Продолжение описания «формулы любви».
Напомним, что мы рассматриваем сейчас причины проявления духовных эмоций. Один из участников трансцендентных взаимоотношений – это Господь Шри Кришна, объект любви. Другие – Его чистые преданные, сердца которых являются обителью любви к Кришне. Некоторые из них еще находятся на уровне бхава-бхакти, а некоторые уже достигли Кришна-премы. Последних разделяют на вечных спутников Кришны, таких как Мама Яшода, Шримати Радхарани и др., и тех, кто достиг совершенства благодаря садхана-бхакти и/или беспричинной милости Кришны. К этой последней категории есть шанс присоединиться и нам с вами.
Когда мы говорим, что кого-то любим, нам часто задают встречный вопрос: «А почему Вы его(ее) любите?» Ответы на эти «почему» являются второй причиной проявления духовных эмоций, соединяющей любящего с объектом любви. Среди основных «потому что», возбуждающих в преданном экстатические эмоции, мы находим качества Кришны, Его деяния, Его одежды, гирлянды и украшения, Его улыбку, аромат Его тела, Его флейту, Его буйволиный рожок, звук Его ножных колокольчиков, Его раковину, отпечатки Его стоп, места Его игр, любимое растение Кришны – Туласи, Его преданных, особые дни, посвященные памятованию о Кришне (такие как Джанмаштами, Экадаши и т.д.), а также многое другое. Вот некоторые примеры этого:
«Дорогая подруга, посмотри, какой красотой исполнился облик врага Агхи! Брови у Него как у бога любви, и они постоянно находятся в движении, как будто танцуют. Кончики Его ногтей мягкие как сухие листья бамбука. Его зубы красноватого оттенка, и потому кажется, что Он разгневан. Может ли юная девушка устоять перед такой красотой? Как ей не бояться пасть жертвой этой красоты?»…
«Дорогой Мадхава, улыбка, которую Ты только что сотворил, так завладела сердцами гопи, что они просто не в состоянии выразить свои чувства! Смущенные этим, они вовсе перестали разговаривать с другими. Эта улыбка подействовала на них так, как будто они готовились расстаться с жизнью. Иначе говоря, им в жизни больше не на что надеяться»…
«Во Вриндаване Кришна обычно носил красную верхнюю одежду, рубашку золотистого цвета и оранжевый тюрбан. Различные виды поясов в сочетании с Его обворожительной улыбкой постоянно усиливали трансцендентное блаженство Его друзей и близких. Про одеяние Кришны говорится, что оно было великолепным. Как слоненка иногда наряжают в разноцветные ткани, так и великолепие Кришны проявлялось в том, что разные части Его тела украшали разноцветные одежды. Волосы Кришны иногда украшал венок из цветов, а иногда они были распущены и доставали Ему до спины. Обычно на Кришне была гирлянда вайджаянти, сделанная, по крайней мере, из цветов пяти оттенков и достававшая Ему до колен или даже стоп»…
«Однажды гопи по имени Таравали укусила ядовитая змея флейты Кришны, и, чтобы нейтрализовать действие ее яда, она выпила молока, струившегося из буйволиного рожка в руках Кришны. Но вместо того, чтобы ослабить действие яда, это молоко тысячекратно усилило его»…
«Дорогая подруга, услышав звук ножных колокольчиков Шри Кришны, я захотела тотчас выбежать, чтобы увидеть Его. Но как назло, в это время старшие были дома, и у меня ничего не вышло»…
«Я никогда не был в тех дивных местах, где проходили игры Господа. Но при одном звуке имени Матхуры меня охватывает радость!»…
«Господь Кришна очень любит листья и бутоны туласи. Поскольку бутоны туласи обычно предлагают лотосным стопам Кришны, один преданный умолял эти бутоны рассказать о лотосных стопах Господа. Преданный надеялся, что бутонам туласи известно о славе лотосных стоп Шри Кришны».
«Дорогой Субала, я знаю, что Кришна - твой друг, и ты всегда наслаждаешься, веселясь и шутя с Ним. Как-то я увидела вас вместе. Ты стоял, облокотившись на плечо Кришны, и оба вы радостно улыбались. Когда я издали увидела вас обоих стоящими так, на мои глаза сразу же навернулись слезы»…
Внешние проявления эмоций.
Экстатические чувства, переполняющие преданного, выплескиваются наружу в виде разнообразной активной деятельности. Это всевозможные виды служения Кришне, которые преданные совершают в соответствии со своими взаимоотношениями с Ним. Например, Мама Яшода готовит вкусные лакомства, а друзья-пастушки массируют стопы Кришны, когда Он устает после многочасовых игр в лесах Враджа, гопи проводят арати для Радхи и Кришны. Кроме этого, экстатические эмоции могут находить выход в таких выражениях, как танец, катание по земле, зевота и т.д., принося, таким образом, преданному трансцендентное облегчение. Вот как это может происходить:
Однажды, увидев прекрасное лицо Кришны во время Его танца раса с гопи, Господь Шива тоже пустился в пляс, стуча в свой маленький барабан диндима. К танцующему в экстазе Господу Шиве присоединился и его старший сын Ганеша…
В Третьей Песне Бхагаватам Видура спрашивает Уддхаву: «Дорогой друг, как поживает Акрура? Он не только сведущ в шастрах и безгрешен, но еще и преданный Господа Кришны. Его экстатическая любовь к Кршине так сильна, что я видел, как он, словно безумец, катался в пыли, на которой отпечатались следы Кришны». Подобно этому, одна гопи передала Кришне записку, в которой писала, что от разлуки с Ним Радхарани, околдованная ароматом Его гирлянды, каталась по земле, отчего на Ее нежном теле появились синяки…
Одна из гопи сообщила Кришне, что когда Шримати Радхарани пела Ему славу, Она заворожила Своим пением всех подруг, которые окаменели и не могли шевельнуться. В то же время камни, лежавшие поблизости, от экстатической любви начали плавиться…
Однажды Нарада Муни так громко запел Харе Кришна мантру, что все решили, что это явился Господь Нрисимха, и демоны бросились врассыпную…
Говорят, что когда Нарада, несущий вину, в великом экстазе вспоминает о Господе Кришне, он иногда потягивается с такой силой, что его священный шнур рвется…
Однажды гопи сказала Кришне: «О сын Нанды Махараджи, звуки Твоей флейты вселили в серце Шримати Радхарани скорбь и страх, и Она кричит прерывающимся голосом, как птица курари»…
Говорят, что звуки флейты Кришны повергают в смятение Господа Шиву, отчего он начинает оглашать воздух такими громкими криками, что демоны терпят поражение, а сердца преданных переполняются радостью…
Говорится, что лепестки лотоса раскрываются под лучами восходящей полной луны. Точно так же, когда Кришна появляется перед Радхарани, Ее подобное лотосу лицо «раскрылось» в прекрасном зевке…
В «Падьявали» есть такие замечательные слова преданных: «Мы не будем обращать внимания на посторонних. Пусть они сколько угодно смеются над нами, мы все равно не будем обращать на них внимания. Мы просто будем наслаждаться трансцендентной расой пения Харе Кришна, катаясь по земле и танцуя в экстазе. Так мы будем вечно наслаждаться трансцендентным блаженством».