О чтении каждого аята с остановкой между ними
Затем он читал суру «аль-Фатиха», делая свое чтение размеренным и останавливаясь после каждого аята. Он читал:
بسم الله الرحمن الرحيم
Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!
[Здесь он делал паузу и далее читал]
الحمد لله رب العالمين
Хвала Аллаху, Господу миров!
[Затем он делал паузу и далее читал]
الرحمن الرحيم
Всемилостивому, Милосердному
[Затем он делал паузу и далее читал]
مالك يوم الدين
Владыке Судного Дня
… и так до конца суры. Таким же образом он читал и остальные аяты Корана: останавливался перед началом следующего аята, тем самым не соединяя его с последующим аятом [203].
Иногда он читал:
ملك يوم الدين
Малики йауми ддин (Царю Судного Дня) вместо Маалики йауми ддин (Владыке Судного Дня) [204].
О необходимости прочтения суры «Аль-Фатиха» и о её достоинствах
Он особенно подчеркивал значимость этой суры, говоря:
«Не совершил намаз тот, кто не прочитал [в нём] ''Открывающую Книгу''[205] (т.е. суру “Аль-Фатиха” – прим. переводчика)»[206], а в другом хадисе сообщается: «Не воздается за намаз тому, кто не читает в нем ''Открывающую Книгу''»[207]. Он также говорил: «Кто совершает намаз, не читая в нем ''Отрывающую Книгу'', то он (т.е. намаз) не полон, не полон, не полон, не закончен»[208]. Он (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
« Аллах Всемогущий и Великий сказал: "Я разделил намаз[209] между Собой и рабом Своим на две половины: половина мне, а половина Моему рабу, и Моему рабу достанется то, о чем он просит'' . Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: ''Читайте!
- говорит раб (Аллаха): الحمدُ لله رب العالمين
''Альхамду лилляхи раббиль 'алямин ( Хвала Аллаху, Господу миров!),
- говорит Всевышний Аллах:''Раб Мой воздал Мне хвалу''.
- говорит раб (Аллаха): الرحمن الرحيم
''… ар-Рахмани Ррахим (Всемилостивому, Милосердному),
- говорит Всевышний Аллах:'' Раб Мой восславил Меня '' .
- говорит раб (Аллаха): مالك يوم الدين
''…Маалики йауми ддин (Владыке Судного Дня),
- говорит Всевышний Аллах:'' Раб Мой возвеличил Меня '',
- говорит раб (Аллаха): إياك نعبد وإيّاك نستعين
''… ийя-кя на'буду уа ийя-кя наста'ын (лишь Тебе мы поклоняемся, и лишь к Тебе взываем о помощи),
- [говорит Всевышний Аллах]:''Это (будет поделено) между Мной и рабом Моим, и достанется рабу Моему то, о чём он просит''.
- говорит раб (Аллаха): اهدنا الصراط المستقيم صراط الذين أنعمت عليهم غير المغضوب عليهم ولا الضالين
''…ихдина ссыраталь мустакым, сыраталь лязина ан ' амта алейхим, гайриль магдуби алейхим уа ля ддааалин (наставь нас на Прямой Путь, на Путь тех, на которых простерлась Милость Твоя, а не тех, которые навлекли на себя Гнев Твой и не тех, которые находятся в заблуждении),
-[ говорит Всевышний Аллах]: ''Это – рабу Моему, и будет рабу Моему то, о чём он просит!»[210].
Он (да благословит его Аллах и приветствует!) также говорил:
«Всемогущий и Великий Аллах не низвел ни в Торе, ни в Евангелии подобное Матери Корана. Это – семь постоянно повторяемых [аятов][211](ас-саб'у-ль-масани) [ и Великое Чтение (аль-кур'ану-ль-'азым), которое было даровано мне]».[212]
Он (да благословит его Аллах и приветствует!) велел ''человеку, который плохо помолился'' читать ''Аль-Фатиху'' во время совершения намаза[213], а тому, кто не мог запомнить её наизусть, сказал: «Говори:
سبحان الله، والحمد لله، ولا إله إلا الله، والله أكبر، ولا حول ولا قوة إلا بالله
Субхана Ллахи, ва-ль хамду ли Лляхи, ва ля иляха илля Ллаху, ва Аллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля-би Ллях
«Безупречен Аллах! И Хвала Аллаху! И нет никакого божества, кроме Аллаха! И Аллах Превелик! И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха!»[214] .
Он (да благословит его Аллах и приветствует!) также сказал ''человеку, который плохо помолился'': «Если знаешь что-нибудь из Корана, то прочти это, а если нет, то восхвали Аллаха (т.е. скажи: ''Альхамду ли Лляхи''), возвеличь Его (т.е. скажи: ''Аллаху акбар'') и засвидетельствуй, что нет иного божетсва, кроме Аллаха (т.е. скажи: ''Ля иляха илля Ллах'')»[215].
Отмена чтения Корана позади имама в тех рак'атах намазов,
Когда Коран читается вслух
До определенного времени он разрешал людям, молящимся под руководством имама, читать суру ''Аль-Фатиха'' в тех рак'атах намазов, в которых Коран читается вслух, когда однажды «он совершал утренний намаз, и ему стало трудно читать. Закончив (молиться), он спросил: ''Наверное, вы читаете Коран позади имама, который руководит вашим намазом ?'' Люди ответили: ''Да, (и довольно) быстро (хаззан[216]), о Посланник Аллаха''. Он сказал: «Не поступайте так, кроме того случая, когда читается сура ''Открывающая Книгу'', ибо, поистине, не совершил намаз, кто не прочитал её!'' »[217].
Затем он полностью запретил им читать Коран в тех рак'атах намазов, когда имам читает Коран вслух. Это произошло после того, когда «он закончил намаз, в котором Коран читается вслух (в одной из версий хадиса сообщается, что это был утренний намаз) и спросил: ''Кто-нибудь из вас читал Коран вместе со мной только что ?'' Какой-то человек ответил: ''Да, я, о, Посланник Аллаха!'' Он сказал: ''Поистине, а я говорю: с кем это я соперничаю[218] (,читая Коран)? '' [Абу Хурейра сказал:] «И тогда люди перестали читать Коран вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), когда он читал Коран вслух, услышав эти слова от него [, но они читали Коран про себя, когда имам не читал Коран вслух]».[219]
Он также сделал молчание молящегося, когда имам читает Коран вслух, частью следования его примеру, сказав: «Поистине, и мам назначается для того, чтобы (во время намаза) другие следовали его примеру: если он произносит такбир, то произносите и вы, и если он читает Коран вслух, то молчите»[220], равно как он сделал слушание чтения Корана имамом достаточным для того, чтобы молящемуся не приходилось читать Коран за ним, сказав: «Если человек совершает намаз под руководством имама, то чтение Корана имамом является чтением и за него (т.е. за этого человека – прим. переводчика)»[221] – это относится к тем рак'атам намаза, в которых Коран читается вслух.