приводит к спаду напряженности и чувству удовлетворения, тогда как удовлетворение потребностей роста может вести к обострению напряженности и увеличению самой потребности. Наконец, как считал Маслоу, продолжительная депривация потребностей роста приводит к психологической патологии – цинизму и отчуждению.
Концепция Маслоу оказала значительное воздействие на психологию и педагогику в 1960 – 1970-х годах, и до настоящего времени часто используется в бизнес-тренингах, а также в работе с одаренными детьми. Тем не менее, уже с конца 1970-х годов гуманистическая психология все более утрачивает позиции в качестве самостоятельного направления в психологии, занимая место одной из частных психологических концепций.
Одна из причин столь скорого угасания интереса к течению в психологии, совсем недавно претендовавшему на роль ведущей научной школы безусловно скрывалась быстро меняющемся духе времени. Традиционализм, который был еще очень заметен в жизни западного общества в середине двадцатого века, в конце века очевидно сдал свои позиции. Новые поколения политиков, ученых, педагогов и даже служителей церкви повсеместно демонстрировали лояльность по отношению к любым проявлениям духовной независимости. В этих условиях пафос экзистенциализма и гуманистической психологии стал не нужен.
С другой стороны, гуманистическая психология, также как и неофрейдизм даже не претендовали на создание обобщающей научной концепции. Их достоинством и, одновременно, недостатком была заостренность на какой-либо одной стороне человеческой психики. Такой стороной, иногда подмеченной чрезвычайно удачно, могла быть базальная тревога Хорни или рефлекс «бегства от свободы» Фромма; иерархия потребностей Маслоу, или идея уникальности личности субъекта, в целом присущая гуманистической психологии.
Вместе с тем, теоретическое наследие неофрейдизма и гуманистической психологии оказалось значительно беднее наследия основных школ психологии начала 20 века, хотя многие из введенных в этих направлениях понятий и предложенных ими методик широко применяются психологией в наши дни.
Необихевиоризм
Преждевременный уход Дж. Уотсона из академической среды, несомненно, оказал негативное воздействие на утвержденное им направление исследований поведения. Но притягательная сила уотсоновского антипсихологизма для прагматической американской науки была такова, что в скором времени это направление получило ряд новых лидеров, пытавшихся модифицировать весьма упрощенные постулаты концепции Уотсона и, главное, сделать возможным их экспериментальную проверку. В дальнейшем их деятельность получила обобщенное название необихевиоризма. Большинство проводившихся необихевиористами экспериментальных исследований осуществлялось на крысах, ставших с этого времени классическим лабораторным испытуемым.
Одним из первых необихевиористов был профессор престижного Йельского университета Кларк Халл (1886 – 1952). В юности Халл посещал лекции В. Вундта, однако, остался очень неудовлетворен «безжизненным и сухим» академизмом европейской науки, так и не преодолевшей, по его мнению, схоластических тенденций давно ушедших времен. Его собственная концепция заключалась в постулировании состояний внутреннего побуждения – драйвов, обусловливающих реальное поведение.
Большое воздействие на Халла произвели работы И.П. Павлова и Ньютона, с которыми он познакомился в период 1927 - 1930 гг. Под их воздействием он решил перестроить психологию, придав ей форму точной науки. Итогом его
Халл Кларк
1884 – 1952
Один из наиболее известных американских психологов середины 20 века, Кларк Халл, родился в бедной семье и вынужден был сам зарабатывать деньги для своего образования. Кроме того, он в молодости перенес ряд тяжелых заболеваний, сделавших его инвалидом.
Халл впервые занялся психологией в 1918 г., имея к этому времени законченное высшее техническое образование. До 1929 г. он работал в Висконсинском университете, занимаясь проблемой способностей и исследованием внушаемости, а в 1929 г. получил должность профессора Йельского университета, на которой оставался до конца жизни. В Йельском университете Халл посвятил себя изучению поведения и научения, постепенно приобретя репутацию наиболее цитируемого автора по этим вопросам.
Халл не дожил до эры современной компьтерной техники, но он был убежден, что, поскольку все человеческое поведение представляет собой работу комплекса самонастраивающихся программ, направленных на выживание организма в среде обитания, то в недалеком будущем будут сконструированы машины, в которых будут осуществляться интеллектуальные процессы, сейчас свойственные лишь человеку.
