Краткие биографические очерки
Аксаков Александр Николаевич(1832-1903) — русский писатель, переводчик, философ, ученый, один из лидеров спиритуализма в России. В сотрудничестве с А.М.Бутлеровым проводил серьезную работу по естественнонаучному изучению феноменов медиумизма. Положил начало исследованию оккультных феноменов в Германии и России, особенно медиумизма и спиритизма (сочинение «Анимизм и спиритизм», т. 1-2, 1890). Издавал в Лейпциге ежемесячный журнал «Psychische Studien» (1874-1899), который просуществовал вплоть до 1934 г. (с 1925 г. его название было изменено на «Zeitschrift fur Раrapsychologie»).
Арундейл Франческа(7-1924) — англичанка, отказавшаяся от ортодоксальной религии и в 1881 г. вступившая в Британское Теософское Общество. Обладала особыми психическими способностями, и Е.П.Блаватская мечтала найти в ней свою преемницу, но ее надежды не оправдались. Работала казначеем Всемирного Теософского Общества. Автор книги «Моя гостья — Е.П.Блаватская» (Arundale F. My Guest - H.P.Blavatsky. - Adyar: TPH, 1932.).
Барроуз Герберт(1845-1922) — английский общественный деятель, один из основателей социал-демократической федерации, в 1908 и 1910 гг. баллотировался в парламент. В 1889 г. одновременно с А.Безант вступил в Теософское Общество.
Безант Анни(1847-1933) — известная английская писательница, общественный деятель, теософ, участница индийского национально-освободительного движения. В 1889 г. вступила в Теософское Общество, после смерти Е.П.Блаватской вместе с У.К.Джаджем стала членом объединенного руководства Эзотерической секции. В 1893 г. уехала в Индию, где возглавляла Теософское Общество (1907-1933), а также Лигу гомруля (1916), боровшуюся в годы Первой мировой войны за достижение Индией самоуправления в рамках Британской империи. Автор многих теософских книг, популярных до нашего времени.
Браун Уильям Турне(1857-?) — писатель-шотландец, закончивший университет в Глазго. Примкнул к теософскому движению в 1883 г. в Лондоне, два года прожил в Индии, в 1886 г. уехал в США, а еще через год принял христианство и уверовал в то, что Е.П.Б. «продала душу дьяволу». Его взгляды на теософию изложены в сочинениях «Some Experiences in India» (1884) и «Му Life» (1885).
Бутлеров Александр Михайлович(1828-1886) — великий русский химик, основатель органической химии, профессор Московского университета, президент Русского физико-химического общества, выдающийся исследователь спиритуализма и парапсихологии с естественнонаучной точки зрения. В 1871 г. организовал в Санкт-Петербурге первый научный комитет по исследованию феноменов медиумизма. Постоянный сотрудник популярного спиритического журнала «Ребус», в котором часто публиковалась и Е.П.Блаватская.
Вагнер Николай Петрович(1829-1907) — русский ученый, профессор зоологии и сравнительной анатомии Санкт-Петербургского университета, членкорреспондент Петербургской АН. Автор трудов по фауне беспозвоночных Белого моря, энтомологии. Писатель, публиковавший под псевдонимом «КотМурлыка» сказки и фантастические истории. Сторонник спиритизма.
Вахтмейстер Констанция,графиня (1838-1910) — преданный теософ, член Теософского Общества с 1880 г. Впервые встретилась с Е.П.Блаватской в апреле 1884 г. во время поездки в Лондон, находилась при Е.П.Б. в Германии и Бельгии в 1885 г. в период работы над «Тайной Доктриной» и с тех пор почти не покидала ее вплоть до самой смерти. Автор книги «Reminiscences of H.P.Blavatsky and The Secret Doctrine» (1893), описывающей пребывание Е.П.Б. в 1885-1887 гг. в Вюрцбурге (Германия) и Остенде (Бельгия).
Гартман Франц(1838-1912) — врач, родом из Баварии, эмигрировал в США в 1865 г. Увлекался спиритуализмом, а в 1881 г., познакомившись с книгой А.П.Синнетта «Оккультный мир», заинтересовался теософией. В 1883 г. приехал в Адьяр и через некоторое время возглавил правление Теософского Общества. Плодовитый писатель, автор научных работ по метафизике.
Гебхард Густав— крупный немецкий банкир и владелец фабрики по производству шелка, некоторое время служивший германским консулом в Иране. Его супруга Мэри, дочь британского майора и ирландки, ученица знаменитого каббалиста Элифаса Леви, первой из семейства Гебхардов вступила в Теософское Общество. У Гебхардов было семеро детей, почти все они тоже стали теософами. Е.П.Б. дважды гостила в доме Гебхардов в Эльберфельде. Гебхарды сыграли значительную роль в истории теософского движения.
Джадж Уильям Куан(1851-1896) — американский теософ, один из основателей Теософского Общества. После смерти Е.П.Б. вместе с Анни Безант стал членом объединенного внешнего руководства Эзотерической школы.
