Идейно-политические враги марксизма-ленинизма
Развитие и утверждение марксизма-ленинизма в революционном движении происходили в процессе непрерывной борьбы с противостоящими ему идейно-политическими течениями. Главным внешним врагом марксизма-ленинизма изначально выступала и продолжает выступать буржуазная наука, у которой он вызывает величайшую вражду и ненависть. Ленин отметил, что иного отношения нельзя и ждать, поскольку вся буржуазная наука так или иначе защищает наемное рабство, а марксизм объявляет ему беспощадную войну [2]. Он подчеркивал, что своеобразный закон буржуазной эпохи составляет положение: кто наглее и бесстыднее издевается над наукой ради уничтожения Маркса, тому больше чести. И на ученые должности пускаются в первую очередь те, кто продает науку капиталу, кто соглашается против Маркса, социализма говорить самый невероятный вздор, бессовестнейшие нелепости и чепуху. Какое дело буржуазным ученым до научной объективности? Лишь бы лягнуть Маркса и социализм, а остальное приложится [3].
Идеологи буржуазии смотрят на марксизм-ленинизм с высокомерным презрением, но в нем много трусливого лицемерия. Они боятся марксизма-ленинизма как революционного учения. Они будут и впредь бешено поносить его, а мерой их озлобленности является мера противоположности взглядов марксизма-ленинизма интересам эксплуататоров. Наиболее полное выражение такое отношение буржуазии к марксизму-ленинизму получило в антикоммунизме– главном идейно-политическом оружии империализма в его борьбе против всех революционных социальных и национально-освободительных сил с целью защиты капиталистического строя.
Однако и среди учений, распространенных преимущественно в пролетариате, марксизм укрепился далеко не сразу. Первые полвека своего существования, с 40-х гг. XIX столетия, он боролся с теми из них, которые были в корне враждебны ему. К ним относились философский идеализм радикальных младогегельянцев, прудонизм, бакунизм, дюрингианство и другие. В конечном счете победа над ними была в основном достигнута. Международная организация рабочего движения во всем существенном стала на почву марксизма. Но, указал Ленин, когда марксизм вытеснил из пролетарского движения все сколько-нибудь цельные враждебные ему учения, те тенденции, которые в них выражались, начали искать себе иных путей. Победа марксизма заставила его врагов переодеваться марксистами. И вторые полвека существования научного коммунизма, с 90-х гг. XIX столетия, ознаменовались борьбой против враждебных марксизму устремлений внутри самого марксизма [4].
Этот внутренний враг марксизма получил употреблённое уже выше название оппортунизма. Оппортунизм (с латинского – удобный) есть идейно-политическое течение в международном пролетарском движении, представляющее собой совокупность теоретических взглядов и практических действий, объективно противоречащих интересам рабочего класса и делающих его поведение удобным, выгодным буржуазии. В марксизме-ленинизме вскрыты непосредственные причины, вызывавшие и по сей день вызывающие оппортунизм [5]:
1. Наличие у данного явления классовых корней в буржуазном обществе. Состоят они в том, что при капитализме рядом с пролетариатом всегда находятся широкие мелкобуржуазные слои. Стены между первым и вторыми нет и быть не может. Пролетариат с мелкобуржуазными слоями постоянно контактирует и испытывает на себе их воздействие, приобретает от них несвойственные ему взгляды и настроения. Кроме того, вследствие разорения представителей этих слоев он во многом за их счет пополняется. Вливаясь в ряды пролетарского движения, они привносят в него свою идеологию, психологию и методы действий. На переваривание и обучение таких «рекрутов» пролетарского движения приходится затрачивать много энергии, внимания, времени.
2. Неодинаковость развития капитализма в различных странах и различных областях народного хозяйства. Марксизм возник как продукт уже довольно зрелых буржуазных отношений. Поэтому он всего легче, быстрее, полнее и прочнее усваивается рабочим классом, его идеологами в условиях наибольшего развития капитализма. Отсталые же капиталистические, а тем более докапиталистические отношения порождают таких сторонников пролетарского революционного движения, которые усваивают себе лишь некоторые стороны марксизма, некоторые его выводы, требования и лозунги, оставаясь во многом на позициях буржуазного и мелкобуржуазного миросозерцания.
3. Диалектический характер капиталистического развития, идущего в противоречиях и путем противоречий. Капитализм, с одной стороны, прогрессивен, ибо уничтожает отжившие способы производства и обеспечивает огромный рост производительных сил, но, с другой стороны, он на известной ступени задерживает рост производительных сил. Капитализм, с одной стороны, организует, дисциплинирует, совершенствует рабочих, но, с другой стороны, он подавляет, угнетает и эксплуатирует их. Капитализм, с одной стороны, сам создает себе могильщика, сам творит элементы нового строя, но, с другой стороны, они, без сознательной и самостоятельной деятельности трудящихся, господство его не затрагивают. Эти противоречия живой реальности охватывает и разъясняет марксизм. Однако широкие массы учатся не из книг, а из жизни. И потому отдельные их категории постоянно засматриваются то на одну, то на другую сторону капиталистической действительности, абсолютизируют их, возводят в общую теорию, что порождает однобокие, противоречащие марксизму взгляды и методы действий.
