Третьему ежегодному съезду 28-29 апреля 1889 г.
7 апреля 1889 г. Лондон,
Холланд-Парк, Лэндсдаун-роуд, 17
Друзья и собратья теософы!
Вы снова собрались на съезд, и снова я шлю вам свой сердечный привет и желаю, чтобы нынешний ваш съезд увенчался еще большим успехом, чем предыдущий.
Вот уже четырнадцатый год пошел с тех пор, как в Нью-Йорке было основано Теософское Общество, и все это время с неизменным постоянством и неукротимой силой Общество продолжало расти среди неблагоприятных обстоятельств, в атмосфере не только дружественного, но и враждебного к нам отношения. А теперь мы вступили в седьмой год нашего второго семилетия, и весьма уместно и правильно, что нам предстоит проанализировать позиции, на которые мы вышли.
В Индии благодаря заботе полковника Олькотта продолжают создаваться новые отделения Общества, и, куда бы ни отправился президент с рабочим визитом или для чтения лекций, там наверняка возникнет новый центр нашего влияния. Поездки Олькотта, протекающие в таком духе, который вдохновляет его самого, — это все равно что ливень для пересохшей, выжженной солнцем почвы: в изобилии появляются цветы и травы, засеваются семена здоровой растительности. Сейчас полковник находится с визитом в Японии, куда одна мощная и влиятельная депутация пригласила его читать лекции по теософии и буддизму, он среди тех людей, которые до безумия жаждут перенять западную цивилизацию и уверены, что этого можно достичь лишь самоубийственным принятием христианства в качестве национальной религии. Да! Отречься от своей естественной национальной религии в пользу сорняка паразита и ради западной цивилизации со всеми ее благами в том виде, как они есть!
Воистину молодая Япония подобна сейчас тщеславным грекам под стенами Трои: «Мы похваляемся тем, что намного отцов превосходим...»
С сожалением услышала о том, что, хотя полковник Олькотт и планировал приехать в Америку после своего посещения Японии, этот визит оказался сорван.
Здесь, в Англии, мы работаем напряженно; встречая трудности, мы преодолеваем их, но тут-же на каждом шагу возникают другие, словно головы гидры на пути Геракла. Однако сила воли и непоколебимая преданность нашему великому делу — теософии — должны и непременно будут сокрушать любые препятствия до тех пор, пока поток Истины не вырвется на свободу, сметая все преграды на своем пути. Пусть карма ускорит победу.
Что же касается вас, в Америке, то карма вашей нации обеспечила вам теософию с доставкой на дом. Жизнь Души, психическая сторона природы открыты многим из вас. Альтруистический образ жизни — это не столько высокий идеал, сколько практическое дело. И поэтому естественно, что теософия находит себе пристанище во множестве сердец и умов и, едва коснувшись слуха тех, кто готов слушать, начинает звучать в унисон с их чувствами и помыслами. Следовательно, в вашу работу входит высоко нести факел свободы — Души Истины, дабы все видели его свет и шли за ним.
Этика теософии для человечества гораздо более необходима, нежели научные аспекты психической стороны природы и человека.
При таких благоприятных условиях, какие сложились для теософии в Америке, вполне естественно, что местное Теософское Общество будет быстро расти и будут возникать все новые отделения. Однако по мере того как организация по распространению теософии стремительно расширяется, нам следует помнить о необходимости консолидации. Общество должно расти пропорционально и не слишком быстро, чтобы, подобно некоторым детям, не перерасти собственные силы и не наступил полный сложностей и опасностей период, когда естественный рост приостанавливается, дабы не пришлось жертвовать всем организмом. В процессе роста человеческих существ это весьма реальное явление, и мы должны очень внимательно следить за тем, чтобы «более крупному ребенку» — Теософскому Обществу — не довелось страдать по той же причине. Ранее рост его уже приходилось сдерживать в связи с психическими феноменами, и опасность того, что наступит время, когда нравственные, этические основы Общества могут пострадать подобным образом, еще существует. А чтобы это предотвратить, каждому собрату нашего Общества надо сделать теософию первейшим фактором собственной жизни — сделать ее реальностью, прочно воплощать в жизнь ее принципы, короче говоря, сделать теософию своей, родной, и относиться к ней, как к самому себе. Неукоснительное соблюдение этих принципов — вот что необходимо для солидарности всех собратьев Общества; обретение такого чувства единения и тождества со всеми нашими собратьями и с каждым из них, когда нападение на одного из них будет рассматриваться как нападение на всех. И тогда нам, сплоченным, спаянным подобным духом Братства и Любви, не понадобится, в отличие от Архимеда, никакой точки опоры, никакого рычага, но мы перевернем мир.
