Спонтанные проявления эмоций.
Если описанные выше внешние проявления эмоций включают в себя какую-то толику сознательных намерений, другие проявления экстатических эмоций возникают самопроизвольно из шуддха-саттвы, или состояния чистой благости, в котором находится сердце преданного, и пронизывают все его тело.
Когда жизненная сила, или прана,приходит в соприкосновение с элементом земля, преданный застывает в оцепенении. Когда же прана соприкасается с элементом вода, у него льются слезы. Когда жизненная сила приходит в соприкосновение с огнем, кожа преданного бледнеет или краснеет, и он может покрываться испариной. Когда она соприкасается с небом (эфиром), преданный ощущает опустошенность. А когда она приходит в соприкосновение с воздухом, тело охватывает трепет, в голосе появляется дрожь и волосы на теле встают дыбом.
Иногда эти признаки проявляются внутренне, а иногда внешне. Чистый преданный всегда ощущает в себе эти признаки экстаза, но из страха перед посторонними, как правило, не проявляет их внешне.
«Однажды Кришна, переодевшись садовницей, вошел в оранжерею и стал подбадривать гопи шутками и смехом. При виде Его ошеломленные гопи застыли на месте. Когда же Кришна вышел из оранжереи, они в таком экстазе провожали Его взглядами, что казалось, будто их умы и глаза последовали за Ним»…
«Дорогая Радхарани, Ты зря сетуешь на солнце. Я-то знаю, что испарина выступила у Тебя на лбу только от того, что при виде Кришны Тебя охватили слишком сильные чувства»…
«Дорогая планета Земля, через сколько аскез и епитимий ты должна была пройти, чтобы заслужить право постоянно ощущать на себе прикосновение лотосных стоп Кришны. Твой восторг выдают деревья и растения, подобные волосам на Твоем теле, – так величественно они вздымаются. Скажи, как ты впервые ощутила это? Испытываешьт ли ты этот восторг с тех пор, как тебя коснулись стопы Ваманы, или с тех пор, как Господь спас тебя, воплотившись Варахой?»…
Когда Кришна взошел на колесницу, которой правил Акрура, собираясь уезжать в Матхуру, Яшода и гопи попытались помешать Его отъезду и загородить Ему дорогу, а Радхарани дрожащим от волнения голосом стала умолять Яшоду как-нибудь остановить Акруру…
Дрожь, вызванная горем, охватила однажды Радхарани. Это случилось, когда Она говорила одной из гопи: «Не шути с этим юношей, приносящим одни разочарования! Пожалуйста, попроси Его больше не приближаться ко Мне, ибо Он только и делает, что причиняет нам боль»…
«Дорогой Кришна, от разлуки с Тобой все жители Вриндавана побледнели. Из-за этого даже великий мудрец Нарада принял Вриндаван за белый остров в молочном океане»…
«Разговаривая с Кришной, Рукмини испугалась разлуки с Ним и начала скрести землю своими красными, похожими на лепестки лотоса, ногтями. Слезы смывали с ее ресниц черную тушь, которая стекала ей на грудь, посыпанную порошком кункумы. Горе Рукмини было так велико, что голос ее срывался»…
«О царь, когда гопи разлучились с Кришной, они погрузились в размшления о Нем так, что все их чувства прекратили деятельность, и они перестали ощущать свое тело, словно получив освобождение от материального существования»…
Волны экстатических эмоций.
Некоторые экстатические эмоции знатоки бхакти-расы уподобляют волнам, которые регулярно вздымаются на поверхности океана привязанности к Кришне, заставляя его выходить из берегов, и затем исчезают, давая место другим. К ним относятся такие чувства, как досада, сожаление, чувство вины, гордость, тревога, забытье, смущение, счастье, страсть, зависть, дерзость, сонливость, бодрость и многие другие.
