Систематизированный Глоссарий терминов
буддийской логики[86]
1. Общие категории буддийской феноменологии
Феномен - объект достоверного познания: все, что является достоверно познаваемым.
Феномены постоянные - это феномены, не подверженные изменениям, не обладающие возникновением, пребыванием, разрушением, не способные функционировать.
Феномены непостоянные - феномены, подверженные грубым и тонким изменениям, способные функционировать.
Феномены производные (санскрита-дхармы) - возникшие в силу причин и условий; составные феномены.
Феномены непроизводные (асанскрита-дхармы) - несоставные, не подверженные возникновению в силу причин и условий, зависимые от наименования.
Феномены явные - все феномены, которые познаваемы с помощью органов чувств.
Феномены скрытые - феномены, чувственно не воспринимаемые обычными существами, но познаваемые прямой логикой, на основании трех видов правильных признаков.
Феномены весьма скрытые - недоступные ни чувственному восприятию, ни прямой логике обычных существ, но познаваемые посредством косвенной логики - при опоре на духовный опыт Будды.
Феномен утверждения - это объект, который может быть познан без необходимости познавания того, что является его противоположностью; функциональные феномены.
Феномен отрицания - объект, который познается в зависимости от установления того, что является его противоположностью.
Форма - это все материальные феномены.
Сознание - одна из трех категорий феноменов утверждения, феномен, обладающий характеристиками бесформности (не состоит из частиц), способности познания, ясности.
Первичный ум - категория сознания, обладающего тремя характеристиками (бесформность, способность познания, ясность) и познающего объект в целом.
Вторичный ум - категория сознания, обладающего тремя характеристиками (бесформность, способность познания, ясность) и познающего специфические характеристики объекта.
Неассоциируемый составной фактор (випраюкта-санска- ра) - класс непостоянных, составных (производных) феноменов, которые нельзя отнести ни к категории формы, ни к категории сознания.
Объектная основа, или основа для обозначения, - это феномен или группа феноменов, которым присваивается какое-либо обозначение (наименование).
2. Категории логики (цемы)
Логика прямая, или непосредственная прамана (це- ма), - это логика умозаключений, используемая в достоверном познании обычных существ и опирающаяся на три вида правильного логического основания (признак одной природы, признак результата, признак ненаблюдения).
Логика косвенная - косвенное постижение обычными существами весьма скрытых объектов с помощью дедуктивного вывода из опыта непосредственного восприятия Буддой весьма скрытых феноменов; основанием умозаключения служит духовный опыт Будды.
Отрицание - это отсутствие чего-либо.
Два вида отрицания:
1. утверждающее отрицание — такой вид логического отрицания, когда нечто отрицается, но одновременно с этим на месте отрицаемого утверждается что-то другое.
2. неутверждающее отрицание - это такое отсутствие, когда взамен объекта отрицания ничто не утверждается.
Логические отношения между двумя феноменами р и q:
1. Тождество - это логическое отношение между двумя феноменами р и q, когда р и q совпадают по смыслу.
2. Три альтернативы - это логическое отношение между двумя феноменами р и q, когда имеют место следующие три альтернативы:
- есть то, что является одновременно р и q;
- есть то, что является р, и оно обязательно является q, но то, что является q, не обязательно является р (р однона- правленно проникает в q);
- есть то, что не является ни р, ни q.
3. Четыре альтернативы - это логическое отношение между двумя феноменами р и q, когда имеют место следующие четыре альтернативы:
- есть то, что является одновременно р и q;
- есть то, что есть р, но не есть q;
- есть то, что есть q, но не есть р;
- есть то, что не есть ни р ни q.
4. Противоречие - это логическое отношение между двумя феноменами р и q, когда имеет место следующее:
- все, что есть р, с необходимостью не есть q;
- все, что есть q, с необходимостью не есть р.
Противоречие невозможности одновременного пребывания - это противоречие двух феноменов р и q, когда исключается их одновременное пребывание.
