Происходящие в современной науке процессы можно характеризовать с точки зрения как формы, так и содержания.
С точки зрения организации и формы в современной науке происходят процессыдифференциации и интеграции.
Дифференциация научного знания связана с возникновением науки в XVII-XVIII вв., появлением новых научных дисциплин со своим предметом и специфическими средствами познания (как известно, в античной философии не сложилось разграничения между отдельными областями исследования, не существовало отдельных научных дисциплин, за исключением математики и астрономии).
Первыми, оформившимися в научные дисциплины, были небесная и земная механика, наряду с математикой и астрономией. В дальнейшем процесс дифференциации научного знания углублялся и расширялся с появлением новых научных дисциплин, таких как химия, геология, биология и др. Сформировались образ науки как дисциплинарно организованного знания и дисциплинарный подход, ориентированный на изучение специфических, частных закономерностей и явлений.
Дифференциация наук в огромной степени способствовала (и способствует) возрастанию глубины, точности и гибкости научного знания, однако уже к концу XIX – началу XX вв. в связи с новыми открытиями в области физики, астрономии, химии, биологии, медицины становится очевидным факт, согласно которому дисциплинарный подход носит ограниченный характер и не способен объяснить наиболее общие закономерности, управляющие явлениями, не способен открыть фундаментальные законы, раскрывающие взаимосвязи между разными группами и классами явлений или целых областей природы. Кроме того, процесс дифференциации все в большей степени «загонял» ученых в узкие рамки отдельных областей явлений и процессов, ослабляя взаимопонимание и сотрудничество между ними, без чего невозможна наука.
В связи с обозначенными моментами назрела другая, противоположная дифференциации, тенденция – интеграция, позволяющая изучать сразу многие процессы и явления с единой, общей точки зрения. Кроме того, в процессе интеграции становится возможным использование методов одной науки в другой, в результате чего возникли такие междисциплинарные науки, как астрофизика, биофизика, биохимия, геохимия и т.д. В настоящее время процесс интеграции в науке усиливается, появляются все новые синтетические науки, позволяющие рассматривать объекты и явления в их глубинных взаимосвязях и, одновременно, с точки зрения общих закономерностей и тенденций.
Процесс дифференциации и интеграции в современной науке дополняется системным подходом, при котором предметы и явления окружающего нас мира рассматриваются как части и элементы единого целого, взаимодействующие друг с другом и приводящие к появлению новых свойств системы, отсутствующих у отдельных ее элементов.
Системный подход, возникший сравнительно недавно (50-е гг. XX в.), распространился не только на естественные, но и на социально-гуманитарные науки. Главное достоинство системного принципа заключается в том, что мир в нем предстает как многообразие систем разнообразного конкретного содержания, объединенных в рамки единого целого – Вселенной.
Таким образом, современная наука опирается на такие подходы и методы исследовательской деятельности, как интегративный, междисциплинарный, комплексный, системный способы. К их числу относится и эволюционный подход, который в современной науке приобрел статус глобального эволюционизма. О содержательном аспекте этих методов речь пойдет дальше.
1. В числе междисциплинарных исследовательских направлений сегодня важное место занимает синергетика.
Термин «синергетика» (от греч. synergeticos – совместно действующий) ввел в научный обиход немецкий физик Г.Хакен (в работе «Синергетика» он поясняет, что назвал так новую дисциплину потому, что хотел указать на то, что для исследования процессов самоорганизации в сложных системах необходимо кооперирование многих дисциплин. – Прим. автора).
Что такое сложные системы? К ним относятся, к примеру, системы живой природы, некоторые социальные и гуманитарные системы. Их отличительными особенностями являются динамичность и перестройка структурных и организационных форм. Поэтому их определяют как самоорганизующиеся системы.
Самоорганизация предполагает изменение прежней организации, порядка или структуры и появление нового на основе взаимодействия элементов системы с внешней средой. Главный вопрос, на который призвана ответить синергетика, заключается в следующем: как, каким образом возникают устойчивость и порядок в таких системах, если по своей сути они неустойчивы, динамичны?
