Многие мысли Эпиктета заимствованы современной практической психологией, превратившей их в реальные психотерапевтические технологии.

Почитателем и поклонником Эпиктета был Марк Аврелий, последний значительный римский стоик.

Получили учения нравственно-этического характера (стоиков, скептиков и др.) и многочисленные мистические культы.

Психологическая мысль еще продолжала приносить новые плоды. Примером этому служат сочинения наиболее известных представителей стоической школы, так называемых поздних или римских стоиков. К ним принадлежали люди самого разного происхождения: воспитатель императора Нерона, один из богатейших людей эпохи Луций Анней Сенека, бесправный раб Эпиктет и всесильный император могущественного Рима Марк Аврелий. Сенека, самый старший в этом триумвирате, оставил обширное литературное наследие. В нем красной нитью проходит мысль: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь обрести мужество и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы… Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет.»

Блестящее развитие эта главная для всего стоицизма идея получила в трудах младшего современника Сенеки – фригийского раба Эпиктета. Основой учения Эпиктета стало формирование нравственной позиции, при которой человек в любых условиях – богатства или нищеты, власти или рабства – сохранит внутреннюю независимость от этих условий и духовную свободу. Для этого необходимо разделить все вещи и

Дела на зависящие от нас и независящие, в первых мужественно выполнять свой долг вопреки всему, вторые игнорировать.

Эпиктет видит в философии свободную бескорыстную деятельность гордого, спокойного и бесстрастного мудреца, с поднятой головой, встречающего все беды мира. Вместе с тем, известно его сравнение философии с больницей: «Школа философа – это лечебница. Выходить оттуда должны испытав не удовольствие, а боль.

Беспомощному в этой жизни человеку следует сохранять бесстрашие и мужество при отстаивании своих нравственных принципов потому, что само нравственное благо есть дар

Марк Аврелий Антонин

(121–180)

Выдающийся философ и политический деятель античности. Римский император с 161 по 180 г. По римской сенатской традиции был отнесен к числу «лучших императоров». Вел успешные войны с обступившими империю варварскими племенами. Заботился о процветании в Риме наук и искусств. Вел обширное строительство.

После того, как Марк Аврелий скоропостижно скончался во время эпидемии чумы, его наследник, беспутный император Коммод, вверг империю в тяжелейший кризис, продолжавшийся почти пятьдесят лет. Оправиться от этого кризиса империя уже несмогла.

Божества, а безнравственность есть безбожие. В каждом человеке живет божественное начало. «Природа наша, говорит Эпиктет, состоит из двух составных частей – из тела, что представляет в нас общность с животными, и из разума и мысли, что представляет в нас общность с Богом». Эпиктет резко отделяет дух от тела: тело состоит из грязи, праха, оно подвластно внешней необходимости, душа же свободна и подвластна лишь Богу.

В отличие от гордой нравственной позиции бывшего раба позиция самого могущественного человека в современном ему мире, Марка Аврелия, была гораздо более безнадежной. Ее основанием стало глубокое чувство беспомощности, слабости и ничтожества человека. Он дает классические выражения этому чувству: «Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение». «Как быстро все исчезает: самые тела в мире, память о них в вечности!». «Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми». «Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят». «Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе». «Все человеческое есть дым».

Из всего этого хаоса и смятения, ничтожества и беспомощности человеческой личности есть, по Марку Аврелию, лишь один выход: обращение к Божеству, внутреннее, интимное общение с ним, отрешение от всего внешнего, погружение в собственную душу. Мир, считает он, составляет единое живое целое, все части которого внутренне взаимосвязаны.

Все проникает единый Бог, едина сущность всего, един закон, един и разум во всех одухотворенных существах. «Ведь единая гармония проникает во все, говорит Марк Аврелий, и подобно тому как из всех тел слагается мир – совершенное тело, так и из всех причин слагается судьба – совершенная причина». Все, что представляется людям тягостным и бесцельным, – все это имеет цель в системе целого, также и зло, которое отчасти есть неизбежная оборотная сторона добра, отчасти же не касается внутренней сущности и истинного счастья человека.

Книги стоиков содержат множество тонких наблюдений природы душевных переживаний, Человек, согласно их представлениям, является не только произведением природы, но и произведением божества. Тот, кто понял свое подлинное положение в мире, тот обязательно чувствует себя гражданином неба; он – космополит.

Все стоики презирали внешние блага, не стремились к богатству и даже к обыкновенному достатку, имели своим идеалом Диогена Синопского, который прославился своим презрением ко всему внешнему и своим постоянным стремлением выработать у себя абсолютную невозмутимость и безмятежный покой.

Влияние психологии стоиков чувствовалось на всем протяжении мировой истории, иногда явно обнаруживая себя в выдающихся произведениях искусства. Например, несомненным духом стоицизма проникнуто знаменитое стихотворение Редьярда Кипплинга, называемое «Посвящение сыну», не раз переведенное на русский язык самыми лучшими переводчиками. Его строки звучат как манифест стоической психологии:

Наши рекомендации