Систематизированный Глоссарий терминов

буддийской логики[86]

1. Общие категории буддийской феноменологии

Феномен - объект достоверного познания: все, что явля­ется достоверно познаваемым.

Феномены постоянные - это феномены, не подверженные изменениям, не обладающие возникновением, пребыванием, разрушением, не способные функционировать.

Феномены непостоянные - феномены, подверженные грубым и тонким изменениям, способные функционировать.

Феномены производные (санскрита-дхармы) - возник­шие в силу причин и условий; составные феномены.

Феномены непроизводные (асанскрита-дхармы) - несо­ставные, не подверженные возникновению в силу причин и условий, зависимые от наименования.

Феномены явные - все феномены, которые познаваемы с помощью органов чувств.

Феномены скрытые - феномены, чувственно не воспри­нимаемые обычными существами, но познаваемые прямой логикой, на основании трех видов правильных признаков.

Феномены весьма скрытые - недоступные ни чувствен­ному восприятию, ни прямой логике обычных существ, но познаваемые посредством косвенной логики - при опоре на духовный опыт Будды.

Феномен утверждения - это объект, который может быть познан без необходимости познавания того, что является его противоположностью; функциональные феномены.

Феномен отрицания - объект, который познается в зави­симости от установления того, что является его противопо­ложностью.

Форма - это все материальные феномены.

Сознание - одна из трех категорий феноменов утверждения, феномен, обладающий характеристиками бесформности (не состоит из частиц), способности познания, ясности.

Первичный ум - категория сознания, обладающего тремя характеристиками (бесформность, способность познания, ясность) и познающего объект в целом.

Вторичный ум - категория сознания, обладающего тремя характеристиками (бесформность, способность познания, ясность) и познающего специфические характеристики объекта.

Неассоциируемый составной фактор (випраюкта-санска- ра) - класс непостоянных, составных (производных) феноме­нов, которые нельзя отнести ни к категории формы, ни к ка­тегории сознания.

Объектная основа, или основа для обозначения, - это феномен или группа феноменов, которым присваивается какое-либо обозначение (наименование).

2. Категории логики (цемы)

Логика прямая, или непосредственная прамана (це- ма), - это логика умозаключений, используемая в достоверном познании обычных существ и опирающаяся на три вида пра­вильного логического основания (признак одной природы, признак результата, признак ненаблюдения).

Логика косвенная - косвенное постижение обычными существами весьма скрытых объектов с помощью дедуктив­ного вывода из опыта непосредственного восприятия Буддой весьма скрытых феноменов; основанием умозаключения служит духовный опыт Будды.

Отрицание - это отсутствие чего-либо.

Два вида отрицания:

1. утверждающее отрицание — такой вид логического отрицания, когда нечто отрицается, но одновременно с этим на месте отрицаемого утверждается что-то другое.

2. неутверждающее отрицание - это такое отсутствие, когда взамен объекта отрицания ничто не утверждается.

Логические отношения между двумя феноменами р и q:

1. Тождество - это логическое отношение между двумя феноменами р и q, когда р и q совпадают по смыслу.

2. Три альтернативы - это логическое отношение между двумя феноменами р и q, когда имеют место следующие три альтернативы:

- есть то, что является одновременно р и q;

- есть то, что является р, и оно обязательно является q, но то, что является q, не обязательно является р (р однона- правленно проникает в q);

- есть то, что не является ни р, ни q.

3. Четыре альтернативы - это логическое отношение между двумя феноменами р и q, когда имеют место следующие четыре альтернативы:

- есть то, что является одновременно р и q;

- есть то, что есть р, но не есть q;

- есть то, что есть q, но не есть р;

- есть то, что не есть ни р ни q.

4. Противоречие - это логическое отношение между двумя феноменами р и q, когда имеет место следующее:

- все, что есть р, с необходимостью не есть q;

- все, что есть q, с необходимостью не есть р.

Противоречие невозможности одновременного пребыва­ния - это противоречие двух феноменов р и q, когда исклю­чается их одновременное пребывание.