«Дорогой Кришна, не мне говорить, что другие погрязли в материальном существовании, так как я сам опутан сетями материальных представлений о жизни. У меня на уме одни заботы о семье, доме, жене, богатстве, земле и царстве. Материальное окружение лишило меня последней крупицы разума, и потому мне кажется, что я напрасно прожил свою жизнь»…
«Этой ночью мне прснился сон, будто я собираю цветы в саду, чтобы сделать из них гирлянду и предложить ее Кришне. Однако мне, как всегда, не повезло: внезапно мой сон оборвался, и я не смогла достичь желанной цели!»…
«Дорогой Кришна, нам известно, что Ты – сын Нанды Махараджи и любимец всего Вриндавана. Мы тоже очень любим Тебя! Почему же Ты мучаешь нас сейчас? Пожалуйста, верни нам одежду. Только посмотри, как мы дрожим от холода!»…
Однажды Шримати Радхарани сбивала йогурт для Кришны. Усыпанные драгоценными камнями браслеты на Ее руках вращались, а Сама Она напевала святое имя Кришны. Вдруг ей пришла в голову мысль: «Я пою святое имя Кришны, и Мои старшие: свекровь и золовка - могут услышать Меня!» От этой мысли она пришла в смятение…
Однажды Яшода, рассердившись на Кришну, стала гоняться за Ним по двору. Через некоторое время она очень устала и вспотела, а ее собранные в пучок волосы растрепались…
«О Кришна, Ты покидаешь меня, силой вырываясь из моих объятий. Но Ты можешь удивить меня Своей силой, только если Тебе удастся вырваться из моего сердца»…
«Дорогая подруга, Кришна живет сейчас в Матхуре в окружении демонов под властью царя демонов Камсы, и это приводит меня в страшное беспокойство»…
«Дорогой Мукунда, от разлуки с Тобой мальчики-пастушки стоят, словно заброшенные Божества в доме профессионального брахмана»…
«Дорогой Мукунда, стоило лотосоокой Радхарани увидеть на небе голубоватую тучу, как Она тотчас вспомнила о Тебе. Один только вид этой тучи вселил в Нее желание снова увидеться с Тобой»…
«Дорогой друг, я обратил вмнимание на то, что Ты не замечаешь павлиньих перьев, падающих на землю, и не смотришь на предложенные Тебе гирлянды. Мне кажется, что я догадываюсь о причине Твоей рассеянности, когда Я вижу, как Твои глаза, словно два черных шмеля, летящих на цветок лотоса, устремляются навстречу глазам Шримати Радхарани»…
«Дорогой Господь Кришна, великие мудрецы, очистившиеся от материальной скверны, воспевают Твое трансцендентное величие. В ответ на это Ты по Своей доброте безвозмездно даруешь им Себя. Одной Твоей милости достаточно, чтобы человек мог возвыситься, и точно так же, стоит Тебе захотеть, и удача, послушная воле вечного времени, отвернется от человека. Поэтому я избрала Тебя, о мой Господь, своим супругом, отвергнув даже Брахму и Индру, не говоря уже о других»…
«На моих пастбищах поселилась сама богиня процветания, у меня более десяти тысяч коров, пасущихся повсюду. Более того, у меня есть такой сын как Кришна, сильный и трудящийся не покладая рук. Поэтому, несмотря на то, что я – семейный человек, я вполне доволен своей жизнью!»…
«Человек, не терпящий, когда другие поклоняются Кришне, – мой враг. Этот человек демоничен от природы, поэтому меня так и подмывает ударить левой ногой по его большой голове, чтобы наказать его строже, чем жезлом Ямараджа!»…
«Дорогой Кришна, Ты самый настоящий вор, поэтому уходи отсюда немедленно. Мы знаем, что Ты любишь Чандравали сильнее, чем нас, но Ты ничего не добьешься, расхваливая ее в нашем присутствии! Пожалуйста, не черни имя Радхарани в этом месте!»…
«Дорогая подруга, пожалуйста, не очень-то гордись тем, что Кришна собственноручно украсил Твой лоб. Очень может быть, что Он пленен какой-то другой красавицей. Я вижу, что узоры на Твоем челе сделаны очень аккуратно: похоже, что Кришна не слишком волновался, когда разукрашивал его, иначе Он не смог бы провести такие безупречные линии!»…
«О непобедимый Кришна, день моей свадьбы назначен на завтра. Я прошу Тебя тайно прийти в Видарбху так, чтобы никто не знал об этом. Затем вели Своим солдатам и командирам внезапно окружить и разбить наголову силы царя Магадхи, и, прибегнув к методу демонов, похить меня и женись на мне»…
Однажды, связав Кришну, Яшода подумала: «Тело моего Кришны такое нежное и мягкое. Как я могла связать Его веревкой?» От этих мыслей в голове у нее все смешалось, и она почувствовала головокружение…
Задание 58. Что такое бхакти-раса и на каком уровне преданного служения она проявляется?
Задание 59. Что такое пракрита-сахаджия и как ее избежать?
Задание 60. Как Кришна может быть одновременно беспристрастным и вместе с тем пристрастным к Своим преданным?
Задание 61. Приведите три примера непостижимых энергий Кришны.
Задание 62. Попробуйте назвать чувства, описанные в каждой из приведенных выше цитат из подраздела «волны экстатических эмоций».
§ 1.3 Расы любви к Богу.
В соответствием со своими уникальными отношениями с Кришной, преданный постоянно испытывает особые чувства любви к Кришне как к объекту своего поклонения, господину, другу, сыну или возлюбленному. Такие эмоции являются пятым компонентом любви к Богу. Благодаря своему постоянству, такие преобладающие эмоции и дают название пяти основным расам чистой любви к Кришне: шанта-раса, дасья-раса, сакхья-раса, ватсалья-раса и мадхурья-раса.
Шанта-раса - нейтральная любовь к Богу.