Нам потребуются все наши силы, чтобы сразиться с окружающими нас трудностями и опасностями. У нас есть внешние враги в виде материализма, предрассудков и упрямства, враги в виде косных обычаев и различных религиозных форм, враги слишком многочисленные, чтобы всех их перечислять, — достаточно сказать, что ряды их густы, словно тучи песка, поднимаемые губительным сирокко, дующим в пустыне. Разве нам не понадобятся силы против этих врагов? Имеются у нас вдобавок и более коварные противники, которые «упоминают имя наше всуе» и делают теософию притчей во языцех, а Теософское Общество — мишенью для забрасывания грязью. Они порочат теософию и теософов, превращая возвышенные этические принципы в личину, маскирующую их собственные корыстные цели. И, будто всего этого еще недостаточно, есть у нас недруги, самые худшие из всех, — члены нашей же семьи, теософы, которые неверны ни Обществу, ни самим себе. Воистину мы в самой гуще врагов.
Перед нами и вокруг нас простирается «Долина смерти», и мы должны идти в атаку на неприятеля, прямо под огонь его орудий, если хотим одержать победу. На плане земного бытия кавалерию — и всадников, и коней — можно обучить идти в атаку на врага строем, как один человек. Так разве нам не дано сражаться и выиграть битву Души, ведя сражение в духе Высшего Эго, дабы в бою обрести свое божественное наследие?
Давайте на минуту окинем беглым взглядом проделанный нами путь. Нам удалось, как было сказано выше, отстоять свои позиции в борьбе со спиритистами во имя Истины и Духовной Науки. Мы выступали не против тех, кто добивается истинных знаний, связанных с психическим, духовным планом, и не против просвещенных спиритуалистов, а против феноменалистов низшего порядка — слепых почитателей иллюзорных фантомов умерших людей. Мы вели борьбу за Истину и за весь мир, который вводят в заблуждение феноменалисты. Снова повторю: никогда не велось никакой «борьбы» против тех, кто по-настоящему изучает психические науки.
Профессор Коуз в своем обращении к западному Обществу психических исследований в прошлом году многое сделал для разъяснения нашей подлинной позиции в данном вопросе. Он объяснил простым языком реальную важность психических исследований и превосходно поступил, особо подчеркнув все, что сопряжено с такого рода занятиями: трудности, опасности и в первую очередь — огромную ответственность. И дело не только в том, что, как доказал профессор, существует сходство между подобными занятиями и производством опасных взрывчатых веществ, особенно в неопытных руках. Как справедливо заметил профессор, эти эксперименты проводятся над человеческой душою и через нее. Если экспериментатор не прошел тщательной подготовки в процессе длительного специального курса обучения, то он рискует не только душою медиума, но и своею собственной.
Эксперименты, которые в настоящее время проводятся в области гипнотизма и месмеризма[633], представляют собой опыты если не сознательной, то, во всяком случае, неосознанной черной магии. Широк и гладок путь, ведущий к подобным разрушительным последствиям; чересчур легко на него ступить, и слишком уж многие идут этим путем прямо к собственной погибели. А практическое средство против него одно. Это — курс обучения, упомянутый мною выше. Звучит очень просто, но на деле чрезвычайно трудно, ибо именуется это средство — «альтруизм». Это оно является главной идеей теософии и средством от всех недугов, и это его истинные основатели Теософского Общества выдвигают в качестве средства достижения своей первейшей цели — Всемирного Братства.
Таким образом, будучи даже только номинально организацией альтруистов, Теософское Общество вынуждено бороться со всеми, кто под его прикрытием старается обрести магические способности, дабы использовать их в своих корыстных целях и во вред окружающим. Много и таких, кто вступил в наше Общество не более чем из любопытства. Психические феномены — вот чего они хотели, не собираясь ради этого ни на йоту поступаться собственными удовольствиями и привычками. Такие быстро уходили ни с чем.
Теософское Общество никогда не было и никогда не будет школой разнородных теургических ритуалов. Но есть десятки небольших оккультных обществ, где весьма многословно рассуждают о магии, оккультизме, розенкрейцерах, адептах и прочем. Такие претендуют на многое, вплоть до того, что обещают дать ключ, ко Вселенной, но в итоге приводят людей к глухой стене, а не к «Вратам мистерий». Это — одни из самых коварных наших противников.