Доидуков-Корсаков Алексей Михайлович, князь (1820-1893) — русский генерал от кавалерии (1878), член Государственного Совета, верховный русский комиссар в Болгарии (1878- 1879), участник разработки Тырновской конституции 1879 г., генерал-губернатор города Одессы и Херсонской губернии в 1881 г., главноначальствуюший гражданской частью на Кавказе и командующий войсками Кавказского военного округа (1882-1890). Он был другом юности Е.П.Б., познакомившись с ней в конце 1840-х годов в Тифлисе, когда князь служил адъютантом наместника.
Дэвис Эндрю Джексон(1826-1910) — американский спиритуалист и ясновидец, известный как Провидец из Поукипси. Автор литературных трудов, некоторые из которых опубликованы А.Н.Аксаковым. — См. о нем в кн.: Е.П.Блаватская. В поисках оккультизма. — М.: Сфера, 1996. Приложение 9, с. 405-408.
Желиховская Вера Петровна,урожд. Ган (1835-1896) — младшая сестра Е.П.Б., писатель. В 1880-х годах несколько раз навещала Е.П.Б. в Европе. Вера Петровна — автор детских рассказов, исторических очерков, а также работ о жизни Е.П.Б., в числе которых: «Как я была маленькой» (2-е изд. 1894), «Мое отрочество» (1893), «Правда о Елене Петровне Блаватской» («Ребус». СПб., 1883, т. 2, №№ 40-48), «Необъяснимое или необъясненное. Из личных и семейных воспоминаний» (1885), «Helena Petrovna Blavatsky» («Lucifer». London, 1894-1895).
Катков Михаил Никифорович(1818-1887) — русский публицист, издатель журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости».
Кейтли Бертрам(1860-1945) — английский теософ, близкий соратник Е.П.Б. В Теософское Общество вступил в 1884 г. Тесно сотрудничал с Е.П.Б. в редактировании и издании журнала «Lucifer», занимался подготовкой к изданию рукописи «Тайной Доктрины». Автор «Воспоминаний о Е.П.Блаватской» (B.Keightley. Reminiscences of Н.Р.В. — Adyar: TPF, 1931.).
Кейтнесс,графиня (герцогиня де Помар) — основательница Теософского Общества Востока и Запада в Париже, автор книги «Христианская теософия».
Кингсфорд Анна Бонус(1846-1888) — первый президент Лондонской ложи Теософского Общества. Автор книг по эзотерическому христианству.
Корсон Хирам(1828-1911) — профессор английской литературы Корнеллского университета (Итака, США), один из лидеров спиритуализма в 1870-х гг. Автор фундаментальных трудов «Ап Introduction to the Study of Robert Browning's Poetry» (1886) и «An Introduction to the Study of Shakespeare» (1889).
Коуз Эллиот Ф.(?-1899) — профессор Смитсоновского института в Вашингтоне, орнитолог. В 1884 г. познакомился с Е.П.Б. и Олькоттом и вступил в Теософское Общество, основал филиал Теософского Общества в Вашингтоне и в 1885 г. стал президентом Американского правления. После упразднения Американского правления и избрания генеральным секретарем Американской секции Теософского Общества У.Джаджа пытался интриговать, претендуя на руководство Теософским Обществом. В результате возглавляемый им филиал, Гностическое Теософское Общество в Вашингтоне, в 1889 г. был закрыт, а сам Коуз был исключен из Теософского Общества и сделался ярым врагом Е.П.Б.
Купер-Оукли Изабель(1854-1914) — родилась в Индии, обучалась в Кембридже, где и встретила своего будущего мужа Альфреда Дж. Оукли. В 1884 г. вступила в Теософское Общество, а с 1889 г. работала в нем как член персонала. Была членом Внутренней группы Эзотерической секции Е.П.Б. Автор нескольких теософско-мистических литературных работ, в числе которых «Mystical Traditions» (1909) и «The Comte de St. Germain» (1912).
Ледбитер Чарльз Уэбстер(1854-1934) — англиканский священник и выдающийся теософский писатель; член Теософского Общества с 1883 г.; автор многих книг по оккультизму, популярных до нашего времени.
Маваланкар Дамодар К.(1857-?) — индиец из богатой семьи, принадлежавшей к касте брахманов; преданный ученик Махатмы К.Х. В 1879 г. вступил в Теософское Общество в Бомбее; работал сотрудником персонала теософской Штаб-квартиры, управляющим делами отдела публикаций Теософского Общества, помогал изданию журнала «Theosophist». Дамодар К.Маваланкар прославился в анналах раннего Теософского Общества как образец преданности Учителям и Обществу, в которое он вступил в двадцать с небольшим лет. В начале 1885 г. он удалился из Индии в Тибет, в Гималайский ашрам Учителей.
Майерс Фредерик В.— поэт, эссеист, член Общества психических исследований, состоявший также в Теософском Обществе. Автор книги «Человеческая личность и ее жизнь после телесной смерти».
