Доказательство достоверности Будды

Я разъясню вам самую суть положений 'Праманавартти­ки', связанных с обоснованием того, почему Будда является достоверным существом. Когда вы с помощью собственных ясных рассуждений и доказательств установите факт, что Будда достоверен, ваша практика прибежища станет очень сильной, а это одна из основных практик в буддизме. В насто­ящий момент в вашем чувстве прибежища в Будде есть некий стадный инстинкт, как в случае, когда один баран идет за другим, не понимая, зачем он это делает. Вы думаете: «Раз Геше Тинлей туда идет, и я пойду». В вашем намерении нет стабильности. Если вы увидите другого «барана», более привлекательного, чем «баран» по имени Геше Тинлей, вы уйдете вслед за ним. Однако вы не должны верить в Будду, его Учение и Сангху только потому, что Геше Тинлей прини­мает в них прибежище. У вас должны быть более глубокие основания.

Главное основание должно заключаться в том, что Будда есть достоверное существо, тот, кто стал достоверным суще­ством. Нет прибежища более надежного, чем Будда. А почему? На это есть определенные причины. И вы должны их проана­лизировать.

Итак, очень важно доказать, что Будда является досто­верным существом, что просветление достоверно существу­ет, что нирвана - не просто слово, она действительно осуще­ствима, и люди могут достигать такого состояния. Это необходимо доказать логически. После этого Учение Будды, особенно 'Ламрим', станет для вас невероятным сокровищем. Иначе же ваши мысли о просветлении будут только фанта­зией.

Я напомню вам рассказанную прежде историю. Один тибетец из провинции Кхам пришел в Лхасу. Он слышал о знаменитой статуе Будды в Лхасе - Джово Ринпоче. Он решил посмотреть и увидел, что очень много людей поклоняется статуе и просит о помощи. Он смотрел на статую, смотрел на действия людей. Затем вернулся назад в деревню и сказал своим друзьям: «Раньше я хотел стать Буддой, а теперь не хочу». Те его спрашивают: «Почему?» Он объяснил: «Когда ты станешь Буддой, тебе придется очень тяжко: целый день надо сидеть в одной позе, перед тобой ставят только воду, а больше ничего не дают. Очень много людей приходит просить тебя о множестве вещей, иногда очень странных. Одни обра­щаются: «Пошли нам, пожалуйста, дождь» - как я могу дать им дождь? А другие просят прекратить дождь, потому что они хотят высушить промокшие вещи».

Без ясного понимания достоверности Будды ваше понятие о нем будет немногим лучше, чем у наивного тибетца, пола­гавшего, что Будда - это священная статуя.

Если традиция изучения 'Праманаварттики' будет утра­чена, буддизм станет лишь одной из многих религией, ничем не отличающейся от других. И тогда буддисты станут настаи­вать на преимуществе буддизма: «Буддизм - самая лучшая религия, потому что это религия моего народа, вера моих предков», исходя из неких эмоциональных или иррациональ­ных аргументов. Примерно так поступают сегодня представи­тели других конфессий. Поэтому среди верующих не случай­но распространены религиозный фанатизм и сектантство. Вот их кредо: «Моя религия самая лучшая, потому что я ей следую». Но такой способ обоснования достоинств собственной духов­ной традиции нелогичен.

Когда же вы изучите 'Праманаварттику', знание буддий­ской теории достоверного познания, которое вы почерпнете оттуда, станет надежным теоретическим фундаментом вашей веры в Три Драгоценности буддизма и спасет вас от фанатиз­ма. Вы будете в состоянии доказать, что те или иные положе­ния буддизма истинны - по такой-то причине, и сможете обосновать, почему являетесь буддистом и занимаетесь буддийской практикой. Вам не придется больше исходить лишь из своих субъективных предпочтений и ссылаться на то, что вам нравится буддизм, ибо отныне вы будет иметь надежный критерий истинности, позволяющий вам безоши­бочно ориентироваться в духовной сфере. А надежен этот критерий потому, что основан на логике и знании причин. Такой подход аналогичен подходу современной науки. В нау­ке нет догм, и любое утверждение должно быть обосновано. Во всем мире люди уважают науку, потому что в ней нет догм. Наука ищет истину. Буддизм также снискал себе уважение во всем мире, потому что он недогматичен: буддизм, как и наука, ищет истину.