работ стали вышедшая в 1943 г. монография «Принципы поведения» и опубликованная в конце жизни (1952 год) книга «Системы поведения». В них Халл, возрождая давнюю идею Декарта, предпринял попытку описать человеческое поведение, как действия механизма, поддающиеся точной количественной оценке. При этом он полагал, что со временем опыт многочисленных психологических экспериментов будет обобщен математически и преобразован в сложную систему уравнений, которая позволит точно предсказывать поведение человека, подобно тому, как современная физика может предсказывать механическое движение механических тел.
Другой видной фигурой необихевиоризма стал профессор унивеситета Беркли (Калифорния) Эдвард Толмен. Ему принадлежала попытка объяснить наблюдаемые особенности поведения своеобразными «когнитивными картами», представляющими промежуточную переменную в уотсоновской формуле стимул – реакция. Таким образом, по Толмену эта формула приобретала вид: S – O – R ; где О – результат имеющегося научения, существенным образом влияющий на характер выбираемой реакции.
В середине 20 века необихевиоризм играл ведущую роль в американской академической психологии, претендуя на звание единственного объективного научного направления и противостоя в этом качестве все более набирающей силу психоаналитической традиции. Тем не менее, во второй половине века становится очевидной крайняя ограниченность бихевиоральной концепции в целом. Накапливающиеся данные показывают, что многие из описанных с позиций этой концепции механизмов поведения (и научения) срабатывают только в искусственной среде эксперимента и, по сути, являются лишь вырабатываемым у лабораторных животных условным рефлексом. В естественной среде поведение животных подчиняется иным, по-видимому, более сложным механизмам. Тем более оказывается невозможным распространить действие механизмов научения на человека.
Толмен Эдвард
1886 – 1959
Известный американский психолог, один из первых необихевиористов, Эдвард Толмен, родился в состоятельной семье квакеров. Он получил инженерное образование, но, еще учась техническом институте, заинтересовался психологией. В 1915 г. Толмен получил докторскую степень в Гарвардском университете и занялся преподавательской деятельностью. В 1918 году его приглашают в университет Беркли в Калифорнии, где он работал до своего выхода в отставку в 1954 г., пройдя путь от преподавателя психологии до почетного профессора.
Основная работа Толмена «Целенаправленное поведение у животных и человека» была опубликована в 1932 г. Она содержала возвращение к категории цели поведенческого акта, хотя представленность цели в сознании, согласно традициям бихевиоризма, не рассматривалась. Другая сторона позиции Толмена заключалась в предположении о существовании ненаблюдаемых факторов поведения, названных им «промежуточными переменными», которые, представляют собой внутренние реакции на стимульную ситуацию и, таким образом, являются опосредующим звеном между этой ситуацией и наблюдаемой внешней реакцией организма.
Однако в 1960-е годы необихевиоризм вновь привлекает к себе внимание благодаря деятельности Б. Скиннера. Скиннер предложил различать две разновидности поведения, одно из которых он назвал респондентным, а второе – оперантным. Различия между ними во времени воздействия стимула. Респондентное вызывается стимулом, предшествующим реакции – это поведение, как считал Скиннер, представляло собой главный объект изучения для бихевиористов старшего поколения. Однако в поведении животных и, тем более, человека респондентное поведение играет далеко не самую главную роль. Значительно важнее, по мысли Скиннера, поведение, связанное с активным воздействием на окружающую среду с целью получить положительное подкрепление. Такое поведение, при котором поведение опережает стимул, он назвал оперантным.
Для изучения оперантного поведения у животных Скиннер предложил устройство, названное скиннеровским ящиком. Оно представляло ящик, в котором имелся рычаг, нажатие на который приводило к подаче выдвижению полочки с пищей. Помещенная в ящик голодная крыса, рано или поздно случайно нажимала на рычаг и получала пищу. Вскоре она научалась, воздействуя на рычаг, добывать себе пищу, а исследователь имел возможность установить какие переменные влияют на скорость формирования у крысы условного рефлекса.
Проведя большое число экспериментальных исследований, Скиннеру удалось установить ряд закономерностей повышения эффективности оперантного обучения. К ним относились: уменьшение времени между двумя подкреплениями, а также использование фиксированной частоты подкреплений, когда подкрепление выдавалось за определенное число реакций. Исследования на людях показали, что эти закономерности действуют и применительно к человеку – еженедельная зарплата эффективнее ежемесячной, а сдельная оплата эффективнее фиксированной.
