В чем смысл выражения «три источника экспериментальной психологии»?

Расскажите о развитии исследований времени реакции в первой половине 19 века.

Какой физический принцип лежит в основе теории слуха и цветового зрения Г. Гельмгольца?

Что нового внес в психологию Ф. Дондерс?

Кем и каким образом был выведен основной психофизический закон?

Объясните смысл понятия «энтропия» и расскажите о его происхождении.

В чем смысл второго начала термодинамики применительно к живым системам?

В чем причина подобия математических выражений законов Больцмана и Фехнера?

Какие методы экспериментального исследования были предложены Ф. Гальтоном?

Что нового привнес в психологию В. Вундт?

В чем заключался метод Г. Эббингауза?

Рекомендуемая литература

64. Акофф Р. Эмери Ф. О целеустремленных системах. – М.: Сов. радио, 1974.
65. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем. // Системные исследования. - М.: Наука, 1973.
66. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд. ЛГУ, 1984.
67. Джемс В. Психология. М. 1991.
68. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997.
69. Жуковский В.С. Термодинамика. – М.: Энергоатомиздат, 1983.
70. Пригожин И. Перспективы исследования сложности. // Системные исследования. Методологические проблемы. - М.: Наука, 1987.
71. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.
72. Эббингауз Г. Основы психологии.- СПб., 1911-1912.
73. Экспериментальная психология./ Под ред. П. Фресс и Ж. Пиаже./ Вып. 1-2. – М.: Прогресс, 1966.
74. Ястржембский А.С. Термодинамика и история ее развития. – М. – Л.: Энергия, 1966.
75. Boring E. History of experimental psychology. – N.Y., 1950.
76. Каменев А.С. Концепции современного естествознания. – М., 2002.

ГЛАВА 6

СТРУКТУРНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ

Система Вильгельма Вундта

Судьбы теоретического и организационного вклада Вундта в науку оказались различными. Первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии и созданный двумя годами позднее на ее основе первый в мире психологический институт принесли Вундту заслуженную известность. В них учились и стажировались десятки известнейших впоследствии психологов, по их образцу строились лаборатории во многих научных центрах по всему миру. В отличие от этого, теоретические взгляды Вундта уже первой трети 20 веке оказались почти забытыми. Между тем, созданное им учение было первой системой психологических взглядов, созданной в русле новой, экспериментальной (или, следуя Конту, позитивной) научной традиции. Более того, концепция Вундта стала не только первой общепсихологической теорией, развитой за пределами философии, но и явила собой яркий пример системного научного мышления, продолжающего, несмотря на всю критику Вундтом философии Гегеля, лучшие традиции гегелевского мышления.

Система психологии Вундта была впервые полностью изложена им в его книге «Очерк психологии», изданной им в 1896 г. (Русский перевод 1897 г.) Во введении к этой работе Вундт замечает, что до сих пор в истории психологии преобладали два определения понятия психологии. Во-первых, что психология есть «наука о душе», а во-вторых, что психология есть наука о «внутреннем опыте». Этому мнению Вундт противопоставляет утверждение о том, что предметом психологии является непосредственное опытное знание.

В методическом отношении Вундт, видит психологию опирающуюся, подобно естественным наукам, на два точных метода. Первый, экспериментальный, служит для анализа более простых психических процессов; а второй, наблюдение продуктов духовной жизни народов, стоящих на различных уровнях культуры, служит для исследования высших психических процессов и закономерностей их развития.

Система Вундта включает три основных части: учение о психических элементах; учение о связях между этими элементами и продуктах этих связей; и учение о происхождении и законах психической жизни. В первой части Вундт выделяет психические элементы (ощущения и чувствования) и их композиции или производные. И те и другие подвергаются дальнейшей градации. Ощущения разделяются в количественном (интенсивность) и качественном (модальность) отношениях. Для градации простых чувствований Вундт выдвигает трехмерную теорию, согласно которой простые чувства различаются по параметрам «удовольствие - неудовольствие», «возбуждение - успокоение» и «напряжение - разрядка».