Противоречие отсутствия общего - это противоречие двух феноменов р и q, которые не имеют общих признаков.

Умозаключение, или силлогизм (джорва), - способ логи­ческого познания скрытого феномена на основании явного признака, в классической структуре имеет три элемента: объект, основание (признак) и следствие.

Виды умозаключений:

1. «собственно умозаключение», то есть умозаключение прямой логики, удостоверяющее объект посредством опоры на три вида правильного признака;

2. «умозаключение по доверию», то есть умозаключение косвенной логики, удостоверяющее объект посредством опоры на авторитет Слова Будды.

«Собственно умозаключение» делится в зависимости от цели на умозаключение «для себя» и «умозаключение для других».

Структура умозаключения:

1. Объект умозаключения - познаваемый объект - А.

2. Основание умозаключения - С, это известный признак объекта, который служит доводом при познании скрытого качества.

3. Следствие умозаключения - В, это скрытое качество объекта, которое надо доказать или установить.

Условия достоверности умозаключения:

1. Чогчо - это несомненная связь между объектом А и основанием (признаком) С. Эта логическая связь в общем виде такова: «А в полном объеме имеет несомненную связь с С».

2. Джечаб - это логическая связь прямого охватывания между основанием (признаком) С и следствием В. Общая формулировка джечаба такова: «Если имеет место С, то оно с несомненностью охватывается только В».

3. Догчаб - это логическая связь обратного охватывания. Она существует между основанием (признаком) С и след­ствием В. Она формулируется так: «Если нечто является С, то оно с необходимостью отсутствует в том, что противопо­ложно В».

Недостоверное умозаключение - это любое умозаклю­чение, в котором отсутствуют три условия достоверности, то есть не соблюдаются чогчо, джечаб и догчаб.

Правильный признак одной природы - это основание (признак) С, имеющее одну суть со следствием В.

Правильный признак результата - это основание С, име­ющее причинно-следственную взаимосвязь со следствием В, а именно, являющееся результатом следствия В.

Правильный признак ненаблюдения-основание, которое используется в умозаключениях о феноменах отрицания.

3. Стадии аналитической медитации:

1. Извращенное сознание - это сознание, функциониру­ющее на основе неведения.

2. Правильное сомнение - это сомнение в достоверности положений извращенного сознания, переход к которому осу­ществляется на основании признака ненаблюдения.

3. Правильное предположение - это предположение о том, что объект, познаваемый посредством аналитической медитации, является достоверным. Переход к правильному предположению осуществляется посредством логических аргументов.

4. Глубокая убежденность в достоверности объекта, до­стигаемая посредством достоверного логического познания.

5. Реализация (спонтанное чувство) - достигается по­средством однонаправленного сосредоточения.

4. Четыре аргумента,

доказывающие достоверность положения

«Учитель - это Будда»:

1. Есть безобманные слова Будды о том, что в будущем он будет являться в форме духовного наставника, и его нуж­но узнать.

2. Учитель является проводником деятельности Будды, указывая путь живым существам.

3. Будда оказывает благо всем живым существам. Мой ум благодаря Учителю повернулся к Дхарме, следовательно, это Будда помогает мне.

4. Внешняя видимость обманчива. Учитель выглядит обычным человеком, но эта видимость обманчива.

5. Категории концептуального познания пустоты:

• Кюнтаг - «номинальный», «существующий лишь в на­звании», «воображаемый».

• Кюнтаг существующий - это кюнтаг, имеющий объектную основу.

• Кюнтаг несуществующий - это кюнтаг, не имеющий объектной основы; объект отрицания в познании пустоты.

• Шенванг - «зависимый от другого», «взаимозависимый»; объектная основа наименования.

• Йондуп - «совершенно установленный»; конечный способ существования феномена, установленный как отсут­ствие кюнтага в шенванге.

• Просто номинальное существование-«существование в зависимости от мысленного обозначения», объектная осно­ва пустоты в школе Прасангика Мадхьямика.

