Ты возвращаешьс тем же путем, каким пришел
Вопрос: Как насчет техник диагностики в «Учебнике по диагностике и статистике
психических расстройств», эннеаграмм и т.д.?
Волински: Все это лишь усиливает процесс абстрагирования; по существу, категоризация
олицетворяет недифференцированную нервную систему. Психология работает с
клиентами, нервная система которых недифференцирована. Для них все мужчины
похожи на папу, все женщины – на маму, и т.д. Дифференцированная нервная
система способна видеть различия, а не только сходство. Диагнозы и эннеаграммы
по большей части, если не всегда, видят только сходство, что свидетельствует о
недифференцированной нервной системе, создающей все более абстрактные
схемы и все дальше уходящей от «того, что есть».
Поэтому на неврологическом и психологическом уровнях мы можем сказать:
«Чем выше степень различения, тем крепче здоровье». Почему? Потому что
СЕЙЧАС, в этот момент пространства-времени нет ни ярлыков, ни описаний,
ни выводов – а, значит, ближе связь с «тем, что есть».
Чем меньше дифференциация нервной системы, тем больше категорий, схем,
классификаций, рамок и т. д. она создает. Нервная система пытается придать
каждому сходство с кем-то другим, и в результате оказывается все дальше
от «того, что есть».
Ученик: Когда появляется намерение?
Волински: Я не верю, что люди заявляют о своих намерениях и мотивациях, потому что
они всегда честны. Существует терапия, утверждающая, что все мысли и т.д.
имеют позитивное намерение или полезную цель.
Это абсурд. На психологическом уровне мысли руководствуются инстинктом
выживания, потому что они образованы телом и нервной системой ради
выживания – в том числе и концепция, что все мысли имеют позитивное
намерение или полезную цель.
Если мы замедлим процесс, то обнаружим, что все вербализации рождаются в
коре головного мозга уже после свершившегося события, лишь для того, чтобы
объяснить и обосновать его.
Ученик: Но я знаю по собственному опыту, что, когда задаешь мысли вопрос: «В чем твое
позитивное намерение или полезная цель?» – у нее всегда есть позитивное
намерение.
Волински: Конечно, есть. Для этого существуют две причины: во-первых, сам вопрос уже
подразумевает и вытаскивает положительный ответ. Во-вторых, «ты»
просишь человека после свершившегося события найти позитивную причину его
действий. То есть, подразумевается, что такая причина существует. Более того,
намерения – это часть вибрации, появившейся прежде действия, и «я» осознает
уже свершившееся действие. Намерения предшествуют появлению «я». Кто-то
даже сказал, что, если «ты» хочешь знать, каким было «намерение», (не у «я»,
поскольку «я» появилось позже), просто посмотри на результат. Намерение
появляется на невербальном уровне, прежде появления «я», которое осмысливает
и обосновывает, почему же так случилось.
Давайте рассмотрим это на примере. Гитлер хотел убить всех евреев. В чем было
его позитивное намерение?
Ученик: По его мнению, очистить мир.
Волински: А в чем было его негативное намерение?
Ученик: Получить их деньги и собственность.
Волински: В чем было его позитивное намерение?
Ученик: Сделать Германию более арийской, более сильной, дать ей большую
территорию.
Волински: В чем было его негативное намерение?
Ученик: Уничтожить тех, кого он считал врагами, а для этого найти козлов отпущения
и объединить остальных людей против них.
Волински: Итак, сама форма вопроса задает контекст для ответа, и побуждает выбрать тот
ответ, который заключен в самом вопросе. Кроме того, вопрос предполагает
наличие «я», обосновывающего происходящее.
Ученик: Скажем, так: «я» хочет занять какое-то место; может быть, у «я» есть
намерение возникнуть еще до возникновения «я»?
Волински: КАЖДЫЙ МОМЕНТ КАЖЕТСЯ НОВЫМ ВНЕ-ВРЕМЕННОМУ
«СЕЙЧАС». Возникновение «я» после действия уже совершилось. Само «я»
лишено права голоса. Оно появляется как часть намерения волны, а затем это
«я» заявляет: «Это “мое” намерение, “я” это создал». Прибегая к метафоре,
можно сказать, что, если вначале существует океан, затем в результате
движения появляются волны (намерения), затем, в результате намерения волн,
появляется капля воды («я») и говорит: «А теперь я решила отправиться на
берег». Но волна (намерение) предшествовала появлению этой капли – «я» уже
движется к берегу. Появление «я» ничего не добавило к этому процессу;
появление «я» предполагает, что некий деятель совершает то, что, на самом
деле, уже совершилось. Это иллюзия. Все уже произошло к тому моменту,
когда появляется «я» и заявляет о своем намерении. Один ученик сказал, что,
будучи в состоянии «вне-временного сейчас», он мог подойти к двери, чтобы
открыть ее и выйти наружу, и внезапно ему могла прийти в голову мысль:
«Мне нужно выйти отсюда».
Чистое намерение до-вербально; это движение, о котором невозможно узнать,
пока не появится «я». Поэтому не может быть такой вещи, как намерение «я».
Намерение, подобно волне, возникает прежде, чем «я» (капля воды) даже
узнает о волне и ее движении.
«Найди того, кто знает». Нисаргадатта Махарадж спросил меня: «Кто он – тот, кто знает о том, что ты родился? Найди его». «Я» думал, что он существовал – «знаток», знавший о том, что я родился. Но когда «ты» ищешь его, его нет. После наблюдения и осознания все исчезает, подобно миражу в пустыне, и мы «возвращаемся тем же путем, каким пришли».