Возникающие на основе психических элементов сложные психические образования Вундт разделяет на представления и душевные движения. Представления, в свою очередь, разделяются на «интенсивные», т. е. такие, в которых каждый элемент связан с другим так же, как и со всяким другим, примером чему служит восприятие отдельного звука или созвучия; пространственные, в которых строгий порядок частей имеет значение только относительно самих этих частей; и временные, в которых порядок следования частей имеет значение как относительно самих частей, так и относительно воспринимающего их субъекта.

Душевные движения или сложные чувствования Вундт также подразделяет на два самых общих класса: интенсивные движения и экстенсивные движения. Под интенсивными чувствованиями он разумеет такие, которые возникают из ощущений, входящих в состав какого-либо представления. Например, чувство ритма или чувство оптической формы, проявляющееся в предпочтении выбора симметричных форм или, так называемого, золотого сечения. Экстенсивные формы душевных движений Вундт подразделяет на аффекты и волевые процессы. При этом для изучения чувств и их композиций - психических образований (представлений, аффектов и др.) следует опираться на исследование соответствующих им изменений физиологических процессов.

Во второй части своей теории Вундт обращается к проблеме связи между психическими образованиями, которую он называет сознанием. В свойственной ему манере обязательно классифицировать рассматриваемые явления, все виды, образующих сознание связей он группирует по двум классам, выделяя ассоциации, т.е. связи, устанавливаемые при пассивном состоянии внимания и апперцепции - связи, которые предполагают активное состояние внимания. Для тех и других Вундт предлагает системно организованную структуру. Ассоциации он предлагает разделять на одновременные и последовательные. Среди одновременных ассоциаций, в свою очередь, следует различать связи между однородными образованиями, или ассимиляции, примером которых могут являться зрительные восприятия величины или удаленности объекта; и ассоциации между разнородными образованиями –

 
 

Вундт (Wundt) Вильгельм

(1832 — 1920)

Виднейший немецкий психолог, основатель экспериментальной психологии. Родился в Штутгарте в семье пастора. Учился в университетах Тюбингена и Гейдельберга, а также в Берлинском университете у И. Мюллера. После защиты докторской диссертации в 1855 г. в течение многих лет работал под руководством Г. фон Гельмгольца в Гейдельбергском университете. В 1863 г. Вундт издает работу «Лекции о душе человека и животных», в которой формулирует программу построения двух частей новой психологии: экспериментальной психологии – для изучения более простых психических процессов, и культурно-историческая «психологии народов» - для изучения высших психических процессов. Этой программе он будет следовать в течение всей своей жизни. С 1864 по 1874 гг. Вундт был профессором физиологии в Гейдельбергском университете. В конце этого периода он публикует свою наиболее известную работу «Основы физиологической психологии», заложившую основу для развития психологии в качестве самостоятельной науки. С 1875 г. до конца жизни Вундт работал профессором философии в Лейпцигском университете. Здесь в 1879 г. он открыл первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную в 1881 г. в Институт психологии. В этом же году Вундт основал новый журнал «Философские учения», в котором публиковались сообщения о психологических работах, проводившихся в его институте (позднее журнал был переименован в «Психологические учения»).

С середины 1880-х по середину 1890-х годов Вундт, главным образом, работал над проблемами философии, правда, продолжая читать лекции по психологии, пользовавшиеся исключительным вниманием у слушателей. Лишь в 1896 г. он возвращается к проблемам психологической теории, публикуя книгу «Очерк психологии», в которой впервые последовательно излагает принципы своей психологической системы. Однако, этот труд Вундта уже не имел того научного резонанса, который сопровождал появление его более ранних психологических работ. Тем не менее, Вундт считал работу по созданию основ экспериментальной психологии, в основном, выполненной. Последние 20 лет жизни он посвящает второй части своей научной программы – разработке культурно-исторической психологии, названной им «Психология народов». С 1900 по 1920 гг. вышло 10 томов этого грандиозного труда, едва замеченного научной общественностью.

компликации, примером которых может быть впечатление, производимое острием кинжала, включающего осязательный и зрительный образы одновременно. Аналогично, среди последовательных ассоциаций различаются процессы чувственного узнавания и познания, а также процессы воспоминания.

Наши рекомендации