Полезные и важные выводы относительно молитвы за
Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)
Польза первая:
Можно заметить, что в большинстве из вышеприведённых молитв за
Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) Ибрахим не упоминается отдельно от своего семейства, ибо в них говорится: “…как благословил Ты семейство Ибрахима”. Причина этого заключается в том, что согласно нормам арабского языка семейство (семья, род) какого-либо человека включает в себя как его самого, так и находящихся на его попечении, о чём, например, свидетельствуют следующие слова Всевышнего: إن الله اصطفى آدم ونوحاً وآل إبراهيم وآل عمران على العالمين
“Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха (Ноя) и род Ибрахима (Авраама) и род ‘Имрана пред мирами” (Сура ''Семейство Имрана'', аят 33), а также: إلا آل لوط نجيناهم بسحر
“… и только семью Лута (Лота) Мы Мы спасли на заре”(Сура ''Месяц'', аят 34) ; схожим по смыслу является следующее высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): “О Аллах, благослови семью Абу Ауфы!”. Выражение “Ахль аль-Байт” (досл. “Люди Дома”) также относится к этой категории, например: رحمة الله وبركاته عليكم أهل البيت
“Милосердие Аллаха и Его благословения да пребудут над вами, людьми дома сего”(Сура ''Худ'', аят 73). Таким образом, ''семейство Ибрахима'' включает в себя и самого Ибрахима.
Шейх-уль-Ислам (Ибн Таймиййа) сказал:
«Поэтому в большинстве версий (хадисов) передаётся ''…как благословил Ты семейство Ибрахима'' и ''…как ниспослал ты благословения семейству Ибрахима'', а в некоторых их них упоминается только ''Ибрахим''. Так дело обстоит потому, что он является причиной ниспосылания всех молитв и благословений, а остальные члены его семейства, разумеется, также получают это. Для того, чтобы указать на два этих обстоятельства, и были использованы обе формулировки отдельно друг от друга».
Зная об этом, учёные задаются широко известным вопросом о сущности сравнения, содержащегося в его словах ''…как благословил Ты…'', ибо истинным является тот факт, что образец для сравнения превосходит того, кого сравнивают. В данном же случае имеет место обратное, поскольку Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) превосходит Ибрахима, и его более высокий статус тем самым диктует то, что благословения, о которых молят Аллаха, весомее любых ниспосланных благословений или тех, которые ещё только будут ниспосланы кому-либо иному (помимо Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!)). Учёные давали разные ответы на этот вопрос, каждый из которых приводится в «Фатх аль-Бари» и «Джаля' аль-Ифхам». Все они сводятся к десяти взглядам – некоторые из них слабее, чем другие – за исключением одного-единственного, хорошо аргументированного, принятого Шейх-уль-Исламом (Ибн Таймиййей) и (его учеником) Ибн аль-Каййимом. Этот взгляд состоит в следующем: «Поистине, семейство Ибрахима включает в себя многих пророков, а в семействе Мухаммада нет никого (, кроме самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)), кто был бы подобен им (по статусу). Поэтому при обращении к Аллаху с молитвами ниспослать Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) и его семейству те же благословения, которые были дарованы Ибрахиму и его семейству, включающему в себя и пророков, члены семьи Мухаммада получают из них (т.е. благословений) то, что им полагается. А поскольку для членов семьи Мухаммада недостижим статус пророков, дополнительные благословения и блага, дарованные пророкам, включая самого Ибрахима, достаются Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!). Тем самым он обретает выдающееся положение, которого все остальные не в состоянии достичь».