Мейбл Коллинз(1851-1927) — известная английская писательница-оккультист, записавшая трактат «Свет на Пути», автор знаменитых книг «Идиллия Белого Лотоса», «Когда Солнце движется на Север» и многих других. В 1884 г. она вступила в Теософское Общество, а в 1887—1888 гг. сотрудничала с Е.П.Блаватской в редакции журнала «Lucifer».
Мид Джордж Роберт Стоу(1863-1933) — ученый-филолог и философ, видный теософ. В 1884 г. вступил в Теософское Общество и через некоторое время стал близким соратником Е.П.Блаватской. С 1889 г. и до конце ее жизни работал вместе с Е.П.Б. в лондонской Штаб-квартире как ее личный ученый секретарь и издатель журналов «Lucifer» и «Theosophical Review». Автор трудов по вопросам гностицизма, герметической философии и происхождения христианства, в числе которых: G.R.S.Mead. «Apollonius of Tyana. The Philosopher of the First Century A. D.». — London and Benares: Theos. Publ. Society, 1901; «Pistis Sophia: A Gnostic Gospel» (1896); «Fragments of Faith Forgotten» (1909).
Минаев Иван Павлович(1840-1890) — выдающийся русский востоковед-индолог, основатель русской индологической школы, филолог, лингвист, историк, фольклорист, этнограф; исследователь буддизма, опубликовавший ряд важных рукописных источников; специалист по исторической географии Азии. Профессор СПб. университета по кафедре сравнительного языкознания. По заданию Российской академии наук совершил три больших путешествия по Востоку, во время которых вел научные исследования, записывал фольклор, собирал рукописи, предметы искусства и быта в Индии, Непале, Бирме, на Цейлоне, в Египте. Собранная им уникальная коллекция буддийских текстов хранится в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Работы Минаева по истории буддизма и опубликованные им тексты памятников заложили основу отечественной буддологии: это «Пратимокша-сутра», «Катха-ватхупакарана», «Махавьюпатти», «Бодхичарья-аватара». Автор книг: «Буддизм. Исследования и материалы» (СПб.1887), «Очерки Цейлона и Индии. Из путевых заметок русского» (СПб.1878), «Индийские сказки и легенды, собранные в Камаоне в 1875 г. И.П.Минаевым» (М., 1966), «Дневники путешествий в Индию и Бирму» (М., 1955). Минаев — первый русский индолог, получивший мировую известность. Его учениками были академики-индологи С.Ф.Ольденбург и Ф.И.Щербатской.
Мохини Мохан Чатерджи(1858-1936) — адвокат из Калькутты, брахман по рождению, потомок великого индийского реформатора Раммохана Роя, ученый, знаток санскрита. Один из первых теософов-индийцев; в апреле 1882 г. был избран почетным членом Бенгальского Теософского Общества.
Мэсси Чарльз Карлтон(1838-1905) — английский адвокат, писатель, переводчик, метафизик, спиритуалист и теософ. В 1878 г. был избран первым президентом Британского Теософского Общества. В 1882 г. стал одним из основателей Общества психических исследований в Лондоне. Как явствует из писем Е.П.Блаватской, она весьма ценила Мэсси как талантливого исследователя и благородного человека. Однако в 1884 г. он отрекся от Теософского Общества.
Новикова Ольга Алексеевна,урожд. Киреева (1840-1924) — подруга Е.П.Б. Выступала в печати под псевдонимом «О.К.». Долгое время жила в Англии, вращалась в высших литературных и политических кругах. (См. о ней кн.: Стэд У. Депутат от России. — Цг., 1915.)
Олькотт Генри Стил(1832-1907) — американский журналист, издатель, адвокат, один из основателей и первый президент Теософского Общества.
Г.С.Олькотт в 1859-1861 гг. работал журналистом в сельскохозяйственной редакции «New York Tribune*. Участвовал в Гражданской войне в США, в 1862-1866 гг. служил особым комиссионером военного и морского департаментов США по расследованию коррупции и подлогов в военных арсеналах и на морских верфях. В 1868-1878 гг. в Нью-Йорке практиковал как юрист. В 1875 г. избран президентом Теософского Общества и оставался на этом посту до конца жизни. Неустанно трудился на благо Теософского Общества в Индии, Южной Азии, Австралии, Европе. Немало сделал для возрождения буддизма на Цейлоне, оказав помощь в организации трех колледжей и 250 школ. В числе его трудов: «People from the Other World». — Hartford, 1875; «Buddhist Catechism». — Colombo, 1881; «O1d Diary Leaves». — Adyar: TPH, 1972-1935. (См. также изд.: Олькотт Г.С. Практическая теософия. — М.: Сфера, 2001.)
Оуэн Роберт Дейл(1801-1877) — сын известного философа-утописта Р.Оуэна, конгрессмен и дипломат, посол США в Неаполе, ведущий спиритуалист Америки.
Прибытков Виктор Иванович— издатель спиритического журнала «Ребус», специалист по истории спиритизма; автор книги «Медиумизм Елизаветы Дмитриевны Прибытковой» (СПб.1897). Журнал «Ребус», издававшийся супружеской четой Прибытковых с 1881 г. в Санкт-Петербурге, был весьма популярен. В нем печатались статьи А.Н.Аксакова, Э. фон Гартмана, часто публиковалась и Е.П.Блаватская.
