Самскары и другие церемонии.

Значение самскар.

Слово «самскара» имеет два значения. Одно из них – это «совершенная деятельность». Другими словами, самскары – это ритуалы, целью которых является помочь человеку достигнуть совершенства в жизни. Другое значение слова самскара – это «отпечаток», образ, глубоко запечатлевшийся в уме. В своем сердце мы храним миллионы самскар, накопившихся за множество жизней в этом материальном мире. Некоторые из них находятся на поверхности нашего сознания – как знания или воспоминания каких-то звуков, образов и т.д. из прошлого. Некоторые находятся в глубине – как семена подсознательных материальных желаний. Новые яркие впечатления могут вытеснять из сознания старые, а могут «выуживать на поверхность» схожие переживания, которые мы испытали в прошлом.

На этом основан метод сознания Кришны. Занимаясь позитивной, «вкусной» деятельностью в сознании Кришны, мы, с одной стороны, замещаем ею склонности к материальной деятельности. Вместе с этим сознание Кришны – это вещь, которая уже хранится в нашем сердце, это самскары, хранящиеся в самых глубинах нашего подсознания. В настоящее время они завалены кучей хлама материальных самскар, но, занимаясь преданным служением, мы вытягиваем их на поверхность.

Ведические самскары знаменуют начало фундаментальных периодов в жизни человека: рождение, начало обучения, получение посвящения, вступление в брак и т.д. Эти периоды имеют место в жизни любого человека, и то, как они начинаются, будет существенно влиять на весь дальнейший ход этого периода – своего рода маленькие «рождения». Это своего рода возможность начать новую жизнь. Повседневным примером этого является наша утренняя программа. Понаблюдайте за собой, и вы заметите, что как (в каком сознании, с каким качеством и количеством) вы прочитаете утром джапу, то так весь день и пройдет. Негативные тенденции можно преодолеть при помощи вкуса в сознании Кришны, но сопротивление придется испытывать порядочное.

Если в жизни обычного кали-южного человека эти периоды начинаются когда получится и как получится, то ведическая культура предписывает цивилизованному человеку подходить к этим ключевым моментам осознанно и ответственно. Человеческая жизнь очень редка и ценна, чтобы играть в «гусарскую рулетку» (это когда гусары на привале рассаживались вокруг костра и бросали в него патрон: на кого Бог пошлет). Последствия необдуманных поступков могут быть необратимыми и непредсказуемыми. Вспомните, например, как у Кашьяпы и Дити родились два случайно зачатых ребенка: демоны Хираньякша и Хираньякашипу.

Поэтому цель вайшнавских самскар в том, чтобы начало этих важных периодов происходило в самых благоприятных обстоятельствах и оставляло яркий позитивный след на всю оставшуюся жизнь. Всего существует десять основных самскар плюс погребальные ритуалы:

1. Виваха (бракосочетание).

2. Гарбхадхана (ритуал зачатия).

3. Пумсавана (церемония, закладывающая в ребенке возвышенные качества)

4. Симантоннаяна (ритуал укладывания волос жены на прямой пробор, при котором муж отмечает его линией, символизирующей защиту от дурного влияния и подключение к духовным энергиям Кришны).

5. Джата-карма (рождение).

6. Нама-карана (наречение именем).

7. Анна-прашана (первый прием твердой пищи, то есть злаков).

8. Чуда-карана (первое подстрижение волос).

9. Видьярамбха (начало учебы).

10. Упанаяна (инициация).

11. Антьешти-крия (погребальные ритуалы).

В соответствии с ведической традицией, чтобы такие особые события оставили яркий благоприятный отпечаток в сердце человека, они должны включать в себя три составляющих: ягья (жертвоприношение), тапа (аскеза) и дана (благотворительность). В разделе карма-канда эти составляющие совершаются с целью достижения материального благополучия. В жизни же преданного эти события проходят в сознании Кришны с целью обретения любви к Богу.