Ибн аль-Каййим сказал:
«Это самый превосходный из всех предыдущих взглядов, который состоит в следующем: Мухаммад – один из членов семейства Ибрахима, по сути, он – наилучший из числа семейства Ибрахима, как передал ‘Али ибн Тальха от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими!) относительно высказываниия Всевывшнего: إن الله اصطفى آدم ونوحاً وآل إبراهيم وآل عمران على العالمين
«Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха (Ноя) и род Ибрахима (Авраама) и род ‘Имрана пред мирами» (Сура ''Семейство Имрана'', аят 33); Ибн ‘Аббас сказал: «Мухаммад – из числа семейства Ибрахима». Основанием для этого служит тот факт, что если другие пророки, являющиеся потомками Ибрахима, включены в его семейство, так уж к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) это относится в первую очередь. Таким образом, наши слова ''…как благословил Ты семейство Ибрахима'' включают в себя как благословения, ниспосылаемые ему, так и остальным пророкам, являющимся потомками Ибрахима. Затем Всевышний Аллах велел нам просить о ниспослании благословений конкретно Мухаммаду и его семейству, также как мы просим благословить его вместе с остальными членами семейства Ибрахима в целом, а он (да благословит его Аллах и приветствует!) относится к их числу. Поэтому все члены семейства Пророка получают свою долю от того, что им полагается, а всё остальное достаётся ему (да благословит его Аллах и приветствует!). Несомненно, что молитва, предназначенная для семейства Ибрахима, а Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) входит в число (представителей этого семейства), совершеннее той молитвы, которая доставалась бы им, если бы из неё был исключен Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!). Поэтому обращение за него (да благословит его Аллах и приветствует!) к Аллаху с молитвами является великим делом, которое заключает в себе бόльшее благо, чем если бы верующие обращались с молитвами только за Ибрахима. Таким образом, становится ясна польза подобного уподобления и сравнения её со своим образцом. Поэтому молитвы, с которыми обращаются за него (да благословит его Аллах и приветствует!), используя именно данные слова, превосходят любые иные (молитвы), поскольку (верующие) просят, чтобы эта мольба содержала в себе столько же, сколько содержит в себе сам образец для сравнения, и чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) получил значительную долю (из этого): из подобного сравнения следует, что испрашиваемое (верующими) в мольбах за него (да благословит его Аллах и приветствует!) превышает дарованное (Аллахом) Ибрахиму и остальным (членам его семейства). А ведь к этому еще прибавляется и та доля от образца для сравнения, которая достается только ему (да благословит его Аллах и приветствует!), а не другим. Таким образом, превосходство и знатность Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) по сравнению с Ибрахимом и каждым из представителей его семейства, включающим в себя многих пророков, очевидны, соответствуя тому, чего он (да благословит его Аллах и приветствует!) заслуживает. Эта молитва о ниспослании благословений Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) как раз и свидетельствует о его (да благословит его Аллах и приветствует!) превосходстве и о том, что по праву принадлежит ему (да благословит его Аллах и приветствует!). Так пусть Аллах благословит его и его семейство, приветствует их многочиленными приветствиями мира и дарует ему больше награды благодаря мольбам нашей общины (уммы), чем кому-либо другому из Своих пророков. О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный! И ниспошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как ниспослал Ты благословения семейству Ибрахима, поистине, Ты–Достойный Хвалы, Славный!» (Конец цитаты Ибн аль-Каййима).
Польза вторая:
Уважаемый читатель заметит, что эта часть молитвы во всех своих формулировках везде содержит слова о ниспослании благословений семейству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), его женам, потомству и ему самому. Поэтому произнесение в этой молитве лишь единственной фразы ''О Аллах, благослови Мухаммада!'' не является Сунной и не соответствует велению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Наоборот, необходимо произносить абсолютно все слова, содержащиеся в одной из этих молитв, поскольку так поступал он сам (да благословит его Аллах и приветствует!), будь то в первом или последнем ташаххуде. Об этом пишет Имам аш-Шафи'и в своей книге ''Аль-Умм'' (1/102): « Формулировка первого и второго ташаххуда едина, без различий; под ''ташаххудом'' я подразумеваю слова свидетельства (шахада) и молитвы о ниспослании благословений Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!); одно из них не будет достаточным без другого».
