Христианская переоценка ценностей.

Христианство осуществляет радикальную переоценку ценностей. Античный человек по самой своей сути был человеком мирским. Все его помыслы, все его заботы и дела были обращены на мир. Ценности, которыми он руководствовался, также были от мира сего. Языческие боги не только не осуждали это, но и всячески поддерживали. Эти боги сами были увлечены мирскими делами и человеку не препятствовали, а иной раз и помогали, в том же.

Ценности же христианства глубоко чужды миру.

Это замечание совершенно справедливо, если мы будем подразумевать под христианством тот комплекс идей, который содержится в Новом Завете. И это замечание не совсем справедливо или справедливо лишь отчасти, если подразумевать под христианством ту практику христианских сообществ, которая окончательно сформировалась через пару-тройку столетий после смерти Иисуса.

Современные христиане будут яростно возражать против моих слов, поскольку они воображают, что все еще верны Новому Завету. Неудивительно. Их нынешний образ жизни и образ мыслей столь комфортен для проживания в этом мире, что любое сомнение в их «законности» воспринимается ими крайне ожесточенно. Это сомнение покушается на их комфорт. И это сомнение покушается на их гордыню – так приятно чувствовать себя избранными, не прилагая к этому особых усилий.

Однажды я стал свидетелем любопытнейшей полемики. В начале одной популярной телепередачи ее ведущие – две интеллигентные и умные дамы - яростно обсуждали позицию гостя этой телепередачи. Они были столь возмущены «ненавистью к любому проявлению жизни», явленной гостем, что я с крайним любопытством стал ожидать показа самой полемики. Кто же мог вызвать у них такую яростную реакцию?

Гостем оказался православный священник, который лишь следовал в своих речах духу и слову Нового Завета. И именно это следование вызвало яростную реакцию женщин, считающих себя верующими.

Забавная ситуация! Дамы оперировали понятиями и представлениями «девальвированного» столетиями торжества светской культуры христианства и отрицали христианство аутентичное. И они даже не подозревали, что пользуются «испорченным» образцом!

Если профан в качестве подлинного образца противопоставляет музыке Моцарта ее популяризированные аналоги, записанные в виде звукового сигнала на его мобильном телефоне, то это забавное и, вместе с тем, грустное зрелище. Эти дамы-ведущие пользуются моей симпатией и уважением. Но в этот раз я впервые был разочарован в них.

Этот пример я привел с той целью, чтобы показать, насколько сегодня «девальвированный» вариант христианства стал привычен не только людям невежественным, но и людям образованным.

Ценности христианства ориентируют человека не на успех в мире, а на преодоление мира ради Царствия Небесного. Мирская жизнь человека есть лишь испытание его готовности к жизни вечной. При всей кратковременности человеческой жизни это время оказывается чрезвычайно важным, поскольку за эти годы человек может либо спасти свою душу, либо погубить ее.

Вот почему экзистенциальные, моральные ценности христианства производят впечатление столь непрактичных, столь нелепых, столь опасных для жизни установок. Возлюби ближнего своего; если у тебя есть две рубашки – одну отдай ближнему; возлюби врагов своих; ударили по одной щеке – подставь другую. Эти требования крайне непрактичны, если не безумны для мирского человека. Выполняя их, мы рискуем погубить себя в этом мире, и, скорее всего, действительно погубим. Но с точки зрения учения Христа гибель мирская есть рождение в Царствие Небесном. Погубив себя телесно, мы обретаем жизнь в Боге.

Естественно, что эти ценности оказываются глубоко чуждыми античному, языческому сознанию. Античный человек склонен преследовать славу, богатство, наслаждения. Он ненавидит врагов своих и заботится о ближних, подразумевая под последними родных, друзей, сограждан. Дальние, то есть все те, кто не является его родными, друзьями и согражданами – законная добыча его агрессии, хищничества, алчности и сластолюбия.

И самое главное – в жизни античного человека нет Бога. Такой человек сам по себе, а его боги сами по себе. И каждый сам заботится о собственном благе.

Духовная же вселенная христианина центрирована на Боге. Бог есть источник всего и, в том числе, жизни самого человека. Именно поэтому хорошо и разумно человеку стремиться к Нему. Живое избегает мертвого и стремится к живому. Мир, в котором нет Бога, мертв. Бог есть сама жизнь. Соответственно, все, что есть в жизни человека, должно соотноситься с Богом. То, что отдаляет человека от Бога, должно быть отброшено, ибо есть зло. То же, что приближает человека к Богу, есть благо.

В свете этой Истины христианство переформулирует традиционное положение античной философии, гласящее, что человек должен стремиться к благу. Человек действительно должен стремиться к благу. Но беда в том, что большинство людей просто не знает, в чем состоит истинное благо! Подлинное же благо есть Бог!

Античные философы не смогли усмотреть столь важную и, вместе с тем, столь простую Истину. Неудивительно. Для них всегда высшей способностью человека был разум. Сам же по себе разум слеп. Лишь укрепленный духом – способностью знать и чувствовать Бога, способностью верить и поступать согласно вере – разум способен познать эти истины.

Наши рекомендации