Синнетт Альфред Перси(1840-1921) — английский журналист, редактор газеты «The Pioneer» (Аллахабад, Индия) и теософский писатель. Прославился как человек, получавший послания от Махатм. Автор книг «Оккультный мир» (1881) и «Эзотерический буддизм» (1883), популяризировавших теософию. (См. изд.: А.П.Синнетт. Оккультный мир. — М.: Сфера, 2000; А.П.Синнетт. Эзотерический буддизм.— М.: Сфера, 2001; Письма Махатм Синнетту.— Самара: Агни, 1998; Блаватская Е.П. Письма А.П.Синнетту. — М.: Сфера, 1996.)
Слейд Генри(?-1905) — американский медиум, прославившийся в связи со slate-writing, особым видом медиумического письма при помощи грифельной доски. Широкую известность получил после того, как комитет в составе Е.П.Блаватской и Г.С.Олькотта выбрал Слейда в качестве наиболее надежного медиума для серии экспериментов, проводившихся в 1876-1877 гг. в Санкт-Петербургском университете.
В России великий князь Константин, профессор А.М.Бутлеров и А.Н.Аксаков также убедились в реальности опытов Слейда.
Соловьев Всеволод Сергеевич(1849-1903) — известный в то время писатель, автор исторических романов, брат философа Владимира Соловьева. Познакомился с Е.П.Б. весной 1884 г. в Париже, некоторое время бурно восхищался ею, а затем сделался ее врагом и написал книгу под названием «Современная жрица Изиды» о якобы имевших место разоблачениях ее мошеннических трюков в процессе оккультных манифестаций. Е.П.Б. назвала его «Яго теософии», по имени злодея-интригана из трагедии Шекспира.
Стейнтон Моузес Уильям(писал под псевдонимом М.А.Оксон [Oxon]) — преподаватель английского и классических языков в Лондонском университетском колледже; один из лидеров спиритуалистического движения, медиум, автор многих блестящих статей. Принимал участие в теософском движении.
Стэд Уильям Томас(1849-1912) — теософ, известный английский журналист, издатель, редактор знаменитой лондонской вечерней газеты «Pall Mall Gazette», основатель престижного ежемесячника «Review of Reviews», а также периодического издания «Borderland», посвященного спиритуализму, психическим исследованиям и теософии. Автор книги об О.А.Новиковой, переведенной на русский язык. (См.: Стэд У.Депутат от России. — Пг., 1915.) Погиб во время крушения знаменитого судна «Титаник».
Субба Роу Т.(1856-1890) — индийский брахман, один из активных членов и теоретиков Теософского Общества, ученик великого адепта Мориа. (Биографический очерк о Субба Роу см. в кн.: Е.П.Блаватская. Гималайские браться. — М.: Сфера, 1998. С. 413-419.)
Суворин Алексей Сергеевич(1834-1912) — крупнейший русский журналист, издатель, публицист, театральный критик, писатель. Имел собственную типографию в Петербурге, создал сеть книжных магазинов и киосков с вывеской «Новое время» по всей России.
Издавал в Санкт-Петербурге газету «Новое Время» (с 1876 г.), журнал «Исторический вестник» (с 1880 г.), сочинения русских и иностранных писателей, научную литературу, а также адресные книги и многое другое. Автор содержательных мемуаров («Дневник», 1923). В 1870-х гг. Суворин сумел сделать газету «Новое Время» одной из самых влиятельных в России.
Уайлдер Александр(1823-1908) — американский врач, доктор медицинских наук, археолог, писатель, издатель, философ-платоник. Работал в редакциях нескольких газет, редактировал различные медицинские и философские журналы; преподавал в нескольких медицинских колледжах. Член Теософского Общества. Автор большого количества трудов по медицине, истории, религии, метафизике, философии Платона. В числе его опубликованных работ «New Platonism and Alchemy» (1869) и «History of Medicine» (1901).
Ходжсон Ричард(1855-1905) — выпускник и преподаватель Кембриджского университета, исследователь психических явлений. С 1882 г. член Общества психических исследований (ОПИ). Занимался расследованием феноменов, произведенных Е.П.Блаватской и ее Учителями, в Индии.
Холлоуэй Лора Картер(1848-1930) — американская писательница и журналистка; в 1870-1884 гг. работала сотрудником издательства «Brooklyn Daily Eagle». Весной 1884 г. встречалась с Е.П.Б. в Париже.
Хьюм Алан Октавиан(1829-1912) — ученый-орнитолог, теософ, президент Эклектического теософского общества Симлы, основатель Индийского национального конгресса.
Хюббе-Шляйден Вильям(1846-1916) — ученый, писатель, юрист, путешественник, атташе при германском консульстве в Лондоне. В 1886 г. основал в Лейпциге метафизический журнал «Сфинкс» и был его редактором до 1895 г. Президент Теософского Общества в Германии, близко общался с Е.П.Б. в период написания «Тайной Доктрины».