На самом деле, одно из наиболее удивительных явлений, которое породило наше время с царящей в нем интеллектуальной анархией, состоит в том, что некоторые люди, среди которых и учитель (устаз) Мухаммад Ис'аф ан-Нашашиби, в своей книге ''Аль-Ислам ас-Сахих'' (''Истинный Ислам'') выступают с отрицанием правомочности ниспосылания благословений семейству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) при обращении за него с молитвами, даже несмотря на то, что это достоверно установлено в ''Сахихах'' аль-Бухари, Муслима и других сборниках хадисов со слов ряда сподвижников, как, например, Ка'ба ибн Уджры, Абу Хумайда ас-Са'ди, Абу Са'ида аль-Худри, Абу Мас'уда аль-Ансари, Абу Хурайры и Тальхи ибн 'Убайдуллаха! В хадисах, которые от них передаются, указано, что они спросили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Как нам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя ? », - и в ответ он обучил их совершать эти молитвы так, как было упомянуто ранее. Аргумент, использованный ан-Нашашиби (для подкрепления своего мнения) относительно данного отрицания состоит в том, что Всевышний Аллах не упомянул кого-либо ещё наряду с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) в следующих Своих Словах: صلّوا عليه وسلمّوا تسليماً
«…благословляйте его и приветствуйте миром (часто)!»
(Сура ''Сонмы'', аят 56), ибо здесь упомянут только Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!).
Далее в своём опровержении он зашел еще дальше, говоря, что сподвижники задали ему (да благословит его Аллах и приветствует!) этот вопрос потому, что значение слова ''салят'' им было известно как ''мольба'' (ду'а), поэтому то они и спросили: «Как мы можем обращаться с молитвами за тебя ?»!
Подобного рода рассуждения представляют собой очевидный обман, поскольку их вопрос состоял не в том, чтобы он разъяснил им значение слова ''салят'' за него, ибо тогда он (т.е. ан-Нашашиби) имел бы основания так рассуждать, а в том, как следует совершать ''салят'' за него, на что ясно указано в тексте хадисов, которые были приведены ранее. Тем самым всё встаёт на свои места, ибо они спросили его о способе совершения этого (действия) согласно Шариату, поскольку у них не было возможности узнать об этом откуда-нибудь ещё, кроме как обратившись к стезе Всезнающего и Всемудрого Законодателя. Точно так же они могли спросить его и о способе совершения салята (намаза), который был вменён в обязанность, например, через слова Всевышнего, وأقيموا الصلاة «…и совершайте Салят(намаз)…»[603]; ибо то, что им было известно о буквальном значении слова ''Салят'', не могло удержать их от потребности задавать вопросы относительно способа его совершения согласно Шариату, а ведь это абсолютно ясно.
Что касается вышеупомянутого аргумента ан-Нашашиби, на который он ссылается[604], то он безоснователен, поскольку мусульманам хорошо известно, что как раз Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) и является тем человеком, который разъясняет Слова Господа миров, как (о том) говорит Всевышний: وأنزلنا إليك الذكر لتبين للناس ما نُزّل إليهم
«И ниспослали Мы тебе Поминание, дабы разъяснил ты людям, чтó им ниспослано»(Сура ''Пчёлы'', аят 44). Таким образом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) разъяснил как следует обращаться за него с молитвами к Аллаху, и в них включено упоминание его семейства, поэтому является обязательным принять это от него, повинуясь словам Аллаха:
وما آتاكم الرسول فخذوه
«Так берите то, что дал вам Посланник» (Сура ''Собрание'', аят 7), а также руководствуясь следующим хорошо известным и достоверным хадисом: «Поистине, мне были дарованы Коран и нечто подобное ему»[605].
О если бы мне знать, что сказали бы ан-Нашашиби и обманутые его напыщенными словами люди, если бы кто-нибудь вообще стал отвергать произнесение ташаххуда в намазе либо высказываться за то, чтобы женщины, у которых месячные, совершали намаз и соблюдали пост, аргументируя это лишь тем, что Всевышний Аллах не упомянул в Коране о произнесении ташаххуда – ведь Он упомянул только о стоянии, поясных и земных поклонах – и что Всевышний также не освободил в Коране женщин, у которых месячные, от намаза и поста!!! И что ?! Тогда такие женщины должны молиться и поститься?! Так согласны ли они с (доводами) ан-Нашашиби или нет? Если их ответ (на данный вопрос) утвердительный, а мы надеемся, что они так не ответят, то тогда они впали в глубокое заблуждение, тем самым, отделив себя от основной массы мусульман; если же их ответ отрицательный, то тогда они правы, согласившись с нами, и в таком случае их доводы в опровержении этих аргументов будут точно такими же, как и наши, использованные против исходного аргумента ан-Нашашиби, а эти доводы мы разъяснили со всей ясностью.