Для этого необходимы следующие условия:
1. Система должна быть открытой по отношению к окружающей ее среде, с которой каждая частица системы взаимодействует, получая от нее приток энергии (или вещества).
2. Система включает в себя неустойчивые моменты, случайные отклонения, флуктуации, которые, при условии открытости системы, не подавляются ею, а накапливаются, возрастают и со временем приводят систему к «расшатыванию», к распаду прежнего и возникновению нового порядка. Бельгийский ученый (русский по происхождению) И.Пригожин характеризует этот принцип как принцип образования порядка через флуктуации. Флуктуации имеют случайный характер, из чего следует, что появление нового в мире всегда связано с действием случайных факторов.
Синергетическая концепция (теория) нашла широкое применение не только в естественных и гуманитарных науках, она позволяет дать ответы на глобальные общенаучные и мировоззренческие вопросы. Состоит ли окружающий нас мир из разнообразных по содержанию и форме самоорганизующихся систем? Как возникла живая природа – как результат стихийно сложившихся условий, обстоятельств и факторов, как об этом говорит классическая биология, или она – результат процесса самоорганизации, начавшегося в неживой природе? Как организация и самоорганизация проявляют себя в обществе?
Главное отличие синергетической парадигмы от традиционной стратегии изучения сложных систем заключается в следующем. В традиционном подходе объяснение процессов, происходящих в сложных системах, осуществлялось на основе редукции – сведения их к поведению простых элементов в микромире (мире ненаблюдаемых объектов – атомов, микрочастиц и пр.). Синергетика, напротив, стремится установить связь и взаимодействие между микро- и макропроцессами (наблюдаемыми), не рассматривая свойства ненаблюдаемых объектов. Изменения же, происходящие в макромире, синергетика объясняет как результат взаимодействия огромного числа элементов и частиц системы на ненаблюдаемом уровне. Основная идея синергетики: сложные системы изменяются в результате изменений, происходящих на микроуровне, они недоступны непосредственному наблюдению, но доступен наблюдению их совокупный результат, который описывается управляющими параметрами системы.
В традиционном смысле понятие «сложность» понималось как многоуровневость, иерархичность, в синергетической парадигме – как динамичность, как то, что имеет потенциал самоорганизации. В традиционной доминанте «система» понималась как «равновесность», «устойчивость», в синергетической – как неустойчивость состояний, частей системы. «Случайное» в синергетической парадигме определяется как общее правило (а не как исключение), а «неравновесность» - как условие и источник порядка (что совпадает с интуитивными прозрениями древних мудрецов: «Космос из Хаоса», «случайное» - причина возникновения мира (Аристотель, Л.Кар, Эпикур).
Синергетическая парадигма позволила разрешить главное противоречие, существующее между неживой и живой природой, между микро- и макроуровнем, основанное на противопоставлении классической термодинамики и эволюционного учения Ч.Дарвина. Она доказала (экспериментально и теоретически), что при наличии определенных условий самоорганизация может происходить уже в простейших физико-химических и других системах неорганической природы.
Синергетическая парадигма показывает, что не только причина вызывает и порождает действие (как это утверждалось в традиционном понимании линейной причинности), но и действие может оказывать влияние на породившую его причину (или причины). Поведение компонентов системы подчиняется и управляется параметрами порядка, в то же время сами параметры порядка возникают в результате взаимодействия компонентов системы. А это указывает на цикличность причинности, учитывающую факт обратного влияния действия на породившую его причину.
Какое значение имеют эти открытия для практической жизни и деятельности человека и человечества?
1. Зная, как устроено сложное в мире, по каким законам оно функционирует, становится возможным вписывать свои действия в универсальные цепи самоорганизации.
2. Синергетическая парадигма позволяет рассматривать окружающий человека мир не как оппозицию «субъект – мир», а как сосуществование человека вместе с миром и внутри, поскольку сам человек – самоорганизующаяся система. Если человек не внеположен миру, а находится внутри него, он обязан уважительно и с осторожностью к нему относиться, поскольку мир непредсказуем и человек зачастую бессилен прогнозировать и контролировать его. Человек в этом мире вовлечен в иерархию ситуаций, а потому он всегда живет в ситуации выбора вариантов поведения, ответственен за свои поступки.
