Высказывания Имамов относительно следования Сунне и отречения от их взглядов, если они ей противоречат
Будет чрезвычайно полезно, если мы приведем здесь некоторые подобные высказывания, ведь может это послужит предостережением и напоминанием для тех, кто слепо подражает[23] взглядам Имамов – нет, даже не самих Имамов, а находящихся по своему статусу гораздо ниже их –, для тех, кто до такой степени придерживается своих мазхабов и взглядов, будто они снизошли с Небес! А ведь Всемогущий и Великий Аллах сказал:
اتبعوا ما أنزل إليكم من ربكم ولا تتبعوا من دونه أولياء قليلاً ما تذكّرون [الأعراف: 3]
«Следуйте тому, что ниспослано вам от вашего Господа, и не берите помимо Него других покровителей. Как же редко вы об этом помните!» (Сура ''Преграды'', аят 3) .
Имам Абу Ханифа
(да будет милостив к нему Аллах!)
Первый из них – имам Абу Ханифа ан-Ну'ман ибн Сабит (да будет милостив к нему Аллах!), соратники которого передали его различные слова и высказывания. Все они сводятся к одному: обязательности брать за основу хадис и отказываться от подражания (таклида) тем взглядам имамов, которые противоречат какому-либо хадису.
1. «Если хадис достоверный,- это и есть мой мазхаб».[24]
2. «Никому не разрешено принимать наше высказывание, не зная того, откуда мы его взяли».[25]
В другом сообщении передается: «Запрещено (харам) издавать фетву на основании моих слов тому, кто не знает моего доказательства (далил) (по данному вопросу)». В одном из сообщений добавляется: «…ведь все мы люди: сегодня говорим одни слова, а завтра от них отрекаемся».
Также передается следующее высказывание: «Горе тебе, о, Йакуб [26] (это Абу Йусуф)! Не записывай все, что ты слышишь от меня! Ведь, поистине, случается так, что сегодня у меня одно мнение, а завтра я от него отрекаюсь, или завтра у меня одно мнение, а послезавтра я от него отрекаюсь».[27]
3. «Если я сказал что-либо противоречащее Книге Всевышнего Аллаха либо преданиям Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!), то откажитесь от моего высказывания»[28].
Имам Малик ибн Анас
(да будет милостив к нему Аллах!)
Что касается имама Малика ибн Анаса (да будет милостив к нему Аллах!), то он сказал:
1. «Поистине, я ведь только человек: (иногда) я неправ, а (иногда) я прав. Исследуйте мое мнение – всё, что соответствует Книге Аллаха и Сунне, примите, а все, что не соответствует Книге Аллаха и Сунне, оставьте»[29].
2. «У каждого (человека) после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) слова будут и приниматься, и отвергаться, кроме (слов) самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).»[30]
3. Ибн Вахб сказал: «Я слышал, как Малика спросили об очищении между пальцами ног во время омовения. Он ответил: «Люди не должны этого делать». Я подождал, пока не поубавилось народу, и сказал ему: «Мы знаем сунну относительно этого». Тогда он спросил: «А какова она?» Я ответил: «Нам рассказали аль-Лайс ибн Са'ад, Ибн Лахий'а и Амр ибн аль-Харис со слов Йазида ибн Амра аль-Ма'афири, со слов Абу Абд ар-Рахмана аль-Хубули, со слов аль-Мустаурида ибн Шаддада аль-Кураши, который передал: «Я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) проводил мизинцем между пальцами ног». Малик тогда сказал: «Поистине, это хороший хадис. До этого самого часа я его никогда не слышал». После чего я слышал, что когда ему задавали подобный вопрос, он велел очищать между пальцами ног»[31].
Имам аш-Шафи'и
(да будет милостив к нему Аллах!)
А что касается Имама аш-Шафи'и (да будет милостив к нему Аллах!), то его высказывания по затронутой здесь теме многочисленны и прекрасны[32], а его последователи более других придерживались их.
1. «Сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) достигает каждого из нас и ускользает от каждого из нас. Если я что-то сказал или что-то обосновал, и сказанное мною расходится с (Сунной) Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), то высказывание, произнесенное Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), является и моим высказыванием»[33].
2. «Мусульмане единодушны в том, что если человеку разъяснена какая-либо сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), то ему не разрешается оставлять её ради высказывания кого-либо другого»[34].
3. «Если вы обнаружите в том, что я написал, нечто противоречащее Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), то говорите согласно Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), и оставьте то, что я сказал»[35] (в другой версии передается: «… тогда следуйте ей и не обращайте внимания ни на чьи слова»[36]).
4. «Если хадис достоверен, то это и есть мой мазхаб»[37].
5. «Вы[38] лучше знаете о хадисах и их передатчиках, чем я. Поэтому, если хадис достоверен, то сообщите мне о нем, откуда бы он ни был: из Куфы, Басры или аш-Шама[39], чтобы я ссылался на него, если он достоверен»[40].
6. «Если по какому-либо вопросу обнаружится несоответствие сказанного мной с сообщением от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), достоверность которого установлена знатоками хадисов, то я отказываюсь от сказанного мной при моей жизни и после моей смерти»[41].
7. «Если вы увидите, что я говорю нечто расходящееся с тем, что достоверно установлено от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), то знайте: меня покинул мой разум»[42].
