Диспуты о преданности Учителю

1. Совместим ли гнев к другим

с преданностью Учителю?

Вопрос: Насколько совместима преданность Учителю с гневом? Может ли человек, имеющий преданность Учителю, гневаться на других?

Ответ 1: Преданность Гуру несовместима с гневом. Преданность Учителю - это следование его советам, а один из основных советов состоит в том, чтобы относиться к гневу как яду.

Ответ 2: Другой критерий реализации преданности Гу­ру - спонтанное видение его Буддой.

Вопрос: А если есть спонтанное видение Учителя как Будды, но при этом возникает гнев на другое живое существо, совместимо ли это с преданностью Гуру?

Ответ 1: Гнев по отношению к другому существу - это признак наличия в нашем уме омрачений. Наличие в уме омрачений характерно для любого существа, не постигшего пустоту напрямую и не отбросившего все омрачения. А реа­лизация в практике преданности Гуру может наступить еще до этого момента. Поэтому, имея преданность Гуру, мож­но при этом периодически гневаться на других существ. Следование Учителю - это процесс, который начинается с началом нашей практики. Он постепенный. До тех пор пока мы не постигли пустоту напрямую, в нашем уме остаются омрачения, которые служат условием для спонтанного про­явления негативных эмоций, поэтому, хотя и следуем Учите­лю, мы можем, тем не менее, испытывать негативные эмо­ции. Если у нас при наличии условий спонтанно возникает негативная эмоция, это не означает, что мы нарушаем пре­данность Учителю.

- То есть наличие веры и уважения к Учителю не исклю­чает наличия в уме гнева на других?

Ответ 2: Видение Учителя Буддой - это критерий раз­вития веры, а следование Учителю - критерий развития уважения. Если вы не следуете Учителю в плане того, что позволяете возникнуть негативным эмоциям, это противоречит уважению. Значит, в данный момент у вас недостаточно ува­жения к Духовному Наставнику. Если в данный момент в ва­шем уме присутствует уважение, то есть осознание важности того, что Учитель вам дает, то гнева не возникнет. Также если в данный момент в уме присутствует вера, а значит, осозна­ние цели - что вы хотите придти к такому же результату, к какому пришел ваш Учитель, и если вы держите своего Учи­теля в сердце, в таком случае гнева тоже не возникнет. Пока мы не достигли результата, т. е. состояния ума нашего Учите­ля, наша преданность несовершенна. Поэтому проявление гнева - это проявление также и несовершенства нашей пре­данности161.

2. Может ли Будда быть добрее себя самого?

Вопрос: Последний пункт медитации на развитие уваже­ния к Учителю звучит так: «Учитель добрее, чем Будда Ша­кьямуни». Если мой Учитель - Его Святейшество Далай-ла- ма - это Будда Шакьямуни в человеческом теле, значит, Будда Шакьямуни в один момент времени добрее себя самого?

Ответ: Его Святейшество (Нирманакая Шакьямуни) непосредственно дает нам учение, поэтому это воплощение к нам добрее.

Вопрос: Его Святейшество и Будда Шакьямуни - это один поток сознания или разные?

Ответ: Поток ума один и тот же, но скандхи тела Его Святейшества Далай-ламы и тела исторического Будды Шакьямуни - разные.

Ihl Здесь следует уточнить, что спонтанное восприятие Учителя как Буд­ды - это критерий развития не только веры, но вообще реализации преданнос­ти Гуру, а следование Гуру не означает лишь уважение к нему. Следование Гуру, мысленное и посредством деяний, - это две составляющие базисной практики преданности Гуру. Развитие веры и уважения относится к мысленному вверению Гуру. Что касается гнева по отношению к другим, то гнев, как и другие омраче­ния, временно нейтрализуются соответствующими противоядиями, но ради­кально устраняются только в результате прямого постижения пустоты. Прак­тика преданности Гуру - это коренная практика пути, на основе которой приходят все реализации. Поэтому в системе аналитической медитации Ламри- ма она предваряет другие практики, в том числе развитие противоядия от гнева. Спонтанное восприятие Учителя как Будды не предполагает обязатель­ного устранения «семян» гнева из потока собственного сознания. Но в том случае, если ученик допускает спонтанную вспышку негативных эмоций, в том числе гнева, по отношению к Учителю, то речи не может быть о реализации преданности Гуру. Напротив, подобные состояния ума служат источником тяжелейшей негативной кармы.

Таши Гьяцо: На этот счет есть обычная точка зрения и необычная. Обычная точка зрения состоит в том, что мы развиваем к своему Учителю большую благодарность, чем к Будде. С необычной же точки зрения Учитель рассматрива­ется как по сути единый с Буддой.

Наши рекомендации