• Рангтонг, или самопустота, - «пустота от самобытия»; воззрение Прасангики Мадхьямики.

• Жентонг, или «пустота от другого», - воззрения школ более низких, чем Прасангика.

• «Независимое субстанциональное существование», «истинное существование», «самобытие» - понятия о суще­ствовании со стороны объекта, независимо от наименования мыслью, охватываемые объектом отрицания в Прасангике Мадхьямике.

5. Категории доказательства достоверности

Будды:

• Достоверное существо - тот, кто в силу причин и условий стал Приносящим благо живым существам, Великим Учителем, Защитнико/W; на протяжении множества жизней осваивал метод, великое сострадание, и мудрость, познающую пустоту, и посредством доведения их до совершенства достиг совер­шенного результата - свободы от всех омрачений и полной реализации всего потенциала.

• «Приносящий благо живым существам» - это характе­ристика Будды, символизирующая его метод великого состра­дания.

• «Великий Учитель» - это характеристика Будды, симво­лизирующая его Дхарму.

• Сугата, или «Ушедший к Блаженству», - это эпитет Будды, характеризующий его как достоверное существо: благодаря освоению метода и мудрости Будда вышел за пределы печали и ушел к счастью; понятие, выражающее функциональный аспект состояния Будды.

• Сугата Отбросивший - это эпитет Будды, характеризу­ющий его как достоверное существо в аспекте пресечения: иное название нирваны, состояния полной свободы ума от омрачений.

• Сугата Осуществивший - это эпитет Будды, характери­зующий его как достоверное существо в аспекте осуществле­ния благого потенциала всеведущего ума Будды (функцио­нальный аспект состояния Будды).

• Свабхавикакая - Природное Тело Будды, или Тело Та­ковости Истины, - синоним «отбросившего Сугаты» - это пустота ума Будды.

• Два вида Свабхавикакаи - это «По природе чистое Природное Тело Будды» и «Ставшее чистым Природное Тело Будды».

• Джнянадхармакая - Тело Мудрости Истины, синоним «Осуществившего Сугаты» - это реализация благого потен­циала Будды: великого сострадания, всеведения, способнос­ти помогать всем живым существам.

• Прочная основа, или «пребывающая основа», - это то, на основе чего некое качество может развиваться без огра­ничений; достоверность - условие прочной основы.

6. Категории теории познания

Достоверное познание - это «не обманывающееся по­знание объекта».

Достоверное косвенное познание, или познание посред­ством достоверных умозаключений - это дедукция (вывод) с соблюдением трех условий достоверности (чогчо, джечаб и догчаб), на основании трех правильных логических признаков или духовного опыта Будды.

Достоверное прямое познание - это непосредственное не обманывающееся познание посредством органов чувств, либо прямое не обманывающееся ментальное восприятие, либо прямое йогическое восприятие.

Прямое познание - это познание, осуществляемое орга­нами чувств, либо прямым ментальным восприятием, либо прямым йогическим восприятием.

Прямое восприятие органов чувств - это непосредствен­ное восприятие с помощью органов чувств при наличии трех условий.

Три условия прямого чувственного восприятия:

1. условие объекта;

2. собственное условие;

3. условие предшествующего момента, или ментальная направленность.

Прямое ментальное восприятие - это познание посред­ством отбрасывания всего, что не является объектом.

Прямое йогическое восприятие - это безошибочное не­концептуальное познание истинного смысла объекта, возни­кающее благодаря реализации союза шаматхи и випашьяны как специфического собственного условия.

Концептуальное познание - это посредством общих об­разов.

Общий признак - это тот признак, который сообща при­надлежит многим объектам.

Собственный признак - это признак, который принадле­жит только данному объекту и никаким другим.

Общий образ - это представление об объекте, которое возникает на основе общих признаков, посредством исклю­чения всего, что не является объектом. Это постоянный фе­номен.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Комментарий к терминам[87]

Абсолютное познание, или абсолютный анализ (don- dam-pa'i dpyod-pa или don-dam-pa'i bden-pa'i shes-pa; paramartha- vicara или paramarthasatyajcana)

Анализ, в ходе которого устанавливается, как феномены не существуют.