8. «Если всё, что я сказал, разойдется с тем, что достоверно передается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), то важнее всего хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), и вы не подражайте (таклид) мне»[43].
9. «Каждый хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) – это и моё высказывание, даже если вы его и не услышали от меня»[44].
Имам Ахмад ибн Ханбал
(да будет милостив к нему Аллах!)
Имам Ахмад известен тем, что он более всех других имамов занимался собиранием Сунны и придерживался ее до такой степени, что даже ''выступал против написания книги, которая вобрала бы в себя дедуктивные выводы (тафри')и спекулятивные мнения (райй)''[45]. Поэтому он говорил:
1.«Не подражайте (таклид) мне, и не подражайте (таклид) ни Малику, ни аш-Шафи‘и, ни аль-Ауза'и, ни ас-Саури, а берите оттуда, откуда они взяли»[46]. В другой версии передается: «Не подражайте (таклид) в своей вере никому из этих! Берите то, что дошло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников ; а за ними идут их последователи (табииины), в отношении которых человеку предоставлен выбор ». Однажды он сказал: «Следование (аль-иттиба') заключается в том, чтобы человек следовал тому, что дошло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников, а в отношении их последователей (табиинов) он имеет право выбора»[47].
2.«Мнение аль-Ауза'и, мнение Малика, мнение Абу Ханифы – все это лишь мнение, и каждое из них равнозначно в моих глазах, а, поистине, доказательство – в преданиях (от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников)»[48].
3.«Если кто-либо отвергает хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), то находится на краю гибели»[49].
Вот каковы высказывания Имамов (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах!) относительно веления придерживаться хадисов и запрещения безоглядочно подражать себе (таклид), а высказывания эти настолько отчетливы и ясны, что не вызывают споров и иных толкований. Поэтому тот, кто придерживается всего достоверно установленного в Сунне, даже если он при этом поступает вопреки некоторым высказываниям Имамов, не нарушает их мазхабы и не выходит за пределы их пути. Скорее, наоборот, такой человек будет разумным последователем (муттаби') каждого из них, держась за твердую рукоять, которая никогда не сломается. Совсем по-другому обстоит дело у того человека, который отказывается от достоверно установленной Сунны только лишь потому, что она противоречит высказываниям Имамов. Как раз, наоборот, получается, что именно такой человек выступает против них и расходится с их высказываниями, упомянутыми выше. Всевышний Аллах сказал:
فلا وربك لا يؤمنون حتى يُحكّموك فيما شجر بينهم ثمّ لا يجدوا في أنفسهم حرجاً مما قضيت ويسلموا تسليماً [النساء:65]
«Но нет, – клянусь Господом твоим! – не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не подчинятся полностью»(Сура ''Женщины'', аят 65).
Всевышний также сказал:
فليحذر الذين يخالفون عن أمره أن تصيبهم فتنة أو يصيبهم عذاب أليم [النور:63]
«Пусть остерегаются те, кто нарушает его повеления, чтобы не постигла их беда или мучительное наказание» (Сура ''Свет'', аят 63).
Аль-хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (да будет милостив к нему Всевышний Аллах!) сказал:
«Каждый человек, до которого дошло какое-либо веление Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!) и его обычай, обязан разъяснить его умме, искренне увещевать их, приказывать им следовать его велению, даже если оно расходится с авторитетным мнением кого-либо из уммы. Поистине, веление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) более достойно возвеличивания и подражания, чем мнение любого авторитетного человека, которое по ошибке стало расходиться по некоторым вопросам с соответствующим велением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Поэтому сподвижники Пророка и их последователи отвергали каждого, кто поступал вопреки достоверной Сунне. Возможно, они делали это иногда в довольно жесткой форме[50], но не из-за неприязни к такому человеку, ибо сами они любили и уважали его, а из-за того, что к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) они проявляли бóльшую любовь, а его веление было для них превыше (веления) любого другого создания. Поэтому, когда веления Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!) и еще кого-либо вступают между собой в противоречие, то в первую очередь необходимо выполнять и следовать велениям Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!). В то же время это не мешает уважительно относиться к человеку, мнение которого (по ошибке) расходится с велением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), ибо этот человек будет прощен[51] (Аллахом). На самом деле, такой человек, которому будет даровано прощение (Аллаха), и не возражал бы против того, чтобы его велению, которое противоречит Сунне, перестали следовать, если выяснится, что существует расходящееся с ним веление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!)»[52].
Поистине, а как они могли бы возражать против этого, когда сами призывали к тому своих последователей, как было указано выше, и обязали их отказаться от любых своих высказываний, если они противоречат Сунне?! Имам аш-Шафи'и (да будет милостив к нему Аллах!), например, велел своим соратникам приписывать ему достоверную Сунну, даже если сам он (по незнанию) не следовал ей либо следовал чему-либо из того, что расходится с ней. Вот почему, когда исследователь Ибн Дакик аль-'Эйд (да будет милостив к нему Аллах!) собрал в одну объемную книгу те вопросы, по которым расходятся мазхабы каждого из четырех Имамов с достоверными хадисами по отдельности и в совокупности, в предисловии к ней он написал: «Поистине, приписывать все эти (ответы на) вопросы Имамам-муджтахидам строго запрещено (харам); поистине, правоведы-мукаллиды должны знать об этом, чтобы не ссылалаться на них по этим вопросам, а то они оболгут их»[53].