До 25 февраля включительно – семинары Романенко Юрия Михайловича
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Семинарские занятия
Лекции | Караваев Эдуард Федорович, доктор философских наук, профессор. Общие проблемы истории и философии науки. |
Семинары | Сидоров Алексей Михайлович, кандидат философских наук, доцент. Романенко Юрий Михайлович, доктор философских наук, профессор кафедры антологии и теории познания. |
3 эт 310 аудитория
Экзамен: опрос студента может длиться до получаса, к этому нужно быть готовым. А то ещё могут иск подать. Настраиваться говорить много, а преподаватель если что остановит. При подготовке полезно составить план, чтобы экзаменатор видел, что план чёткий, тогда и слушать много не будет.
В ноябре проводятся всякие совместные семинары с математиками и др., можно поучаствовать, потом опубликоваться (не в ВАК правда, а в таких, рабочих семинарах)
Конспект набран by Свободное Падение, весенний семестр 2017. /*...*/ — мои комментарии.
Января
Семинар пропущен.
До 25 февраля включительно – семинары Романенко Юрия Михайловича
Января
Курс состоит из 3 частей: общие философские вопросы, философия естествознания, философские вопросы физики. Программа должна висеть где-то на сайте СПбГУ.
На экзамен 30+17+13 вопросов. Всего 7 пар (14 часов) занятий по первой части, к середине марта закончим, а потом будут ещё другие преподаватели. Раньше всего было около 120 часов. На экзамен нужно вовремя записаться! Лучше заранее. Стоит обратить внимание на Томаса Куна, ...
Можно взять инициативу и подготовить доклад/дискуссию.
Литература:
1. Учебник для аспирантов, был издан в конце 90х, гл. ред. академик Стёпин БС. В марте-апреле выбрасывается на книжный рынок.
2. История и философия науки: под редакцией А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева
Сдача кандидатского минимума – допуск к защите. Комиссия вообще говоря лояльная.
/*К изложенному ниже не стоит относиться слишком серьёзно, т.к. преподаватель лил много воды и иногда вообще говорил какую-то фигню*/
Начинать ответ стоит с медитации над ключевыми словами в формулировке вопроса. Будете плыть по философской части – выезжайте по физике.
Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.
Нужно дать определения философии, науки, а потом обыграть это в философии науки. Можно поговорить о научности философии. Фокус нужно сделать на том, что такое наука. Обратить внимание на проблемность определения науки: с точки зрения философии, экономики, ... Диалектический (противоречивый) характер определения науки.
Далее, ключевые слова – наука, история, философия. Наука исторична, возникла в истории, претерпевала различный периоды. Принцип историзма. В чём историзм научного познания? Математика в принципе могла бы существовать и без своей истории: абстрактная теоретическая наука (как и логика). Физика более прикладная, но тоже может абстрагироваться от своей истории, /*аспект: доказательная способность теории*/. Человеческий фактор (хорошо бы знать про Ньютона и прочих).
Вообще, в этом ответе можно использовать ответ на следующий вопрос.
Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.
Существенные признаки науки, хар. черты – из конспекта. 3 аспекта функционирования (бытия) науки:
1) специфический род человеческой деятельности с соответствующим субъектом (человеком в расширенном смысле), деятельность по получению знаний
2) результат этой деятельности – система знаний
3) социальный, или общекультурный контекст/аспект
Можно поговорить про методы определения терминов. Наука: описание, объяснение, предсказание. В чём специфичность этих дескрипций? Поприводить примеры. Чтобы описать, нужно много чего иметь: язык, систему координат (причём правильную, а то начинаются материальные точки вместо физических тел). Объяснение: тут нужно иметь представление о теории познания. Индивидуальный факт подводим под общий закон, а закон этот иногда нужно ещё для этого открыть, а то начинаются мифы про Зевса с молниями (у мифа функции объяснения нет). Не всё сразу объясняется, находятся ошибки, уточняются законы и т.п.. Далее начинается предсказание.
Смотрим на звёздное небо. Можно просто этим наслаждаться, а можно описать (движующуюся светящуюся точку на небе), объяснить, предсказать чтонибудь
Февраля
Говорили ещё про Аристотеля (см. выше)
Наука Средневековья, в теологическом контексте
Февраля
Вопросы: (стр – из Мамзина)
79 – Обоснованность научного познания? ++; 85 – наука не включает в себя условия своего обоснования
81 – Эволюционно-синэргетическая картина мира, категории
Кратко: класс: наблюдатель не учитывается, некласс – учитывается, постнекласс – учитываются ещё вненауч. (социальные) цели и ценности
89 – космология
Влияние церкви на университеты. Алгебраисты (оксфорд) и геометры (париж) в физике.
Ренессанс: рассмотрение вещей отдельно от бога; человек подражает богу в своём творчестве.