Прикрываясь философией Религии-Мудрости, они ухитряются создать некий мистический жаргон, который эффективен в течение какого-то времени и позволяет им при помощи малой толики ясновидения обдирать мистически настроенных, но невежественных честолюбцев, домогающихся оккультизма, и вести их, как баранов, чуть ли не в любом направлении. Вы сами видели, как было дело с ныне печально известным Г.Б.Л. и с пресловутыми Г.Н.З.Р.[634]. Но горе тем, кто пытается превратить благородную философию в прибежище отвратительной безнравственности, жадности до эгоистической власти и стяжательства под видом теософии! Карма настигает их, когда они меньше всего ожидают этого. Но возможно ли для нашего Общества стоять в стороне и при этом оставаться уважаемым, если его члены не готовы, по крайней мере, в будущем, встать как один и поступить, как подобает теософам, с подобной клеветой на себя и с подобными подлыми карикатурами на свои высшие идеалы, каковыми их сделали эти две группы притворщиков?
Но для того чтобы мы были в состоянии осуществлять эту работу в интересах нашего общего дела, нам придется забыть обо всех частных различиях. Много есть в Теософском Обществе членов, горящих желанием работать, причем работать не покладая рук. Однако в качестве платы за свое содействие они хотят, чтобы вся работа велась по их разумению, и никак иначе. Если же этого не происходит, они впадают в апатию или вообще уходят из Общества, заявляя во всеуслышание, что только они — истинные теософы. Или же, если остаются, то стараются всячески превозносить свой метод работы в ущерб другим честным сотрудникам.
Таковы факты, но разве это — теософия? Все это может привести лишь к тому, что Общество, расширяясь, расколется на множество различных сект по числу руководителей — сект, столь же безнадежно бесплодных, как те 350 разрозненных христианских сект, существующих в настоящее время в одной только Англии. Неужели подобная перспектива ожидает и Теософское Общество? Разве такое «отделение» совместимо с единым альтруизмом Всемирного Братства? Разве этому нас учат наши Великодушные Наставники? Братья и сестры мои в Америке, от вас зависит, быть этому или не быть. Вы работаете, продолжаете трудиться изо всех сил. Но для того чтобы как следует работать на благо нашего Великого Дела, необходимо забыть все персональные различия во взглядах относительно того, каким образом надо работать. Пусть каждый работает по-своему и не пытается навязывать соседу своих идей насчет методов работы.
Вспомните, как в эпоху раннего христианства посвященный Павел предупреждал в своих посланиях тех, кто занял сектантскую позицию: «Я Павлов, я Аполлосов»[635], и давайте воспользуемся его предупреждением. Теософия по сути своей несовместима с сектантством, и труд ради нее открывает вход во Внутреннюю Жизнь. Но никто не может войти туда, кроме самого человека, проникшегося высшим и истиннейшим духом Братства, и любая иная попытка окажется либо просто напрасной, либо разрушительной в самом начале.
Однако карма примирит все различия во мнениях. Будет потребован строгий отчет о нашей текущей работе, и заработанные «суммы» будут занесены в нашу «приходную ведомость». Но столь же строго взыщется за ту работу, которую кто бы то ни было, потакая личным обидам, помешал выполнить соседу. Думаете, легко воспрепятствовать силам Теософского Общества в лице любого из его руководителей осуществить предназначенную им работу? И коль скоро за Обществом стоит кармическая сила, то, вне всяких сомнений, сурово спросит эта сила за попытки помешать подобной работе; опрометчив и невежествен тот, кто противопоставляет свое ничтожное «я» выполнению предписанной Обществу задачи.
Следовательно, «единение — сила»,и поэтому частные различия должны раствориться в совместном труде на благо нашего Великого Дела.
Теперь спросим себя: какую работу проделали мы за прошедший год? Здесь мы с помощью и под руководством президента-основателя, полковника Олькотта, организовали Британскую Секцию Теософского Общества. И вместо одной Ложи были созданы меньшие местные отделения, у которых, таким образом, больше сил для работы и возможностей для встреч. О том, что было проделано в Индии, вы, вероятно, уже слышали. И вы, конечно, слышали и знаете, чего добилась и насколько увеличила свои силы ваша Секция.
