Призывание благоприятствования.

Ø Разбросать вокруг себя по щепотке акшаты (рис, смешанный с куркумой), произнося следующие мантры, которые буквально являются обращением к Кришне, чтобы ягья принесла всяческое благополучие всем ее участникам:

ом асйа кармана пунйахам баванто бхруванту
ом пунйахам ом пунйахам ом пунйахам

разбросать немного акшаты

ом асйа кармана свасти бхаванту бруванто айушман свасти
ом свасти ом свасти ом свасти

бросить немного акшаты

ом асйа кармана риддхим бхаванто бруванту
ом риддхйатам ом риддхйатам ом риддхйатам

бросить немного акшаты

Чтение Брахма-самхиты.

Ø Все вместе читают Брахма-самхиту, чтобы создать освященную атмосферу. Когда санскритские стихи читают все вместе, то даже если кто-то отдельный и ошибается, всем вместе, как правило, удается произнести стихи гладко. Если же на каком-то стихе «застряли» все, то нужно просто начать читать его заново. Чтобы минимизировать ошибки, следует читать стихи в умеренном, не слишком быстром темпе.

Ачаман.

Все участники ягьи совершают ачаман. Жрец должен объяснить участникам, что они должны произносить следующую мантру по одному слову (шри-вишну – вместе) вслед за ним, медитируя на образ Кришны. Перевод мантры: «Чист человек или нечист, и через какие перипетии жизни он ни прошел, если он вспоминает лотосоокого Господа Вишну, он очищается изнутри и снаружи».

ом апавитрах павитро ва
сарвавастам гато ‘пи ва
йах смарет пундарикакшам
са бахйабхйантарах шучих
шри-вишну шри-вишну-шри-вишну

Ø Далее жрец объясняет участникам, что нужно взять ложечку в левую руку, набрать в нее воды, капнуть три капли в сложенную лодочкой правую руку, произнести мантру ом кешавая намаха, выпить воду из ложбинки у основания большого пальца у запястья, и остатки воды стряхнуть за собой.

Ø Описанные выше два пункта повторяются еще два раза, но с мантрами ом нараяная намаха и ом мадхавая намаха, соответственно. Во время каждого из повторов жрец должен еще раз конкретно объяснять, что именно нужно делать участникам (повторять по слову за ним, взять ложечку в левую руку и т.д.), иначе все всё перепутают.

Ø Жрец говорит участникам, что нужно еще раз левой рукой из ложечки капнуть три капли воды в правую руку, произнести мантру ом говиндая намаха и стряхнуть воду за собой.

Ø Жрец объясняет участникам, что нужно переложить ложечку в правую руку, капнуть три капли воды на левую руку, произнести мантру ом вишнаве намаха и стряхнуть воду за собой.

Лекция.

Ø Жрец, или другой старший преданный, читает небольшую лекцию, объясняющую значение церемонии. За основу он должен выбрать какой-нибудь уместный стих из Шримад-бхагаватам или Бхагавад-гиты.

Торжественное объявление начала церемонии.

Ø Благодаря действию читаемых при этом мантр, совершающий жертвоприношение увековечивает его в истории вселенной. Жрец и участники берут ложечку для ачамана в левую руку и капают три капли воды на правую руку, после чего жрец произносит слова, переводящиеся так: «Я, такой-то даса, принадлежащий к божественной династии Ачьюта-готре, ведующей начало от Господа Ачьюты, провожу такую-то самскару для удовлетворения Господа Кришны»:

ом тат сат шри говиндо говиндо говиндо
асйам шубхатитхо ачйута-готра имя_жреца-даса
шри кришна притй атрхам название_самскары
кармахам каришйами (если церемония проводится для других) или кармахам каришйе (если церемония проводится для других)

Ø После этого участники и жрец должны слить воду на землю через кончики пальцев.

Установление огня.

Ø Все присутствующие повторяют Харе Кришна мантру.

Ø Прочитать стих ШБ 6.8.17 («Пусть Санат-кумара защитит меня от вожделения. Теперь, когда я начинаю благоприятную церемонию, пусть Господь Хаягрива защитит меня от оскорблений, связанных с непринесением почтительных поклонов Верховному Господу. Пусть Деварши Нарада защитит меня от оскорблений при поклонении Божествам, и пусть Господь Курма, черепаха, защитит меня от падения на бесчисленные адские планеты.»).