16-17 вв: научная революция: преодоление разрыва между математикой и эмпирикой.
114 – метафизика и предпосылки
Революция естествознания могла произойти под эгидой платонических идей. Галилео Галилей был платоником. В любом случае, всё произошло под влиянием античных философов, поэтому нужно в первую очередь хорошенько разобраться в них.
Начало всей философии: что такое бытие как бытие? Бытие само по себе парадоксально. Парадоксальны и другие науки. Основной тезис Парменида: бытие есть, небытия нет: принцип актуальности бытия (бытие есть, оно актуально). Отсюда выводятся признаки бытия: не рождается, неподвижно, неприкасаемо (нет деления внешнего/внутреннего), неделимо. Парменид говорил, что бытие одно, и движения нет (для мысли; в чувственном движение, конечно же, есть), бытие всюду плотно. Демокрит же считал, всё сущее – атомы, движущиеся в пустоте (в т.ч. атомы мысли). Гераклид: бытие покоится, но всё течёт, всё меняется. Зеноновские апории: тупики мысли, парадоксы. Если есть теоретическая мысль движения, то она парадоксальна. Аирстотель: есть движение, или нет? Как его помыслить, или как помыслить, что его нет? Аристотель создаёт учение о времени: время парадоксально. Что измеряется чем: движение временем или время движением? Время мы измеряем движением: год – обращение Земли вокруг Солнца, и т.п.. Лейбниц и Ньютон – разные концепции пространства-времини: реляционная(пространство и время находятся в отношении) и абсолютистская(пространство – вещь, субстанция). Парадокс времени Аристотеля; настоящее – неуловимый момент между двумя небытиями, прошлым и будующим, и точка настоящего крайне парадоксальна; точка эта – буквально ничто, но в ней помещается всё.
С логический точки зрения, парадокс – это нечто есть когда его нет, или его нет когда оно есть. К Аристотелю сформировалась некая система парадоксов, и эти коренные парадоксы образовали свои зоны ответственности, которые потом вылились в науки. Можно эту диспозицию продемонстрировать даже в некоторой табличке наук. Арифметика базируется на парадоксе: единица и двоица(принцип математической индукции), диалектика единицы и двоицы. Геометрия: оппозиция точки и линии. Физика: проблема соотношения покоя и движения. Сейчас науки, в частности физика, очень сильно дифференцируются, а Аристотель рассматривал физику как целое
Можно бы почитать Галилея "Диалог о двух системах мира".
Чтобы разрешить парадоксы движения, Аристотель ввёт энергию (акт) – действительность, и дюнамис (потенция) – возможность. Движение (абсолютное) – переход от возможности к действительности. А есть ли покой? Аристотель утверждал, что есть "энергия покоя", а теперь говорят только о "потенции покоя". Все движения должны быть согласованы в своих соизменениях, и есть единое – космос. Если движения не согласованы, то космос распадается в хаос.
Схематично, общая смысловая панорама физики Аристотеля.
Февраля
А есть ли сверхъестественное?... (метафизическое) Учение об уме-перводвигателе. Для Аристотеля это, фактически, бог; ум – божественное начало в космосе. Ум и обладает абсолютным покоем. Учение об Уме аристотель позаимствовал у своего предшественника Анаксагора, который постулировал, что "Ум рулит (управляет, правит) Вселенной". Что это означает? И находится ли это ум во Вселенной? Скорее всего, ум трансцендентен космосу, за пределами, но тем не менее им управляет. Аристотелевское движение – самодвижение, "автомат". Природа – нечто самодвижное (подобно дереву, растущему само собой, и вплоть до космоса в целом). Ум запускает движение. Иначе, первичен хаос (беспорядок, бесструктурность), и мир постоянно переходит (осциллирует) от хаоса к космосу и наоборот
Илья Пригожин – "Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой". Синергетики, non-linear sciences. Относится к 29 вопросу.
Ум вносит некий организующий импульс в хаос, и хаос начинает двигаться, возникают спиралеобразные движения, и пошло-поехало. И здесь интересно, что ум-перводвигатель у Аристотеля есть перворичиной всех вещей, и самого себя, и вселенной. Ум пребывает в абсолютном покое; но это не пассивный покой, а активный ("энергия покоя"); но он приводит в движение всё остальное, и в этом парадокс.
Точка-покой (точка постулируется безразмерной), а линия – не множество точек, а движение точки /*ха ха ха*/. Ум – это и есть точка; точка – всё и ничто одновременно. В точке всё и помещается. Движение противоречиво, потому что вещь здесь – и уже не здесь.
Если коротко, в философии Аристотеля - мыслящее себя мышление, пребывает в абсолютном, блаженном покое. Ум в космосе, и одновременно космос в уме; имеется некая диалектика хаоса и космоса.