Вера (dad-pa; sraddha)

В тибетском буддизме категория веры имеет несколько значений. По определению, которое дает в своей класси­фикации буддийской терминологии Яоцава Каба Пальцег, вера - «это высшая форма признания таких объектов как карма, результат кармы и четыре благородные истины» [Каба Пальцег 2003, с. 5]. В широком смысле буддисты под верой подразумевают «убежденность, появившуюся после понима­ния истинного положения, как оно есть» (БТКС, с. 1242). Буддийские философы дают определение веры, связывая её с познанием таковости, то есть с Дхармой, и в этом смысле вера - нечто отличное от мирской веры. Буддийская вера - это разумная вера. Хотя, конечно, среди «традиционных» буддистов в Тибете, Монголии, Бурятии, Туве большинство верующих имеет веру, основанную скорее на уважении к буддийской традиции своего народа и эмоциональном её предпочтении, нежели на глубоком знании Дхармы, тем не менее, этот вид веры - еще не настоящая буддийская вера, побуждающая искренне заниматься практикой Дхармы. Кро­ме того, вера, основанная на эмоциях, очень нестабильна. Поэтому Его Святейшество Далай-лама при всякой встрече с тибетцами и представителями монгольского мира подчер­кивает необходимость изучения буддийской философии - не только для монахов, но и для светских людей.

Поскольку вера, взращиваемая через изучение Дхармы, имеет несколько уровней развития, то в классификации ее феноменов различают:

1. искреннюю веру (dang-ba'i dad-pa);

2. желающую веру ('dod-pa'i dad-pa);

3. убежденную, или доверяющую, веру (yid-ches-pa'i dad-

ра);

4. необратимую, или нерушимую, веру (phyir mi Idog-pa'i dad-pa).

Говорится также о трех видах веры:

1. вера в Три Драгоценности;

2. твердое желание достичь просветления, соединенное с верой в реальную возможность осуществления этой цели;

3. твердая убежденность в истинности теории перерож­дений и закона причинно-следственной связи.

По объекту вера в буддизме - это, главным образом, вера в истинность Учения Будды и в Учителя, передающего Учение, как в Будду. По определению, ум верующего челове­ка (dad-sems) характеризуется наличием благоговейного от­ношения (dad-mos) к Дхарме и Учителю, возникающего из совершенного интеллектуального понимания (yid-shes; yid-kyi rnam-par she-pa) [БТКС, с. 2578]. Следовательно, буддийская философия и логика - необходимая основа появления под­линной, нерушимой и необратимой веры, которая побуждает с усердием практиковать Дхарму и служит одним из факторов просветления. Вера, даже искренняя, если она не базируется на философии и теории достоверного восприятия, слепа и неустойчива. В свою очередь, познания в Дхарме имеют особую преобразующую нас силу, если они связаны с верой. Вера и знание в буддизме - взаимозависимые феномены, и в этом одно из важнейших отличий буддизма от духовной культуры Запада с характерной для неё контроверзой веры и разума. Слепая вера в Будду принципиально не отличает последователей Его Учения от приверженцев теистических форм религии, основанных на догмате о существовании Бога- Творца. Настоящая вера в Будду предполагает знание и по­нимание качеств Его Тела, Речи, Ума и Активности. Вера в Дхарму, благодаря которой Будда стал достоверным суще­ством, естественным образом производна от веры в Будду, которая приходит с пониманием Его как достоверного суще­ства, а также от понимания сущности Дхармы и её функций как объекта прибежища. По своей психологической сути буддийская вера отличается от веры в Бога-Творца, характер­ной для последователей христианства и других теистических традиций. Вера в Будду - это отношение ученика к Учителю, чье Учение является лекарством, чья Община помогает в процессе излечения учеников. Для того чтобы полученные знания не остались интеллектуальной информацией, чтобы Дхарма Будды стала действовать, оказывая на ум человека целительное влияние, он должен принять прибежище и уве­ровать в закон кармы. Поэтому на начальном уровне буддий­ской практики вера - это вера в Будду, Дхарму и Сангху и в закон кармы. Этот уровень веры неразрывно связан со спе­цифическим страхом - страхом дурных перерождений и бесконечного блуждания в низших мирах, уделах тяжких страданий. И вера, и страх особого вида, который обращает ум к прибежищу, нуждаются в разумном обосновании и по­следующей медитации. Без логики и медитации сами по себе вера и «правильный» страх, которые отличают буддиста от небуддиста, едва ли появятся. Но, хотя философия и меди­тация имеют решающее значение для культивирования на­стоящей веры, служащей фактором пути просветления, нельзя недооценивать значение чистой веры, которую име­ют многие люди в регионах традиционного распростране­ния буддизма, не будучи знатоками философии и логики. Эти люди, искренне почитающие Будду как высшего Учителя (бур. и монг. Бурхан-Багша) и соблюдающие закон кармы, могут спастись от худших форм страданий в следующей жизни. Правда, в этом случае спасение от низших миров не простирается далее, чем на одну жизнь, - объясняет досто­чтимый Геше Тинлей.

