О выпрямлении после (первого) земного поклона
Затем «он (да благословит его Аллах и приветствует!) поднимал свою голову после совершения земного поклона, произнося такбир»[517], и велел ''человеку, который плохо помолился'' поступть так же, сказав: «Намаз человека не будет полным до тех пор, пока … он не совершит земной поклон и его суставы не успокоятся, а затем не скажет: «Аллах Превелик! (Аллаху акбар)», не поднимет свою голову и не усядется прямо»[518]. Также иногда «он поднимал свои руки при произнесении этого такбира»[519].
Затем «он простирал свою левую ногу по земле (, подгибая её под себя,) и усаживался на неё [, расслабляясь]»[520]; он велел так же делать ''человеку, который плохо помолился'', сказав ему: «Когда ты склоняешься в земном поклоне, то прими устойчивое положение, а когда поднимешься (из него), сядь на левое бедро»[521]. {Это сидячее положение называется ''ифтираш'' – прим. переводчика}.
«Он ставил вертикально (ступню) правой ноги» [522] и «направлял её пальцы в сторону Киблы»[523].
Сидение в положении ''ик'аа’'' между двумя земными поклонами
«Иногда он принимал положение ''ик'аа’'' [выпрямившись на обеих пятках и передней части обеих стоп]»[524].
Об обязательности соблюдения спокойствия
Между двумя земными поклонами
«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) расслаблялся, пока каждая кость не возвращалась на свое место»[525] и велел ''человеку, который плохо помолился'' поступать так же, сказав ему (и остальным людям): «Намаз ни одного из вас не будет полным до тех пор, пока он не будет так поступать»[526].
Также «его (да благословит его Аллах и приветствует!) сидение между двумя земными поклонами было приблизительно равно по продолжительности времени совершения земного поклона»[527], а иногда «он сидел между земными поклонами (так долго, что) некоторые говорили, что он позабыл (о втором поклоне)»[528].
Слова мольбы, обращаемой к Аллаху между двумя земными поклонами
Во время сидения между двумя земными поклонами он (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил:
1- اللهم (وفي لفظ: رب)! اغفر لي، وارحمني، [واجبرني]، [وارفعني]، واهدني، [وعافني]، وارزقني
Аллахумма, [в другой версии: Рабби] гфир ли, ва-рхам-ни, [ва-джбур-ни], [ва-рфа’-ни], ва-хди-ни, [ва‘афи-ни], ва-рзу-кни
1. «О Аллах, [в другой версии: Господи] прости меня и помилуй меня, [ и дай мне силы,] [и возвысь меня,] и наставь меня на прямой путь, [и даруй мне прощение,] и даруй мне средства к существованию!» [529].
Или иногда он говорил:
2- رب! اغفر لي اغفر لي
Рабби-гфир ли, гфир ли
2. «Господи, прости меня, прости меня!» [530].
Он также произносил обе эти мольбы во время совершения дополнительного ночного намаза[531].
Затем «он произносил такбир и совершал второй земной поклон»[532]. Он приказал так же поступать ''человеку, который плохо помолился'', сказав ему это вслед за своим велением соблюдать спокойствие между двумя земными поклонами: «…затем произнеси «Аллах Превелик! (Аллаху акбар)» и соверши земной поклон, пока все твои суставы не расслабятся [и поступай также во время каждого своего намаза]»[533]. Также иногда «он поднимал свои руки при произнесении этого такбира»[534].
Он совершал этот земной поклон точно так же, как и первый. Затем «он поднимал свою голову, произнося такбир»[535] и приказал так же поступать ''человеку, который плохо помолился'', сказав ему это вслед за своим велением совершать второй земной поклон: «…затем подними свою голову и произнеси такбир»[536]. Он также сказал ему: «[…затем поступай так же во время совершения каждого поясного и земного поклона,] ибо если ты будешь так делать, то твой намаз будет полным, а если упустишь что-либо из этого, то твой намаз будет (до конца) не завершён»[537].
Также иногда «он поднимал свои руки при произнесении этого такбира»[538].
Сидение для отдыха
(джальсат аль-истираха)
Затем «он выпрямлялся сидя [на левой ноге, прямо, пока каждая кость не возвращалась на своё место]»[539].
О вставании для совершения следующего рак‘ата, опирась на руки
Затем «он поднимался для совершения второго рак'ата, опираясь (руками) о землю»[540]. Также «во время намаза он сжимал пальцы в кулак[541], опираясь на руки при вставании»[542].
«Когда он вставал для совершения второго рак'ата, то начинал (его) со слов:
الحمدُ لله رب العالمين ''Альхамду ли-Лляхи раббиль 'алямин ( Хвала Аллаху, Господу миров!)'' (сура ''Аль-Фатиха'' ), не делая (при этом) паузы»[543].
Он совершал этот рак'ат точно так же, как и первый, за исключением того, что он делал этот рак'ат более коротким, чем первый, как о том уже упоминалось ранее.
Об обязательности прочтения суры «Аль-Фатиха» в каждом рак‘ате
Он велел ''человеку, который плохо помолился'' читать суру «Аль-Фатиха» в каждом рак‘ате, сказав ему это вслед за своим велением читать её в первом рак‘ате[544]: «…и поступай так в течение всего твоего намаза! »[545]. В другой версии этого хадиса передаётся: «… в каждом рак'ате»[546]. Он также говорил: «В каждом рак‘ате – чтение (''Аль-Фатихи'') »[547].
Первый ташаххуд
Затем он (да благословит его Аллах и приветствует!) усаживался для чтения ташаххуда после совершения второго рак‘ата. Если намаз состоял из двух рак‘атов, как, например, утренний намаз, то «он садился ''муфтаришан''»[548], как и между двумя земными поклонами. Точно так же «он сидел во время совершения первого ташаххуда»[549] в намазх, состоявших из трех или четырех рак‘атов.
Он велел ''человеку, который плохо помолился'' поступать так же, сказав ему: «Когда ты усаживаешься в середине намаза, то успокойся, распластай своё левое бедро и произнеси ташаххуд»[550].
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Мой любимейший друг (да благословит его Аллах и приветствует!) запретил мне сидеть на корточках (''ик'аа’'') подобно собаке»[551]. В другом хадисе сообщается: «Он запрещал садиться на корточки подобно шайтану»[552].
«Когда он усаживался для произнесения ташаххуда, то возлагал свою правую ладонь на правое бедро [в другой версии: ''…на правое колено''], а левую ладонь – на левое бедро [в другой версии: ''…на левое колено'']»[553], и «он возлагал конец своего правого локтя на правое бедро»[554].
Также «он запретил человеку, который сидел во время намаза опершись на левую руку, так поступать, сказав: «Поистине, это моление иудеев!»[555]; в другой версии этого хадиса сообщается: «Не садись так, ибо подобным образом усаживаются те, которые подвергаются наказанию!»[556]. В другом хадисе передаётся: «В таком положении сидят те, которые навлекли на себя гнев (Аллаха)»[557].