санат-кумаро эвату камадевад
дхайаширша мам патхи дева-хеланат
деварши-варйах пурушарчанантарат
курмо харир мам нирайад ашешат

Ø Поставить фитиль (вату, пропитанную гхи или камфору) посередине кунды. Сложить щепочки шалашом. Зажечь щепочку для поджигания со словами («Все риши прославляют Господа Вишну как прародителя всего сущего, и жертвенный огонь – одно из проявлений Господа Вишну»):

ом праджапати вишну риших брихати чхандах
шри вишнур девата агни-стхапане винийогах
ом бхур бхувах свах ом

Ø Три раза по часовой стрелке круговыми движениями провести [T9] над кундой и поджечь фитиль.

Призывание Божества Огня.

Ø Пока огонь горит, жрец-священник призывает его словами (имя огня будет зависеть от конкретной самскары):

ом имя_огнянамагне ихагаччха агне твам имя_огнянамаси
ом имя_огня намагне
авахайами
стхапайами
прабху крипайа свагатам куру (после чего почтительно сложить руки)

Поклонение огню.

Ø Сосредоточьтесь на четырехруком образе Господа Вишну, явившемся в жертвенном огне. Образ Господа – цвета расплавленного золота, а в четырех Своих руках Он держит раковину, диск, булаву и цветок лотоса. Господь всегда безмятежен. Одежды на Нем словно вытканы из цветов лотоса. Его шлем, браслеты, пояс и изящные украшения на руках ослепительно сияют. Грудь Его отмечена знаком Шриватса и украшена светящимся драгоценным камнем Каустубхой и гирляндой лесных цветов.

Ø Затем повторите следующую мантру («Так же, как свеча, зажженная от другой свечи и перенесенная в другое место, горит с той же силой, что и первая, так и Верховная Личность Бога, Говинда, распространяет Себя в различные формы Вишну, столь же лучезарные, могущественные и великолепные, как Он Сам. И я поклоняюсь этой изначальной Верховной Личности Бога, Говинде»):

дипарчир эва хи дашантарам абхйупетйа
дипайате виврита-хету-самана-дхарма
йас тадриг эва хи ча вишнутайа вибхати
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Ø Провести пуджу, звеня в колокольчик и предложив (сначала попросить разрешения у духовного учителя, затем предложить огню, затем Божествам, другим изображениям, парампаре, гуру и всем присутствующим преданным):

v благовоние — с мантрой еша дхупах имя_огнянамагнайе намах

v светильник — с мантрой еша дипах имя_онянамагнайе намах

v сандаловая паста — (если нет, то следует заменить водой, как описано выше) обмакнуть в пасту лепестки и предложить их с мантрой еша гандхах имя_огнянамагнайе намах

v цветы — с мантрой идам пушпам имя_огнянамагнайе намах

v банан — раскрыть кожуру, не вытаскивая из нее банан и положить его перед огнем с мантрой идам наиведйам имя_огнянамагнайе намах

Ø Про себя повторить савитри-гаятри десять раз

Гимны Господу Вишну.

Ø Повторить мантры:

(«Подобно тому, как распространяющийся по небу солнечный свет доступен невооруженному глазу обычного человека, так и высшая обитель Господа Вишну всегда доступна взору мудрых и сведущих преданных. И, поскольку эти досточтимые прозревшие брахманы могут видеть эту высшую обитель, они способны открыть ее другим»)

ом тад вишнох парамам падам
сада пашйанти сурайо дивива чакшур-ататам
тад випрасо випанйаво джагривамсах
саминдхате вишнор йат парамам падам

(«Кришна – трансцендентное облако вечности, знания и блаженства. Кришна – изначальный Господь. Кришна – высшая личность. Кришна – корень всех жертвоприношений. Кришна – исполнитель всей деятельности. Кришна –творец травы каша, изначальный повелитель, главный Господь и объект поклонения. Кришна не имеет начала, нерожденный и находится внутри всего и вне всего. Я желаю достигнуть этого Господа, несущего благо всем. – Кришна Упанишад, Риг Веда»).

ом кришно ваи сач-чид-ананда-гханах
кришна ади-пурушах
кришнах пурушоттамах
кришно ха у кармади-мулам
кришнах са ха сарваих карйах
кришнах кашам-крид адиша мукхйа-прабхух пуджйах
кришно ‘надис тасминн аджандантар-бахйе
йан мангалам тал лабхате крити

(«Я есть обряд, Я – жертвоприношение, воздаяние предкам, целительная трава, трансцендентное воспевание. Я – масло и огонь, и подношение». – Бг 9.16)

ахам кратур ахам йаджнах
свадхахам ахам аушадхам
мантро ‘хам ахам еваджйам
ахам агнир ахам хутам

Наши рекомендации