В нейтральных отношениях, или шанта-рати, разум преданного полностью сосредоточен на служении Господу. Их характеризует восторг и неотступное желание созерцать Верховную Личность Бога. Смешиваясь с остальными четырьмя компонентами, эти взаимоотношения преобразуются в шанта-расу. В таких отношениях находятся с Кришной великие самоудовлетворенные мудрецы, такие как Четверо Кумар, и освобожденные йоги-мистики.
«Я знаю, что смогу обрести освобождение, просто служа преданным, но, тем не менее, меня не покидает желание увидеть Верховную Личность Бога, цвет тела которого напоминает грозовую тучу»…
«Эта четырехрукая форма Господа синего оттенка – единственный источник наслаждения и средоточие нашей жизненной силы. Когда мы видим этот вечный образ Вишну, нас, как и многих других парамахамс, мгновенно пленяет красота Господа»…
«Дорогой Мукунда, безличный аспект Абсолютной Истины, называемый Брахманом, может привлекать святого только до тех пор, пока ему не посчастливится увидеть Твой вечный образ, исполненный блаженства и знания, который своим синим оттенком напоминает молодое дерево тамала»…
«Когда Кумары припали к стопам Господа Вишну, их ноздрей достиг аромат листьев туласи и шафрана, мгновенно завладевший их сознанием. Хотя эти четверо святых всегда были поглощены размышлениями о безличном Брахмане, близость Господа и аромат листьев туласи заставили волосы на их теле подняться дыбом»…
«Взгляд этого великого мудреца был сосредоточен на кончике носа. Это свидетельствовало о том, что он уже осознал вечный образ Господа, пребывающий в нем»…
«Когда Господь Кришна подул в Свою раковину Панчаджанью, многие великие мудрецы, жившие в горных пещерах, очнулись, выйдя из медитативного транса, и заметили, что волосы у них на теле стоят дыбом»…
«Один великий мудрец, осознавшая себя душа, сокрушался, что упустил случай увидеть Кришну, когда Тот жил в Двараке. Эта мысль заставила мудреца замереть в оцепенении. Он понял, что жизнь его прошла напрасно»…
«Друг мой, как ты думаешь, если я достигну совершенства в восьмиступенчатой йоге, смогу ли я увидеть вечный образ Верховной Личности Бога?»…
«О Господь, Ты всегда исполнен трансцендентного блаженства, недоступного ни на каких иных уровнях духовного осознания, поэтому мне было достаточно издали увидеть Тебя, чтобы понять всю бессмысленность пребывания в трансцендентном блаженстве безличного Брахмана»…
«Пусть имперсоналисты занимаются познанием трансцендентного, поклоняясь безличному Брахману. Когда-то я тоже шел этим путем, но меня увел с него юный проказник, лукавый и очень привязанный к гопи, сделав меня Своей служанкой, так что теперь я забыл о пути осознания Брахмана»…
Дасья-раса - отношения слуги и Господина.
В отношениях слуги и господина, или дасья-рати, к непреклонной сосредоточенности разума на Кришне добавляется желание служить Ему. Смешиваясь с остальными четырьмя компонентами, эти взаимоотношения преобразуются в дасья-расу. У Кришны есть множество слуг: во Вриндаване, в Двараке, полубоги в материальном мире (некоторые из них могут быть освобожденными душами). Его многочисленные дети, внуки и т.д. также попадают в эту категорию. В таком же настроении поклоняются Господу Нараяне Его преданные на планетах Вайкунтхи. Для них главным является ощущение своей полной зависимости от Господа, и их редко интересуют другие проявления трансцендентных любовных отношений с Господом.