Эглинтон Уильям(1857-1933) — известный английский медиум, прославившийся сеансами по материализации и автоматическому письму.
СНОСКИ
[1] Оригинал письма, написанного Е.П.Блаватской полковнику Г.С.Олькотту в 1875 г., хранится в Адьяре.
Как известно, Е.П.Блаватская отправилась в Нью-Йорк по приказу своего Учителя и на протяжении всего пребывания там постоянно поддерживала контакт с некоторыми из Учителей. Поначалу детальное руководство ее работой осуществлялось под наблюдением Египетских Братьев, которых возглавлял адепт по имени Серапис Бей. С ним взаимодействовал ещё один адепт, Туи-тит Бей, упоминаемый в настоящем письме. Первый из них и является тем вышеназванным «руководителем», на которого ссылается Е.П.Блаватская. Несколько писем от адепта Сераписа Бея, хранящихся в архивах Адьяра, опубликованы в книге: Письма Мастеров Мудрости (1870-1888). - М.: Сфера, 1997.
Олькотт Генри Стил (1832-1907) — американский журналист, издатель, адвокат, один из основателей и первый президент Теософского Общества.
[2] Стр. 9. Луксор — город в Египте.
[3] Эллора — система выдолбленных в скалах пещер в 10 милях к северу от Давлатабада и в 225 милях к северо-западу от Бомбея. Эллора до сих пор является «тиртхой» — местом паломничества, хотя и лишилась уже былой славы оккультного центра. «В сезон дождей у подножия скалы возникает стремительный поток, который низвергается водопадом, так что паломники могут пройти по уступу скалы позади него и искупаться в обрушивающихся сверху струях, считая, что это священный поток Ганга, ниспадающий с чела великого божества. На протяжении более мили прямо в отвесной скале высечены монастыри и храмы, где молятся последователи самых разных культов; древнейшим из этих сооружений является буддийская ступа Висвакармы». (Havell Е.В. A Handbook of Indian Art, p. 79.)
[4] Стр. 10. Джон — это дух по имени «Джон Кинг». На заре спиритуализма под этим именем, вероятно, выступало несколько различных сущностей. Г.С.Олькотт в «Листах старого дневника» (Olcott H.S. Old Diary Leaves. Vol. I, Chapter 1. - Adyar: TPH, 1974) отмечает, что впервые о Джоне Кинге заговорили в 1850 г. Согласно Олькотту, Джонов Кингов было трое: 1) «простенький чистый элементал, которого использовала для своих феноменов Е.П.Б., несомненный специалист по чудесам»; 2) «скитающийся по земле дух сэра Генри Моргана, знаменитого пирата»; 3) «посланник и слуга ныне живущих адептов, но никак не одного с ними ранга». Именно этот третий Джон Кинг и упоминается в письмах Учителя. Подробное описание Джона Кинга содержится в письмах Е.П.Блаватской генералу Ф.Липпитту.
[5] Между прочим [франц.].
[6] A priori (лат.) — «из предыдущего», то есть на основании ранее известного; в логике — умозаключение, основанное на общих положениях, принимаемых за истинные
[7] Дерзайте. — Особенностью писем Сераписа Бея Г.С.Олькотту является частый призыв «Дерзайте».
[8] ...физические страдания, на которые я обречена из-за своей ноги... — Г.С.Олькотт в «Листах старого дневника» (Olcott H.S. Old Diary Leaves. Vol. 1. — Adyar: TPH, 1974. P. 57) рассказывает: «В июне она тяжело заболела из-за ушиба колена, который получила прошлой зимой в Нью-Йорке при падении на вымощенный булыжником тротуар, что привело к сильному воспалению надкостницы и частичному омертвению тканей ноги». Однако сама Е.П.Блаватская в письме генералу Ф.Липпитту, полученном им 13 февраля 1875 г., описывает это происшествие иначе: «В момент получения вашего письма я была фактически прикована к постели после того, как чуть не сломала ногу, пытаясь передвинуть тяжелый каркас кровати, который обрушился на меня и сбил с ног». Последствия несчастного случая сказывались в течение нескольких месяцев, и о них упоминается в некоторых последующих письмах Е.П.Блаватской.
[9] Чайлд — д-р Генри Чайлд, представший перед американской публикой в январе 1875 г. как разоблачитель пары американских медиумов — г-на и г-жи Холмс. Однако Е.П.Блаватская и Г.С.Олькотт получили от Учителей указания о том, что необходимо разоблачить самого Чайлда как «бывшего компаньона и импресарио» четы Холмсов. (Olcott H.S. Old Diary Leaves. Vol. I. - Adyar: TPH, 1974. P. 70.) В Альбоме для вырезок Е.П.Блаватской записано: «Д-р Чайлд был сообщником Холмсов. Он получал деньги от их сеансов. Он негодяй».
[10] Олден — по-видимому, У.Л.Олден, в то время сотрудник редакции «New York Times» (см. в кн.: Olcott H.S. Old Diary Leaves. Vol. I. - Adyar: TPH, 1974. P. 123), один из шестнадцати основателей Общества. Из одной статьи за подписью Е.П.Блаватской известен и точный адрес: Джирард-стрит, дом № 1111.