Поэтому я призываю мусульман остерегаться от попыток понять Коран, не прибегая (при этом) к Сунне, поскольку вам это никогда не удастся, будь вы самим Сибавайхом[606] нашей эпохи (т.е. величайшим экспертом в области арабского языка – прим. переводчика). Наглядный пример как раз перед вами, ибо в наше время этот самый ан-Нашашиби является одним из ведущих учёных в области арабского языка; вы же сами увидели, как он впал в заблуждение, обманувшись собственными знаниями языка, и не обратившись к помощи Сунны в понимании Корана; по сути, как вам известно, он отверг эту помощь. На этот счёт существует также множество других примеров, однако, ввиду того, что их перечисление займёт здесь слишком много места, мы ограничимся лишь приведённым выше, считая его достаточным, а Аллах дарует всякую возможность.
Польза третья:
Читатель также заметит, что ни в одной из этих молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) не употреблено слово, выражающее господство (ас-сийада). Ученые-богословы из поздних поколений разошлись во мнениях относительно правомерности включения этого слова (т.е. слова ''саййид'' – прим. переводчика) в ''молитву Ибрахима''[607]. Ввиду ограниченности места мы не будем вдаваться в подробности и не станем упоминать тех, кто отвергал правомерность (включения) этого (слова), руководствуясь указанием наилучшего учителя этой уммы (общины) – Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), который после заданного ему вопроса о том, как следует обращаться за него с молитвами к Аллаху, велел: «Говорите: ''О Аллах благослови Мухаммада…''(и далее до конца мольбы)». Однако здесь я хочу привести уважаемому читателю мнение хафиза Ибн Хаджара аль-Аскалани, высказавшегося по этому вопросу, учитывая его статус как одного из авторитетнейших учёных-богословов шафиитского мазхаба как в области хадисов, так и в области фикха (исламского права), поскольку противоречивые взгляды относительно этого учения благородного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) как раз больше всего распространились среди учёных-шафиитов из поздних поколений мусульман!
Крупнейший знаток хадисов (аль-хафиз) Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Гурабили (790-835 г.г.х.), да будет милостив к нему Аллах, соратник Ибн Хаджара, написал следующее, я цитирую по его рукописи [608]:
«Ему (т.е. Ибн Хаджару), да продлит Аллах его жизнь, задали следующие вопросы об особенностях обращения с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), будь то во время намаза или нет, при обязательных обстоятельствах или желательных: ''Является ли одним из её условий, чтобы к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) относили (атрибут) сийада (господство), как, например, в выражениях ''О Аллах, благослови нашего господина (''саййидина'') Мухаммада …'' или ''господина творений'' или ''господина потомков Адама'' и т.п. ? Либо же следует ограничиться выражением ''О Аллах, благослови Мухаммада…''? Какой из этих двух подходов представляется наилучшим: включать слово ''саййид'' (господин), исходя из того, что оно является установленным атрибутом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), или же не включать это слово, исходя из того, что оно отсутствует в преданиях?''
