Имамом и молящимися позади него
Из книги ''Сильсилят аль-Ахадис ад-Да'ифа '' (951-2) шейха аль-Албани
1. «Когда он говорил ''Амин'', молящиеся позади него тоже говорили ''Амин''(, произнося это слово) так, что в мечети становилось очень шумно».
Насколько нам известно, хадис, приводимый в вышеупомянутой формулировке, безоснователен.
Ибн Хаджар указал в ''Тальхис аль-Хабир'' (стр. 90): «Я не нахожу этот хадис в такой формулировке, но его смысл передает Ибн Маджа в хадисе от Бишра ибн Рафи' » .
2. «Когда он читал: غير المغضوب عليهم ولا الضالين
'' Не тех, которые навлекли на себя Гнев Твой и не тех, которые находятся в заблуждении '', то (по окончании) говорил ‘‘Амин’’ так, что находившиеся рядом с ним в первом ряду могли слышать это [, и мечеть сотрясалась от этого]».
Да'иф (слабый хадис). Приводят Ибн Маджа (1/281) и Абу Дауд без дополнения в квадратных скобках (1/148), оба через Бишра ибн Рафи' от Абу Абдуллаха, двоюродного брата Абу Хурайры, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).
Ибн Хаджар указал в ''Тальхис'' (стр. 90): «Бишр ибн Рафи' является слабым (передатчиком); говорят, что двоюродный брат Абу Хурайры– неизвестный (передатчик), однако Ибн Хиббан назвал его надежным (передатчиком)» .
Аль-Бусайри указал в ''Аз-Зава'ид'' (56/1): «Это слабый иснад; состояние Абу Абдуллаха неизвестно; (Имам) Ахмад назвал Бишра слабым (передатчиком), а Ибн Хиббан высказался о Бишре следующим образом: ''Он передавал вымышленные сообщения'' ».
В хадисе № 2 содержится лишь часть смысла хадиса под № 1, т.е. ‘‘Амин’’ в нем произносит только имам. Что касается произнесения ‘‘Амин’’ молящимися позади (имама), то это может подразумеваться под фразой ''и мечеть сотрясалась от этого (звука)'', однако (если рассматривать этот) хадис в буквальном смысле (,то он) подразумевает, что причиной тому стало слово ‘‘Амин’’, произнесенное Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) .
3. «Когда он заканчивал читать Мать Корана (т.е. суру ''аль-Фатиха'' – прим. переводчика), то возвышал свой голос и говорил ‘‘Амин’’ » .
Да'иф (слабый хадис). Приводят ад-Даракутни, аль-Хаким и аль-Байхаки.
Все вышеперечисленные источники (в сборниках ад-Даракутни, аль-Хакима и аль-Байхаки) содержат Исхака ибн Ибрахима ибн аль-'Аля' аз-Зубайди, также известного как Ибн Зибрик, который является слабым (передатчиком): Абу Хатим сказал: «Старик, ничем дурным не отличался»; Ибн Ма'ин о нем отзывался хорошо; ан-Наса'и о нем сказал: «Ненадежный (передатчик)»; Мухаммад ибн 'Ауф сказал: «У меня нет сомнений, что Исхак ибн Зибрик лгал» .Однако этот хадис в такой формулировке является правильным по смыслу, так как его подкрепляет хадис от Ва'иля ибн Худжра с достоверной цепочкой передатчиков.
[Поскольку текст этого хадиса совсем не указывает на то, что молящиеся позади имама произносили ‘‘Амин’’, его неправильно рассматривать как разновидность хадиса под № 2, как это делал аш-Шавкани].
Единственной подержкой для хадиса № 1 может послужить следующий хадис, приводимый (имамом) аш-Шафи'и в своем «Муснаде» (1/76) через Муслима ибн Халида от Ибн Джурайджа от 'Ата', который сообщил:
4. «Я слышал, как имамы Ибн аз-Зубайр и остальные после него говорили ‘‘Амин’’, и находящиеся позади говорили ‘‘Амин’’, пока в мечети не раздавалось эхо».
У этого хадиса имеются два недостатка:
(1) Слабость (в качестве передатчика) Муслима ибн Халида аз-Занджи; Ибн Хаджар сказал о нем: ''Он правдив, но часто ошибался''.
(2) '' 'Ан'ана'' [677] Ибн Джубайра, который был ''мудаллясом'' [678]; возможно, он на самом деле взял этот хадис от Халида ибн Аби Ануфа, который передал его в следующем виде от 'Аты:
4.1. «Мне встретились двести сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) в этой самой Мечети (т.е. в Заповедной Мечети Мекки– Масджид аль-Харам): когда имам прочитывал: ولا الضالين
«И не тех, которые находятся в заблуждении», они возвышали свои голоса при произнесении ‘‘Амин’’ (в другой версии говорится: «Я слышал громоподобный звук, когда они произносили ‘‘Амин’’»)» .