[11] Неофит (греч.) — начинающий, готовящийся к посвящению, кандидат на посвящение в мистерии.
[12] Об этом письме Е.П.Блаватской полковнику Г.С.Олькотту К.Джинараджадаса сообщает, что оно является первым из тех, что ему удалось найти, когда он пытался «дать общее представление о том учении, которое Египетское Братство хотело явить миру через эту женщину». Немного раньше, в выпуске «Spiritual Scientist» за29 апреля 1875 г., уже был опубликован циркуляр «Памятка спиритуалистам», воспроизведенный в «Золотой книге Теософского Общества» (The Golden Book of the Theosophical Society: A Brief History of the Society's Growth from 1875-1925. Под ред. C.Jinarajadasa. - Adyar: TPH, 1925). A 15 июля 1875 г. Е.П.Блаватская опубликовала статью «Несколько вопросов к "HIRAF'y", автору статьи "Розенкрейцерство"». (Русский перевод этой статьи под названием «Оккультизм, или Магия» см. в кн.: Е.П.Блаватская. В поисках оккультизма. — М.: Сфера, 1996. С.53.), которую охарактеризовала следующим образом: «Мой первый оккультный выстрел. Написано Е.П.Б. по срочному указанию Сераписа».
[13] Паралич все-таки наступил. — Е.П.Блаватская повредила колено, по-видимому, в самом начале февраля, поскольку она упоминает об этом в письме генералу Ф.Дж.Липпитту от 13 февраля 1875 г. Колено не заживало в течение многих месяцев.
[14] ...хирург Пэнкоуст — доктор Пэнкоуст, один из двух вице-президентов Теософского Общества сразу после его основания.
[15] Ложа... — Египетская Ложа, во главе которой стоял Учитель Серапис, в тот период руководила работой Е.П.Блаватской.
[16] ...первую из цикла статей... — Скорее всего, имеется в виду статья, написанная в качестве ответа «HIRAF'y» — Мильтоновскому литературному обществу, название которого является аббревиатурой, составленной из первых букв имен пяти мильтоновцев: Хинрикс, Ивинс, Робинсон, Адаме, Фейлз. (См. об этом в кн.: Е.П.Блаватская. В поисках оккультизма. - М.: Сфера, 1996. С. 382-388).
[17] Розенкрейцеры — члены тайных, преимущественно мистических обществ в XVII-XVIII вв. в Германии, России, Нидерландах и некоторых других странах. Названы по имени легендарного основателя общества Христиана Розенкрейца, якобы жившего в XIV-XV вв., или по эмблеме розенкрейцеров — розе и кресту. Орден розенкрейцеров ставил своей целью «реформацию всего мира, приведение человечества к истинной философии, которую познал Адам после своего падения и которой следовали Моисей и Соломон». В учении и деятельности розенкрейцеров большое место занимали идеи нравственного самоусовершенствования и оккультные науки: магия, каббалистика, алхимия. Исторические корни розенкрейцерства восходят к египетским мистериям и имеют продолжение в масонской традиции.
[18] Сефироты (евр.) — десять эманации Божества, каждая из которых представляет в каббале группу возвышенных идей, титулов и качеств.
[19] Эйн Соф (евр. — безграничный, беспредельный) — абсолютный божественный принцип; в каббалистике божество эманирующее и распространяющееся, не имеющее ни формы, ни существования, ни подобия, ни имени, «Ничто».
[20] Роберт Мор — один из подписавших письмо от Луксорского Братства, опубликованное в кн.: Письма Мастеров Мудрости (1870-1888). — М.: Сфера, 1997. С. 114.
[21] Джон — см. примечание к стр. 10.
[22] Туитит Бей — адепт Луксорского Братства, который в конце данного письма заверяет его своей подписью.
[23] Элементалы — духи стихий, существа, являющиеся силами природы и развивающиеся в четырех царствах, или стихиях: в земле, воздухе, огне и воде.
[24] Джинны (араб. — духи) — элементалы, духи природы. Согласно Корану, джинн — фантастическое существо из «чистого» (бездымного) огня, сотворенное Аллахом. В оккультных науках мусульманского средневековья подчинение джиннов воле человека считалось важнейшей проблемой.
[25] ...письмо бедолаги Брауна... — Элбридж Джерри Браун, издатель бостонского журнала «Spiritual Scientist.
[26] Вагнер Николай Петрович — см. раздел Краткие биографические очерки
[27] Бутлеров Александр Михайлович — см. раздел Краткие биографические очерки
[28] Аксаков Александр Николаевич — см. раздел Краткие биографические очерки.
[29] Заметка «Героические женщины» из газеты «New York Mercury» за 18 января 1875 г., заимствованная из Альбома для вырезок Е.П.Блаватской № 1, написана неким американским репортером, явно слепившим разрозненные факты в расчете на сенсацию. Следующая за нею «Открытка от графини Блаватской» —предположительно, из воскресного выпуска той же газеты.