Противоречие отсутствия общего - это противоречие двух феноменов р и q, которые не имеют общих признаков.
Умозаключение, или силлогизм (джорва), - способ логического познания скрытого феномена на основании явного признака, в классической структуре имеет три элемента: объект, основание (признак) и следствие.
Виды умозаключений:
1. «собственно умозаключение», то есть умозаключение прямой логики, удостоверяющее объект посредством опоры на три вида правильного признака;
2. «умозаключение по доверию», то есть умозаключение косвенной логики, удостоверяющее объект посредством опоры на авторитет Слова Будды.
«Собственно умозаключение» делится в зависимости от цели на умозаключение «для себя» и «умозаключение для других».
Структура умозаключения:
1. Объект умозаключения - познаваемый объект - А.
2. Основание умозаключения - С, это известный признак объекта, который служит доводом при познании скрытого качества.
3. Следствие умозаключения - В, это скрытое качество объекта, которое надо доказать или установить.
Условия достоверности умозаключения:
1. Чогчо - это несомненная связь между объектом А и основанием (признаком) С. Эта логическая связь в общем виде такова: «А в полном объеме имеет несомненную связь с С».
2. Джечаб - это логическая связь прямого охватывания между основанием (признаком) С и следствием В. Общая формулировка джечаба такова: «Если имеет место С, то оно с несомненностью охватывается только В».
3. Догчаб - это логическая связь обратного охватывания. Она существует между основанием (признаком) С и следствием В. Она формулируется так: «Если нечто является С, то оно с необходимостью отсутствует в том, что противоположно В».
Недостоверное умозаключение - это любое умозаключение, в котором отсутствуют три условия достоверности, то есть не соблюдаются чогчо, джечаб и догчаб.
Правильный признак одной природы - это основание (признак) С, имеющее одну суть со следствием В.
Правильный признак результата - это основание С, имеющее причинно-следственную взаимосвязь со следствием В, а именно, являющееся результатом следствия В.
Правильный признак ненаблюдения-основание, которое используется в умозаключениях о феноменах отрицания.
3. Стадии аналитической медитации:
1. Извращенное сознание - это сознание, функционирующее на основе неведения.
2. Правильное сомнение - это сомнение в достоверности положений извращенного сознания, переход к которому осуществляется на основании признака ненаблюдения.
3. Правильное предположение - это предположение о том, что объект, познаваемый посредством аналитической медитации, является достоверным. Переход к правильному предположению осуществляется посредством логических аргументов.
4. Глубокая убежденность в достоверности объекта, достигаемая посредством достоверного логического познания.
5. Реализация (спонтанное чувство) - достигается посредством однонаправленного сосредоточения.
4. Четыре аргумента,
доказывающие достоверность положения
«Учитель - это Будда»:
1. Есть безобманные слова Будды о том, что в будущем он будет являться в форме духовного наставника, и его нужно узнать.
2. Учитель является проводником деятельности Будды, указывая путь живым существам.
3. Будда оказывает благо всем живым существам. Мой ум благодаря Учителю повернулся к Дхарме, следовательно, это Будда помогает мне.
4. Внешняя видимость обманчива. Учитель выглядит обычным человеком, но эта видимость обманчива.
5. Категории концептуального познания пустоты:
• Кюнтаг - «номинальный», «существующий лишь в названии», «воображаемый».
• Кюнтаг существующий - это кюнтаг, имеющий объектную основу.
• Кюнтаг несуществующий - это кюнтаг, не имеющий объектной основы; объект отрицания в познании пустоты.
• Шенванг - «зависимый от другого», «взаимозависимый»; объектная основа наименования.
• Йондуп - «совершенно установленный»; конечный способ существования феномена, установленный как отсутствие кюнтага в шенванге.
• Просто номинальное существование-«существование в зависимости от мысленного обозначения», объектная основа пустоты в школе Прасангика Мадхьямика.