Подробнее про точки. Что русское, что латинское слово точка – от глагола ткнуть. В греческом, два слова – или сеять (семя), или протыкать. Почему точка одна? Это не физическая и не геометрическая точка, а метафизически-онтологическая. (одна из монад Лейбница). Можно мыслить множества точек, но мы тогда впадаем в зависимость от метрических конструкций. /*а альтернатива лечше?*/ Аналогия: Николай Кузанский: белых вещей много, но идея белого одна. Таким образом, идея точки – одна.
Философия – точка, а другие науки – линии. Время и линия есть движение неподвижной точки. Точка – абсолютный покой, а движений множество. /*проглядывается аналогия с векторным и аффинным пространствами*/
/*Да и вообще, возникает впечатление, что они просто пытаются помыслить аксиомы и откуда они взялись*/
Ум изменяет себя, но эти изменения носят постоянный характер, и в этом и есть постоянность. Ум своим покоем допускает движение и покой. Если движение согласовано, то есть постоянство, а если нет, то это уже не космос, а хаос. Эту согласованность и обеспечивает энергия ума.
Можно мыслить, что мир един, но эмпирически это не доказать.
Весь пафос Аристотеля в том, что чтобы помыслить движение, есть физика – теоретическая наука .... (что-то там). У ума Аристотеля есть разные ипостаси. Человеку зачастую присущ пассивный ум.
/*Похоже, что преподаватель любит играть в язык и называть одним и тем же словом разные сущности, не всегда конкретизируя, о чём идёт речь.*/
А ещё у Аристотеля была проблема: отделим ум или неотделим? (и до смерти, и после). Аристотель говорил, что пассивная часть ума умирает вместе с телом, а активная (энергийная) часть способна полностью отделиться от тела и стать неделимым, бессмертным.
Февраля
/*Математика – наука? С точки зрения позитивизма? Особый статус... А суперсимметрия? Нужно спросить на семинаре.*/
Теория начинается с интуитивного узрения объекта (не эмпирического, а умозрения). Чтобы просто видеть реальность, достаточно позитивных наук. Интуиция точечна в том смысле, что она мгновенна. Из точки потом разворачивается некоторая схема. Интуиция – взаимоиднуцирующееся, взаимовозбуждающееся движение субъекта и объекта к их совпадению. Акт интуиции внеопытен, или априорен. Но имеется опыт самой интуиции; для неё нужен свой опыт. Бытие является уникальной универсальностью или универсальной уникальностью.
Математика и логика в некотором смысле тоже являются эмпирическими, т.к. для занятий логикой нужет опыт логики.
Философия по отношению к наукам выполняет 2 функции: мировоззренческая (построение единой общей научной картины мира из разрозненных наук) и методологическая (даёт некоторые образцы научной методологии).
Кратенько по вопросам
12. Позитивизм: сделать базисом познания позитивные науки, наезд на философию и её амбиции. Это проходило во время секуляризации (отхода церкви) и развития науки. Конт, Агюст-Миллер(?). Нужно перечислить этапы: ранний п., эмпириокритицизм, неопозитивизм (Рассел и др.), после 2 мировой – постпозитивизм (до 18 вопроса). Парадигмы Куна, научные революции, ... Сам позитивизм предлагал свою методологию; позитивисты хотели отказаться от спекуляций, религии, мифа, метафизики, и выявить основания чистой науки. Когда возникли парадоксы теории множеств, теоремы Гёделя и Тарского (может ли математика доказать свою доказательность? оказалось, что нет, а только может доказать свою недоказательность: всегда в формальной системе будет остаток, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть: неполнота). Это дало сигнал к тому, что претензии позитивистов на благи науки оказались романтическими грёзами.
После 2 мир.в. возник постпозитивизм: раз нельзя получить абсолютную истину, давайте хотя бы релятивизмом займёмся. Позитивизм начал за здравие, закончил за упокой.
15. Поппер, Логика и рост научного знания. Идея "открытой науки", и открытого общества ("Открытое общество и его враги": манифест современного либерализма). Открытая наука – открыта новым фактам, новым способам получения научного знания. Закрытое общество способно принимать новизну. Критерием является баланс (диалектика) принципом верификацизма и фальсификацизма. Наука должна быть верифицируема и фальсифицируема. Поппер, кстати, общался с Фрейдом и понял, что фрейдизм – закрытая наука (можно избежать фальсификации). Ещё одним примером закрытой науки Поппер считал марксизм.
По большому счёту, все научные закона – запреты.
19. Интернализм и экстернализм (понятия) касаются мезанизмов развития научного познания: то ли в науке есть собственный внутренний механизм развития, либо развитие науки диктуется внешними факторами (политическими, экотомическими, психологическими, ...). Внутренние связаны с логико-методологическими, эмпирическими, ... Внешние связаны с финансированием (во многом прогресс науки связан с милитаризацией; гранты, фонды; компьютеризация). Чтобы в целом оценить прогресс науки, нужно учитывать и то, и то.
