Косвенные проявления экстатической любви.
Иногда преобладающие экстатические эмоции (нейтральные, служение, дружеские, родительские или супружеские) отходят на задний план, трансформируясь в косвенные проявления постоянных эмоций, таких как смех, удивление, доблесть, сожаление, гнев, отвращение или страх. Смешиваясь с четырьмя остальными компонентами, такие чувства преобразуются в косвенные расы любви к Богу.
Хасйа-раса - смех.
Украв немного йогурта из горшков двух гопи, Кришна сказал одной из них: «Дорогая красавица, Я могу поклясться, что не взял ни капли простокваши из твоего горшка! Но твоя подруга Радхарани, потеряв всякий стыд, вдыхает запах Моего дыхания. Это всего лишь хитроумная уловка, повод для того, чтобы приблизить Свое лицо к Моему. Не позволяй Ей этого». Когда Кришна проговорил это, подруги Радхарани прыснули от смеха. Это пример смеха в супружеской любви.
Адбхута-раса - удивление.
Однажды Брахма увидел коров и мальчиков-пастушков, одетых в желтые одежды и украшенных драгоценностями. У мальчиков было по четыре руки, и им поклонялись сотни других Брахм. Мальчики хором выражали свой восторг оттого, что находятся рядом с Кришной, Верховным Брахманом. Эта сцена повергла Брахму в такое удивление, что он воскликнул: «Что я вижу?» Это пример удивления в любви слуги к господину.
Вира-раса - доблесть.
Как-то раз на берегу Ямуны слышалось шуршание сухой листвы, хихиканье мальчиков-пастушков и раскаты грома. Шридама затягивал свой пояс, собираясь бороться с Кришной, победителем демона Агхи. Это пример проявления доблести в дружеской любви.
Каруна-раса - сострадание.
В Десятой песни Шримад Бхагаватам рассказывается, как Тринаварта, демон-смерч, похитил Кришну. Когда он унес Кришну в небо, гопи запричитали. Они пришли к маме Яшоде и признались, что нигде не могут найти сына Нанды. Его унес смерч. Это пример проявления сострадания в родительской любви.
Когда Кришна боролся с Калией, мама Яшода воскликнула: «Кришна запутался в клобуках змея Калии, а меня до сих пор не разорвало на мелкие кусочки! Можно только удивляться, как прочно это материальное тело!» Это другой пример проявления сострадания в родительской любви.
Раудра-раса - гнев.
В «Вигадха-мадхаве» Лалита выражает гнев, в который ее привел Кришна. Она обращается к Шримати Радхарани со словами: «Дорогая подруга, мои сокровенные мечты растоптаны, и теперь мне одна дорога – в обитель Ямараджа. Но я не могу спокойно смотреть, как Кришна по-прежнему с улыбкой обманывает Тебя. Не понимаю, как Ты можешь отдавать Свою любовь этому ветреному юноше из рода пастухов, наших соседей». Это пример проявления гнева в супружеской любви.
Вибхатса-раса - отвращение.
Ямуначарья так говорит об этом: «С тех пор, как я стал ощущать вечно обновляющееся наслаждение от трансцендентной любви, при одном воспоминании о прошлых плотских удовольствиях, мои губы кривятся в отвращении, и мне хочется сплюнуть». Это пример проявления отвращения в экстазе служения.
Бхаянака-раса - страх.
Один пожилой преданный сказал: «Дорогой Господь, находясь вдали от Тебя, мы сгораем от нетерпения увидеть Тебя вновь, и от этого наша жизнь превращается в сплошную муку. Но стоит нам увидеть Тебя, как нас мгновенно охватывает страх разлуки. Выходит, что, видим мы Тебя или не видим, и в том и в другом случае наш удел – страдания». Это пример проявления противоречивых чувств, охвативших преданного в экстазе служения и родительской любви.
Это лишь некоторые примеры из безбрежного нектарного океана бхакти-расы. В действительности, каждая раса уникальна. Расы бывают чистыми и смешанными. Сочетания некоторых рас приводят к гармоничным чувствам, в то время как других – к противоречивым. Все это подробно описано Шрилой Рупой Госвами в «Нектаре Преданности» и являет собой ориентир для тех преданных, которые уже достигли совершенства жизни: уровней бхавы и премы. Мы привели здесь лишь небольшие эскизы из общей картины для того, чтобы получить представление о цели жизни, любви к Кришне, в которую в должный срок превратится наша практика садхана-бхакти. Шрила Прабхупада приводит пример неуклюжей гусеницы, которая постоянно медитирует на то, чтобы стать прекрасной бабочкой и, в конце концов, становится ею.
Задание 63. Каковы отличительные характеристики каждой из пяти основных рас? Как эти качества накапливаются по мере продвижения от нейтральных к супружеским взаимоотношениям?
Задание 64. Каковы преданные, находящиеся с Кришной в шанта, дасья и других расах?
Задание 65. Какие качества, присущие гопи Вриндавана, хотели бы Вы в себе развить?
Задание 66. Услышав ночью звуки флейты Кришны, гопи оставили своих мужей и направились к Кришне, чтобы служить Ему, танцуя с Ним танец раса. Как бы Вы в своей нынешней ситуации могли бы последовать по их стопам?