• Рангтонг, или самопустота, - «пустота от самобытия»; воззрение Прасангики Мадхьямики.
• Жентонг, или «пустота от другого», - воззрения школ более низких, чем Прасангика.
• «Независимое субстанциональное существование», «истинное существование», «самобытие» - понятия о существовании со стороны объекта, независимо от наименования мыслью, охватываемые объектом отрицания в Прасангике Мадхьямике.
5. Категории доказательства достоверности
Будды:
• Достоверное существо - тот, кто в силу причин и условий стал Приносящим благо живым существам, Великим Учителем, Защитнико/W; на протяжении множества жизней осваивал метод, великое сострадание, и мудрость, познающую пустоту, и посредством доведения их до совершенства достиг совершенного результата - свободы от всех омрачений и полной реализации всего потенциала.
• «Приносящий благо живым существам» - это характеристика Будды, символизирующая его метод великого сострадания.
• «Великий Учитель» - это характеристика Будды, символизирующая его Дхарму.
• Сугата, или «Ушедший к Блаженству», - это эпитет Будды, характеризующий его как достоверное существо: благодаря освоению метода и мудрости Будда вышел за пределы печали и ушел к счастью; понятие, выражающее функциональный аспект состояния Будды.
• Сугата Отбросивший - это эпитет Будды, характеризующий его как достоверное существо в аспекте пресечения: иное название нирваны, состояния полной свободы ума от омрачений.
• Сугата Осуществивший - это эпитет Будды, характеризующий его как достоверное существо в аспекте осуществления благого потенциала всеведущего ума Будды (функциональный аспект состояния Будды).
• Свабхавикакая - Природное Тело Будды, или Тело Таковости Истины, - синоним «отбросившего Сугаты» - это пустота ума Будды.
• Два вида Свабхавикакаи - это «По природе чистое Природное Тело Будды» и «Ставшее чистым Природное Тело Будды».
• Джнянадхармакая - Тело Мудрости Истины, синоним «Осуществившего Сугаты» - это реализация благого потенциала Будды: великого сострадания, всеведения, способности помогать всем живым существам.
• Прочная основа, или «пребывающая основа», - это то, на основе чего некое качество может развиваться без ограничений; достоверность - условие прочной основы.
6. Категории теории познания
Достоверное познание - это «не обманывающееся познание объекта».
Достоверное косвенное познание, или познание посредством достоверных умозаключений - это дедукция (вывод) с соблюдением трех условий достоверности (чогчо, джечаб и догчаб), на основании трех правильных логических признаков или духовного опыта Будды.
Достоверное прямое познание - это непосредственное не обманывающееся познание посредством органов чувств, либо прямое не обманывающееся ментальное восприятие, либо прямое йогическое восприятие.
Прямое познание - это познание, осуществляемое органами чувств, либо прямым ментальным восприятием, либо прямым йогическим восприятием.
Прямое восприятие органов чувств - это непосредственное восприятие с помощью органов чувств при наличии трех условий.
Три условия прямого чувственного восприятия:
1. условие объекта;
2. собственное условие;
3. условие предшествующего момента, или ментальная направленность.
Прямое ментальное восприятие - это познание посредством отбрасывания всего, что не является объектом.
Прямое йогическое восприятие - это безошибочное неконцептуальное познание истинного смысла объекта, возникающее благодаря реализации союза шаматхи и випашьяны как специфического собственного условия.
Концептуальное познание - это посредством общих образов.
Общий признак - это тот признак, который сообща принадлежит многим объектам.
Собственный признак - это признак, который принадлежит только данному объекту и никаким другим.
Общий образ - это представление об объекте, которое возникает на основе общих признаков, посредством исключения всего, что не является объектом. Это постоянный феномен.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Комментарий к терминам[87]
Абсолютное познание, или абсолютный анализ (don- dam-pa'i dpyod-pa или don-dam-pa'i bden-pa'i shes-pa; paramartha- vicara или paramarthasatyajcana)
Анализ, в ходе которого устанавливается, как феномены не существуют.