«О Мой Господь, Ты даешь освобождение живым существам от адских условий материальной жизни, но для меня это не так важно. Мне все равно, достигну ли я райских планет, останусь на земле или буду низвергнут в ад. Я молю лишь об одном: в момент смерти помнить Твои прекрасные стопы, подобные лотосам, расцветающим в осеннюю пору»…
«Мы всегда видим Кришну, тело которого цветом напоминает грозовую тучу. В лотосных руках Он держит Свою волшебную флейту. Одет Он в желтые шелковые одежды, а Его голову украшает павлинье перо. Когда Кришна прогуливается неподалеку от холма Говардхана, всех обитателей райских планет и жителей земли переполняет трансцендентное блаженство, и все они считают себя вечными слугами Господа»…
«Спору нет, Господь Вишну с Его ослепительной красоты драгоценностями, в ожерелье с камнем каустубха, в Своих четырех руках держащий раковину, диск, палицу и лотос, неотразимо прекрасен. Не менее прекрасен Он, и когда занимает Свое вечное место, восседая на Гаруде. Но теперь тот же Самый Господь Вишну принял образ врага Камсы, и, видя этот Его образ, я совершенно забываю о богатствах Вайкунтхи»…
«Дорогой Кришна, радость Вриндавана! От страха перед материальным существованием мы приняли Твое покровительство, ибо только с Тобой можем чувствовать себя в полной безопасности! Мы прекрасно сознаем Твое величие и потому, отбросив желание освобождения, нашли прибежище у Твои лотосных стоп. Мы много слышали о Твоей всевозрастающей трансцендентной любви и добровольно встали на путь трансцендентного служения Тебе»…
«О Господь, несмотря на мою дерзость и все оскорбления, которые я нанес Тебе, по Своей доброте Ты оставил на моей голове следы Своих лотосных стоп»…
«Пусть те, кто привязан к попыткам познать себя с помощью умозрительного философствования, кто решил, что высшая истина непостижима с помощью медитации и таким образом утвердился в стихии добродетели, продолжают себе мирно заниматься своими делами. Что же касается нас, то мы привязаны к Верховной Личности Бога, обладающей неотразимой привлекательностью, к Тому, кто цветом тела напоминает грозовое облако, кто облачен в желтые одежды и чьи прекрасные глаза подобны лотосам. Единственное наше желание –медитировать на Него»…
«О мой Господь, Твои трансцендентыне качества привлекают даже освобожденные души, приводя их в общество преданных, неустанно прославляющих Твои деяния. Даже великих мудрецов, привыкших к уединению, и тех привлекают гимны, воспевающие Тебя. Видя все Твои трансцендентные качества, я тоже не смог устоять перед Тобой и решил посвятить свою жизнь любовному служению Тебе»…
«О Господь, Твои приближенные во главе с Уддхавой всегда стоят у главных ворот Двараки в ожидании Твоих приказаний. Они взирают на Тебя глазами, влажными от слез, и их желание служить Тебе так велико, что они не испугаются даже опустошительного огня, извергаемого Господом Шивой. Это души, полностью предавшиеся Твоим лотосным стопам»…
«Господь Шри Кришна, наш повелитель и объект поклонения, тот, кому подчиняются Господь Шива, Господь Брахма и вся вселенная, послушно выполняет приказы Уграсены, Своего деда. Он Сам подобен океану мудрости, и, тем не менее, иногда обращается ко мне за советом. Он велик и милосерден, но занимается Своими делами, совсем как обыкновенный человек»…
«Бакула, пожалуйста, почисть желтый наряд Кришны. Варика, добавь к воде для омовения ароматическое масло агуру. А ты, Расала, приготовь орехи бетеля. Смотрите, Кришна уже совсем близко. Уже видно облако пыли, за которым можно различить возвращающихся коров»…
«Он одевается в желтое платье, а цветом тела напоминает молодую траву. Он прекрасно поет и постоянно служит сыну Махараджи Нанды. Давайте же последуем примеру Рактаки в трансцендентном любовном служении Кришне!»…
«Я служу и поклоняюсь не только Самому Кришне. Его подруги, гопи, в равной степени заслуживают моего поклонения и служения. Да что говорить о гопи, я готов служить и поклоняться любому, кто занят служением Господу. Я знаю, что должен быть очень осторожным, чтобы не возгордиться тем, что принадлежу к числу слуг и преданных Господа»…
«О мой Господь, может статься, что богиня удачи останется недовольна моими трудами или мы не сможем найти с ней общий язык, но я не приму этого близко к сердцу, ибо полностью положился на Тебя. Ты всегда беспричинно милостив к Своим слугам и высоко ценишь даже самое смиренное их служение. Поэтому я не сомневаюсь, что Ты примешь мое скромное служение, хотя оно и не заслуживает Твоего внимания. О мой Господь, Ты самодостаточен. Ты можешь сделать все, что пожелаешь, не прибегая ни к чьей помощи. Поэтому, даже если богиня удачи будет недовольна мной, я знаю, что Ты все равно примешь мое служение»…
«Когда Кришна заиграл на Своей флейте, Баладева в возбуждении произнес: "Только посмотрите, как, услышав трансцендентные звуки флейты Кришны, в своем небесном царстве плачет царь Индра! И от его слез, падающих на землю, Вриндаван стал похож на райскую обитель полубогов"».