Он (Ибн Хаджар), да будет милостив к нему Аллах, ответил:
''Да (, разумеется), лучше всего следовать тем словам, которые передаются в хадисах. Нельзя рассуждать следующим образом: ''Возможно, сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) не произносил это из скромности, ведь он (да благословит его Аллах и приветствует!) не говорил при упоминании своего имени – да благословит его Аллах и приветствует (салла-Ллаху 'аляйхи ва саллям), хотя его умме подобным образом поступать рекомендуется'', – ибо мы говорим, что если бы так было лучше (т.е. включать в мольбы слово ''саййид'' – прим. переводчика), то об этом передавалось бы от сподвижников, а затем от их последователей, однако, ни в одном сообщении от сподвижника или последователя нам такого не встречалось. А ведь это несмотря на то, что от них передаётся очень много хадисов и сообщений[609]. Имам аш-Шафи'и, да возвысит Аллах его положение, один из наиболее выдающихся людей в том, что касается почитания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), в предисловии к своей книге, являющейся основным трудом (по фикху) для последователей его мазхаба, пишет: ''О Аллах, благослови Мухаммада…'' и далее вплоть до последних слов, продиктованных его умозаключениями (, содержащимися в этой книге): ''…всякий раз, когда поминающие поминают его, и всякий раз, когда забывчивые забывают его помянуть''; похоже, что это умозаключение он вывел из достоверного хадиса, в котором содержатся (следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) ): ''Слава Аллаху и хвала Ему (столько раз, сколько существует) Его творений…''». Об этом передается в достоверном хадисе от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), где говорится, что однажды, увидев, как мать правоверных (Джувайриййя бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, - прим. переводчика) прославляла (Аллаха) в течение долгого времени, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал ей: «Если сравнить по весу то, что сказал я, со всем сказанным тобой с начала дня, (мои слова) обязательно перевесели бы!», упомянув далее вышеприведенные слова. Он (да благословит его Аллах и приветствует!) любил обращаться к Аллаху с краткими по форме, но объёмными по содержанию мольбами. Кади 'Ийад выделил специальную главу в своей книге «Аш-Шифа'» («Книга об исцелении»), посвящённую молитвам за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), где он привёл предания в форме «марфу'» от ряда сподвижников и последователей: ни в одном из них не упоминается слово ''саййидина'' (наш господин). Среди них:
а) Хадис, переданный от 'Али, в котором сообщается, что он обучал их обращаться к Аллаху с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), говоря: «О Аллах, Распростёрший равнины и Сотворивший вершины, благослови наилучшим образом и ниспошли Свои самые обильные благословения и любые оставшиеся приветствия Мухаммаду, Твоему рабу и Посланнику, открывающему то, что закрыто!».
б) Также передаётся, что 'Али говорил: «Да благословят Аллах, Всемилостивый, Милосердный, ближайшие (к Нему) Ангелы, Пророки, Наиправдивейшие (рабы Аллаха), Мученики (за веру), Праведники и все, кто прославляют Тебя, о Господь миров,–Мухаммада, сына Абдуллаха, Печать Пророков, Имама богобоязненных …» и далее до конца хадиса.
в) Со слов 'Абдуллаха ибн Мас'уда передаётся, что он говорил: «О Аллах, благослови и ниспошли Свои благословения и Своё милосердие Мухаммаду, Твоему рабу и Посланнику, имаму добродетели, посланнику милосердия…» и далее до конца хадиса.
г) От аль-Хасана аль-Басри передаётся, что он говорил: «Любому, кто хочет испить чашу (воды), утоляющей жажду, из водоёма[610] (аль-хауд) Избранника (аль-Мустафы), следует говорить: «О Аллах, благослови Мухаммада и его семейство, его сподвижников, его жён, его детей, его потомство, его домочадцев, его зятей, его помощников (ансаров), его последователей и всех, кто возлюбил его».
Именно так он (т.е. кади 'Ийад) писал в своей книге «Аш-Шифа'» относительно того, как обращались с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) его сподвижники и их последователи, упомянув в ней, помимо этого, и прочие вещи.