Систематизируя различные типологии буддийской веры, досточтимый Геше Тинлей дал такую совмещенную класси­фикацию четырех типов веры в буддизме: коренная вера - ве­ра в Учителя как в Будду; благоговейная вера - вера в Три Драгоценности; убежденная вера - вера в закон причины и следствия; устремленная вера - вера в четыре благородные истины. Принципиально важна коренная вера - вера в своего Учителя как в Будду. Такая вера рождается посредством аналитической медитации.

Вторичное сознание = вторичный ум = ментальные факторы (sems-byung или sems-las-byung-ba; caitta)

Понятие о вторичном сознании «включает в себя все реакции, которые следуют за первичным восприятием» [Геше

Нгаванг Даргье 1992, с. 23], именно они и связаны с функци­онированием клеш. Вторичных факторов сознания существу­ет бесчисленное множество [Геше Джамьян Кенцзэ 2005, с. 196], но общепринятой является их классификация, в которой различается пятьдесят один фактор. Она восходит к «Ком­пендиуму Абхидхармы» Асанги. Это определенная схема, в которой виды вторичного ума, или ментальные факторы, сгруппированы в шесть категорий сознания, которые выража­ют шесть основных аспектов сознания. Согласно классифи­кации буддийских категорий, данной великим Лоцавой Каба Пальцегом (XII в.) [Каба Пальцег 2003], и устной тибетской традиции, представленной Геше Нгавангом Даргье, Геше Джампа Тинлеем, Геше Джамьяном Кенцзэ и другими совре­менными буддийскими философами, эти шесть групп выде­ляются и характеризуются следующим образоМ:

I. Группа «пяти вездесущих факторов» (kun-'gro Inga) — вто­ричные факторы, всегда сопровождающие всякий акт вос­приятия объекта первичным умом, и дающие уму возмож­ность использования объектов восприятия. Они присутствуют в положительных, отрицательных и нейтральных состояниях. Это такие пять ментальных факторов:

1. Намерение (sems-pa) - связывает первичный ум с объектом восприятия или действия. По выражению Геше Нгаванга Даргье, «это наиболее активный из пяти «вездесущих факторов» ума, и он является эквивалентом кармы» [Geshe Ngawang Dhargyey 1992, 25].

2. Ментальное проникновение в объект (yid-la byed- ра) - дает возможность первичному уму проводить индиви­дуализирующие различения объектов - вне их различения как «положительных», «отрицательных» и «нейтральных».

3. Контакт (reg-pa) - контакт объекта и ума.

4. Ощущение (tshor-ba) - ментальные и физические ощущения трех видов: приятные, неприятные и нейт­ральные.

5. Распознавание ('dus-shes) - распознавание характе­ристик объектов пяти форм чувственного сознания или пони­мание связей между качествами объекта и их функцией.