Четверостишие Дигнаги

Когда Дигнага принял решение написать свой труд о до­стоверном познании, знаменитый трактат 'Праманасамуччая' ("Компендиум достоверного познания"), где собраны все встречающиеся в сутрах наставления Будды по теории до­стоверного восприятия, он сочинил вначале одну шлоку, вы­ражающую поклонение Будде. Комментарий к этой шлоке составил целую главу трактата Дхармакирти 'Праманаварт­тика'. Итак, какие строки начертал Дигнага, когда медитировал в горной пещере? Вот они:

Ставший достоверным существом, Приносящий благо живым существам, Великий Учитель, Ушедший к блаженству, Защитник, Тебе поклоняюсь!

Когда я читал эту шлоку во время медитации в горах, то не мог сдержать слез - настолько был тронут, потому что она выражает в сжатом виде полный смысл второй главы 'Пра- манаварттики'. У того, кто постиг ее содержание, естественным образом возникает чувство радости от того, что обрел такое прибежище. Эти слова, преисполненные глубочайшего смыс­ла, Дигнага начертал на стене пещеры и вышел наружу, а, вернувшись, увидел, что строки стерты кем-то.

После того как он начертал их во второй раз, произошло то же самое. Сделав надпись в третий раз, он приписал: «У меня есть веская причина, чтобы писать данную шлоку на стене. Пожалуйста, не стирайте ее. Если хотите оспорить это утверждение, вы должны явиться и вступить со мной в диспут».

Строки стирал один тиртика, который был выдающимся логиком. Он понял глубокий смысл, который вложил в них Дигнага, а также осознал, что эта единственная шлока служит опровержением небуддийских концепций и представляет собой серьезную угрозу для индуизма. По этой причине они вызвали у него неприязнь. Тиртика был очень сильно привязан к догмам собственной доктрины, хотя и являлся мастером логики. Испугавшись, что утверждения Дигнаги разрушат его теорию, он стал стирать их со стены. Прочтя записку Дигнаги, он решил защитить свои воззрения и доказать Дигнаге логи­ческую несостоятельность его утверждений.

Рассмотрим, какие именно небуддийские воззрения опровергают слова первой строки: «Ставший достоверным существом».

Дигнага здесь говорит: «Будда, Ты стал достоверным существом». Я специально подчеркиваю смысл этих слов: Дигнага не написал, что Будда является или был достоверным существом, а именно, что он «стал достоверным существом». Тем самым косвенно Дигнага утверждает, что нет изначаль­ного достоверного существа, которое являлось бы высшим авторитетом и спасителем, объектом веры и поклонения. Достоверное существо, объект веры, становится таковым в силу причин и условий. Косвенно здесь говорится, что нет некоего изначального Бога-Творца, создавшего все сущее и являющегося объектом веры небуддистов.

Итак, они встретились в пещере и вступили в диспут. Дигнага опроверг воззрение тиртики о существовании вечно­го Творца всего сущего. Он доказал несостоятельность его взглядов. Если бы существовал Творец, он должен быть либо постоянным, либо непостоянным. Если он непостоянен, он зависит от причин и тогда уже не может быть изначальным, вечно сущим Богом. Если же он постоянен, он не может функ­ционировать. Как же тогда он создал весь мир и всех живых существ?

Такова сущностная квинтэссенция буддийского способа опровержения воззрения о Творце, который применил Диг­нага в диспуте с тиртикой. Когда тот осознал, что полностью повержен, так разгневался, что даже изрыгнул изо рта пламя, чтобы сжечь труд Дигнаги. Дигнага почувствовал к нему ве­ликое сострадание. Такова история123.

Теперь я буду комментировать эти строки. Сначала объ­ясню вам их сжато, потом приступлю к подробному рассмот­рению.

121 Будон Ринчендуб в «Истории буддизма» пишет, что «еретик был побежден дважды и трижды», но не захотел принять Учение Будды, как должен был бы сделать по правилам философских диспутов в древней Индии, где побежденный в диспуте был обязан принимать воззрение победителя. Индуист рассвирепел, изрыгнул огонь, сжег все вещи Дигнаги и самого его попытался спалить. Тогда Дигнага, исполненный скорби - оттого что не может содействовать благу од- ного-единственного еретика, вознамерился отказаться от усилий бодхисат гвы, но в этот момент перед ним явился сам Манджушри и сказал: «Я буду твоим защитником все то время, когда ты будешь идти по стадии (бодхисаттвы). И в будущие времена твоя работа будет единственным авторитетом (букв, глазом) для всех научных трактатов» [Будон 1999, с. 226].