Да, в одном из хадисов от Ибн Мас'уда, который приводит Ибн Маджа, действительно передаётся, что обращаясь к Аллаху с молитвами за Пророка он (якобы) говорил: «О Аллах, ниспошли Твои наилучшие благословения, милосердие и благодать господину (''саййид'') Посланников…» и так далее до конца хадиса, однако цепочка передатчиков (иснад) этого хадиса является слабой, поэтому хадису от 'Али отдаётся большее предпочтение, ибо ат-Табарани приводит его через приемлимую цепочку передатчиков. Этот хадис содержит в себе трудные (для понимания) слова, которые я выделил и разъяснил в книге «Фадль ан-набийй, салла-Ллаху алейхи ва саллям» (''Достоинства Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!''), написанной Абуль Хасаном ибн аль-Фарисом. Некоторые из шафи'итов сказали, что если бы какой-нибудь человек дал клятву обратиться к Аллаху с наилучшей молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), то (для выполнения этой клятвы), наилучшее, что ему следовало бы сказать, это: ''О Аллах, благослови Мухаммада всякий раз, когда поминающие поминают его, а забывчивые забывают его помянуть!'' А ан-Навави сказал: ''Наиболее соответствующее тому, что следовало бы с решимостью сказать, это (слова): «О Аллах благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима…» и далее до конца.
Некоторые ученые из числа поздних поколений (мусульман) ответили на этот (вопрос), сказав, что ни в одном из вышеупомянутых двух способов не содержится каких-либо доказательств того, который из них является наилучшим в том, что касается текста (накль), но в том, что касается значения, очевидно превосходство первого способа (, где не упоминается слово ''саййид'').
Этот вопрос хорошо известен в книгах по фикху, и у всех учёных-правоведов без исключения, занимавшихся данной тематикой, ни в одном из их высказываний не встречается слово ''саййид'' (господин). Если бы употребление данного слова было желательно, то это не ускользнуло бы из внимания сразу всех учёных-правоведов, и они не остались бы в неведении о нём. Всё благо заключено в следовании (иттиба') тому, что (достоверно) передаётся (в хадисах и сообщениях), а Аллаху это ведомо лучше!» (Конец цитаты Ибн Хаджара).
Точку зрения Ибн Хаджара о неприемлимости называть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) словом ''саййид'' (господин) при обращении за него с молитвами к Аллаху, а обращаться за него с молитвами велено в Коране, также разделяют учёные-богословы ханифитского мазхаба. Именно этого взгляда необходимо придерживаться, ибо он является наиболее истинным проявлением любви к нему (да благословит его Аллах и приветствует!):
قل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله
«Скажи(о Мухаммад!): ''Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас …''» (Сура ''Семейство Имрана'', аят 31).
Руководствуясь этим (повелением), Имам ан-Навави сказал в книге «Равдат ат-Талибин» (1/265): «Самой совершенной молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) является (следующая): ''О Аллах, благослови Мухаммада…'', – и далее он привёл те же слова, которые содержатся в форме молитвы под № 3, а ведь в ней не упоминается (атрибут) господства (сийада)!
Польза четвертая:
Необходимо знать, что формы молитвы за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) под № 1 и № 4 содержат в себе те слова, которым обучил своих сподвижников сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) после того, как они спросили его, как им следует обращаться за него с молитвами к Аллаху; поэтому эти формы мольбы приводятся в качестве свидетельства того, что они являются наилучшими способами вознесения молитв за него, ибо он выбирал для сподвижников и для себя лишь то, в чём содержится наибольшее благо и польза. Имам ан-Навави, как было упомянуто ранее, поддержал в своей книге ''Равдат ат-Талибин'' (то мнение,) что если бы какому-нибудь человеку пришлось принести клятву обратиться к Аллаху с наилучшей молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), которая только возможна, её не удалось бы выполнить как-то иначе, кроме как использовав эти слова.
Ас-Субки также привёл другую причину: любой, кто обращается к Аллаху со словами благословения, содержащимися в этих мольбах, может быть полностью уверен, что он вознёс молитву за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!); тот же, кто использует другие слова, испытывает сомнения: вознёс ли он молитву так, как это предписано, или нет ? Подобным образом дело обстоит потому, что они спросили: «Как нам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя ? », а он ответил: «Говорите …», тем самым, определив для них, что при вознесении за него молитв, им следует говорить то-то и то-то.
