Направление 45.04.01 – Филология
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ДИСЦИПЛИН
Направление 45.04.01 – Филология
Профиль 45.04.01.02 – Русская литература
Дисциплины (модули)
Базовая часть
Б1.Б.1 ФИЛОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО
ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания дисциплины заключается в формировании у слушателей четкого представления о филологии как о важнейшей области общей системы современного гуманитарного знания, а также в уяснении студентом-магистрантом принципиальных теоретико-методологических основ современной филологии, которые соотносятся с ключевыми философскими, антропологическими и социокультурными доктринами гуманитарного знания конца XX – начала XXI вв.
Задачи изучения дисциплины
- закрепить и обобщить знания о современной научной парадигме филологии, а также о методологических принципах и методических приемах филологического исследования;
- сформировать четкое понимание связей, существующих между филологией и другими гуманитарными дисциплинами;
- стимулировать использование на практике новых знаний и умений в опосредованно связанных с филологией сферах деятельности;
- развить понимание текста не только как специфического объекта филологии, но одновременно и как универсального объекта других гуманитарных практик, оформляющего и результирующего разные виды социальной деятельности.
Основные разделы
1. Проблематика современной филологии.
2. Филология в контексте смежных гуманитарных дисциплин: философско-исторический, социологический, антропологический аспекты.
Планируемые результаты обучения (перечень компетенций):ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ПК-2.
Форма промежуточной аттестации:1 семестр – зачет; 2 семестр – экзамен.
Б1.Б.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания дисциплины - формирование навыка профессиональной ориентации магистра-филолога в современном научном сетевом пространстве, уверенном использовании отечественных и иностранных библиографических баз данных по лингвистике и литературоведению, знакомство с представленными в сети Интернет ресурсами, связанными с грантовой деятельностью и профессиональной мобильностью, развитие компетенций по работе с программным обеспечением, необходимым современному филологу.
Задачи изучения дисциплины:
Определить функции современных научных веб-платформ в области библиографического поиска, наукометрии, грантовой деятельности (РИНЦ-Elibrary, ИНИОН, JSTOR, РГНФ и др.).
Выявить возможности Интернета в сфере официального и неофициального научного общения (поисковые системы, пиринговые сети, файлообменники, филологические площадки в Livejournal и др.).
Научиться использовать необходимое современному филологу программное обеспечение, выявить его функции – PDF, DjVU, ABBYY Fine reader, экранные ножницы, архиваторы, программы работы с изображениями и т.д.
Ознакомиться со спектром возможностей, предоставляемых грантовым центром СФУ.
Основные разделы
1. Филологическая библиография и наукометрия в сети Интернет.
2. Грантовая деятельность и компьютерное моделирование текста в перспективе современной филологии.
Планируемые результаты обучения (перечень компетенций):ОК-3, ОК-4, ПК-3, ПК-14.
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Б1.В.ОД.2 НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ
ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ХХ ВЕКА
Цель и задачи дисциплины:
Цель изучения дисциплины - формирование у слушателей-магистрантов представления о синтетическом характере русской литературы, ее глубинной философской природе, генетической связи русской философии с русской литературой; о специфических способах выражения философских категорий в литературном произведении: через «картину мира», бытийное существование (онтологию) литературных героев, через их целеполагание и практическую систему ценностей (аксиологию), выраженных в диалогах, монологах и поступках-функциях, через воплощение судьбы, ее смыслов в категории «сюжета-жизнеописания», через ориентацию героев на образцы, через интертекстуальность.
Задачи изучения дисциплины
– уяснение сходства и различия философского и литературного текста; исследование глубины постижения мира и человека в репрезентативных для данной темы текстах современной литературы;
– выявление истоков основного философского направления русского ХХ века, марксизма (в механистическом материализме, в примитивно физиологическом истолковании жизненных процессов, в успехах естественных наук и медицины, вызвавших «нигилизм», т. е. в пересмотре традиционной религиозной картины мира, что получило отражение в классических произведениях ХIХ-ХХ века);
– выявление природы «литературного марксизма» как обращенного христианства; подход к авангардистским литературным течениям начала ХХ века, а также к современным практикам постмодернизма как к философским системам.
Основные разделы:
1. Литературный процесс в аспекте смены культурно-философских картин мира: христианской, модернистской, марксистской, постмодернистской;
2. Категории филологии, описывающие картину мира как универсальную динамическую систему: «структура», «сюжет-жизнеописание», «сюжетно-мотивный комплекс», «интертекстуальность».
