Философия и наука, их взаимосвязь и различие.
Научная теория, ее структура и функции.
Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям:
1. Непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости - опровержимости.
2. Опытной экспериментальной проверяемости.
Теория, по Попперу, есть инструмент, проверка которого осуществляется в ходе его применения и о пригодности которого судят по результатам таких применений.
Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории:
1. Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п. 2. Идеализированные объекты — абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.). 3. Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4. Философские установки и ценностные факторы. 5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Методологически важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.
Если на эмпирической стадии преобладает обобщение фактов и установление эмпирических законов, то теоретические законы формулируются не на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированными объектами.
К числу основных функций теории можно отнести следующие:
1. Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему. 2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п. 3. Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности. 4. Предсказательная — функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д. 5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности.
Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая:
1.Сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание; 2. Является логически более строгой; 3. Обладает большей объяснительной и предсказательной силой; 4. Может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.
Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию.
Классическое естествознание
Объект науки - макромир - Земля и ближний космос.
Идеал науки - знание это сила, а не насилие над природой. Характерен индуктивно-эмпирический подход. Известна только одна форма движения - перемещение в пространстве. Противопоставление субъекта объекту. Человек начинает преобразовывать мир. Познание не исключает практической направленности. Известны три формы (состояния) вещества.
Научная картина мира классическая механика Ньютона. Характерен гелиоцентризм, считающий центром Солнце. Представление о божественном сотворении мира и объектов, мир представляет четко слаженный механизм.
Философские основы науки - механистический детерминизм. Детерминизм - учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Т.е. причинно-следственная связь линейна, случайности отрицаются.
Известные философы этого периода Декарт, Бэкон. В это период преобладает механистично-метафизический стиль мышления, с позиции перемещения в пространстве. Отрицание внутренних противоречий в системе научного знания. Усиливаются дифференцирующие тенденции - от философии отделяются науки: механика, физика, химия. Преобладает принцип антропоцентризма - человек высшее творение природы.
Традиции и новации в науке
Эта проблема всегда привлекала внимание ученых и философов науки, но только Т. Кун впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Он обосновал, казалось бы, противоречивый феномен: традиции являются условием возможности научного развития. Любая традиция (социально-политическая, культурная и т.д.) всегда относится к прошлому, опирается на прежние достижения. Что является прошлым для непрерывно развивающейся науки? Научная парадигма, которая всегда базируется на прежних достижениях и представляет собой совокупность знаний, методов, образцов решения конкретных задач, ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Со сменой парадигмы начинается этап нормальной науки. На этом этапе ученый работает в жестких рамках парадигмы, т.е. традиции.
И, как показал Кун, традиция не только не тормозит это развитие, но выступает в качестве его необходимого условия.
Из истории науки известно, что происходит смена традиции, возникновение новых парадигм, т.е. радикально новых теорий, образцов решения задач, связанных с такими явлениями, о существовании которых ученые даже не могли подозревать в рамках «старой» парадигмы. Кун считает, что, действуя по правилам господствующей парадигмы, ученый случайно и побочным образом наталкивается на такие факты и явления, которые не объяснимы в рамках этой парадигмы. Возникает необходимость изменить правила научного исследования и объяснения. Показав, как происходит развитие нормальной науки в рамках традиции, Кун, однако, не сумел объяснить механизм соотношения традиции и новации.
Концепцию Куна пытаются усовершенствовать отечественные философы науки. Это усовершенствование связано прежде всего с разработкой концепции многообразия научных традиций, которое основывается на отличии научных традиций по содержанию, функциям, выполняемым в науке, способу существования.
Так, по способу существования можно выделить вербализованные (существующие в виде текстов) и невербализованные (не выразимые полностью в языке) традиции. Первые реализованы в виде текстов монографий и учебников. Вторые не имеют текстовой формы и относятся к типу неявного знания.
Неявные знания передаются на уровне образцов от учителя к ученику, от одного поколения ученых к другому. Выделяет два типа образцов в науке: а) образцы действия и б) образцы-продукты.