1. Идеи эволюции возникли в науке приблизительно в XVIII-XIX вв. (Это гипотеза Канта-Лапласа о возникновении Солнечной системы из туманности, теория геологической эволюции Ч.Лайеля, наконец, эволюционная теория Ч.Дарвина в биологии). Данные идеи на сегодняшний день приобрели в науке XX – XXI вв. характер глобальной эволюции Вселенной. Во многом этому способствовал и системный подход, и принципы самоорганизации открытых систем.
Исследованием космической эволюции занимается новая наука – космология, представляющая синтез астрономии, физики, геометрии и др.
Основные этапы ее становления следующие. Первоначально она возникла на базе теории относительности (поэтому ее называли релятивистской), и основное внимание в ней уделялось геометрии Вселенной (кривизне четырехмерного пространства).
В конце XIX – начале XX вв. усилиями таких ученых, как русский физик А.А. Фридман, американский астроном Э.П. Хаббл, была теоретически обоснована идея расширяющейся Вселенной. В частности, Э.П. Хаббл обнаружил факт удаления галактик от наблюдателя на основе наблюдений за процессом смещения света, идущего от галактик, в сторону красного конца спектра (эффект красного смещения).
В дальнейшем, приблизительно в то же время (речь идет о 20-30-х гг. XXв.), американский ученый Г.А. Гамов, отталкиваясь от идеи расширяющейся Вселенной, попытался раскрыть картину происхождения химических элементов Вселенной.
Как результат была обоснована идея космической эволюции, согласно которой она – начало всех процессов и форм развития материальных систем во Вселенной.
Предполагается, что началом космической эволюции был «большой взрыв»: первоначальная Вселенная находилась в сверхплотном и сверхгорячем состоянии, затем произошел взрыв, после чего она начала расширяться и постепенно охлаждаться.
Что представляла собой Вселенная до взрыва – неизвестно, можно лишь гипотетически предположить, что вещество Вселенной состояло из нейтронов, которые превращались в протоны, из них возникли сначала ядра атомов, а потом и атомы.
Процесс космической эволюции наглядно представлен в работе нобелевского лауреата С.Вайнберга «Первые три минуты» в виде следующих кадров:
Первый кадр. В первые 1/100 секунды после взрыва при температуре, равной 100 млрд. градусов, Вселенная была везде заполнена однородным по своим свойствам веществом, в котором взаимодействовали, сталкиваясь, частицы этого вещества.
Второй кадр. Температура падает до 30 млрд. градусов, но качественный состав не меняется: Вселенная по-прежнему состоит из электронов, позитронов, фотонов, нейтрино и антинейтрино.
Третий кадр. Температура Вселенной падает до 10 млрд. градусов. Частицы нейтрино и антинейтрино перестают вести себя в тепловом равновесии. Они ведут себя как свободные частицы, но это все еще не позволяет объединиться протонам и нейтронам в атомные ядра.
В четвертом, пятом, шестом кадрах продолжается понижение температуры, сопровождающееся дальнейшими изменениями в частицах первоначального вещества, образованием ядер, исчезновением протонов и электронов (частично). Оставшиеся электроны в соединении с ядрами образуют устойчивые атомы легких элементов – водорода и гелия. Должно было пройти еще свыше 700 тысяч лет, прежде чем в результате разъединения вещества и излучения стали образовываться звезды, состоящие из водорода и гелия. Вселенная стала прозрачной для излучения. Главным результатом микроэволюции Вселенной было образование незначительного перевеса между веществом и антивеществом (в сторону первого). Считается, что из него и возникло в ходе дальнейшей эволюции все богатство и разнообразие материальных образований и форм, начиная от атомов, молекул, кристаллов и минералов и заканчивая галактиками.
Уместно указать и на существование других гипотез образования Вселенной. Так, учеными была предложена гипотеза пульсирующей Вселенной, согласно которой после расширения должен следовать обратный процесс – сжатие. И совсем недавно, приблизительно четверть века назад, была выдвинута гипотеза, рассматривающая Вселенную как гигантскую флуктуацию вакуума. Ценность этой гипотезы заключается в том, что она помогает раскрыть состояние Вселенной до взрыва.