Результаты обучения (перечень компетенций): ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
ТРАДИЦИОНАЛИСТСКОЙ ПРОЗЫ
Цели и задачи дисциплины.
Цель изучения дисциплины-изучение специфики русского литературного процесса 1960 – 1990-х годов, связанного с формированием традиционалистской литературы.
Задачи изучения дисциплины
– Представить основные тенденции в развитии отечественной литературы 1960-х – 1990-х годов.
– Продемонстрировать специфику трансформации традиционалистской и модернистской художественно-философских парадигм в литературе 1960-2000-х годов;
– Охарактеризовать традиционалистское направление во всем многообразии его проявлений, наметить дискуссионные линии, связанные с осмыслением развития литературы этого времени, ее связь с формами средневековой культуры, идеологией старообрядчества.
– Наметить круг эстетических исканий художников-традиционалистов, представить варианты модификации искусства реализма как мифореализма.
– Прочертить связь традиционализма с важнейшими идеологическими системами ХХ века, прежде всего, утопией.
Основные разделы:
1. Ведущие направления и представители традиционалистской литературы;
2. Поэтика современной традиционалистской прозы;
3. Своеобразие героя (от ранних текстов «деревенщиков» до произведений 2000-х годов).
Формируемые компетенции: ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2
Форма промежуточной аттестации:экзамен
Русской литературы XX в.
Цель и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является создание у студентов целостного представления о функционировании рецептивных механизмов в отечественной словесности, связях литературы XX века с русской классикой, специфике формирования классического канона и его эстетического осмысления в постклассическую эпоху.
Задачи изучения дисциплины:
– исследовать особенности формирования классического канона в постклассическую эпоху;
– рассмотреть закономерности функционирования рецептивных механизмов в русской литературе XX века;
– осмыслить влияние русской классики на историко-литературный процесс XX века;
– выявить специфику теоретико-методологического подхода к изучению традиции и рецепции.
Основные разделы:
1) Рецепция и традиция в русской литературе;
2) Классический канон в русской литературе;
3) Роль литературных юбилеев в формировании классического канона;
4) Типы рецепции в русской литературе XX в.;
5) Деканонизация жанров в русской литературе XX в.
Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.
Форма промежуточной аттестации – зачет.
Б1.В.ОД.7 СИБИРСКИЙ ТЕКСТ В
Б1.В.ОД.8 ФЕМИНИЗМ И
СОВРЕМЕННАЯ ЖЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Цель и задачи дисциплины
Цельюизучения дисциплины является формирование представлений об отечественной женской литературе в контексте современной культуры, овладение основными принципами феминистской критики и гендерного анализа текста.
Задачи изучения дисциплины:
– охарактеризовать женскую литературу как культурный феномен рубежа ХХ-XXI веков: современная женская драма (К. Драгунская, О. Михайлова, О.Мухина, Н. Садур и др.); дамский роман, женский гламурный роман (О.Робски, Т. Огородникова и др.); женский детектив (психологический, иронический); разрушение гендерных стереотипов в художественной прозе Т.Толстой, Л.Петрушевской; гендерная идентичность в драматургии М.Арбатовой; современная женская поэзия (Е.Горбовская, В.Павлова, Е.Фанайлова, С.Кекова).
– сформировать представление об особенностях «гендерной поэтики» на материале произведений ведущих представительниц современной женской литературы; исследовать «гендерный конфликт», «гендерные стереотипы», «гендерные маски» и их репрезентации в современной культуре.
– рассмотреть дискуссии о месте женской прозы в русской литературе в гендерном аспекте.
– сформировать представление о философских и социально-психологических основах теории феминизма.
– сформировать навыки подготовки учебно-методических материалов по дисциплине.
Основные разделы:
1. Проблемы гендера и явление феминизма в культуре ХХ века
2. Феминизм и женская проза рубежа ХХ-ХXI вв
3. Феминизм и женская драматургия конца ХХ в.
4. Феминизм и женская поэзия рубежа ХХ-ХХI вв.
Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-3, ОПК-4, ПК- 1, ПК-2.
Форма промежуточной аттестации – зачет.
Высшей школе
Цель и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины является создание у студентов целостного представления о специфике преподавания литературоведческих дисциплин в высшей школе.