Вера (dad-pa; sraddha)
В тибетском буддизме категория веры имеет несколько значений. По определению, которое дает в своей классификации буддийской терминологии Яоцава Каба Пальцег, вера - «это высшая форма признания таких объектов как карма, результат кармы и четыре благородные истины» [Каба Пальцег 2003, с. 5]. В широком смысле буддисты под верой подразумевают «убежденность, появившуюся после понимания истинного положения, как оно есть» (БТКС, с. 1242). Буддийские философы дают определение веры, связывая её с познанием таковости, то есть с Дхармой, и в этом смысле вера - нечто отличное от мирской веры. Буддийская вера - это разумная вера. Хотя, конечно, среди «традиционных» буддистов в Тибете, Монголии, Бурятии, Туве большинство верующих имеет веру, основанную скорее на уважении к буддийской традиции своего народа и эмоциональном её предпочтении, нежели на глубоком знании Дхармы, тем не менее, этот вид веры - еще не настоящая буддийская вера, побуждающая искренне заниматься практикой Дхармы. Кроме того, вера, основанная на эмоциях, очень нестабильна. Поэтому Его Святейшество Далай-лама при всякой встрече с тибетцами и представителями монгольского мира подчеркивает необходимость изучения буддийской философии - не только для монахов, но и для светских людей.
Поскольку вера, взращиваемая через изучение Дхармы, имеет несколько уровней развития, то в классификации ее феноменов различают:
1. искреннюю веру (dang-ba'i dad-pa);
2. желающую веру ('dod-pa'i dad-pa);
3. убежденную, или доверяющую, веру (yid-ches-pa'i dad-
ра);
4. необратимую, или нерушимую, веру (phyir mi Idog-pa'i dad-pa).
Говорится также о трех видах веры:
1. вера в Три Драгоценности;
2. твердое желание достичь просветления, соединенное с верой в реальную возможность осуществления этой цели;
3. твердая убежденность в истинности теории перерождений и закона причинно-следственной связи.
По объекту вера в буддизме - это, главным образом, вера в истинность Учения Будды и в Учителя, передающего Учение, как в Будду. По определению, ум верующего человека (dad-sems) характеризуется наличием благоговейного отношения (dad-mos) к Дхарме и Учителю, возникающего из совершенного интеллектуального понимания (yid-shes; yid-kyi rnam-par she-pa) [БТКС, с. 2578]. Следовательно, буддийская философия и логика - необходимая основа появления подлинной, нерушимой и необратимой веры, которая побуждает с усердием практиковать Дхарму и служит одним из факторов просветления. Вера, даже искренняя, если она не базируется на философии и теории достоверного восприятия, слепа и неустойчива. В свою очередь, познания в Дхарме имеют особую преобразующую нас силу, если они связаны с верой. Вера и знание в буддизме - взаимозависимые феномены, и в этом одно из важнейших отличий буддизма от духовной культуры Запада с характерной для неё контроверзой веры и разума. Слепая вера в Будду принципиально не отличает последователей Его Учения от приверженцев теистических форм религии, основанных на догмате о существовании Бога- Творца. Настоящая вера в Будду предполагает знание и понимание качеств Его Тела, Речи, Ума и Активности. Вера в Дхарму, благодаря которой Будда стал достоверным существом, естественным образом производна от веры в Будду, которая приходит с пониманием Его как достоверного существа, а также от понимания сущности Дхармы и её функций как объекта прибежища. По своей психологической сути буддийская вера отличается от веры в Бога-Творца, характерной для последователей христианства и других теистических традиций. Вера в Будду - это отношение ученика к Учителю, чье Учение является лекарством, чья Община помогает в процессе излечения учеников. Для того чтобы полученные знания не остались интеллектуальной информацией, чтобы Дхарма Будды стала действовать, оказывая