II. Группа «пяти определяющих факторов» (yul so sor nges pa Inga). Это акты индивидуализирующего распознавания объектов, случающиеся только в связи с определенными стимулами, в отличие от простого различения, которое имеет место всегда, независимо от положительных, отрицательных или нейтральных стимулов. Благодаря этому аспекту ума мы имеем возможность квалифицировать объекты как позитив­ные и негативные, благие и неблагие, добро и зло.

1. Мудрость (shes-rab) - вид различающего ума, который способен проводить различие между добродетелью и поро­ком и проявляется в отношении определенных объектов, в отличие от «вездесущих» факторов, имеющих место всегда и безотносительно различения положительных, отрицатель­ных и нейтральных объектов.

2. Установка ('dun-pa) - установка ума, которая побужда­ет нас стремиться к объекту нашего желания. Этот ментальный фактор, в отличие от «вездесущих факторов», действующих в отношении любых объектов, проявляется только в качест­ве реакции на определенные объекты. Согласно Каба Паль- цегу, установка «есть желание, которое возникает, когда орган чувств и чувственное сознание проникают в объект, безотно­сительно к природе этого объекта» [Каба Пальцег 2003, с. 4].

3. Стабилизация, или однонаправленность (ting-nge-'dzin). Это однонаправленная концентрация и фиксация ума на объекте.

4. Память, или внимательность (dran-pa). Это фактор, позволяющий уму долгое время не забывать объект, с которым он стал близок.

5. Убежденность, или верование (mos-pa). Это «удержи­вание специфического объекта распознавания с целью его познания как он есть» [Каба Пальцег 2003, с. 4]. Это восхи­щенная убежденность, посвящение себя объекту [Ум и знание, с. 41].

III. Группа «добродетели»: «одиннадцать благих факторов» (dge-ba bcu-gcig) - виды ментальных факторов:

1. Вера (dad-pa) - благой ментальный фактор, который является «чистым мышлением», рождающимся из постиже­ния благих качеств Трех Драгоценностей.

2. Совесть (ngo-tsha shes-pa), или внутреннее знание того, что является стыдом и позором - ментальный фактор, который сдерживает от совершения различных действий.

3. Стыд (khrel-yod-pa). Это «внешний двойник совести» (Геше Нгаванг Даргье) - учитывает отношение других к нашим собственным действиям.

4. He-привязанность (ma-chags-pa) - противоядие от привязанности, возникает в результате отказа ума от нечистых феноменов сансары.

5. Свобода от ненависти, или беззлобность (zhe-sdang med-pa) - противоядие от ненависти, которое является лю­бовью.

6. Отсутствие тупости (gti-mug med-pa) - противоядие от глупости и ложных концепций, приписывающих феноменам и живым существам существование внутренне присущей им природы, возникающее в результате постижения пустоты и бессамостности.

7. Усердие, являющееся, по сути, любовью к добродете­ли (brtson-'grus).

8. Пластичность, или тренированность (shin-tu sbyangs- ра) - качество гибкости ума и тела, развиваемое путем тре­нировки и являющееся силой контроля над телом и умом, позволяющей использовать их так, как нужно; противоядие от ошибочных состояний ума и тела.

9. Добросовестность, или осторожность (bag-yod-pa) - спо­собность ума к усердной духовной практике, без проявлений привязанности, гнева или неведения, появляется в результа­те медитации, мирских и немирских форм активности.

10. Спонтанное равновесие (btang-snyoms) - спонтанное состояние спокойствия ума, когда он уже больше не может впасть в сонливость или возбужденное состояние, и в этом состоянии не способны возникнуть привязанность или другие омрачающие эмоции.

11. Безвредность (гпат-раг mi-'tshe-ba) - состояние ума, при котором существо не способно причинять вред другим даже в помыслах.