Слова «ставший достоверным существом» означают, что изначально нет ни Будды, ни Бога. Вначале все великие и святые существа были подобны нам. Как и мы, под властью омрачений они вращались в сансаре. Итак, все Просветлен­ные, в которых мы ищем прибежище, стали достоверными существами.

Каким образом они ими стали? Причины, в силу которых они стали Буддами, объясняются во второй строке: «прино­сящий благо живым существам, Великий Учитель». Обе строки содержат объяснение, каким образом Будда стал до­стоверным существом.

Слова «Приносящий благо живым существам» указывают, какое великое сострадание имеет Будда. Они говорят о ме­тоде, благодаря которому тело обычного существа было преобразовано в Рупакаю Будды. В текстах говорится, что Будды рождаются из великого сострадания. Фраза «принося­щий благо живым существам» означает, что Будда стал до­стоверным существом, освоив метод просветления.

Слова «Великий Учитель» указывают на мудрость пости­жения пустоты. Эта мудрость и есть Великий Учитель. Эпитет «Великий Учитель» относится не к самому Будде, а к мудрос­ти постижения пустоты. Будда стал достоверным существом, потому что на протяжении многих жизней осваивал высшую мудрость.

Слова «Ушедший к блаженству» в третьей строке озна­чают, что благодаря освоению метода и мудрости Будда вы­шел за пределы печали и ушел к счастью. То есть они указы­вают, что Будда стал Сугатой. В тексте это состояние называется не «выход за пределы печали»124 (как иногда пе­реводится на английский язык), а «ушедший к совершенному счастью» - точный смысл эпитета «Сугата». Это говорит о том, что буддийский путь - путь счастья. Когда вы встаете на этот путь и продвигаетесь по нему, это счастье. И резуль­тат - тоже счастье.

Шантидева говорит: «Бодхисаттва, оседлав коня бодхи­читты, продвигается к большему и большему счастью. Разве

124 Так же часто тибетское понятие «bde gshegs» (Sugata) в англоязычной и русскоязычной литературе переводится как Татхагата. Это неточный перевод, так как санскритское понятие Татхагата (de bzhin gshegs-pa) означает «Так Уходящий», a Sugata (bde gshegs) - именно «Ушедший к Блаженству».

станет он пребывать в праздности?» Наш путь - позитивное мышление. Имея только благие мысли, ум спокоен и счаст­лив. Сансарические мысли недостоверны, в них много пута­ницы: «Ни во что не верю. Не знаю, что - истина, а что - нет». В результате - много сомнений, ошибок, а из-за них возника­ет еще больше страданий, поэтому сансарический путь - не­счастливый путь. Те, кто выбирает его, обрекают себя на несчастья в настоящей жизни, а в будущей жизни - на то, чтобы страдать все больше и больше.

Избранный нами путь - путь счастливцев. Сейчас, когда ум ясен, и омрачения стихают, вы счастливы. Усиливаются любовь и сострадание, возрастает мудрость, от этого вы становитесь счастливее и счастливее и, в конечном итоге, обретете абсолютное счастье. Думая так, вы с огромной ра­достью будете следовать по этому пути. Даже если кто-то захочет остановить вас, у него это не получится, так как вы избрали путь счастья.

Третья и четвертая строки говорят о результате пути. Что это за результат? Здесь идет речь о состоянии Сугаты - Ушед­шего к совершенному счастью. Есть два вида Сугат:

1. отбросивший Сугата.

2. осуществивший Сугата.

Каков смысл определения Будды как Сугаты? Смысл таков: Будда стал достоверным существом, потому что на протяжении множества жизней осваивал метод - великое сострадание, а также мудрость, познающую пустоту, и в ито­ге он достиг двух видов состояния Сугаты.

Во-первых, благодаря освоению на протяжении многих жизней мудрости, познающей пустоту, он достиг состояния «отбросившего Сугаты». Отбросивший Сугата - иное название состояния нирваны. Ведь что такое нирвана? Состояние полной свободы ума от омрачений. Из-за своих клеш живые существа вращаются в сансаре. Когда они долго культиви­руют мудрость, познающую пустоту, в результате они отбра­сывают как омрачения, приносящие страдания, так и омра­чающие факторы, препятствующие всеведению. В итоге достигается нирвана. Это и есть состояние Отбросившего Сугаты. Как только вы обретете состояние Отбросившего Сугаты, у вас не останется никаких причин для страдания, а будет только состояние совершенного счастья.