Каждый знающий обладает ограниченным знанием. Когда «ты» смотришь на знающего, он растворяется. А «ты» становишься «ближе» к СУБСТАНЦИИ. Когда «ты» выходишь за пределы знающего-познаваемого, приходит понимание того, что не существует ни знающего, ни познаваемого.
Ученик: Как насчет суждений или ценностей?
Волински: Суждения присущи коре головного мозга по самой природе. Многие философы-
экзистенциалисты считают, что суждения – часть человеческой обусловленности,
и это нормально. Если «ты» попытаешься изменить суждение или судью, «ты»
окажешься дальше от «ТОГО, ЧТО ЕСТЬ» и от «РЕАЛЬНОСТИ». Чем больше
абстракций мы изобретаем, тем сильнее власть миража, в котором мы
оказываемся. Мы пытаемся вернуться тем же путем, каким пришли.
Ученик: Кажется, что легче подняться к абстракциям, чем спуститься и вернуться тем же
путем, каким пришли.
Волински: Да, потому что во много раз больше нейрологических связей идут снизу (от
позвоночника) вверх (к коре), чем сверху вниз.
Ученик: Как же мне вернуться назад тем же путем, каким я пришел? Мне кажется,
что появляется все больше и больше мыслей и субличностей.
Волински: Найди того знающего, который знает о мыслях и субличностях, и спроси, какой
знающий знает о них.
Ученик: Ум.
Волински: А если бы знающий об уме и ум были образованы из ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ?
Ученик: ____________________ (Молчание)________________________
Волински: Это молчание предшествует умозаключениям; это – безмолвное Я ЕСТЬ.
Это иллюзия: что «я», знающее об уме, создано из иного сознания, чем
концепция по имени УМ. Х. Х. Далай-Лама сказал: «Ум, свободный от ума».
Когда ты понимаешь, что они являются одним и тем же, «ты» осознаешь «ум,
свободный от ума».
Когда Нисаргадатта Махарадж сказал: «Кто этот знающий? Найди его», «я»
подумал, что существует какой-то знающий, но, в действительности, после
исследования и знающий, и познаваемое, и процесс познания исчезли; они
стали одним целым.
Ученик: Я нахожусь здесь; «я» могу видеть и чувствовать это; как «ты» можешь говорить,
что «меня» нет, или что «я» иллюзорен?
Волински: Давай сначала попробуем понять, что ТЕБЯ НЕТ. Во-первых, пойми, что нервная
система занимается абстрагированием и отбором, так что «твои» глаза видят
некий абстракт, или выжимку, ТОЙ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ.
Ученик: Да, «я» могу понять это умом.
Волински: Очень хорошо для начала. Теперь давай поговорим о воспринимающем. То, что
«ты» называешь своей рукой – также абстракция на микроскопическом уровне;
образ руки – абстракция воспринимающего.
Ученик: Да.
Волински: Теперь начнем с СУБСТАНЦИИ и пройдем через все уровни,
предшествующие Я ЕСТЬ, на которых есть Не-я и Не-ты.
Ученик: Хорошо.
Волински: Если мы определим мираж как иллюзию, созданную нервной системой
воспринимающего (на одном уровне), СУБСТАНЦИЯ на других уровнях
заставляет что-либо показаться, подобно воде в пустыне, из НЕБЫТИЯ
(так как его здесь нет). Разве это не мираж, не обман зрения, не иллюзия?!!
Ученик: И поэтому «я» здесь, а Я ЕСТЬ и тело лишь кажутся существующими
воспринимающему, или Я ЕСТЬ?
Волински: Да. Отсюда и история о мастере дзен, который после «достижения» воскликнул:
«Где же мое тело?»
ЕСЛИ В ЛЕСУ ПАДАЕТ ДЕРЕВО,
А НИГДЕ НИКОГО НЕТ…
ИЗДАЕТ ЛИ ОНО ЗВУК?
Ответ: Нет, без того, кто воспринимает этот звук, без нервной системы, отмечающей это
событие и говорящей: «Это звук», звука не существует.
Великая иллюзия – что воспринимающий тело, или даже «осознающий» тело отличается от тела. Оба являются продуктами нервной системы и возникают лишь после того, как нейропередатчики (флюиды, согласно терминологии Нисаргадатты Махараджа) собираются вместе и образуют Я ЕСТЬ.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА САМА СЕБЯ ОЧИЩАЕТ
Нервная система периодически очищается или освобождается – много раз в секунду. Нируддха самадхи (см. часть 3: «Спанда») осознает эту пропасть. Когда «ты», в конце концов, замечаешь эту пульсацию: пропасть-мысль-пропасть-мысль-пропасть-мысль, тогда «ты» осознаешь, что «я», которое «ты» считаешь «собой», тоже исчезает в этой пропасти (пропадает). «Обычно» «ты» не понимаешь этого, потому что в пропасти ТЕБЯ НЕТ. Это объясняет, почему, когда Коржибски задавали вопрос, он показывал, в каком месте структурной дифференциальной диаграммы «ты» находишься (на уровне объектов, умозаключений и т.д.), и таким образом, насколько это было возможно, удерживал спрашивающего на невербальном уровне.
Ученик: Это похоже на то, словно мы перемещаемся между разрушением и творением.
Волински: Не существует ни разрушения, ни творения, лишь вспышка-угасание, которое
называется на санскрите нимеза-немеза. Но мы не замечаем исчезновения, потому
что в это время нас не существует. (см. части 2 и 3: «Спанда»).
«ПОВЕРЬ МНЕ: РАЗРУШЕНИЯ НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ ДОСТАТОЧНО»
Нисаргадатта Махарадж