на ум человека целительное влияние, он должен принять прибежище и уверовать в закон кармы. Поэтому на начальном уровне буддийской практики вера - это вера в Будду, Дхарму и Сангху и в закон кармы. Этот уровень веры неразрывно связан со специфическим страхом - страхом дурных перерождений и бесконечного блуждания в низших мирах, уделах тяжких страданий. И вера, и страх особого вида, который обращает ум к прибежищу, нуждаются в разумном обосновании и последующей медитации. Без логики и медитации сами по себе вера и «правильный» страх, которые отличают буддиста от небуддиста, едва ли появятся. Но, хотя философия и медитация имеют решающее значение для культивирования настоящей веры, служащей фактором пути просветления, нельзя недооценивать значение чистой веры, которую имеют многие люди в регионах традиционного распространения буддизма, не будучи знатоками философии и логики. Эти люди, искренне почитающие Будду как высшего Учителя (бур. и монг. Бурхан-Багша) и соблюдающие закон кармы, могут спастись от худших форм страданий в следующей жизни. Правда, в этом случае спасение от низших миров не простирается далее, чем на одну жизнь, - объясняет досточтимый Геше Тинлей.
Систематизируя различные типологии буддийской веры, досточтимый Геше Тинлей дал такую совмещенную классификацию четырех типов веры в буддизме: коренная вера - вера в Учителя как в Будду; благоговейная вера - вера в Три Драгоценности; убежденная вера - вера в закон причины и следствия; устремленная вера - вера в четыре благородные истины. Принципиально важна коренная вера - вера в своего Учителя как в Будду. Такая вера рождается посредством аналитической медитации.
Вторичное сознание = вторичный ум = ментальные факторы (sems-byung или sems-las-byung-ba; caitta)
Понятие о вторичном сознании «включает в себя все реакции, которые следуют за первичным восприятием» [Геше
Нгаванг Даргье 1992, с. 23], именно они и связаны с функционированием клеш. Вторичных факторов сознания существует бесчисленное множество [Геше Джамьян Кенцзэ 2005, с. 196], но общепринятой является их классификация, в которой различается пятьдесят один фактор. Она восходит к «Компендиуму Абхидхармы» Асанги. Это определенная схема, в которой виды вторичного ума, или ментальные факторы, сгруппированы в шесть категорий сознания, которые выражают шесть основных аспектов сознания. Согласно классификации буддийских категорий, данной великим Лоцавой Каба Пальцегом (XII в.) [Каба Пальцег 2003], и устной тибетской традиции, представленной Геше Нгавангом Даргье, Геше Джампа Тинлеем, Геше Джамьяном Кенцзэ и другими современными буддийскими философами, эти шесть групп выделяются и характеризуются следующим образоМ:
I. Группа «пяти вездесущих факторов» (kun-'gro Inga) — вторичные факторы, всегда сопровождающие всякий акт восприятия объекта первичным умом, и дающие уму возможность использования объектов восприятия. Они присутствуют в положительных, отрицательных и нейтральных состояниях. Это такие пять ментальных факторов:
1. Намерение (sems-pa) - связывает первичный ум с объектом восприятия или действия. По выражению Геше Нгаванга Даргье, «это наиболее активный из пяти «вездесущих факторов» ума, и он является эквивалентом кармы» [Geshe Ngawang Dhargyey 1992, 25].
2. Ментальное проникновение в объект (yid-la byed- ра) - дает возможность первичному уму проводить индивидуализирующие различения объектов - вне их различения как «положительных», «отрицательных» и «нейтральных».
3. Контакт (reg-pa) - контакт объекта и ума.
4. Ощущение (tshor-ba) - ментальные и физические ощущения трех видов: приятные, неприятные и нейтральные.
5. Распознавание ('dus-shes) - распознавание характеристик объектов пяти форм чувственного сознания или понимание связей между качествами объекта и их функцией.
