Изучение природы концепции интеллекта

Волински: Какое определение концепция по имени «мое» сознание, которая верит в

концепцию я есть, могла бы дать интеллекту?

Ученик: Сознательность, или деятельность ума.

Волински: Какие предположения концепция по имени «мое» сознание, которая верит в

концепцию я есть, сделала по поводу концепции интеллекта?

Ученик: Что существует СОЗНАТЕЛЬНОЕ разумное ТЫ.

Волински: А какие последствия для концепции по имени «мое» сознание, которая верит в

концепцию я есть, проистекают из ее веры в концепцию интеллекта?

Ученик: Постоянные попытки усилить это ТЫ, представляющее собой сознание

деятельности ума.

Волински: А если бы все это было просто концепциями, созданными концепцией по имени

«мое» сознание, которая верит в концепцию я есть, и были образованы из

ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего

общего – в том числе и «осознающий» – что тогда… ?

Ученик: ____________________ (Долгое молчание)

Волински: Как эта концепция по имени «мое» сознание, которое верит в концепцию я есть,

которая верит в концепцию интеллекта, обманывает себя?

Ученик: Она воображает, что она отделена от сознания, и ее представления, мысли и т. д.

тоже отделены от сознания.

Волински: А если бы все это было просто концепциями, созданными концепцией по имени

«мое» сознание, которая верит в концепцию я есть, и были образованы из

ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего

общего – в том числе и «осознающий» – что тогда… ?

Ученик: __________________ (Долгое молчание)

Волински: Если бы ТЫ был концепцией по имени «мое» сознание, которая верит в

концепцию я есть, которая верит в концепцию деятельности ума, как бы

поступило «мое» сознание?

Ученик: Оно бы поверило, что существует ТЫ, отдельное от «другого».

Волински: А если бы все это было просто концепциями, созданными концепцией по имени

«мое» сознание, которая верит в концепцию я есть, и были образованы из

ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего

общего – в том числе и «осознающий» – что тогда… ?

Ученик: _____________ (Долгое молчание)

Волински: Если считать, что ТЫ – это концепция по имени «мое» сознание, которая верит в

концепцию я есть, которая верит в концепцию деятельности ума, то о чем

сознание не хочет говорить?

Ученик: О том, что его нет.

Волински: Если бы «нет» и «есть» были просто концепциями, созданными концепцией по

имени «мое» сознание, которая верит в концепцию я есть, и были образованы

из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего

общего – в том числе и «осознающий» – что тогда… ?

… ?

Ученик: ___________________(Долгое молчание)

Волински: Если ТЫ – концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию

я есть, которая верит в концепцию деятельности ума, то о чем концепция

по имени «мое» сознание не хочет говорить?

Ученик: ___________________ (Долгое молчание)

Волински: Если ТЫ – концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию

я есть, которая верит в концепцию деятельности ума, то чего концепция

по имени «мое» сознание не хочет испытывать?

Ученик: Того, что ее нет, а есть только чистое НЕБЫТИЕ.

Волински: Если бы «нет» и «небытие» были просто концепциями, созданными концепцией

по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию я есть, и были образованы

из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего

общего – в том числе и «осознающий» – что тогда… ?

Ученик: ______________________ (Долгое молчание)

ДО СОЗНАНИЯ

НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ «ОСОЗНАЮЩЕГО», НИ ОСОЗНННОСТИ.

ДО СОЗНАНИЯ СУЩСТВУЕТ БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.

ДО СОЗНАНИЯ СУЩЕТСВУЕТ ЕДИНАЯ СУБСТАНЦИЯ,

В ОТОРОЙ НЕТ «ОСОЗНАЮЩЕГО».

СПРОСИ: ДО ПОЯВЛЕНИЯ «ОСОЗНАЮЩЕГО»… ЕСТЬ ЛИ ТЫ?

КВАНТОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ КОНЧАЕТСЯ У ОСОЗНАНИЯ

БОЛЬШОЙ ПУСТОТЫ, КОТОРУЮ МЫ НАЗЫВАЕМ

И ПРЕДСТАВЛЯЕМ С ПОМОЩЬЮ КОНЦЕПЦИИ НЕ-Я-Я.

ДО «ОСОЗНАЮЩЕГО», ОБРАЗОВАННОГО СОЗНАНИЕМ,

ЕСТЬ ЛИ ТЫ?

«ОСОЗНАЮЩИЙ» И ОСОЗНАННОСТЬ ОБРАЗОВАНЫ ИЗ СОЗНАНИЯ.

ВСЕ СОЗДАНО ИЗ ТОЙ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ.

ДО КОНЦЕПЦИИ ЭТОЙ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ,

В КОТОРОЙ НЕТ СОЗНАНИЯ ИЛИ ОСОЗНАННОСТИ,

СУЩЕСТВУЕТ БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.

Г Л А В А 1 4

Покров концепции восьмеричного пути

КОНЦЕНТРАЦИЯ-МЕДИТАЦИЯ-САМАДХИ

Как в индуистской, так и в буддистской традиции 6-я, 7-я и 8-я ступени восьмеричного пути –это концентрация (на санскрите – дхарана), медитация (на санскрите – дхьяна) и самадхи; соответственно, нужно, чтобы «я» выполнило этот процесс. Прежде, чем объяснить, каким образом это может быть покровом сознания, давайте сначала уточним терминологию.

Дхарана (концентрация)

«Концентрация – это заточение ума в ограниченной мысленной области (называемой объектом концентрации)». (Таймини, «Учение йоги»).

Дхьяна (медитация)

«Непрерывный поток (ума) по направлению к объекту (выбранному для медитации) –

это созерцание». (Таймини, «Учение йоги»).

Самадхи

«Когда остается только сознание объекта медитации, и не остается самого (сознания) – это самадхи», (Таймини, «Учение йоги»).

Давайте посадим семечко, из которого в 3-й части прорастет вопрос: «С чего следует начать, или, вернее, что должно существовать для концентрации, медитации и самадхи?»

Ответ на этот вопрос – «осознающий». Иными словами, для выполнения любой концентрации или «духовной практики» изначально должно быть я есть, включающее в себя структуру (уплотненную СУБСТАНЦИЮ), по имени «осознающий». Естественно, «осознающий» занимается процессом осознания и создает то, что мы называем осознанностью. Иными словами, «осознающий» является структурой, сформированной сознанием; эта структура занимается осознанием и находится в определенном месте пространства-времени.

Зададим вопрос: «До появления осознающего… есть ли ты?» При такой постановке вопроса концентрация и медитация становятся функциями «осознающего», созданного сознанием. Можно привести такое сравнение: чтобы нарастить мускулы,прежде нужно иметь тело, которое будет заниматься гимнастикой. Прежде медитации существует тело (я есть), выполняющее медитацию. Следовательно, концентрация и медитация, к которой относятся как к религиозной догме, может служить для укрепления субструктуры по имени «осознающий», помогая ему («осознающему») верить, что он есть. Эти упражнения, выполняемые «осознающим», могут неосознанно усилить субструктуру по имени способность «осознающего» к концентрации – НО также существует риск, что я естьвпадет в заблуждение, поверив в то, что оно существует и «становится лучше». Очень важно понять это, чтобы избежать заблуждения. ПРИ ЭТОМ Я ВОВСЕ НЕ УТВЕРЖДАЮ, ЧТО КОНЦЕНТРАЦИЯ ИЛИ МЕДИТАЦИЯ ПЛОХИ.

Однако необходимо задать следующие вопросы: 1) Кто медитирует? (Что за «я» воображает, будто совершает это действие?); 2) Почему медитирующее «я» верит, что оно может что-то обрести, достичь, получить или стать более совершенным?

И в том, и в другом случае существует некая форма «я», занимающаяся медитацией для того, чтобы что-то получить, рассчитывающая на нирвану или «не-я».