Идея космической эволюции Вселенной указывает на тот факт, что процесс ее образования проходит определенные этапы: от образования атомов и молекул (микроэволюция) до возникновения макротел и их систем, образования галактик (макроэволюция).
Кроме того, стало очевидным, что основой эволюции является нарушение симметрий между ядерными и гравитационными силами, благодаря чему стало возможным образование звезд, галактик и других космических объектов.
Разрушение симметрии привело не только к возникновению микро- и макрообъектов, оно способствовало дальнейшему формированию эволюционных процессов как на уровне микро-, так и макромира. Эволюция в микромире создала условия для развертывания эволюции в макромире. В свою очередь, это привело к биологической эволюции – эволюции сложноорганизованных живых систем.
Таким образом, сегодня мы можем говорить о глобальном, или универсальном, эволюционизме, что позволяет рассматривать Вселенную как единый универсальный процесс эволюции взаимосвязанных систем различного уровня. Само понятие эволюции также претерпело изменения по сравнению с XIX веком: универсальная эволюция понимается сегодня как синтез системного и эволюционного подходов, что позволяет анализировать не только эволюцию отдельных систем (как в биологии), а исследовать взаимосвязь и взаимодействие множества развивающихся систем – от простейших, физических, состоящих из элементарных частиц, до более сложных как по уровню организации, так и по типу взаимодействия между их элементами. На основе такого (системного) подхода научная картина мира сегодня предстает как целостный процесс перехода от микроэволюции, связанный с образованием сложных микрообъектов, к макроэволюции, а от нее – к биологической эволюции. Этими процессами и объясняется все многообразие вещей и явлений, происходящих в окружающем нас мире.
Системный подход к глобальной эволюции дополняется синергетическим принципом, объясняющим переход от одних систем и структур к другим посредством процесса самоорганизации. Синергетика разрушила представление о стационарном характере Вселенной, позволила идею эволюции в биологии перенести на объекты физического мира, устранив тем самым противоречие между классической физикой и эволюционной теорией в биологии. Основные принципы синергетики как науки о взаимодействии и самоорганизации сложных систем позволяют объяснить возникновение порядка из беспорядка, понять закономерность как результат взаимодействия множества случайностей и тем самым проливают свет на многие процессы, происходящие в сложных по своей природе живых и социальных системах и процессах.
2. Принципы системности и синергии позволили по-новому взглянуть на процессы взаимодействия окружающей среды и жизнедеятельности живых организмов. Если в парадигме классической биологической эволюции акцент делался на влияние окружающей среды на все живое, то в новой, системно-синергетической, внимание ученых привлек обратный процесс – влияния и воздействия живых организмов на физические, химические и геологические факторы внешней среды. Многочисленные наблюдения и исследования ученых привели к открытию обратной связи между живой и неживой природой, в результате которой живое вещество меняет в значительной степени лик природы. Как это происходит? Каким образом живое вещество влияет на физико-химические и геологические процессы?
В исследование этих проблем значительный вклад внесли представители русского космизма – В.И. Вернадский, Н.А. Умов, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
Понятие «живое вещество» было введено в научный язык В.И. Вернадским. Он определяет его как совокупность живых организмов, включая человечество. Человеческая деятельность оказывает активное влияние на все остальные живые существа, а также на геохимические процессы планеты Земля. Живое вещество, хотя и составляет незначительную часть биосферы, является ее определяющим компонентом. Оно, по определению В.И. Вернадского, представляет «огромную геологическую силу», определяющую всю систему биосферы. В подтверждение этой мысли он указывает на непрерывный рост центральной нервной системы и ее значение в биосфере, а также на организованность самой биосферы. Этот непрерывный процесс эволюции сопровождается появлением новых организмов, что, в свою очередь, оказывает влияние и на саму биосферу, и на ее процессы (изменения почвы, надземных и подземных вод и т.д.).