II. Группа «пяти определяющих факторов» (yul so sor nges pa Inga). Это акты индивидуализирующего распознавания объектов, случающиеся только в связи с определенными стимулами, в отличие от простого различения, которое имеет место всегда, независимо от положительных, отрицательных или нейтральных стимулов. Благодаря этому аспекту ума мы имеем возможность квалифицировать объекты как позитивные и негативные, благие и неблагие, добро и зло.
1. Мудрость (shes-rab) - вид различающего ума, который способен проводить различие между добродетелью и пороком и проявляется в отношении определенных объектов, в отличие от «вездесущих» факторов, имеющих место всегда и безотносительно различения положительных, отрицательных и нейтральных объектов.
2. Установка ('dun-pa) - установка ума, которая побуждает нас стремиться к объекту нашего желания. Этот ментальный фактор, в отличие от «вездесущих факторов», действующих в отношении любых объектов, проявляется только в качестве реакции на определенные объекты. Согласно Каба Паль- цегу, установка «есть желание, которое возникает, когда орган чувств и чувственное сознание проникают в объект, безотносительно к природе этого объекта» [Каба Пальцег 2003, с. 4].
3. Стабилизация, или однонаправленность (ting-nge-'dzin). Это однонаправленная концентрация и фиксация ума на объекте.
4. Память, или внимательность (dran-pa). Это фактор, позволяющий уму долгое время не забывать объект, с которым он стал близок.
5. Убежденность, или верование (mos-pa). Это «удерживание специфического объекта распознавания с целью его познания как он есть» [Каба Пальцег 2003, с. 4]. Это восхищенная убежденность, посвящение себя объекту [Ум и знание, с. 41].
III. Группа «добродетели»: «одиннадцать благих факторов» (dge-ba bcu-gcig) - виды ментальных факторов:
1. Вера (dad-pa) - благой ментальный фактор, который является «чистым мышлением», рождающимся из постижения благих качеств Трех Драгоценностей.
2. Совесть (ngo-tsha shes-pa), или внутреннее знание того, что является стыдом и позором - ментальный фактор, который сдерживает от совершения различных действий.
3. Стыд (khrel-yod-pa). Это «внешний двойник совести» (Геше Нгаванг Даргье) - учитывает отношение других к нашим собственным действиям.
4. He-привязанность (ma-chags-pa) - противоядие от привязанности, возникает в результате отказа ума от нечистых феноменов сансары.
5. Свобода от ненависти, или беззлобность (zhe-sdang med-pa) - противоядие от ненависти, которое является любовью.
6. Отсутствие тупости (gti-mug med-pa) - противоядие от глупости и ложных концепций, приписывающих феноменам и живым существам существование внутренне присущей им природы, возникающее в результате постижения пустоты и бессамостности.
7. Усердие, являющееся, по сути, любовью к добродетели (brtson-'grus).
8. Пластичность, или тренированность (shin-tu sbyangs- ра) - качество гибкости ума и тела, развиваемое путем тренировки и являющееся силой контроля над телом и умом, позволяющей использовать их так, как нужно; противоядие от ошибочных состояний ума и тела.
9. Добросовестность, или осторожность (bag-yod-pa) - способность ума к усердной духовной практике, без проявлений привязанности, гнева или неведения, появляется в результате медитации, мирских и немирских форм активности.
10. Спонтанное равновесие (btang-snyoms) - спонтанное состояние спокойствия ума, когда он уже больше не может впасть в сонливость или возбужденное состояние, и в этом состоянии не способны возникнуть привязанность или другие омрачающие эмоции.
11. Безвредность (гпат-раг mi-'tshe-ba) - состояние ума, при котором существо не способно причинять вред другим даже в помыслах.