Поэтому, концентрацию -> медитацию можно считать возможным «начальной ступенью»; но, в конце концов, следует понять, чем они являются в действительности, равно как и субструктура я есть-«осознающий»: все это медитирующее «я». Поэтому их нужно растворить (подробнее об этом будет сказано в 3-й части).

Самадхи – «последняя» ступень восьмеричной шкалы, или восьмеричного пути, или йоги. Обычно принято считать, что к самадхи ведет несколько ступеней. В этой главе мы будем говорить только о тех, которые уже упоминались: 6-я ступень (концентрация), 7-я ступень (медитация) и 8-я ступень (самадхи, в котором еще остаются семена). На 8-й ступени пустота еще содержит мельчайшие семена (медитирующее «я»), которое продолжает весьма изощренно и утонченно действовать даже в состоянии-между-состояниями (в пустоте).

«Облако, или пустота, также скрывает чистое сознание. Это лишь туманный образ, созданный сознанием, последовательно проходящим через различные “уровни”. Эта стадия подобна промежуточной точке между двумя состояниями материи – жидким и газообразным, когда ее нельзя назвать ни жидкостью, ни газом». («Йога-сутра», стр. 40).

«Блаженство самадхи» в действительности невозможно описать. Однако в пустоте еще остаются некоторые образы (семена), в тончайшей форме прорастающие из самадхи и поэтому возвращающие нас к «нашему» психологическому «восприятию» себя как «я».

Поэтому следует выйти и «за пределы» самадхи тоже. Несмотря на то, что самадхи считается восьмой и последней ступенью, следует выйти за грань состояния самадхи, в котором остались семена, – туда, где нет никакого состояния вообще. В пустоте, присущей самадхи, содержатся семена – впечатления и образы, которые могут прорасти и проявиться. На языке физики это можно сравнить с пустотой по имени «потенциальная энергия» и проявлением по имени «кинетическая энергия». Пустота самадхи, в которой остались семена, – это «энергия» образов и впечатлений, которая потенциально могут проявиться; это проявление в виде семян. Проявленная пустота – это образы и впечатления в действии. Прибегая к метафоре, можно сказать, что дом, построенный из кирпичей и строительного раствора, проявлен; раствор, кирпичи и пространство, которое дом будет занимать, – пустота или потенциальный дом, который должен существовать прежде, чем будет построен проявленный дом.

Поэтому, когда Нисаргадатту Махараджа спрашивали: «Вы пребываете в самадхи?» – он отвечал: «Нет, самадхи – это состояние, а я не нахожусь ни в каком состоянии».

«Йога-сутра» так говорит об этом:

«Почему сознание йога снова возвращается к тому колесу, которое он уже превзошел? Почему это повторяется снова и снова на этой стадии движения к самореализации? Потому что самскары (образы и впечатления), которые он отбросил, все еще присутствуют в его “механизме” (теле) в спящем состоянии и возникают в его сознании каждый раз, когда он расслабляется или временно прекращает свои усилия. Пока эти семена пребывают там в спящем состоянии, они не “воспламеняются” и остаются незамеченными… но при любой подходящей возможности они прорастают». (Таймини, «Учение йоги», стр. 430).

В 3-й части мы будем обсуждать самадхи, в котором не осталось семян, которое находится «за гранью» и не является состоянием. А сейчас достаточно сказать, что самадхи с семенами «достигается» с помощью некоторых видов «духовных практик»; медитирующему «я» кажется, что именно оно выполняет их.

Самадхи без семян просто появляется – а точнее, исчезает (трудно выразить это словами); но нет никакого «я», которое занимается этим. Иными словами, все состояния самадхи – это состояния; в них остается я есть и «осознающий» - значит, ОНИ НЕ ЕСТЬ ТО!!!! Они лишь тончайшие субструктуры, вибрации я есть; в конечном счете, они даже не являются небытием, и ИХ НЕТ.

Наши рекомендации