Если понятие «Отбросивший Сугата» выражает пресече­ние (отрицательный аспект) в состоянии Будды, то понятие «Осуществивший Сугата» выражает осуществление благого потенциала всеведущего ума Будды (позитивный аспект).

Два вида Сугат соответствуют двум видам Дхармакаи, или Тела Истины Будды. Есть два вида Дхармакаи:

1. Свабхавикакая125 - Природное Тело Будды, или Тело Таковости Истины;

2. Джнянадхармакая126 - Тело Мудрости Истины.

Первый вид Дхармакаи есть пустота ума Будды. И это

есть «Отбросивший Сугата». То есть «Свабхавикакая» и «Отбросивший Сугата» - синонимы.

Второй вид Дхармакаи - изначальная мудрость Будды, или «Осуществивший Сугата». То есть «Джнянадхармакая» и «Осуществивший Сугата» - синонимы. Это лишь разные названия, по сути же они одно и то же.

Благодаря мудрости постижения пустоты достигается именно Тело Таковости Истины - Свабхавикакая, состояние Отбросившего Сугаты.

Благодаря длительному освоению сострадания Сугата реализует весь свой потенциал - это Осуществивший Сугата: Будда реализует бодхичитту и достигает способности позна­вать все феномены; его великое сострадание совершен­но безгранично, но после достижения такого результата он не остается пребывать в состоянии безупречного счастья в от­личие от хинаянских архатов, пребывающих в состоянии собственного покоя и блаженства.

В четвертой строке начальной шлоки 'Праманасамуччаи' говорится: «Защитник, Тебе поклоняюсь!» Великое сострада­ние заставляет Будду выйти из состояния собственного покоя и заняться трудами по защите живых существ, по принесению им блага.

Слова Дигнаги означают, что Будда защищает всех живых существ от страданий сансары не дарованием посвящений или благословений, а, главным образом, тем, что дает живым существам Учение - четыре благородные истины. Поэтому

125 В литературе это Тело Будды иногда называется Свабхавакая.

126 Тибетский термин, обозначающий это Тело Будды, переводится как «Джнянадхармакая», но в литературе также используется термин «Джня- накая».

смысл четвертой строки таков: «Тебе, великий Будда, обла­дающий всеми качествами Прибежища, я поклоняюсь!»

Опровержение концепции

Вечного Бога-творца

Сначала я прокомментирую первую строку - «Ставший достоверным существом». Это утверждение косвенно опро­вергает концепцию вечного Бога-творца. Тем самым указыва­ется, что в буддизме нет места вере в Бога - творца всего сущего, который существовал бы вечно. Идея Создателя в буддизме невозможна теоретически.

Люди могут утверждать, что Бог - творец всего сущего, исходя из чистого стремления к восхвалению Бога, но они не знают, как правильно славить Бога. Они обращаются к Богу с хвалой: «Ты всемогущ! Ты создал все!» Но в действитель­ности это очень неумелая хвала Богу. Поясню мысль с помо­щью следующего примера.

Допустим, если бы в вашем городе все было безупречно, и люди стали бы говорить: «Мэр, ты создал все!» - это было бы действительно похвалой мэру города. Но если в городе столько разнообразных проблем, все приходит в упадок, разрушается, то говорить мэру, что он создал все, - вовсе не похвала.

Аналогичным образом, в сансаре очень мало счастья и много страданий, поэтому говорить: «Бог, ты создал все, со­творил этот мир» - вовсе не комплимент Богу. Наоборот, это косвенное указание на то, что Бог - творец всех проблем. Не случайно бывает, что, когда у людей, которые верят в Бога - творца всего сущего, появляется множество проблем, они теряют веру и даже испытывают гнев: «Почему мой сосед делает много плохого, а ему за это ничего? Я же никакого зла не творю, почему Бог меня наказывает?» Часто случается, что неповинный ребенок вдруг заболевает и умирает, и его убитые горем родители взывают к Богу: «За что ты наказал невинное дитя?» и недоумевают, что некоторые люди пьют водку, воруют, убивают других, а Бог их не наказывает. Если Бог есть, он должен их наказать. Это было бы логично и справедливо. Но почему логика божественной справедли­вости не срабатывает? Возникает вопрос, а ответа нет. Все это говорит о том, что Бог не всемогущ.