Образцы действия предполагают возможность продемонстрировать технологию производства предмета. Такая демонстрация легко осуществима по отношению к артефактам (сделанные руками человека предметы и процессы). Можно показать, как делают, например, нож.
Но показать технологию «производства» аксиом той или иной научной теории, дать «рецепт» построения удачных классификаций еще никому не удалось. Дело в том, что аксиомы, классификации — это некие образцы продуктов, в которых глубоко скрыты схемы действия, с помощью которых они получены.
Признание того факта, что научная традиция включает в себя наряду с явным также и неявное знание, позволяет сделать следующий вывод. Научная парадигма — это не замкнутая сфера норм и предписаний научной деятельности, а открытая система, включающая образцы неявного знания, почерпнутого не только из сферы научной деятельности, но из других сфер жизнедеятельности ученого. Достаточно вспомнить о том, что многие ученые в своем творчестве испытали влияние музыки, художественных произведений, религиозно-мистического опыта и т.д. Следовательно, ученый работает не в жестких рамках стерильной куновской парадигмы, а подвержен влиянию всей культуры, что позволяет говорить о многообразии научных традиций. Каждая научная традиция имеет свою сферу применения и распространения. Поэтому можно выделять традиции специально-научные и общенаучные. Но проводить резкую грань между ними трудно. Дело в том, что специально-научные традиции, на которых базируется та или иная конкретная наука, например, физика, химия, биология и т.д., могут одновременно выступать и в функции общенаучной традиции. Это происходит в том случае, когда методы одной науки применяются для построения теорий других наук.
Философия и наука, их взаимосвязь и различие.
Наука — это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности и вместе с тем особый, выполняющий важную роль в обществе социальный институт, предполагающий наличие академий, университетов и других организаций.
Различают гуманитарные (в том числе социально-политические, общественные), естественные и технические науки. Кроме того, в структуре современной науки можно выделить три слоя (схема 2). Первый слой представлен философией, а также примыкающей к ней математикой. Это слой всеобщего знания. Второй слой составляют частные науки, которые изучают объекты в рамках одной из форм материи и движения либо на стыке двух соседствующих структурных уровней материального мира (промежуточные науки типа биофизики). Сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, техническая сфера знаний. Этот слой науки называется частнонаучным. В середине XX в. возникли две отрасли научного знания междисциплинарного характера — общая теория систем и теоретическая кибернетика, которые образуют особый, третий, слой науки, занимая промежуточное положение между философией (и математикой), с одной стороны, и частными науками — с другой.
Третий слой науки можно назвать интегративным, региональным, поскольку он имеет непосредственное отношение к целому региону наук, к большинству областей научного знания и помогает философии и математике в интеграции современной науки. Причем, если теория систем имеет дело со всеми системными образованьями естественной и искусственной природы, то кибернетика — лишь с целесообразно упорядоченными системами, которые наблюдаются в живой природе, обществе, технике.\
Предложенная схема упрощает характер взаимодействия наук: Наука в целом не может быть уподоблена кирпичной кладке, и философия, например, буквально пронизывает всю систему научного знания, а физика, скажем, имеет дело и с некибернетическими системами, даже с несистемными образованьями.
Подобная классификация наук, осуществляясь по, так сказать, „объемному принципу, существенно дополняет традиционное деление наук на общественные, естественные и технические, поскольку ни общая теория систем, ни теоретическая кибернетика не сводятся ни к общественным, ни к естественным ни к техническим наукам, имея прямое отношение и к тем, и к другим, и к третьим.
Структура философии определяет ее функции. В соответствии со своим статусом философия выполняет по отношению ко всем без исключения отраслям знания две основные функции — мировоззренческую и методологическую. В ретроспективном плане философия всегда выполняет мировоззренческую функцию, а в перспективном, в отношении к дальнейшему развитию науки, имеет методологическое значение, играет эвристическую роль.
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она образует костяк научной картины мира, придает „всем другим наукам систематическое единство (Кант). При этом каждая наука вносит свой посильный вклад в создание такой картины. (Мировоззренческая функция заключается, конечно, и в том, что философия обусловливает формирование необходимых ценностных ориентации.)