IV. Группа «шести коренных клеш (rtsa-nyong drug), явля­ющихся основой всех других клеш:

1. неведение (ma-rig-pa);

2. привязанность ('dog-chags);

3. ненависть (khon-khro);

4. гордыня (nga-rgyal);

5. омраченное сомнение (the tshom nyon-mong-can);

6. ложные воззрения (lta-ba nyon-mong-can).

V. Группа «двадцати вторичных клеш» (nye-nyong).

Ввергающая карма ('phen-byed-kyi las), производимая

этими ментальными факторами, привязывает существ к сан­саре и забрасывает в низшие миры дурных перерождений.

VI. Группа «переменных факторов» (gzhan-'gyur bzhi).

Из всей совокупности ментальных факторов именно

группы «коренных клеш» и «вторичных клеш» являются око­вами, привязывающими существ к сансаре. Они должны быть распознаны и устранены из сознания. И есть вторичные факторы сознания, перечисленных в группе «добродетели», которые ведут к нирване.

Высшая мудрость, или «изначальная мудрость» (ye shes, jcana)

По общему определению, это знание арьев, а также общее название пути [см.: Гомде Лхарамба, с. 637]. Но в более точном смысле это мудрость всеведущего ума Будды.

Геше (dge bshes (dge-ba'i bshes gnyen)), кальянамитра

духовный мастер, благой друг, Гуру;

ученая степень по буддийской философии, присужда­емая лучшим выпускникам философских дацанов тибет­ских монастырей школы Гелуг.

Есть три градации степени «геше», из них высшая - «ге- ше-лхарамба» - по традиции присуждается победителям философских дебатов, которые проводятся в период велико­го молитвенного фестиваля Монлам ченмо, при участии Его Святейшества Далай-ламы и монахов всех трех великих мо­настырей (Сера, Дрепунг, Ганден). Слово «геше» в единстве двух основных значений в традиции Кадам и Гелуг использу­ется как часть имени высокого мастера: Геше Потова, Геше Нгаванг Даргье, Геше Вангчен и т. д. Поэтому и в наших изда­ниях слово «геше» мы используем не только как ученую степень доктора буддийской философии, но и как часть ду­ховного имени досточтимого Учителя Геше Джампа Тинлея. В этом случае слово «Геше» пишется с заглавной буквы. Следует заметить, что обычно духовное имя не совпадает со светским именем. Так, например, светское имя досточтимого Геше Тинлея - Вангчен Тхинглей. В других случаях, когда мы пишем слово «геше» со строчной буквы, оно обозначает просто ученую степень.

Достоверное познание

Дхармоттара в своем комментарии к 'Ньяя-бинду'» заим­ствовал материал других сочинений Дхармакирти и дал об­щее определение достоверного познания. Достоверное по­знание - это, согласно его определению, «такое познание, которое не противоречит (опыту)». Это также познание, в котором «объект (какой бы он ни был) в первый раз достиг­нут», то есть «человек уже направил на него (свое внимание) и (объект) усвоен его сознанием. Всякое другое (дальнейшее) познавание того же самого объекта не в состоянии чего-либо к нему прибавить» [ТПЛ Ч. I, с. 64-68]. Общее определение достоверного познания в буддийской гносеологии включает три признака: «это то, что содержит в себе новизну, безоб- манность, то есть истинность в познании объекта, и познание, то есть тот познавательный акт, который не является чем- либо физическим, материальным» [Геше Чжамьян Кенцзэ, с. 145].

В 'Праманаварттике' определение достоверного позна­ния дается с позиций школ Виджнянавада (Йогачара, или Читтаматра) и Сватантрика Мадхьямика - как «познание впервые», то есть как первая встреча с объектом, первый акт ума. В школе Прасангика Мадхьямика достоверное познание определяется как «безобманное» познание. Вообще говоря, «безобманным», то есть свободным от концептуального «приписывания», в буддийской логике считается «первый момент» (первый акт ума). Уже во второй момент познания появляются концепции, которые вносят в познание искаже­ния. Но «безобманность» и «безошибочность» познания - не равнозначные понятия. Безобманное, или необманываю- щееся, познание - это, по определению прасангиков школы Гелуг, познание, «устанавливающее объект своего рассмот­рения в ситуации отсутствия причин, вызывающих его оши­бочность» [Донец 2006, с. 156].