Мать Тереза специально направлялась в те места на планете, где больше всего страданий. Когда она скончалась, в ее дневнике нашли запись: «Увидев в этом мире столько страданий, я усомнилась, является ли Господь Бог творцом всего сущего. Он не мог сотворить такое». Она знала, что Бог невероятно чистый, добрый, он не может создать ничего плохого. Она дошла до понимания, что все страдания сотво­рили своими действиями сами существа.

В буддизме считается, что сила кармы превосходит силу Будды. Понятие о карме означает наличие связи причин и следствий. Принимая принцип причинности в объяснении происхождения страданий, вы перестаете сваливать вину за страдания мира на Бога-творца.

С помощью логики вы поймете, что Бог не мог сотворить ваши страдания и счастье. Почему? Если он обладает властью создавать ваши страдания и счастье, возникает первый вопрос: есть ли у него любовь и сострадание? Если эти чувства у него есть, и он обладает силой, чтобы сотворить весь мир, то он с самого начала именно в силу своего ве­ликого сострадания сделал бы все безупречным. Если же вы говорите, что Бог всесилен и, тем не менее, не создал все безупречным, это признак, что он лишен великого состра­дания.

Индуисты утверждают, что Бог создал все. В буддизме же говорится, что Бог не все создал. Здесь возникает диспут. Одно из доказательств индуистов: «Бог создал все, посколь­ку все имеет форму». Например, сосуд был кем-то создан, поскольку имеет форму. Буддисты считают это умозаключе­ние недостоверным, потому что, во-первых, не у всех фено­менов есть форма. Например, сознание лишено формы. Из этого следует, что сознание не создано Богом. Пространство тоже не было создано Богом, поскольку оно тоже лишено формы.

Итак, мы уже приходим к выводу: даже если верно, что Бог является творцом, все же он создал не все феномены. Кроме того, пространство создавать вообще не надо, посколь­ку оно постоянно, представляет собой отсутствие формы и не зависит от причин. Если бы все создал Бог, это значило бы, что пространство тоже создал он, следовательно, про­странство зависит от причины и потому непостоянно. Но это не так. 200

Возникает также вопрос: если Бог сотворил все сущее, кто сотворил его самого? Бог не мог создать себя. А если он создал сам себя, это означает, что он существовал до себя самого. А если он существовал до появления себя самого, какой смысл создавать себя заново? Если Бог не создал сам себя, есть ли у этого Бога причина или нет? Если Бог зависит от причины, значит, он уже не есть изначальный Бог-творец. Значит, он стал Богом, не будучи им изначально. А если он не зависит от причин, тогда он вечен. Если он вечен, то не спо­собен выполнять функции. А раз не может функциониро­вать, как он мог создать все живое? Не будучи функциональ­ным, в своем постоянстве он подобен пространству, не зависящему от причин.

Получается, либо надо верить в Бога, который стал Богом на каком-то этапе и действительно не мог создать всех живых существ, но может им помогать - это подобно буддийским взглядам; либо остается верить в вечного Бога, который не способен функционировать. Но зачем принимать прибежи­ще в таком Боге, который не может выполнять никаких дей­ствий? Он просто вечен и все. Посредством таких рассужде­ний мы опровергаем теорию, что Бог - творец всего сущего.

Рассмотрим теперь воззрения небуддистов относительно достоверности Бога. Небуддисты, например, говорят: «Наш Бог - достоверное существо, потому что может видеть, что происходит далеко от него». Мы это воззрение также опро­вергаем. Довод таков: «Если некто, способный видеть на большом расстоянии от себя, является достоверным автори­тетом, то орлы, обладающие острым зрением и способные видеть, что творится далеко от них, такие же достоверные авторитеты, как ваш Бог. Тогда в них тоже надо искать прибе­жище и защиту».

В тибетской традиции приводится множество аналогичных примеров, утверждений тиртиков о том, почему их боги явля­ются достоверными, и опровержение их с помощью силлогиз­мов Дигнаги.

Итак, в анализируемых строках Дигнага сначала опровер­гает воззрения небуддистов и доказывает несостоятельность их представлений об их богах. Затем он отвечает на гипоте­тический вопрос небуддистов: «А почему ваш Будда является достоверным?» В ответ на вопрос он говорит, что Будда по­могает, приносит благо всем живым существам. Он Учитель, Ушедший к совершенному счастью, Защитник живых существ, поэтому он достоверное существо.

Наши рекомендации