Ягья в сознании Кришны означает в первую очередь санкиртана-ягью. Позаботьтесь, чтобы во время церемонии собралось как можно больше преданных и они устроили чудесный киртан, пели бхаджаны и т.д. Вы можете также организовать харинаму или отправиться на распространение книг – все это также относится к санкиртана-ягье. Эта ягья является универсальной. Господь Чайтанья говорит, что она не зависит ни от места, ни от времени, ни от обстоятельств. Поэтому даже если вы живете в глухой деревне в сибирской тайге, вы можете провести эту ягью. Если у вас есть возможность, то следует дополнительно провести (или организовать проведение) огненного жертвоприношения, соответствующего событию. Но если это слишком затруднено, то санкиртана-ягьи будет достаточно – в конце концов, Кришна обращает внимание на нашу искренность, и если мы искренни, то результат будет тем же самым.

Тапа подразумевает совершение аскезы. Для преданного это: дополнительное чтение джапы, книг Шрилы Прабхупады, экономия времени на еде (какой-нибудь пост до полудня) в пользу дополнительной духовной практики, проповедь, служение вайшнавам и т.д. То есть аскеза – это не просто отречение от чувственных наслаждений, а позитивное занятие этого времени в духовной практике. Поэтому у преданных все аскезы «сладкие».

Дана – это благотворительность. Самой лучшей благотворительностью является устроить пир для преданных. Если позволяют средства, можно накормить прасадом и других. Можно пожертвовать что-либо в храм. Если вы совершаете огненную ягью, то должны сделать какое-то пожертвование жрецу. Если вы обращаетесь за помощью или советом к астрологу, то также должны сделать какое-то пожертвование. Это делается по средствам, но от чистого сердца: чем больше мы отдаем, тем больше милости мы получим. Самскары проводятся очень редко, поэтому к ним следует заранее готовиться, чтобы не приходилось экономить на духовном росте – своем или членов своей семьи.

Таким образом, самскары может и должен проводить каждый ответственный преданный. В силу обстоятельств иногда ритуалы могут быть упрощены, но если есть возможность совершить все в полном соответствии с предписаниями шастр, и мы уклоняемся от этого из-за лени, такое поведение попадает под категорию ниямаграха – намеренному пренебрежению правилами и предписаниями, которое пагубно сказывается на преданном служении.

Самскары можно проводить одновременно для нескольких семей. Иногда в один день разные семьи могут проводить разные самскары. Тогда общие компоненты (киртан, пир, начальные и заключительные подношения огненного жертвоприношения и т.д.) проводятся вместе, а вместо основной церемонии одной самскары последовательно выполняются церемонии нескольких. Например, сначала церемония наречения именем одного ребенка, затем шимантанаяна для другой пары и т.д. Больше двух разных самскар за один раз, как правило, бывает проводить сложно.

Огненные жертвоприношения.

Перед тем, как перейти к непосредственному описанию конкретных самскар, мы разъясним смысл и технику проведения огненных жертвоприношений. Проводить огненные жертвоприношения могут лишь дважды инициированные преданные. Но даже если в вашем городе нет таких, вы можете просто все организовать и подготовить сами, и пригласить кого-нибудь из дважды инициированных непосредственно на проведение ягьи. Даже если эти преданные никогда не проводили ягий в своей жизни, если вы все подготовите, то, следуя нижеприведенным описаниям, они легко с этим справятся.

Во время огненного жертвоприношения жрец просит Кришну принять форму жертвенного огня, и затем от имени инициатора жертвоприношения (или от своего имени, если он проводит его для своих детей) он совершает подношения Кришне в форме атрибутов пуджи, топленого масла, зерна или особых приготовленных блюд. При этом он произносит определенные мантры, которые прославляют различные атрибуты Господа: Его имена, Его качества, Его энергии, Его преданных. На эту связь указывает обязательно присутствующее в мантрах слово ом, а слово сваха, которым заканчиваются все мантры, означает «я приношу жертву».

Наши рекомендации