20. Вопрос на риторику, публицистику. Определить понятие системы. Классифицировать науки можно по-разному, но самое общее деление – социо-гуманитарные, естественные, технические. Естественный: физика, химия, биология. С математикой вообще спорный вопрос. /*Поговорить про математическую лингвистику.*/ Главное – поставить вопрос, а раз философы в этом не разобрались, то и от нас особо не требуется. Универсальный десятиричный классификатор (УДК): посмотреть, где там математика, и всякое другое.
Деление наук м.б. не только предметным, но и методологическим. Естественные науки стремятся объяснить, а социо-гуманитарные – метод понимания (понять другого субъекта).
21-22. На уровне популярного изложения в учебниках, там всё просто.
Можно на экзамене говорить, что понял из каких учебников, а что осталось непонятным. Возможна ли теория, оторванная от практики? Каких-то вещей ни студент не знает, ни профессор, а в философии дак вообще. После Сократовского "Я знаю, что ничего не знаю", все с этим ок. Философия - учёное незнание. Интересно, когда студент на экзамене формулирует осмысленный интересный вопрос (ставит осмысленную проблему).
23. Для объяснения явления выдвигается гипотеза, выводятся следствия, которые затем проверяются эмпирически. Эмпирическая верификация.
24. Языковой апарат каждой науки – терминосистема. (Термин – в лат. традиции столбы/идолы, фиксирующие границы, межевые знаки, закрепляют право собственности). Термины фиксируют некий завершённый смысл. Наука говорит на языке понятий, которые должны быть корректно определены. Есть эмпирические термины, есть сугубо теоретические (абсолютно твёрдое тело).
25. Что такое проблема в науке? С греческого, "проблема" есть затруднение.
26. Рациональность – разумность. Была классическая рациональность, 20 вв – неклассическая рациональность (наука), сейчас – постнеклассическая рациональность.
27. Околоначуная тематика всё это. Академия наук, унаверситеты... Можно развернуть вопрос в историческом плане: пифагорейская школа, элейская.
28. Паранаука – околонаука, квазинаука (паразит).
29. Синергетика, глобальной эволюционазм, антропный принцип в космологии.
30. Аспект нравственности учёного. Подраздел: биоэтика. Экологический кризис, техногенные катастрофы, ответственность учёного за научные открытия. Идеал ценностно-нейтральное научное исследование: нейтрально. Атомную бомбу сделали, но мы за неё не отвечаем, а отвечают политики и военные.
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Семинарские занятия
Лекции | Караваев Эдуард Федорович, доктор философских наук, профессор. Общие проблемы истории и философии науки. |
Семинары | Сидоров Алексей Михайлович, кандидат философских наук, доцент. Романенко Юрий Михайлович, доктор философских наук, профессор кафедры антологии и теории познания. |
3 эт 310 аудитория
Экзамен: опрос студента может длиться до получаса, к этому нужно быть готовым. А то ещё могут иск подать. Настраиваться говорить много, а преподаватель если что остановит. При подготовке полезно составить план, чтобы экзаменатор видел, что план чёткий, тогда и слушать много не будет.
В ноябре проводятся всякие совместные семинары с математиками и др., можно поучаствовать, потом опубликоваться (не в ВАК правда, а в таких, рабочих семинарах)
Конспект набран by Свободное Падение, весенний семестр 2017. /*...*/ — мои комментарии.
Января
Семинар пропущен.
До 25 февраля включительно – семинары Романенко Юрия Михайловича
Января
Курс состоит из 3 частей: общие философские вопросы, философия естествознания, философские вопросы физики. Программа должна висеть где-то на сайте СПбГУ.
На экзамен 30+17+13 вопросов. Всего 7 пар (14 часов) занятий по первой части, к середине марта закончим, а потом будут ещё другие преподаватели. Раньше всего было около 120 часов. На экзамен нужно вовремя записаться! Лучше заранее. Стоит обратить внимание на Томаса Куна, ...
Можно взять инициативу и подготовить доклад/дискуссию.
Литература:
1. Учебник для аспирантов, был издан в конце 90х, гл. ред. академик Стёпин БС. В марте-апреле выбрасывается на книжный рынок.
2. История и философия науки: под редакцией А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева
Сдача кандидатского минимума – допуск к защите. Комиссия вообще говоря лояльная.
/*К изложенному ниже не стоит относиться слишком серьёзно, т.к. преподаватель лил много воды и иногда вообще говорил какую-то фигню*/
Начинать ответ стоит с медитации над ключевыми словами в формулировке вопроса. Будете плыть по философской части – выезжайте по физике.