Об этом упомянул аль-Хайсами в «Ад-Дарр аль-Мандуд» (каф 25/2), затем, сказав (каф 27/1), что поставленная цель достигается при вознесении любой молитвы, слова которой передаются в достоверных хадисах.
Польза пятая:
Необходимо знать, что нет никаких оснований объединять все формы приведённых молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в одну-единственную форму; тот же принцип действует в отношении различных форм ташаххуда, упомянутых ранее. По сути, это было бы равносильно религиозному нововведению; Сунной же является произнесение каждой их этих форм мольбы в разное время, как разъяснил Шейх-уль-Ислам Ибн Таймиййа при рассмотрении вопроса о такбирах, относящихся к Двум Исламским Праздникам (''Маджму' аль-Фатава'' 69/253/1).
Польза шестая:
Учёный-богослов Сиддик Хасан Хан, приведя в своей книге «Нузуль аль-Абрар би-ль-'Ильм аль-Ма'сур мин аль-'Ад'ийа ва-ль-Азкар» многочисленные хадисы о достоинствах обращения к Аллаху с частыми мольбами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), пишет следующее (стр. 161):
«Несомненно, что знатоки хадисов и те, кто занимается передачей Пречистой Сунны, опережают остальных мусульман в том, что касается обращения за него (да благословит его Аллах и приветствует!) к Аллаху с молитвами, ибо это является одной из их обязанностей ввиду того, что избрав для себя эту благородную стезю знания, они возносят за него мольбы благословения перед каждым хадисом, и, таким образом, их языки постоянно поминают его (да благословит его Аллах и приветствует!). Не существует ни одной книги, посвященной Сунне, и ни одного сборника хадисов – «Джами'», «Муснад», «Му'джам», «Джуз'»[611] и др. – чтобы в них не содержались тысячи хадисов вплоть до того, что самый маленький из них «Аль-Джами' ас-Сагир» имама ас-Суйути включает в себя десять тысяч хадисов. Сравните с этим и другие сборники хадисов. Таким образом, это и есть ''Спасшаяся группа'' [612]: основная масса знатоков хадисов, которые в День Воскресения окажутся наиболее близки среди всех остальных людей к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), и которым по всей вероятности в первую очередь будет даровано (Аллахом) его (да благословит его Аллах и приветствует!) заступничество, да станут мои отец и мать выкупом за него! Эти достоинства, присущие знатокам хадисов, не сможет превзойти ни один человек, если только он не будет делать ещё больше из того, что совершают они, а это практически невозможно. Поэтому я обращаюсь к тебе, о стремящийся к благу и к спасению: тебе следует либо самому стать знатоком хадисов (мухаддисом), либо находиться рядом с ними; не поступай иначе…ибо помимо этого нет ничего, что принесло бы тебе бóльшую пользу» (Конец цитаты Сиддика Хасан Хана).
Я прошу Пресвятого и Всевышнего Аллаха причислить меня к этим знатокам хадисов, ближе всех остальных людей находящихся к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) ; возможно, данная книга будет тому свидетельством. Да одарит Аллах Своей Милостью Имама Ахмада, имама Сунны, который продекламировал (следующие строки):
Религия Пророка Мухаммада – в хадисах (ахбар),
Наилучшие скакуны для юноши – в преданиях (асар);
Не отворачивайся от Хадиса и его знатоков,
Ибо мнение – ночь, а Хадис – это день.
Может несведущ юнец в преданиях Руководства,
Хотя солнце освещает его всем своим блеском!
Вставание для совершения третьего, а затем четвертого рак‘атов
Затем «он (да благословит его Аллах и приветствует!) поднимался для совершения третьего рак'ата, произнося такбир[613], велев делать то же самое ''человеку, который плохо помолился'', сказав: «…и поступай так же в каждом рак'ате», о чём упоминалось ранее.
«Когда он (да благословит его Аллах и приветствует!) вставал после сидения, то произносил такбир, а затем поднимался»[614] ; иногда «он поднимал свои руки»[615] при произнесении этого такбира.
