Раскаяние, страдание и исцеление софии

При хвастовстве Иалдаваофа, который не ведал о су­ществовании чего-то более высокого, чем его Мать, после­дняя приходит в волнение: злоба и отступничество ее сына, «несовершенного уродца тьмы», заставили ее понять собственную вину и изъян, вытекающий из ее действия без согласия с ее сотоварищем. «И она раскаивалась и сильно плакала, и металась туда и сюда во тьме неведения, она стыдилась себя и не смела вернуться». Это и есть «страда­ние Софии» в этой системе: оно приходит после явлений, что произошли от ее заблуждения, и является таким об­разом просто эмоциональным эпизодом, несравнимым с решающей, буквально «субстанциальной» ролью, кото­рую оно играет в валентинианской системе.

В ответ на ее покаянную молитву и заступничество «братьев» Эонов, высший Дух позволил ее сотоварищу спуститься к ней, чтобы исцелить ее изъян; но из-за чрез­мерного неведения, которое проявилось в ней, она остава­лась в «Девятом» Эоне, т. е. над космической Огдоадой, за пределами Плеромы до тех пор, пока ее восстановление не было завершено. В дальнейшем с этой целью к ней при­ходит глас: «Человек существует, и сын Человека» (пер­вый Бог и Только-Порожденный)

ТВОРЕНИЕ АРХОНТАМИ ЧЕЛОВЕКА (ПСИХИЧЕСКОГО АДАМА)

Теперь и Иалдаваоф услышал этот глас, и, очевидно (пробел в тексте), он также произвел в воде образ совершен­ного Отца, «Первого Человека» в форме «человека»145. Это вдохновило Иалдаваофа (как это происходит и с Царем ар­хонтов у Мани) на творческий замысел, с которым согла­сились все семь архонтов. «Они увидели в воде образ и ска­зали друг другу: «Пойдем, создадим человека по образу и подобию Бога». Так, загадочная множественная форма известной библейской версии, которая повлекла множе­ство мистических интерпретаций в самом иудаизме и за его пределами, здесь объясняется гностическим приписыва­нием архонтам сотворения человека. Подражание низших сил божественному, недозволенное и грубое, представля­ет собой широко распространенную гностическую идею: иногда, являясь особенностью уже демиургической дея­тельности как таковой (валентиниане), она приводит в ре­зультате к творению природного человека — к этому мы обратимся более подробно в рассмотрении мифа Мани.

Рассказ продолжается: «Из себя и всех своих сил они со­творили и придали вид образованию. И каждый создал из [своей] силы душу: они сотворили ее по образу, который они видели, и путем подражания Тому, кто существует из­начально, Совершенному Человеку». Это представляет со­бой творение только психического Адама: «из себя» озна­чает из их субстанции, которая есть душа, но не материя. Каждый архонт сделал свой вклад в «душу», которая по­тому кратна семи, и различные ее части соответствуют раз­личным частям тела: «костнаядуша», «мускульная душа» и т. д.; а остальные 360 ангелов произвели «тело». Но долгое время творение оставалось неподвижным, и власти не могли заставить его подняться.

ВЛИВАНИЕ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

Тогда эта самонадеянность так же, как и ошибка в рабо­те архонтов, стала известна Матери, которая пожелала от­крыть силу, которую в состоянии неведения она отдала сво­ему сыну, Первому Архонту. На ее просьбу Светлый Бог послал Христа с его четырьмя «светами» (Зонами), которые в виде ангелов Иалдаваофа (! — высший Бог не принимает­ся во внимание до этого момента обмана) дают последнему совет, рассчитанный на то, чтобы вдохнуть в человека «силу Матери»: «Подуй в его лицо от духа [пневмы] твоего, и тело его восстанет». Он так и сделал, и Адам начал двигаться. Так пневматический человек был внедрен в психического человека. Мы можем отметить здесь, что вообще существу­ет два гностических объяснения присутствия пневмы в со­творенном человеке: в одном случае оно вызвано замеша­тельством Света — человек обязан ее наличием либо Его соб­ственному спуску вниз (напр., Поймандр), либо замыслу архонтов (Мани); другое объяснение, противоположное пер­вому, — хитрость Света в его споре с архонтами (как в ци­тируемом и в валентинианском мифах). Но последняя вер­сия не должна считаться более «оптимистической», чем первая, так как хитрость только использует наилучшим образом основное зло, то есть эта божественная субстанция становится в первую очередь отделенной от мира Света.

ДВИЖЕНИЕ И ПРОТИВОДВИЖЕНИЕ

Со страхом архонты поняли, что творение, которое созда­ли их силы и души, превосходит их в мудрости, и они унесли его вниз на дно всей Материи. Снова вмешался Отец, во благо «силы Матери», теперь скрытой в творении, и послал вниз Благого Духа, Мысль Света, названную им «Жизнь» (женск.), которая спряталась в нем, так что архонты не мог­ли обнаружить ее. «Это та, кто помогает всему творению, тру­дится вместе с ним, направляет его в его совершенный храм, просвещает его об истоках его изъяна и показывает ему его [путь] восхождения». Адам просветился светом, что есть в нем, и его мысль возвысилась над теми, кто создал его.



Наши рекомендации