«Однажды, обмахивая Кришну, Дарука ощутил прилив экстатической любви к Нему, и признаки этой экстатической любви проявились в его теле. Но он настолько серьезно относился к своему служению, что сдержал эти проявления экстатической любви, видя в них помеху своему служению»…
«О Господь, хоть Ты и не профессиональный танцор, но Своим танцем Ты привел нас в такое изумление, что нам стало ясно, что второго такого танцора нет на свете. Наверное, Ты учился искусству танца у самой богини любви»…
«О мой Господь, как солнце своим палящим жаром испаряет с земли всю воду, так и мои переживания, вызванные разлукой с Тобой, иссушили мое лицо и тело»…
«Когда же настанет тот долгожданный день, когда я смогу отправиться на берег Ямуны и увижу Господа Кришну, резвящегося там в образе пастушка?»…
«Если на меня прольется хотя бы капля милости Господа Кришны, то даже в пламени пожара или посреди океана я останусь беззаботным и невозмутимым. Если же я лишусь Его беспричинной милости, то пусть даже я стану царем Двараки, любой пустяк будет раздражать и беспокоить меня»…
«О мой Господь, забыв о своем низком положении, я должен признаться Тебе, что мои глаза, словно черные осы, хотят все время виться у Твоих лотосных стоп»…
«Для жителей Вриндавана Ты дороже жизни. Поэтому с тех пор, как Ты покинул Вриндаван, все, кто служил Твоим лотосным стопам, испытывают невыносимые страдания. Это все равно, как если бы озера, поросшие лотосами, пересохли от палящего зноя разлуки с Тобой».
«О наш Господь, надолго уезжая в чужие края, Ты лишаешь нас возможности видеть Твое улыбающееся лицо! Возможность лицезреть Тебя приносит нам, Твоим вечным слугам, огромное удовлетворение. Все наши тревоги сразу рассеиваются. Если мы не сможем видеть Тебя из-за Твоего долгого отсутствия в Двараке, то просто не сможем жить»…
«Дорогая Прабхавати, посмотри, кто стоит во главе нашего рода – Шри Кришна! Сам Вишну, Господь, летающий на Гаруде, - наш владыка и господин. Мы так горды этим и так уверены в Его покровительстве, что порой не боимся вступать в единоборство с самим Господом Шивой!»…
«Дорогой Самба, ты воистину достоин славы! Мне довелось видеть, как ты возился на земле и от этого весь покрылся пылью, но, несмотря на это, наш отец, Господь Кришна, взял тебя к Себе на колени. Ко мне, несчастному, наш отец никогда не проявлял такой любви!»…
«Мой мальчик, пусть тебя больше не сковывает чувство своей неполноценности в Моем присутствии. Не сиди все время с поникшей головой. Говори со Мной твердым голосом и перестань все время плакать. Ты можешь смотреть Мне прямо в глаза и, не колеблясь, обнимать Меня. Совершенно ни к чему с таким благоговейным почтением относиться к собственному отцу»…
Сакхья-раса - дружеская преданность.
В дружеских отношениях, или сакхья-рати, к непреклонной сосредоточенности разума на Кришне и желанию служить Ему добавляется еще одно качество – отсутствие ощущения благоговения. Смешиваясь с остальными четырьмя компонентами, эти взаимоотношения преобразуются в сакхья-расу. В этих отношениях находятся с Кришной Его многочисленные друзья во Вриндаване, такие как Шридама, Мадхумангала, Судама, а также в Дварака-лиле: Арджуна, Уддхава, Драупади и другие. Дружеская любовь первых отличается близостью и доверительностью, в то время как других – почтительностью и благородством. Помимо этого дружеская любовь может принимать множество дополнительных оттенков, которые подробно описываются Шрилой Рупой Госвами в «Нектаре Преданности».
«К Господу Хари, чье тело своим оттенком напоминает драгоценный камень индранила, чья улыбка прекрасна как цветок кунда, чьи шелковые одежды желты как золотая осенняя листва, чья грудь украшена гирляндами цветов и кто всегда играет на Своей флейте, - к врагу демона Агхи, бродящему в окрестностях Вриндавана, всегда тянутся наши сердца»…
«Когда Шри Кришна прибыл в Индрапрастху, столицу династии Куру, Махараджа Юдхиштихра поспешил Ему навстречу, чтобы вдохнуть аромат Его волос»…
«Слава ровесникам Кришны, которые обладают такими же, как и Он, качествами, так же, как Он, играют, одеваются и столь же прекрасны. Они любят играть на флейтах из пальмовых листьев, и у каждого из них – буйволиный рожок, украшенный так же, как у Кришны: самоцветами, золотом и кораллами. Они всегда так же радостны, как Кришна. Да хранят нас всегда эти неразлучные спутники Кришны!»…
«Друг наш, все эти семь дней и ночей Ты простоял без сна и отдыха. Мы думаем, что Тебе ни к чему стоять и держать этот холм. Ты можешь поручить это Судаме. Нам нестерпимо видеть Тебя в таком положении. Если же Ты думаешь, что Судаме не удержать холм Говардхана, то хотя бы перемени руку. Не держи его левой рукой, а переложи на правую, чтобы мы тем временем могли растереть Тебе левую»…
«О царь, для ученых-трансценденталистов Кришна – Верховная Личность Бога, для имперсоналистов Он – высшее счастье, для преданного – высший объект поклонения, а для того, кто околдован чарами майи – обыкновенный мальчик. Подумать только, сейчас эти мальчики-пастушки играют с Верховной личностью на равных! Отсюда каждому должно быть понятно, что этим мальчики совершили множество благочестивых поступков, чтобы теперь получить возможность общаться с Верховной Личностью Бога как Его близкие друзья»…
«Дорогие друзья, пока наш любимый Кришна пас коров на пастбищах и бродил по лесам, Он очень утомился. Я вижу, что Он очень устал. Сейчас Он отдыхает у Себя дома, и я буду тихонько растирать Ему голову, а ты, Субала, растирай Ему бедра»…
«Друг мой, попроси, пожалуйста, Кришну не ходить сегодня на озеро змея Калийи. Сегодня день Его рождения, и потому Я хочу вместе с мамой Яшодой искупать Его. Скажи Ему, что сегодня Ему не стоит выходить из дома».