Другим центральным понятием учения В.И. Вернадского является понятие ноосферы[56]. Ноосфера – это результат сознательной деятельности человечества по преобразованию природы, которая становится важнейшим фактором преобразования всей планеты. Возникновение сознания, разума он рассматривает как закономерный результат эволюции биосферы. Однажды возникнув, он начинает оказывать влияние на всю биосферу. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой…»[57]. Вернадский указывал на то, что ноосфера – сфера разума, это та сила, которая позволит целенаправленно влиять на все сферы жизни, перестраивать ее по законам разума. Здесь он имел в виду возрастающее значение научного познания: под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера приходит в новое состояние – в ноосферу»[58].
Как человеческая деятельность влияет на процессы в биосфере, как она способствует ее эволюции?
Исторически переход от биосферы к ноосфере начал осуществляться еще в те времена, когда человечество освоило земледелие и скотоводство. Это привело к расширению посевных площадей, изобретению орудий земледелия и возделывания с их помощью земель. Изобретение орудий производства и охоты, приручение диких животных, создание новых культурных растений привели к тому, что человек научился изменять окружающий его мир, создавать новую живую природу. Человек сумел новым путем, отличающимся от животных, победить голод, обеспечив тем самым возможность неограниченного размножения.
Таким образом, человечество как часть биосферы своей разумной деятельностью оказывало всевозрастающее влияние на происходящие в биосфере процессы. На сегодняшний день в связи с огромными техногенными нагрузками на биосферу остро встает вопрос о сохранении окружающей среды, природы от воздействия на нее человека.
2. Возрастающее воздействие человека на природу в современном мире приобрело угрожающие масштабы. Загрязнение атмосферы, рек и озер, кислотные дожди, увеличивающиеся отходы производства, использование радиоактивных веществ заставили человечество задуматься о своем будущем. Соответственно, эта проблема встала во весь рост перед ученым сообществом. Так возникла новая научная дисциплина – экология[59], предметом которой являются процессы взаимодействия биосферы и общества, взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой. Сформировавшись как биологическая дисциплина, сегодня экология представляет междисциплинарные направления исследования процессов взаимодействия природы и общества.
Ученым сообществом предпринимаются меры по разрешению экологического кризиса. Сегодня можно говорить о сформировавшихся концепциях экологии, среди которых представляет интерес концепция коэволюции[60]. В философской литературе этот термин используется в двух смыслах, один из которых относится к теме нашего разговора. Его суть сводится к следующим положениям: чтобы обеспечить себе будущее, человечество должно воздействовать и изменять не только биосферу, но и измениться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Коэволюционный переход системы «человек - биосфера» к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать превращение биосферы в ноосферу. Для того чтобы это могло свершиться, человечество должно следовать двум важным требованиям – экологическому и нравственному императиву. Первый означает необходимость запрета на те виды человеческой деятельности (в частности, производственной), которые представляют угрозу существованию человечества, или установления жесткого контроля над ними. Второе требование означает изменение мировоззрения людей, воспитание в них чувства уважения, благоговения перед жизнью – любой, будь то растения, живые организмы или сами люди, умение ставить выше не частные, а общие интересы, изживание потребительских идеалов. К сожалению, это требование, как показывает действительность, сложнее всего реализовать.
Экологические проблемы сегодняшнего дня не оставляют равнодушными всю мировую общественность. Свидетельством тому является международное движение «Римский клуб», объединяющее в своих рядах предпринимателей, политических деятелей, ученых, экспертов, деятелей культуры. Возникнув в 1968 году как организация, целью которой было систематическое исследование перспектив энергетической и сырьевой проблем, с которыми связаны возможности расширения рынков сбыта автомобилей фирм «Фиат» и «Фольксвагенверк» (которые его и финансировали), в дальнейшем этот клуб превратился в широкое объединение кибернетиков, экономистов, социологов, изучающих широкий круг вопросов, связанных с глобальными проблемами, в том числе экономическими. Деятели Римского клуба, возглавляет который Аурелио Печчеи, сегодня решают следующие задачи: 1) вооружить общество методикой, с помощью которой можно было бы научно анализировать затруднения человечества, связанные с ограниченностью ресурсов Земли и бурным ростом производства и потребления; 2) донести до человечества тревогу относительно критической ситуации, сложившейся в мире в связи с экологическим кризисом; 3) указать обществу, какие необходимо принять меры, чтобы достичь «глобального равновесия».