Наклеив вырезки в альбом, Е.П.Блаватская сделала на полях пометки чернилами, и сегодня интерес для нас представляют именно они. Ее комментарии на полях приведены в виде сносок.
В письмах Е.П.Блаватской того же периода, адресованных генералу Ф.Липпитту, встречаются ссылки на судебный процесс, упомянутый во второй заметке.
[30] Ложь – прожила с ним лишь три недели.
[31] Действительно законным путем, поскольку супруг скончался.
[32] Что ни слово — то ложь. Никогда не состояла «при штабе Гарибальди». Отправилась с друзьями в Ментану, чтобы помочь с отстрелом папистов, но там меня саму подстрелили. Однако это никого не касается, и уж меньше всего — любого из этих п—х* репортеров.
[33] Слово «Графиня» Е.П.Б. Вычеркнула чернилами.
[34] Отправила им в ответ длинное письмо, но они вставили из него только этот абзац, сопроводив его щедрым враньем.
[35] Слова «за последние двенадцать лет» зачеркнуты, и сбоку на полях приписано «с тех пор».
[36] «Banner of Light» («Знамя Света») — спиритуалистический журнал, издававшийся в Бостоне в 1857- 1907 гг.
[37] ...представить Чайлда в истинном свете... — В первом послании, полученном Г.С.Олькоттом в 1875 г. от Луксорского Братства из Египта и подписанном адептом Сераписом и еще тремя адептами, говорится следующее: «Мы желаем, брат, чтобы с твоей помощью был наказан человек по имени Чайлд. Дерзай!» (См. в кн.: Письма Мастеров Мудрости. 1870-1888. - М.: Сфера, 1997. С. 114.)
Доктор Генри Т.Чайлд предстал перед американской публикой в январе 1875 г. как разоблачитель двух американских медиумов — г-на и г-жи Холмс. Е.П.Блаватская и Г.С.Олькотт получили указания о необходимости разоблачения самого Чайлда как их «бывшего партнера и импресарио». Олькотт добросовестно выполнил это указание в книге «Люди с того света» (Olcott H.S. People from the Other World. - Hartford, 1875).
Е.П.Блаватская в своем Альбоме для вырезок пишет: «Чайлд был сообщником. Он присвоил деньги за сеанс .....лмсов. Он не...» (последнее слово может означать негодяй). В другом месте она добавляет: «Мне было приказано разоблачить д-ра Чайлда. Что я и сделала. Он — лицемер, лжец и обманщик». (О событиях и лицах истории, связанной с д-ром Чайлдом, см. статьи Е.П.Блаватской «Филадельфийское "Фиаско", или Кто есть кто?» и «Кто фальсифицирует?», а также Приложение 3, «Дело Холмсов», в кн.: Е.П.Блаватская. В поисках оккультизма. — М.: Сфера, 1996.)
[38] Этот человек решил положить начало или, точнее, основать особый фонд и обещает высылать мне новые пожертвования с целью непременно и безотлагательно возбудить в суде процесс против Чайлда. Как вам каша, которую мы заварили, генерал? (франц.)
[39] На обороте написано: «От госпожи Блаватской, 22 февраля 1875 г.»
[40] Роберт Дейл Оуэн — ведущий спиритуалист Америки. (См. раздел Краткие биографические очерки.)
[41] «О вкусах не спорят» (лат.).
[42] Колби — издатель спиритуалистического журнала «Banner of Light» («Знамя Света»), издававшегося в Бостоне в 1857-1907 гг.
[43] Баярд — Пьер Террай сеньор де Баярд (Байярд, ок. 1473-1524) — прославленный французский рыцарь, известный как «Рыцарь без страха и упрека» (chevalier sans peur et sans reproche), воспетый в легендах и в многочисленных произведениях литературы и искусства
[44] «Самая красивая на свете девушка не может дать боль-того, что имеет» (франц.)
[45] Письма Е.П.Блаватской, написанные с марта по июнь 1875 г. генералу Ф.Липпитту, интересны тем, что дают некоторое представление о жизни Е.П.Б. до основания Теософского Общества, а также тем, что содержат описание Джона Кинга. Джон Кинг, широко известный в кругах спиритуалистов, утверждал, что он является духом знаменитого пирата — сэра Генри Моргана. Джинараджадаса сообщает: «Джон Кинг отчасти руководил манифестациями на спиритических сеансах в семидесятые и восьмидесятые годы. Он определенно обладал необычной для рядового духа властью над силами астрального мира, и вызываемые им феномены всегда бывали весьма интересны. Его облик в моменты материализации соответствовал нарисованному им самим автопортрету... Энергичный, грубовато-простодушный, с громким командным голосом, Джон, появляясь на спиритических сеансах, всегда вносил в них немалое оживление и умел призвать к порядку всех строптивых духов. Из писем Учителя С[ераписа] полковнику Олькотту и упоминаний Е.П.Б. можно заключить, что Джона Кинга допустили к членству в Египетском Братстве на одной из его низших ступеней, и Братство нередко использовало этого духа в качестве посланника. Я полагаю, что настоящий Джон Кинг вскоре после того как в спиритизме прошел период мощных физических манифестаций, отправился куда-то в иные сферы, а его место поочередно стали занимать другие духи, принимавшие его облик, голос и прочие внешние характеристики. Возможно, один из таких "Джонов Кингов" до сих пор появляется на спиритических сеансах».