«Когда он хотел подняться для совершения четвертого рак‘ата, то произносил: ''Аллах Превелик! (Аллаху акбар)''[616], велев так же поступать ''человеку, который плохо помолился'', о чём было упомянуто ранее, и иногда «он поднимал свои руки»[617] при произнесении этого такбира.
Затем «он выпрямлялся сидя на левой ноге, прямо, пока каждая кость не возвращалась на своё место, а потом поднимался, опираясь (руками) о землю»[618]; и «он сжимал пальцы в кулак[619], опираясь на руки при вставании»[620].
«В обоих этих рак'атах он читал суру ''Аль-Фатиха''», велев делать то же самое ''человеку, который плохо помолился''. Совершая полуденный намаз, он иногда дополнительно читал несколько аятов (после суры ''Аль-Фатиха''), как о том было упомянуто в разделе ''Чтение аятов Корана после суры ''Аль-Фатиха'' в последних двух рак‘атах полуденного намаза''.
Произнесение ду‘а -кунут во время совершения пяти намазов по случаю какого-либо бедствия (несчастья)
«Когда он (да благословит его Аллах и приветствует!) хотел обратиться к Аллаху с мольбой покарать кого-либо или хотел обратиться к Нему с мольбой за кого-либо, то произносил ду'а-кунут[621] в последнем рак'ате после совершения поясного поклона: после (произнесения) слов: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу! (Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху); О Аллах, Господь наш и хвала Тебе!» (Аллахумма, Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд)[622] «он вслух обращался к Аллаху с мольбой»[623], «поднимал свои руки»[624], а «те, кто стояли позади него, говорили: «Амин!»[625].
Известно, что «он произносил ду‘а-кунут во время совершения всех пяти намазов»[626], хотя «он читал в них ду‘а-кунут только тогда, когда обращался к Аллаху с мольбой за кого-либо из людей или против кого-либо из них»[627]. Например, он однажды сказал: «О Аллах, спаси аль-Валида ибн аль-Валида, и Саламу бин Хишама, и ‘Аййаша ибн Абу Раби‘у! О Аллах, будь суров с племенем мудар и сделай так, чтобы голод продолжался для него столько же, сколько и во времена Йусуфа! [О Аллах, покарай (многобожников из племён) лихйан, ри'ль, закван и 'усайй, которые ослушались Аллаха и Его Посланника!]» [628].
Затем, «закончив ду‘а-кунут, он говорил: ''Аллах Превелик! (Аллаху акбар)'' и совершал земной поклон»[629].
Ду‘а -кунут во время совершения намаза ''аль-витр''
«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) произносил ду‘а-кунут во время совершения (нечётного) рак'ата намаза ''аль-витр''»[630] (лишь) иногда[631], и «он читал эту мольбу перед совершением поясного поклона»[632].
Он обучил аль-Хасана ибн 'Али (да будет доволен им Аллах!) произносить следующую мольбу [, когда он завершит своё чтение (Корана) в намазе ''аль-витр'']:
اللهم! اهدني فيمن هديت، وعافني فيمن عافيت، وتولني فيمن توليت، وبارك لي فيما أعطيت؛ وقني شر ما قضيت، [فـ]إنك تقضي ولا يقضى عليك، [و]إنه لا يذل من واليت، [ولا يعز من عاديت] تباركت ربنا وتعاليت ، [لا منجا منك إلا إليك]
Аллахумма, хди-ни фи-ман хадайта, ва ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, ва тавалля-ни фи-ман тавалляйта, ва барик ли фи-ма а‘тайта, ва кы-ни шарра ма кадайта, [фа-] инна-кя такды ва ля юкда ‘аляй-кя [ва] инна-ху ля йазыллю ман валяйта [ва ля я'иззу ман ‘адайта][633], табаракта, рабба-на, ва та‘аляйта, [ля манджа мин-кя илля иляй-ка]
«О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты указал его, и избавь меня (от всего дурного) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал [, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать]! Господь наш, Ты – Благословенный и Всевышний! [Нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе!]» [634].
Последний ташаххуд