Задачи изучения дисциплины:
– исследовать особенности научно-педагогической деятельности в области филологии;
– рассмотреть основные методы, приемы и формы преподавания дисциплин литературоведческого цикла;
– осмыслить специфику формирования филологического профессионального мышления, взаимообусловленность научной и педагогической деятельности в работе преподавателя высшей школы;
– изучить методы формирования навыков самостоятельной работы при обучении студента литературе в высших учебных заведениях.
Основные разделы:
1. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в высшей школе;
2. Виды и формы проведения занятий по литературе в высшей школе.
Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-15.
Форма промежуточной аттестации – экзамен.
Дисциплины по выбору
НАРРАТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Цель и задачи дисциплины
Цель преподавания дисциплины – создание у студентов целостного представления о теории повествования и нарратологическом анализе в репертуаре тех аналитических приемов, которыми должен владеть магистрант-филолог, работающий с повествовательным художественным текстом.
Задачи изучения дисциплины:
– изучить теоретические исследования по нарратологии, а также по ряду смежных гуманитарных дисциплин;
– составить представление о терминологическом аппарате и системе аналитических приемов теории повествования;
– осмыслить историю нарратологических научных школ, их предшественников и последователей;
– применять методику нарратологического анализа при работе с повествовательным художественным текстом.
Основные разделы:
1) Проблема автора в нарратологии (конкретный автор, абстрактный автор, фиктивный автор), способы его выявления;
2) Функция героя-повествователя в произведении с точки зрения нарратологического подхода;
3) Соотношение конкретного читателя, абстрактного читателя и фиктивного читателя в нарратологии, «знаковое» выражение в тексте;
4) Приёмы нарратологического анализа художественного текста;
5) Ведущие научные школы теории повествования: концепции нарратологии В. Шмида и Ж. Женнета.
Результаты обучения (перечень компетенций):ОК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.
Форма промежуточной аттестации – зачет.
Цель и задачи дисцилпины
Целью изучения дисциплины является создание у студентов целостного представления о формировании и развитии «лагерной прозы», ее истоках, основных признаках, проблематике, жанровом своеобразии, методологии исследования, а также осмысление места и значения «лагерной прозы» в отечественной литературе второй половины XX века.
Задачи изучения дисциплины:
– исследовать особенности становления и развития «лагерной прозы» в социально-политическом и общекультурном контексте;
– рассмотреть вариации воплощения «лагерной темы» в произведениях наиболее значительных авторов;
– осмыслить нравственно-философский потенциал «лагерной прозы», определить ее жанровое своеобразие и особенности выражения авторской позиции;
– выявить специфику теоретико-методологического подхода к изучению «лагерной прозы».
Основные разделы:
1. Пенитенциарная система как культурный механизм;
2. «Каторжная проза» русских писателей XVII-XIX века как прообраз «лагерной прозы»;
3. Основные направления «лагерной прозы» (историческое и экзистенциальное);
4. Проблематика и поэтика «лагерной прозы»;
5. «Тюремный текст» в литературе русской эмиграции.
Результаты обучения (перечень компетенций): ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.
Форма промежуточной аттестации– экзамен.
Б1.В.ДВ.4.1 НОВЕЙШАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА В
РЕЦЕПЦИИ КРИТИКИ
Цель и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является создание у студентов целостного представления об основных тенденциях, направлениях и жанрах новейшей зарубежной литературы в свете критических исследований отечественных и европейских литературоведов.
Задачи изучения дисциплины:
– знакомство с художественными текстами и критической литературой, закрепление и уточнение теоретических понятий и развитие аналитических навыков в ходе исследования поэтики;
– создание четкого представления об историко-литературном контексте эпохи и современных научных концепциях, изучение научно-исследовательской литературы;
– освоение различных подходов к исследованию современной зарубежной литературы.
Основные разделы:
1.Современная английская литература в рефлексии отечественной и зарубежной критики.
2. Новейшая немецкая литература в свете критических исследований.
3.Французская литература рубежа XX – XXI вв. и ее осмысление в отечественном и европейском литературоведении.
Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.
Форма промежуточной аттестации – зачет.
ХХ-ХХI ВЕКОВ
Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины – формирование у слушателей-магистрантов профессионального представления о двух типах текстов культуры – литературного и аудиовизуального / кинотекста, о принципах и этапах перевода первого во второй, о потерях и о новых возможностях на этом пути, о специфических средствах киноязыка при воссоздании мира художественного произведения.