IV. Группа «шести коренных клеш (rtsa-nyong drug), являющихся основой всех других клеш:
1. неведение (ma-rig-pa);
2. привязанность ('dog-chags);
3. ненависть (khon-khro);
4. гордыня (nga-rgyal);
5. омраченное сомнение (the tshom nyon-mong-can);
6. ложные воззрения (lta-ba nyon-mong-can).
V. Группа «двадцати вторичных клеш» (nye-nyong).
Ввергающая карма ('phen-byed-kyi las), производимая
этими ментальными факторами, привязывает существ к сансаре и забрасывает в низшие миры дурных перерождений.
VI. Группа «переменных факторов» (gzhan-'gyur bzhi).
Из всей совокупности ментальных факторов именно
группы «коренных клеш» и «вторичных клеш» являются оковами, привязывающими существ к сансаре. Они должны быть распознаны и устранены из сознания. И есть вторичные факторы сознания, перечисленных в группе «добродетели», которые ведут к нирване.
Высшая мудрость, или «изначальная мудрость» (ye shes, jcana)
По общему определению, это знание арьев, а также общее название пути [см.: Гомде Лхарамба, с. 637]. Но в более точном смысле это мудрость всеведущего ума Будды.
Геше (dge bshes (dge-ba'i bshes gnyen)), кальянамитра
духовный мастер, благой друг, Гуру;
ученая степень по буддийской философии, присуждаемая лучшим выпускникам философских дацанов тибетских монастырей школы Гелуг.
Есть три градации степени «геше», из них высшая - «ге- ше-лхарамба» - по традиции присуждается победителям философских дебатов, которые проводятся в период великого молитвенного фестиваля Монлам ченмо, при участии Его Святейшества Далай-ламы и монахов всех трех великих монастырей (Сера, Дрепунг, Ганден). Слово «геше» в единстве двух основных значений в традиции Кадам и Гелуг используется как часть имени высокого мастера: Геше Потова, Геше Нгаванг Даргье, Геше Вангчен и т. д. Поэтому и в наших изданиях слово «геше» мы используем не только как ученую степень доктора буддийской философии, но и как часть духовного имени досточтимого Учителя Геше Джампа Тинлея. В этом случае слово «Геше» пишется с заглавной буквы. Следует заметить, что обычно духовное имя не совпадает со светским именем. Так, например, светское имя досточтимого Геше Тинлея - Вангчен Тхинглей. В других случаях, когда мы пишем слово «геше» со строчной буквы, оно обозначает просто ученую степень.
Достоверное познание
Дхармоттара в своем комментарии к 'Ньяя-бинду'» заимствовал материал других сочинений Дхармакирти и дал общее определение достоверного познания. Достоверное познание - это, согласно его определению, «такое познание, которое не противоречит (опыту)». Это также познание, в котором «объект (какой бы он ни был) в первый раз достигнут», то есть «человек уже направил на него (свое внимание) и (объект) усвоен его сознанием. Всякое другое (дальнейшее) познавание того же самого объекта не в состоянии чего-либо к нему прибавить» [ТПЛ Ч. I, с. 64-68]. Общее определение достоверного познания в буддийской гносеологии включает три признака: «это то, что содержит в себе новизну, безоб- манность, то есть истинность в познании объекта, и познание, то есть тот познавательный акт, который не является чем- либо физическим, материальным» [Геше Чжамьян Кенцзэ, с. 145].
В 'Праманаварттике' определение достоверного познания дается с позиций школ Виджнянавада (Йогачара, или Читтаматра) и Сватантрика Мадхьямика - как «познание впервые», то есть как первая встреча с объектом, первый акт ума. В школе Прасангика Мадхьямика достоверное познание определяется как «безобманное» познание. Вообще говоря, «безобманным», то есть свободным от концептуального «приписывания», в буддийской логике считается «первый момент» (первый акт ума). Уже во второй момент познания появляются концепции, которые вносят в познание искажения. Но «безобманность» и «безошибочность» познания - не равнозначные понятия. Безобманное, или необманываю- щееся, познание - это, по определению прасангиков школы Гелуг, познание, «устанавливающее объект своего рассмотрения в ситуации отсутствия причин, вызывающих его ошибочность» [Донец 2006, с. 156].
