Представления о душе и душевных явлениях лучшего ученика Платона Аристотеля отличаются меньшей поэтичностью, но большим рационализмом. Аристотель анализирует
Реально существующие явления, избегая фантазий на тему о переселении душ и их связях с астральным миром.
Аристотель подверг критике учение Платона об идеях, заменив его учением об отношении общего и единичного. Единичное – это то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее - это то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом.
Мир материален и находится в движении, первоисточником (перводвигателем) которого является Бог. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. При этом выделяются четыре рода движения: качественное, или изменение; количественное — увеличение и уменьшение и перемещение в пространстве или собственно движение. Всякая реально существующая единичная вещь есть единство материи и формы, причём «форма»» - это присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Материей жизни является тело, а ее формой – душа.
Изучению души, ее видов и функций посвящен ряд работ Аристотеля, из которых наиболее известны трактат “О душе” и тесно примыкающие к нему, так называемые, “малые психологические произведения”. В более широком смысле отдельным аспектам душевной жизни посвящено и одно из самых знаменитых его произведений - “Аналитики”, содержащее непревзойденную по глубине и ясности теорию умозаключений – силлогизмов. В сущности - теорию психологических механизмов человеческого мышления. Таким образом, Аристотель создает свод психологических знаний, который без преувеличения представляет первую в мире «содержательную» систему психологии.
Душа, по Аристотелю, есть энтелехия - форма или функция живого тела. Исходя из философского анализа категорий материи и формы, Аристотель выстраивает пирамиду душевных явлений, покоящуюся своим основанием на простейших биологических функциях и уходящую вершиной в мир творческого мышления.
Простейшим видом души является «растительная» душа. Ее главными функциями являются рост, питание и
Аристотель (Aristotélçs)
(384—322 гг. до н. э.)
Великий древнегреческий философ и психолог. Родился в северном греческом г. Стагире семье врача. В 367 пришел в Афины и стал учеником и другом Платона, членом его Академии. После смерти Платона покидает Афины. С 343 г. до н. э. Аристотель, по приглашению царя Македонии Филиппа II, руководил образованием и воспитанием его сына - будущего великого завоевателя Александра Македонского. В 335 г. до н. э. Аристотель возвращается в Афины. Здесь он, по примеру Платона, покупает близ города рощу Аполлона Ликейского и создает в ней знаменитую школу - Лицей. В Лицее он преподает и работает в течение 8 лет. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. Аристотель был вынужден бежать из Афин на о. Эвбею, где скончался в 322 г. до н. э.
Аристотель оставил выдающиеся сочинения практически во всех областях знания. Они оставались научным каноном более двух тысяч лет. Особенной ценностью обладают его работы по логике, биологии, политике и теории искусства. К наиболее важным психологическим произведениям Аристотеля относится трактат «О душе».
Рис. 1
Виды и функции души по Аристотелю
Размножение. Но если рост и питание имеют свои аналоги в мире неживой материи, то размножение – воспроизведение самого себя в новом организме, есть то, безусловно, новое, что приносит с собой жизнь. Следующим видом является «животная» душа. При переходе к ней действует общее для всех видов правило: все функции присущие низшим формам жизни присущи и ее высшим формам. Главным отличием животной души от предыдущего вида является появление функции движения как перемещения в пространстве.