4. Изменения в тактике буржуазии. Будь тактика буржуазии неизменной, пролетариат быстро научился бы адекватно отвечать на нее. В реальности же буржуазия выработала и использует два метода отстаивания своего господства, взаимно заменяя и переплетая их. Первый – метод насилия, отказа от всяческих уступок рабочему движению, поддержки отживших учреждений, непримиримого отрицания реформ. Второй – метод «либерализма», шагов в сторону реформ, уступок, развития демократических прав и свобод. Причем от одного к другому методу буржуазия переходит не по злостному расчету и не случайно, а в силу коренной противоречивости ее собственного положения. С одной стороны, природа буржуазии изначально предрасполагает использование ею против трудящихся любых зверских средств. Но, с другой стороны, сами условия капиталистического производства требуют обеспечения трудящимся известного минимума благосостояния и культуры. И переход от политики насилия к политике уступок обманывает какую-то часть рабочих, вызывает у них колебания в умонастроении и действиях.
Из сказанного следует, что оппортунизм – явление отнюдь не случайное, не результат ошибки или, тем более, сознательного предательства. Он представляет собой своего рода карикатуру на марксизм, вызываемую условиями капиталистической действительности. Суть карикатуры, разъяснял Ленин, – распространение правильных марксистских рассуждений на такие случаи, куда они на самом деле не распространяются, и доведение их тем самым до абсурда. Оппортунисты, по ленинскому выражению, – это «якобы марксисты», это «социал-демократы в стиле модерн» [6]. Искажение коммунистической теории они выдают за саму теорию, используют марксистскую терминологию для прикрытия антимарксистского содержания.
* * *
Оппортунизм, по своим проявлениям, распадается на правую и левую разновидности*.
Правый оппортунизм отражает настроение тех мелкобуржуазных слоев (включая обуржуазившуюся часть рабочего класса), которые имеют относительно сносные условия существования и не выступают за коренную ломку капиталистических порядков. Обычно рост данной разновидности оппортунизма приходится на более-менее спокойные периоды развития капитализма, когда нет кризисов и потрясений, прогрессирует экономика, нормально функционирует буржуазная демократия. В такое время верхним слоям рабочего класса и его мелкобуржуазных попутчиков перепадает некоторая доля от сверхприбылей буржуазии, массы добиваются известных успехов. Указанные процессы и порождают правоопортунистические тенденции в пролетарском движении. Суть правого оппортунизма в первую очередь определяют такие главные его особенности:
1. Ограничение классовой борьбы только областью буржуазных отношений, отрицание необходимости доведения ее до уничтожения капитализма и перехода к социализму. Фактически это означает замену теории классовой борьбы теорией социального мира и сотрудничества классов.
2. Отказ от прямых, непосредственных революционных действий и сведение всей деятельности пролетарского движения к достижению возможных в рамках буржуазной законности улучшений положения трудящихся с помощью реформ.
В теории правый оппортунизм обычно связан с ревизионизмом – направлением мысли, пересматривающим коренные устои коммунистического учения, но выступающим под его флагом.
Ленин охарактеризовал правый оппортунизм как проведение буржуазной политики в рабочем движении, проявление буржуазного влияния на пролетариат и буржуазное развращение пролетариев. Правые оппортунисты, указывал он, есть агенты буржуазии в рабочем движении, рабочие приказчики буржуазии, заключившие с нею союз против эксплуатируемых ею масс. Это люди, плененные буржуазным мировоззрением и разучившиеся смотреть на вещи с революционной точки зрения. Они признают марксизм за исключением его революционной стороны и превращают из идеологии наиболее передового класса в идеологию самых неразвитых категорий трудящихся [7].
Левый оппортунизм отражает настроение тех мелкобуржуазных слоев, которые, наоборот, имеют неблагоприятные условия существования и склонны к коренной ломке капиталистических порядков. Обычно рост данной разновидности оппортунизма приходится на периоды, когда под воздействием присущих капитализму противоречий его механизм разлаживается, а переживаемые народом трудности резко усиливаются. Стремление быстрее улучшить жизнь и порождает левооппортунистические тенденции в рабочем движении. В известной мере их еще питает реакция части рабочего движения на политику правого оппортунизма. Испытывая к нему ненависть за отступничество от революции, эта часть берет на вооружение методы, характерные для левых оппортунистов. Суть левого оппортунизма в первую очередь определяют такие главные его особенности:
1. Волюнтаризм, подменяющий трезвый, обстоятельный анализ действительности произвольными, поверхностными решениями.
2. Ультрареволюционаризм, толкающий пролетарское движение на радикальные, но неоправданные и в последнем счете вредные акции.
В теории левый оппортунизм обычно связан с догматизмом – направлением мысли, искажающим коренные устои коммунистического учения вследствие нетворческого, буквоедского использования его.
Ленин назвал левый оппортунизм грозным, надутым, чванливым на словах, но пустышкой раздробленности, распыленности и безголовости на деле [8]. В поведении он, как и правый оппортунизм, тоже отступает от условий и потребностей выдержанной пролетарской классовой борьбы. И, стало быть, выходит, что левым (т.е. революционным) он является лишь по видимости, а не по сути. Поэтому название данной разновидности оппортунизма зачастую обозначают в кавычках (пишут – «левый» оппортунизм), подчеркивая тем самым присутствующий здесь иронический оттенок.
Та и другая разновидности оппортунизма (несмотря на внешние различия) фактически являются близнецами. Они носят одинаковый мелкобуржуазный характер, стоят на одинаковой мелкобуржуазной позиции и объективно представляют собой каналы насаждения в пролетарской среде мелкобуржуазной стихии. Левый оппортунизм есть тень правого оппортунизма. Обе уродливости, взаимно дополняются, нанося пролетарскому движению огромный вред. Разница между ними заключается лишь в том, что правые обычно не скрывают свой оппортунизм, а левые всегда камуфлируют его революционной фразеологией, играя на чувствах масс.
В активном, неослабевающем противостоянии правому и левому оппортунизму марксизм-ленинизм видит непременное и важнейшее условие успеха революционной борьбы масс.