Приводят аль-Байхаки (2/59) и Ибн Хиббан в «Ас-Сикат» (2/74); альтернативную версию привел аль-Байхаки.
Этого человека по имени Халид упомянул Ибн Аби Хатим (1/2/355-6), однако он не сказал ни о его надежности, ни о его слабости в качестве передатчика. Ибн Хиббан включил его в число надежных передатчиков, однако Ибн Хиббан широко известен тем, что при подобных обстоятельствах он не проявлял должной строгости, поэтому я не довольствуюсь тем, что это сообщение является достоверным. Причина этого заключается в том, что Ибн Джурайдж на самом деле взял этот хадис от него (т.е. от Халида ибн Аби Ануфа – прим. переводчика), что, в свою очередь, составляет лишь один спорный путь; если нет, то мы тем самым не знаем от кого Ибн Джурайдж взял этот хадис. Похоже, что Имам аш-Шафи'и сам не был удовлетворен достоверностью этого сообщения, потому что в отношении его он занимал противоположную позицию. Так, в «Аль-Умм» (1/95) он говорит: «Таким образом, когда имам заканчивает читать Мать Книги, он произносит ‘‘Амин’’, возвышая свой голос, чтобы молящиеся позади него могли последовать его примеру: когда он произносит это (т.е. ‘‘Амин’’-прим. переводчика), они то же самое произносят про себя, и мне не нравится, чтобы они это произносили вслух». Поэтому если бы вышеупомянутое сообщение от сподвижников было достоверным с точки зрения Имама аш-Шафи'и, то он не высказался бы против их практики.
Итак, (было) похоже, что самого правильного мнения по этому вопросу придерживается шафиитский мазхаб: имаму, а не молящимся позади него, следует вслух произносить ‘‘Амин’’. А Аллаху это ведомо лучше!
Однако затем я обнаружил, что в своем ''Сахихе'' аль-Бухари приводит (только) текст сообщения от Ибн аз-Зубайра (в форме ''му'алляк'' [679]), указывая на него со всей определенностью. Ибн Хаджар в ''Фатх аль-Бари'' (2/208) пишет: «Соединяющий иснад (этого сообщения) приводит 'Абд ар-Раззак от Ибн Джурайджа, от 'Аты. Он (т.е. Ибн Джурайдж) сказал: «Я его спросил: «Ибн аз-Зубайр произносил ‘‘Амин’’, завершая (читать) Мать Книги ?» Он ответил: «Да, и находящиеся позади него также произносили ‘‘Амин’’, пока в мечети не раздавалось эхо». Затем он сказал: ''Поистине, ‘‘Амин’’ – это мольба''». Это сообщение приводит 'Абд ар-Раззак в ''Аль-Мусаннафе'' (2640/2) и через этот же путь - Ибн Хазм в ''Аль-Мухалле'' (3/364) .
В этом сообщении Ибн Джурайдж разъяснил, что он взял его непосредственно (букв. лицом к лицу – прим. переводчика) от 'Аты, поэтому мы уверены в отсутствии здесь ''тадлиса'' [680]. Таким образом, сообщение от Ибн аз-Зубайра надежно устанавливается.
Точно так же устанавливается сообщение и от Абу Хурайры, передаваемое от Абу Рафи':
5. «Абу Хурайра призывал на намаз Марвана ибн аль-Хакама[681], предварительно поставив условие, что последний не дойдет до слов: ولا الضالين '' И не тех, которые находятся в заблуждении'', - пока он не будет знать, что Абу Хурайра уже присоединился к молитвенному ряду. Поэтому когда Марван прочитывал: ولا الضالين '' И не тех, которые находятся в заблуждении'', - Абу Хурайра протяжно произносил ‘‘Амин’’. Он также сказал: ''Когда ‘‘Амин’’ тех, кто (обитает) на земле, совпадает с ''амином'' тех, кто (обитает) на небесах, они получают прощение'' .
Приводит аль-Байхаки (2/59); иснад этого сообщения достоверен.
Таким образом, поскольку ничто противоречащее произнесению вслух ‘‘Амин’’ Абу Хурайрой и Ибн аз-Зубайром не установлено от других сподвижников, их сообщения должны быть приняты . До настоящего времени мне не известно ни одного сообщения, которое противоречило бы этому. А Аллаху всё это ведомо лучше!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Совершение двух рак'атов после намаза ''аль-витр''