Задачи изучения дисциплины:
– рассмотреть процесс перевода литературных текстов в киносценарий и фильм, принципы отбора и перекомбинирования эпизодов, сцен, сюжетных линий, утраты и обретения в данном процессе;
– уяснить специфику киноязыка, ограничения и возможности воссоздания на экране предметного мира литературного произведения: пейзажа, интерьера, костюмов, деталей быта ушедшей эпохи, а также портретного сходства героев (проблемы подбора актеров);
– выявить средства киноязыка, приемы обрисовки «внутреннего человека», передачи психологического состояния героев: крупный план, деталь, работа со светом, шумы, музыкальное сопровождение, монтажное столкновение эпизодов и др.;
– понять запросы современного зрителя, выбор сценаристом и режиссером в зависимости / независимости от этих запросов или от собственных предпочтений литературного произведения, трансформацию исходной литературной концепции (вплоть до вмешательства в ее структуру, переделки) на пути к киноверсии;
– приобрести профессиональные навыки анализа кинопроизведения;
– уяснить синтетический, культурологический характер подходов к предмету исследования и соответствующий характер гуманитарного знания.
Основные разделы:
1. Модель параллельного анализа двух знаковых систем: текста литературного произведения и текста экранизации, компетентные выводы.
2. Специфика киноязыка, его ограничения и дополнительные возможности при переводе литературного текста в аудиовизуальный монтажный ряд.
Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.
Форма промежуточной аттестации – зачет.
Б1.В.ДВ.5.1 Литература русского зарубежья
Цель и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является создание у студентов целостного представления о формировании и развитии литературы русского зарубежья, ее истоках, этапах становления, связях с русской классикой, основных признаках, проблематике, жанровом своеобразии, методологии исследования, а также осмысление места и значения литературы русского зарубежья в отечественном историко-литературном процессе XX века.
Задачи изучения дисциплины:
– исследовать особенности становления и развития литературы русского зарубежья в социально-политическом и общекультурном контексте;
– рассмотреть вариации воплощения литературы русского зарубежья в произведениях наиболее значительных авторов;
– осмыслить нравственно-философский потенциал литературы русского зарубежья, определить ее жанровое своеобразие и особенности выражения авторской позиции;
– выявить специфику теоретико-методологического подхода к изучению литературы русского зарубежья.
Основные разделы:
1. Социальные и культурные механизмы формирования литературы русского зарубежья;
2. (Авто)биографические жанры в системе литературы русского зарубежья, механизмы писательской автолегитимации;
3. Концепции памяти в литературе русского зарубежья;
4. Периодизация литературы русского зарубежья.
Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.
Форма промежуточной аттестации – экзамен.
СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ
Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины – формирование представлений о русской утопической традиции, истоках и этапах ее формирования, идеологии и художественного своеобразия русской повествовательной утопии, о развитии утопии как метажанра («вторичного жанра», по М.М. Бахтину).
Задачи изучения дисциплины:
– рассмотреть становление утопии, связь утопии и мифа, утопии и традиции, утопии и идеологии;
– проследить эволюцию отечественной утопической традиции: от утопий эпохи Просвещения до игровых проектов постмодернистов;
– очертить проблемы эволюции и художественной специфики русской утопии ХХ века;
– выработать собственно филологическую, а не только идеологическую систему критериев оценки прозы соцреализма как гностической и утопической;
– обозначить связь между типами культур и определяющими типами творчества (реализм, модернизм, соцреализм, постмодернизм в дискурсе утопии).
Основные разделы:
1.Утопия как метажанр, теории метажанра
2. Генезис утопии, специфика русской литературной «тутопии» (А.Эткинд).
3. Основные направления русской художественной утопии: интеллектуальная утопия и «низовая», восходящая к народным легендам.
4. Поэтика интеллектуальной утопии
5. Своеобразие воплощения мотивов народной утопии в литературе ХХ века.
6. Литература соцреалистического реализма в дискурсе утопии.
7. Современная традиционалистская проза в зеркале Утопии.
8. Постмодернизм и игровые версии утопий в современной литературе.
Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2
Форма промежуточной аттестации – зачет.
Факультативы
ФТД.2 ЛИТЕРАТУРА КАК ПРОСТРАНСТВО
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ДИСЦИПЛИН
Направление 45.04.01 – Филология
Профиль 45.04.01.02 – Русская литература
Дисциплины (модули)
Базовая часть