Вишала, возьми опахало из листьев лотоса и обмахивай Кришну, чтобы Ему было прохладнее. А ты, Варутхапа, расчеши Его спутавшиеся волосы, в беспорядке упавшие Ему на лицо. Вришабха, не болтай так много! Ну-ка начинай массировать тело Кришны. Его руки устали от сражения с этим демоном. О, только посмотрите, как устал наш друг Кришна!»…
«О красавица-подруга, когда Кришна, сын Махараджи Нанды, отдыхал в горной пещере, Он положил голову на руки Шридамы, а левую руку – на грудь Даме. Воспользовавшись случаем, Девапрастха, движимый сильной любовью к Кришне, начал растирать Ему стопы».
«Если Ты дашь мне еще одно ладду, я буду очень доволен и дам Тебе благословение, чтобы Твоя подруга Радхарани тоже была очень довольна Тобой»…
«О, Ты поступил так жестоко, бросив нас одних на берегу Ямуны. Мы все обезумели от горя, не находя Тебя там! Какое счастье, что теперь Ты здесь и мы снова можем видеть Тебя! Если Ты хочешь успокоить нас, то должен обнять каждого. Поверь мне, дорогой друг, даже минутная разлука с Тобой приводит к губительным последствиям. От нее страдаем не только мы, но и коровы. Все валится у нас из рук, и мы сходим с ума по Тебе»…
«Дорогая подруга, Моя честь под угрозой! Я хотела перестать разговаривать с Кришной, но не тут-то было! Его друг, Уджджвала, опять спешит ко мне со своими уговорами. Его мольбы так сильно действуют на гопи, что ни одна из них, какой бы застенчивой и верной своему семейному долгу и мужу она ни была, не может устоять перед ними и продолжать противиться своей любви к Кришне»…
«О Кришна, убийца Агхасуры, Сети Твоей любви раскинулись так широко, что Тебя можно сравнить с бескрайним океаном. А юные девушки всего мира, желающие найти совершенного возлюбленного, подобны рекам, стремящим свои воды к океану. По каким-то причинам реки могут отклониться от своего пути и течь по другим местам, но, в конце концов, они все равно вольются в Тебя»…
«О Кришна, Ты всегда пасешь коров, которые разбредаются по всему прекрасному Вриндавану. На Тебе красивая гирлянда, в руках у Тебя небольшая раковина, а на Твоем тюрбане павлинье перо. Ты одет в желтые шелковые одежды, в ушах у Тебя украшения из цветов карникара, а на груди – цветочная гирлянда маллика. Когда Ты во всем блеске Своей красоты, как актер на сцене, делаешь вид, что борешься с нами, мы испытываем безграничное трансцендентное блаженство»…
«О Кешава, Твой округлый тюрбан, цветок лотоса в Твоей руке, вертикальные знаки тилака, украшающие Твой лоб, приправленный кункумом мускус и весь Твой пленительный облик – все это сразило меня сегодня, хотя я обычно сильнее Тебя, да и любого из наших друзей. А раз так, мне трудно представить себе, чтобы эти черты Твоего облика не смогли сломить гордость всех девушек Вриндавана. Если даже я не смог устоять перед такой красотой, то что же говорить о тех, кто от природы прост и податлив?»…
«О мой друг, убийца демона Агхи, Ты гордо прохаживаешься среди Своих друзей, желая показать, какие у Тебя сильные руки. Уж не завидуешь ли Ты мне? Я знаю, что Тебе ни за что не побороть меня. Более того, мне известно, что Ты долгое время сидел без дела, потеряв всякую надежду побороть меня»…
«О Субала, какая счастливая у тебя судьба! Даже в присутствии старших вы с Кришной, не задумываясь, кладете руки друг другу на плечи. Судя по всему, в своих прошлых жизнях ты совершил множество аскез»…
«Когда Арджуна изучал искусство стрельбы из лука, он в течение долгого времени был лишен возможности видеть Тебя. Но когда Ты прибыл туда, он бросил все свои дела и поспешил обнять Тебя»…
«О враг Камсы, после того как Ты покинул нас, жар разлуки стал нестерпимым. И он жжет нас еще сильнее, когда мы сознаем, что в Бхандираване Тебя освежают прохладные волны реки по имени Радхарани»…
«Один из Твоих друзей так сильно переживал разлуку с Тобой, что в его лотосных глазах все время стояли слезы, и черные шмели сна, отчаявшись проникнуть в них, улетели»…
Ватсалья-раса - родительские отношения.