[46] Генерал Липпитт сделал на письме пометку о том, что оно было получено 9 марта 1875 г.
[47] Ad libitum (лат.) — по желанию, по своему усмотрению, сколько угодно.
[48] Диака — призрак, оболочка, фантом из кама-локи; «это один из тех, кому доставляет безумную радость разыгрывание ролей, выкидывание трюков по части олицетворения персонажей противоположного характера». Такое определение этому духу дает Эндрю Джексон Дэвис — выдающийся американский ясновидящий.(См. в кн: Е.П.Блаватская. Разоблаченная Изида. — Москва-Минск: Сфера-Лотаць, 2000. Т. 1, с. 257.)
[49] Мамлер и Хезелтон — по-видимому, фотографы, которые занимались спиритической фотографией, делая снимки духов.
[50] Страна вечного лета (англ. Summer Land) — название, данное американскими спиритуалистами и феноменалистами стране или области, где живут «духи» после смерти.
[51] ...вы не слышали свидетельств [...] — Имя в письме написано неразборчиво.
[52] Яpд (англ. yard) — единица длины в системе английских мер; 1 ярд=3 футам=0,9144 м.
[53] Корсон Хирам — см. раздел Краткие биографические очерки.
[54] от отчаяния, за неимением лучшего (франц.).
[55] Почтовая открытка, на штемпеле обозначена дата: 3 апреля 1875 г.
[56] Генерал Ф.Липпитт написал на письме, что оно было получено им 9 марта 1875 г.
[57] Уильям Стейнтон Моузес — см. раздел Краткие биографические очерки.
[58] ...отвратительном религ[иозно]-фил[ософском] журнале... — подразумевается «The Religio-Philosophical Journal, издававшийся в Чикаго в 1865—1895 гг.
[59] «слепые, которые ведут хромых» (франц.).
[60] Евсевий Кесарийский (Евсевий Памфил, ок. 263-339) — римский церковный писатель и историк, епископ Кесарии Палестинской с 311 г. Одним из первых среди христианских авторов сделал попытку согласовать достижения античной науки с интересами церкви. Сочинения: «Церковная история» (история христианства до324 г.), «Житие императора Константина» (панегирик императору).
[61] «в благоухании святости» (франц.); в переносном смысле — «пользуясь особым расположением».
[62] Мой генерал! (франц.).
[63] «А la Cuvier» — «как Кювье» (франц.).
Кювье Жорж (1769-1832) — знаменитый французский зоолог, один из реформаторов сравнительной анатомии, палеонтологии и систематики животных. Ввел понятие типа в зоологии. Установил принцип «корреляции органов», на основе которого реконструировал строение многих вымерших животных. Не признавал изменяемости видов, объясняя смену ископаемых флор и фаун так называемой теорией катастроф. Сочинения: Рассуждения о переворотах на поверхности земного шара. — М.-Л., 1937.
[64] Мормоны («Святые последнего дня») — члены религиозной секты, основанной в США в первой половине XIX в. Дж.Смитом, который опубликовал в 1830 г. «Книгу Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) — главный источник вероучения, включающего положения иудаизма, христианства и других религий. В 1848 г. община мормонов основала в штате Юта государство мормонов — теократическое государство по типу Древнего Израиля. Мормоны проповедовали и практиковали многоженство.
[65] Бульвер-Литтон Эдуард (1803-1873) — английский писатель-романист, драматург и политик, барон. Автор знаменитого мистического романа «Занони». Стр. 47. Тор (сканд. «греметь») — в германо-скандинавской мифологии сын Одина и Фрейи, бог грома, бури и плодородия, владыка всех стихийных духов, богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ (в том числе мирового змея). Оружие Тора — его боевой метательный молот Мьёлльнир, возвращающийся к владельцу, которым он и побивает ётунов (великанов).
[66] «так называемых», мнимых, самозванных (франц.).
[67] за его дальнего, седьмая вода на киселе, родственника (франц.).
[68] Тор (сканд. «греметь») — в германо-скандинавской мифологии сын Одина и Фрейи, бог грома, бури и плодородия, владыка всех стихийных духов, богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ (в том числе мирового змея). Оружие Тора — его боевой метательный молот Мьёлльнир, возвращающийся к владельцу, которым он и побивает ётунов (великанов).
[69] «свастику» с «крестом хоругвей» (франц.).
[70] На обороте написано: «От г-жи Блаватской, апрель 1875 г.»
[71] «Бей, но выслушай» (франц.).
[72] Эпиктет (ок. 50-ок. 140) — греческий философ-стоик. Был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее отпущен на волю. Философские проповеди Эпиктета сохранились в записи его ученика Флавия Арриана.
[73] На обороте написано: «От госпожи Блаватской, около 1-3 мая 1875 г.»
[74] небольшой услуге (франц.).
[75] побитый физически (фран