Усилиями членов Римского клуба были разработаны модели мира («Мир1», «Мир2», «Мир3»), которые опубликовали в сборнике «Пределы роста». Главная идея этой работы сводится к следующему положению: если рост потребления ресурсов и промышленности вместе с увеличением населения не остановить, то наступит «предел роста», за которым последует катастрофа.
В другом докладе «Человечество на перепутье» авторы наметили перспективы развития не столько мирового сообщества (как это было в «Пределах роста»), сколько отдельных регионов мира, что дает возможность более эффективно решать экологические, энергетические, сырьевые, демографические и другие проблемы.
Постоянно обсуждая поставленные в указанных документах проблемы, участники Римского клуба дополняют их новыми идеями и концепциями. Представляет интерес концепция «Нового гуманизма», в которой высказывается идея о первостепенном значении человеческих качеств, которые обеспечат «революцию сознания», «человеческую революцию», «революцию мировой солидарности». Были сформулированы цели такой революции: 1) прекращение гонки вооружений, исключение войн и конфликтов, отказ от насилия; 2) решение продовольственной программы в мировом масштабе, ликвидация голода, создание мировой системы, позволяющей удовлетворять потребности в продовольствии всех людей планеты Земля; 3) глобальный контроль за использованием энергетических и сырьевых ресурсов, разработка и использование экологически безопасных энергосистем и т.д.; 4) повышение качества жизни, социальная справедливость в распределении материальных и духовных благ.
Несмотря на то, что прогнозы деятелей Римского клуба имеют весьма приблизительный характер, можно говорить об их пользе с точки зрения выработки реальной стратегии и перспектив дальнейшего развития мира.
В рамках этого движения сформировался новый раздел этики – экологическая этика. Главные содержательные моменты этой этики сводятся к следующему положению: необходимо установить гармоничные отношения между обществом и природой, отказаться от антропоцентрического взгляда на мир, согласно которому человек объявляется центром мироздания и властелином природы. Не покорять ее, а адаптироваться, приспосабливаться. Эти идеи наиболее активно выражают в своих выступлениях западноевропейские философы Э.Ласло, О.Леопольд. По мнению последнего, экологическая этика должна способствовать изменению отношения людей ко всему живому сообществу планеты Земля.
Другие авторы (Р.Артфильд, Л.Уойат) утверждают, что целью экологической этики должно стать воспитание у людей чувства ответственности за сохранение природы. С этой целью они предлагают обратиться к ценностям религии, а также призывают к активности интеллектуальные группы, сообщества, которые, осознав кризисную ситуацию, через проповеди, дискуссии, обращения к политикам и народным массам должны оказывать влияние на мировосприятие людей, содействовать их сплочению в общечеловеческом движении за спасение планеты Земля.
3. Таким образом, современная постнеклассическая наука отличается целым рядом особенностей, о которых шла речь выше. Она находится в состоянии поиска новых мировоззренческих ориентиров, направленных на целостное обобщение имеющихся многообразных областей знания, что должно способствовать созданию единой общенаучной картины мира. Эта новая картина мира должна включать в себя разные объяснения многообразных явлений мира, в том числе и паранаучные. Приставка «пара» означает отклонение от смысла и значения того слова, к которому она присоединяется. К примеру, существует наука физика, занимающаяся различными явлениями и процессами, происходящими в природе, и парафизика как представление о скрытых силах в природе, которые считается возможным использовать в практических целях. Если физика занимается выявлением закономерных связей, процессов и явлений, существующих в природе, используя приборы и другие формы и методы исследования, то в парафизике скрытые силы вызываются специфическими методами: заклинаниями, магическими ритуалами, воздействием сознания человека на природный объект.
Тем не менее, изучение этих способностей, их популяризация, сотрудничество представителей разных наук – психологии, медицины, физики, гуманитарных дисциплин, необходимы для того, чтобы хотя бы приоткрыть еще одну тайну человеческого бытия.