В родительских отношениях, или ватсалья-рати, к непреклонной сосредоточенности разума на Кришне, желанию служить Ему и отсутствию ощущения благоговения добавляется еще одно качество – заботливая нежность. Смешиваясь с остальными четырьмя компонентами, эти взаимоотношения преобразуются в ватсалья-расу. В этих отношениях находятся с Кришной Мама Яшода, Нанда Махараджа, другие старшие пастухи и пастушки Вриндавана, Васудева, Деваки, Кунти, Сандипани Муни и другие.
«Верховный Господь, чье нежное тело цветом напоминает только что распустившийся голубой лотос, на лотосные глаза которого спадают пряди черных как пчелы, волос, гулял по улицам Вриндавана, когда Мама Яшода, горячо любимая супруга Нанды Махараджи, увидела Его. В тот же миг молоко заструилось из ее грудей, увлажняя все ее тело»…
«Кришна целым и невредимым вырвался из лап Путаны и спасся от других демонов только благодаря тому, что Нанда Махараджа, предводитель пастухов, и я, вместе поклонялись Господу Вишну. Два дерева арджуна были повалены, конечно же, сильным ветром, и, хотя всем показалось, что холм Говардхана подняли Кришна с Баларамой, я все же думаю, что это сделал Нанда Махарадж. Разве по силам маленькому мальчику поднять такой огромный холм?»…
«Я молю о покровительстве Мамы Яшоды, чьи вьющиеся волосы перехвачены лентой, и яркая киноварь, окрашивающая пробор в ее волосах, оттеняет их красоту. Ее тело своей красотой затмевает все ее украшения. Она не отрывает своих глаз от лица Кришны, и потому в них всегда стоят слезы. Ее яркие одежды подчеркивают красоту ее кожи, цветом напоминающей голубой лотос. Пусть же ее милостивый взгляд коснется каждого из нас, оградив нас от когтей майи и дав возможность беспрепятственно совершенствоваться в преданном служении!»…
«Волосы у Нанды Махараджи черные с проседью. Зеленоватый цвет его одежд напоминает молодые листья баньяна. У него округлый живот, цвет лица как у полной луны, и красивые усы. Однажды, когда Кришна был маленьким, Он гулял по двору, ухватившись за палец Своего папы. Тогда Он еще не мог как следует ходить, и казалось, что вот-вот упадет. Нанда Махарадж заботливо оберегал своего трансцендентного сына и вдруг почувствовал, что на глаза ему навернулись слезы и радость переполнила его. Склонимся же в почтении к лотосным стопам царя Нанды!»…
«О Яшода, взгляни на свое дитя, Кришну! Посмотри, как сияет Его темное тело, взгляни на Его красноватые глаза, широкую грудь и красивое золотое ожерелье! До чего же замечательно выглядит наш мальчик, все увеличивая мое трансцендентное блаженство!»…
«Полюбуйсь, как Кришна крадется из-за кустов, воровато озираясь по сторонам. Сдается мне, что Он собирается стащить масло. Спрячься, а то Он поймет, что мы за Ним наблюдаем. Я хочу насладиться видом Его лукаво двигающихся бровей и увидеть Его испуганные глаза и прекрасное лицо»…
«О царь, как только старшие гопи увидели своих возвращавшихся сыновей, они ощутили прилив невыразимой материнской любви. До этого они собирались наказать своих сыновей за то, что те воровали масло, но стоило им увидеть сыновей, как они забыли про свой гнев, и их переполнило чувство любви. Они обнимали сыновей и вдыхали аромат их волос, почти обезумев от любви к своим детям»…
«Дорогой Кришна, когда Ты пасешь Своих коров и телят, пыль, поднятая их копытами, покрывает Твое милое лицо и изящный тилак, отчего кажется, будто Ты весь в пыли. Но когда Ты возвращаешься домой, молоко, льющееся из груди Твоей матери, смывает всю пыль с Твоего лица, и Ты выглядишь умытым этим молоком, как Божество во время ритуала абхишеки»…
«Дорогой Мукунда, если царицу Гокулы Яшоду заставят взойти на костер, но при этом позволят видеть Твое лотосное лицо, огонь покажется ей Гималайскими горами, покрытыми льдом. Если же ей позволят находиться в океане нектара, но при этом лишат возможности видеть лицо Твоей Милости, этот нектар покажется ей мышьяком»…
«У меня миллионы коров, но их молоко не может доставить удовольствие Кришне. Так будь же оно проклято! И на мне самой тоже, видно, лежит проклятье; несмотря на все свои богатства, я лишена возможности вдыхать аромат волос моего сына и кормить Его грудью, как я это делала, пока Он был во Вриндаване»…
«Что ты делаешь во дворце, бессовестный? И за что только люди называют тебя царем Враджа? Поразительно – разлученный со своим любимым сыном Кришной, ты продолжаешь как ни в чем ни бывало жить во Вриндаване! У тебя камень вместо сердца!»…
«Разве не удивительно, что Яшода, жена царя Нанды, охваченная материнской любовью к Кришне, смешав слезы с грудным молоком, омыла ими своего дорогого сына Кришну?»…
Мадхурья-раса - супружеская любовь.