Методологическая функция философии заключается в направляющем воздействии на науки, что обусловливает их развитие более оптимальным образом, помогает преодолевать трудности своего развития; при этом она как бы в снятом виде содержит в себе мировоззренческую функцию.
Если философия образует универсальную методологическую основу, теория систем дает системно-структурный, а кибернетика — функциональный (информационно-регулятивный) подход, то каждая частная наука играет определенную роль в методологии, которая имеет гетерогенный характер и не сводится к философской методологической основе, в точности соответствуя зданию Науки в целом. Причем с любой специальной наукой философия соотносится не как целое с частью, а как общее с отдельным: каждая отдельная наука суть единство общего и особенного, неповторимого.
Кроме двух основных функций философии имеет смысл выделить еще теоретико-познавательную и логическую функции, которые дополняют и конкретизируют методологическую (отсюда выражение „логика и методология науки).
Теоретико-познавательная функция обусловлена тем, что в структуре философии имеется особая наука — эпистемология. Впрочем, теоретико-познавательное значение имеет философия в целом, знание которой так или иначе используется в каждом познавательном акте.
Вычленение логической функции философии объясняется тем, что в любом мыслительном процессе неизбежно используются понятия философии — количество и качество, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Дело в том, что ни в одном акте мышления невозможно обойтись без универсальных понятий диалектики: мышление категориально по своей природе. Следует, однако, отличать логическую функцию философии от так называемой логики науки, точнее, от анализа языка науки средствами математической логики. Данная процедура прямого отношения к философии не имеет и обычно осуществляется с целью последующего составления программ для ЭВМ.
Итак, философия имеет мировоззренческое, методологическое, теоретико-познавательное и логическое значение для всех без исключения наук. В связи с этим приходится выступать против метафизических крайностей натурфилософии и позитивизма. Если сторонники натурфилософии предлагают решать проблемы специальных наук без использования данных этих наук, спекулятивным образом ставя на место неизвестного вымышленное, то позитивизм представляет собой другую, не менее опасную крайность, означая фактическое игнорирование мировоззренческой и методологической функций философии. Ошибочное кредо позитивизма („каждая наука сама себе философия) приводит к кризисам методологических основ науки и соответствующим издержкам.
Правильная позиция заключается в том, чтобы избежать как Сциллы натурфилософии, так и Харибды позитивизма. Причем философские понятия и принципы должны использоваться главным образом через ткань специальных наук, ибо проблемы этих наук не могут получить обоснованного, правильного освещения без данных этих специальных наук. Верно и другое: проблемы той или иной науки не могут и не должны решаться без использования философии. В этом заключается диалектическое, правильное решение вопроса о взаимодействии философии и специальных наук в познании.
В связи с этим следует постоянно укреплять союз философии и естествознания, повышать философскую культуру каждого специалиста. Объективной основой тесной взаимосвязи философии и других наук является универсальная взаимосвязь и взаимодействие явлений окружающей действительности. Союз философии со всеми гуманитарными, естественными и техническими науками предполагает их взаимное воз действие: не только философия оказывает благотворное, направляющее влияние на специальные науки, стимулируя их развитие, помогая преодолению методологических трудностей, но и достижения специальных наук способствуют дальнейшему развитию философии. Правда, влияние их на философию менее сильно по той простой причине, что она занимается изучением всеобщих закономерностей и, стало быть, меньше подвержена изменениям, чем любая специальная область знаний.
На необходимость повышения философской культуры каждым исследователем указывали многие мыслители. Английский философ Ф. Бэкон, например, сравнивал философский метод с фонарем, без которого невозможно найти выход из лабиринта. А. И. Герцен представлял философию стволом дерева научного знания, а специальные науки — его ветвями (более глубокую аналогию дают, когда сравнивают философию с кровеносной системой, пронизывающей все ткани организма). Создатель теории относительности А. Эйнштейн писал, что „философия является матерью всех научных исканий, а физик М. Борн заявлял, что „без серьезного знания философской литературы работа физика будет впустую. О необходимости союза специальных наук и философии писали В. И. Ленин, русский физиолог И. П. Павлов и многие другие ученые.