Что касается наших средств распространения знаний, то на Западе у нас есть журналы «Lucifer»», «Path» и брошюры О.Т.П.[636] Благодаря всем этим изданиям мы вошли в контакт со множеством людей, о существовании которых мы бы иначе и не подозревали. Так что все они нужны для Дела, ибо оно включает в себя еще и попытку влиять на умы людей с помощью массовой прессы. К сожалению, должна сказать, что некоторые сотрудники журнала «Lucifer» теперь покинули журнал и Общество как раз из-за подобных личных расхождений, о которых упоминалось выше, и заняли теперь враждебную позицию — не только по отношению ко мне лично, но и по отношению к системе мышления, внедряемой Теософским Обществом.
Из-за личной неприязни к полковнику Олькотту французский журнал «Lotus» также отошел от теософии, однако взамен мы основали в Париже «La Revue Theosophique». Редактором этого журнала являюсь я, а управляющим и директором — графиня д'Адемар, американская леди, любимая и уважаемая всеми, кто ее знает, и друг одного из наших Братьев, д-р Бак[637].
Как известно многим из вас, мы создали Эзотерическую Секцию. Ее члены в числе прочего связаны обетом трудиться на благо теософии под моим руководством. Таким способом мы попытались, в частности, обеспечить некоторую солидарность в нашей совместной работе: образовать крепкую организацию, способную противостоять исходящим извне попыткам причинить нам ущерб, способную бороться с предрассудками в отношении Теософского Общества и против меня лично. При помощи этой Секции можно сделать многое, дабы свести на нет вред, причиненный Обществу в прошлом, и в значительной степени продвинуть нашу работу в будущем.
Однако название организации я бы охотно изменила. Скандалы в Бостоне совершенно дискредитировали слово «эзотерический», но к рассмотрению этого вопроса мы вернемся позже.
Таким образом, как я уже говорила, наши главные противники — общественные предрассудки и тупое упрямство материалистически настроенного мира, фальсификация наших целей и названия охочими до денег шарлатанами, а превыше всего — дезертирство ранее преданных нам друзей, ставших ныне нашими злейшими врагами.
Истинны были те слова мудрости, что приписывают в Евангелиях Иисусу. Мы сеем наше семена, и одно семя падает при дороге и не удерживается в ушах невнимательных, другое — на каменистую почву, где оно всходит на волне радости и энтузиазма, но, не имея корней, «засыхает». В других случаях добрые всходы заглушаются «терниями» и страстями материального мира, и они погибают, подавленные «заботами, богатством и наслаждениями житейскими». Ибо, увы, лишь в немногих людях семя теософии находит благодатную почву и приносит плод сторицею.
Но наше единство является нашей силой и всегда будет ею, если мы сохраним свой идеал Всемирного Братства. И пусть нашим лозунгом станет древнее «ln hoc signo vinces»[638].
А теперь заключительное, прощальное слово. Мои слова можно забыть, и со временем они наверняка забудутся, но некоторые фразы из писем, написанных Учителями, никогда не умрут, так как они представляют собой воплощение высшей практической теософии. Должна перевести их для вас:
«Пусть не движет вами стремление пожать плоды благой кармы, ибо раз уж ваша карма, благая или дурная, входит составной частью в единое, общее достояние всего человечества, то с вами не может произойти ничего такого — ни доброго, ни злого, что не разделили бы с вами множество других людей. Значит, если ваши мотивы эгоистичны, они могут привести, лишь к ухудшенному, двойственному результату, доброму и плохому, и ваш добрый поступок, либо будет сведен к нулю, либо его плодами воспользуется совсем другой человек». «Нет счастья для того, кто всегда думает только о своем Я и забывает обо всех прочих Я».
«Вселенная стонет под тяжестью подобных деяний (кармы), и ничто иное, кроме кармы самопожертвования, не освободит ее. Сколько из вас помогли человечеству нести хотя бы малейшую часть его бремени, чтобы считать себя теософами? О люди Запада, норовящие разыгрывать из себя Спасителей человечества, не решаясь пощадить жизнь хотя бы одному москиту, угрожающему им своим жалом! Вы хотели бы стать участниками Божественной Мудрости, или истинными теософами? Тогда действуйте, как воплощенные боги. Ощущайте себя проводниками и связующим звеном всего человечества, человечество — частью самих себя и поступайте соответственно».
Золотые слова — усвойте же их! На это надеется та, кто самым искренним образом подписывается под этими строками как преданная сестра и слуга каждого истинного последователя Учителей теософии.
С братским приветом
Е. П. Блаватская
Письмо 3[639]