В супружеских отношениях, или мадхура-рати, к непреклонной сосредоточенности разума на Кришне, желанию служить Ему, отсутствию ощущения благоговения и заботливой нежности добавляется еще один аспект – сокровенная близость отношений. Смешиваясь с остальными четырьмя компонентами, эти чувства преобразуются в мадхурья-расу. В них находятся Его возлюбленные гопи Вриндавана и царицы Двараки. Мы знаем, что даже в материальном мире сексуальные отношения предназначены лишь для зачатия детей. В духовном же мире, где нет рождения, подобные отношения отсутствуют. Поэтому отношения между Кришной и Его женами и подругами со всеми их любовными взглядами, поцелуями, объятиями и прикосновениями полностью чисты и трансцендентны. Все это является лишь проявлениями эмоций чистой любви и преданного служения. Мы должны тщательно избегать проецирования своих материальных представлений на эти взаимоотношения.
«Кришна – источник всех наслаждений во вселенной. Его тело нежно, как цветок лотоса. Его вольности с гопи, кажущиеся проявлением обычного влечения юноши к девушке, - на самом деле проявления трансцендентной супружеской любви»…
«Дорогая подруга, посмотри только, как внезапно на небосклоне Кришны взошло могучее солнце, и как это восходящее солнце затмевает лунный свет нашего целомудрия. Наша привязанность к Кришне так сильна, что от ее зноя увял лотос нашей разборчивости, и мы теряем голову, встав перед выбором: оставаться ли нам целомудренными женщинами или пасть жертвами красоты Кришны. Дорогая подруга, по-моему, наше положение безнадежно!»…
«Крашна – убийца привлекательности бога любви, и потому Он лишает покоя всех девушек, только что вышедших замуж. Красота тела Кришны достигла такого совершенства, что в каждой Его черте как будто сквозит самый тонкий художественный вкус. Его танцующие глаза затмили славу самых лучших танцоров, и потому в целом мире не осталось ничего, что могло бы сравниться с красотой Кришны»…
«Дорогой Кришна, Твоя юность сделала Тебя духовным учителем этих юных девушек. Ты учишь их перешептываться между собой и возносить возвышенные молитвы. Ты учишь их обманывать своих мужей и искать Твоего общества по ночам в садах, забыв о наставлениях старших. Ты приводишь их в восторг завораживающими звуками Своей флейты и, как и подобает учителю, учишь их всем тонкостям любви»…
«Я в почтении склоняюсь перед всеми юными пастушками, чьи формы неотразимо прекрасны. Уже одним своим привлекательным обликом они поклоняются Верховной Личности Бога, Кришне»…
«Глаза Шримати Радхарани своей красотой затмевают неотразимо прекрасные глаза птицы чакори. Одного взгляда на ее лицо достаточно, чтобы возненавидеть красоту луны. Золото не выдерживает сравнения с Ее кожей. Устремим же свои взоры на трансцендентно прекрасную Шримати Радхарани»…
«Движения бровей Кришны подобны Ямуне, а улыбка Радхарани – свету луны. Когда Ямуна и лунный свет сходятся на речном берегу, вода в реке приобретает вкус нектара и доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие тому, кто ее пьет. Она освежает, как горы снега»…
«О луноликая Радхарани, Ты кажешься вполне довольной, но, тем не менее, в глазах у Тебя стоят слезы. Твой голос дрожит, а грудь тяжело вздымается. По всем этим признакам я могу судить, что Ты, должно быть, услышала звук флейты Кришны, и сердце Твое растаяло»…
«О Купидон, о Мой господин, не будоражь Меня своими стрелами. Господин Воздух, не возбуждай Меня ароматом цветов. Кришна разлюбил Меня – что проку теперь поддерживать жизнь в этом бесполезном теле? Такое тело не нужно ни одному живому существу»…
«Кро этот юноша? Его веки, ни на секунду не прекращающие своего танца, делают Его лицо еще прекраснее и возбуждают во Мне желание супружеской любви. Его уши украшены бутонами цветов ашока, а Сам Он наряжен в желтые одежды. Своей игрой на флейте этот юноша лишил Меня покоя»…
«