Но помимо случайных причин, вызывающих ошибки познания, есть причины ошибочности познания, пришедшие с безначальности вместе с врожденным неведением. Ошибки познания, обусловленные неведением, тем грубее, чем грубее несуществующий кюнтаг, приписываемый объекту познания.
Поэтому, строго говоря, прамана, или логика, как необманы- вающееся познание, совпадает с безошибочным познанием только в том случае, когда полностью устранен несуществующий кюнтаг - врожденная установка о самосущем бытии феноменов. Это - уровень Прасангики. А согласно общепринятому в буддийской логике определению, достоверным познанием считается «необманывающееся познание». При этом критерии «необманывающегося познания» - относительны и зависят от уровня философского воззрения.
Дуйта, или дуйра (bsdus grwa)
По традиционной программе философского образования, по которой до сих пор учатся студенты тибетских монастырских колледжей школы Гелуг, к изучению традиции праманы Дигнаги-Дхармакирти (в трактовке школы Гелуг) они приступают сразу же после поступления на философский факультет (mtshad-nyid grwa tshang). Первыми тремя учебными дисциплинами являются: 1) bsdus grwa (дуйта, или дуйра - в монгольской и бурятской транскрипции. A.M. Донец переводит название этого предмета как «онтология» [Донец 2006, с. 13]. Но, судя по программе Гоман-дацана и «Прекрасным золотым четкам...» Джамьяна Шепы, дуйта, или дуйра (букв, «класс кратких основоположений») - это начальное знакомство с базовыми понятиями гносеологии и логики [Джамьян Шепа 2000; Джамьян Шепа 2005]. Это программа, рассчитанная на три первых курса изучения цемы.
Истинное существование
«Истинное существование - это существование исключительно со стороны объекта, вне зависимости от наименования и от того, как этот объект воспринимается достоверным сознанием» [Ум и Пустота, с.96]. Истинное существование феноменов признается философами Читтаматры и является объектом отрицания в школе Мадхьямика.
Клеша (пуоп mongs, klesa)- «затемнение», «омрачение».
Термин, выражающий понятие о загрязненности сознания обычного существа. Однако сознание не является загрязненным по своей природе: природа сознания изначально чиста, а загрязнения имеют временный характер, поэтому устранимы. Причинами возникновения клеш являются:
1. неустраненость латентного присутствия в сознании отпечатков клеш;
2. близость объектов, вызывающих омрачения;
3. неправильное функционирование сознания.
Принято различать две разновидности клеш:
1. клеши типа кюнтаг (nyon mongs kun btags) - интеллектуально приобретенные клеши;
2. вместерожденные клеши (nyon mongs lhan skyes).
Есть также классификация клеш на пять типов (nyon mongs
Inga; расса kleuah):
1. постоянные оковы (kun sbyor; Sanyojana);
2. тонкие и устойчивые клеши (phra rgyas; Anusaya);
3. клеши-путы ('ching-ba; Bandhana);
4. вторичные клеши (nye nyonng; Upakleuah);
5. все-сковывающие факторы (kun dkris; Paryavasthana).
Существует деление клеш на пять ядов (nyon mongs
dug Inga):
1. желание-привязанность ('dod chags);
2. гнев-ненависть (khong kro);
3. неведение (ma rig-pa);
4. гордыня (nga rgyal);
5. зависть (phrag dog).
Кюнтаг
Термин, используемый в традиции Читтаматры при познании пустоты, обозначает ложный концепт об истинной природе феноменов, понятие о приписанном феномене, являющемся голым ярлыком, без объектной основы. Как гносеологическая категория понятие кюнтаг фиксирует в познании феноменов преувеличение бытия, происходящее из-за неведения.