Но помимо случайных причин, вызывающих ошибки познания, есть причины ошибочности познания, пришедшие с безначальности вместе с врожденным неведением. Ошибки познания, обусловленные неведением, тем грубее, чем грубее несуществующий кюнтаг, приписываемый объекту познания.

Поэтому, строго говоря, прамана, или логика, как необманы- вающееся познание, совпадает с безошибочным познанием только в том случае, когда полностью устранен несуществу­ющий кюнтаг - врожденная установка о самосущем бытии феноменов. Это - уровень Прасангики. А согласно общепри­нятому в буддийской логике определению, достоверным познанием считается «необманывающееся познание». При этом критерии «необманывающегося познания» - относитель­ны и зависят от уровня философского воззрения.

Дуйта, или дуйра (bsdus grwa)

По традиционной программе философского образования, по которой до сих пор учатся студенты тибетских монастыр­ских колледжей школы Гелуг, к изучению традиции праманы Дигнаги-Дхармакирти (в трактовке школы Гелуг) они присту­пают сразу же после поступления на философский факультет (mtshad-nyid grwa tshang). Первыми тремя учебными дисцип­линами являются: 1) bsdus grwa (дуйта, или дуйра - в мон­гольской и бурятской транскрипции. A.M. Донец перево­дит название этого предмета как «онтология» [Донец 2006, с. 13]. Но, судя по программе Гоман-дацана и «Прекрасным золотым четкам...» Джамьяна Шепы, дуйта, или дуйра (букв, «класс кратких основоположений») - это начальное знаком­ство с базовыми понятиями гносеологии и логики [Джамьян Шепа 2000; Джамьян Шепа 2005]. Это программа, рассчитан­ная на три первых курса изучения цемы.

Истинное существование

«Истинное существование - это существование исклю­чительно со стороны объекта, вне зависимости от наимено­вания и от того, как этот объект воспринимается достоверным сознанием» [Ум и Пустота, с.96]. Истинное существование феноменов признается философами Читтаматры и является объектом отрицания в школе Мадхьямика.

Клеша (пуоп mongs, klesa)- «затемнение», «омрачение».

Термин, выражающий понятие о загрязненности сознания обычного существа. Однако сознание не является загрязнен­ным по своей природе: природа сознания изначально чиста, а загрязнения имеют временный характер, поэтому устрани­мы. Причинами возникновения клеш являются:

1. неустраненость латентного присутствия в сознании отпечатков клеш;

2. близость объектов, вызывающих омрачения;

3. неправильное функционирование сознания.

Принято различать две разновидности клеш:

1. клеши типа кюнтаг (nyon mongs kun btags) - интеллек­туально приобретенные клеши;

2. вместерожденные клеши (nyon mongs lhan skyes).

Есть также классификация клеш на пять типов (nyon mongs

Inga; расса kleuah):

1. постоянные оковы (kun sbyor; Sanyojana);

2. тонкие и устойчивые клеши (phra rgyas; Anusaya);

3. клеши-путы ('ching-ba; Bandhana);

4. вторичные клеши (nye nyonng; Upakleuah);

5. все-сковывающие факторы (kun dkris; Paryavasthana).

Существует деление клеш на пять ядов (nyon mongs

dug Inga):

1. желание-привязанность ('dod chags);

2. гнев-ненависть (khong kro);

3. неведение (ma rig-pa);

4. гордыня (nga rgyal);

5. зависть (phrag dog).

Кюнтаг

Термин, используемый в традиции Читтаматры при по­знании пустоты, обозначает ложный концепт об истинной природе феноменов, понятие о приписанном феномене, яв­ляющемся голым ярлыком, без объектной основы. Как гно­сеологическая категория понятие кюнтаг фиксирует в позна­нии феноменов преувеличение бытия, происходящее из-за неведения.

Наши рекомендации