На основе своих исследований Скиннер предложил модифицировать систему образования, используя гибкую тактику поощрений и отказавшись от наказаний, которые, как он был убежден, приводят не столько к улучшению поведения, сколько к страхам и ответной агрессии. Именно эта часть работ Скиннера оказалась с энтузиазмом воспринятой в 1960 - 1970-е годы не только школьной педагогикой, но и психиатрией, и различными воспитательными учреждениями.
Теперь, спустя десятилетия, видно, что причина необыкновенной популярности идей Скиннера в эти годы, как и гуманистической психологии, лежала за пределами собственно научных достоинств этих теории. Это было время «прозрения», когда общественное мнение развитых стран впервые обнаружило глубину и глобальные размеры кризиса, поразившего его духовную культуру. Более того, оно обнаружило, что ответственность за кризис культуры и связанные с ним чудовищные преступления предшествующей эпохи лежат не только на поверженном нацизме но и его победителях.
Реакцию на это прозрение мы находим в различных пластах общественной жизни шестидесятых годов. На макроуровне социально-политических процессов для Запада – это было добровольное предоставление независимости бывшим колониям, для Востока – это хрущевская «оттепель». На нижележащем, социально-психологическом уровне – это было стихийное протестное движение молодых поколений, не причастных к преступлениям предшествующих десятилетий. Формы отрицания молодежью дискредитировавшего себя общества и его традиционных ценностей были многообразны: от увлечения поп музыкой до разрушительного мировоззрения хиппи или разного рода анархистских движений.
В отличие от этого держащее в своих руках власть поколение 40 – 50-и летних оказалось в противоречивой ситуации. С одной стороны оно оставалось приверженным культурной традиции и гордилось своим участием в
Скиннер (Skinner)
Беррес Фредерик
1904 – 1990
Выдающийся американский психолог Б.Ф. Скиннер, родился в небольшом городе на востоке США в достаточно состоятельной и образованной семье. В юности Скиннер изучал литературу и собирался стать писателем, однако, познакомившись с работами Павлова и Уотсона, он в 1928 г. занялся изучением психологии в Гарвардском университете. Считая, что он потерял много времени сравнительно со с своими сверстниками, Скиннер разработал оригинальную программу занятий, позволившую ему в 1931 году получить докторскую степень. До 1936 г. он занимался научной работой в Гарварде. Последующие 11 лет Скиннер работал в различных американских университетах, а затем вновь вернулся в Гарвардский университет, где работал профессором психологии до 1974 года.
Работы Скиннера в области психологии и педагогики получили значительную популярность в Америке в 1960 - 1970-е годы, принеся ему множество наград и почетных званий. Среди многочисленных трудов Скиннера следует выделить «Науку и поведение человека», 1953, «Технологии обучения», 1968 и одну из его поздних работ – «Радости зрелого возраста», 1983, где он, с позиций бихевиориста, и на собственном примере, постарался объяснить причины научного долголетия. Скиннер имел на это право: он прожил 86 лет, до последних дней сохраняя оптимизм и завидную работоспособность.
Закончившейся полтора десятилетия назад великой войне. Но, с другой стороны, оно, как и молодежь, испытывало искреннее отвращение к обнажившимся жестокостям и насилию прежней эпохи. Выходом из этого противоречия стала идеология осуждения насилия в любой форме, кроме исключительных случаев, установленных законом.
Прежде всего, это коснулось проблем воспитания и образования. Еще в первой половине 20 века жестокое наказание детей было повсеместной практикой, освященной многовековой традицией. Теперь оно не только изгонялось из употребления по моральным соображениям, но и попадало в разряд уголовно наказуемых деяний. Под вопросом оказалась также целесообразность санкций (неудовлетворительных оценок и т.п.) традиционно принятых в системе образования. Однако каким же тогда путем осуществлять воспитание образования ребенка? Ответ на этот злободневный вопрос как раз и давала система оперантного обучения Скиннера.
Пройдут годы и управление общественной жизнью перейдет в руки поколения бывших бунтарей, для которых система обучения Скиннера, также как и взгляд на природу человеческой личности Сартра и Маслоу уже сами станут традицией. Возможно, в этом состоит одна из причин продолжающейся популярности их идей в наши дни.
Контрольные вопросы