Первородный грех и миссия Спасителя.
Человек создан по образу и подобию Божьему. И самым важным здесь оказывается подобие не внешнее, телесное, но личное. Как и Бог, человек обладает разумом и волей.
И именно человеческая воля явилась источником первородного греха.
Пребывая в Эдемском саду, Адам и Ева были максимально приближены к Богу. Они не знали ни в чем нужды, были невинны, неуязвимы для болезней и страдания и бессмертны. Бог запретил им вкушать плоды с Древа познания добра и зла. Но змий искусил их отведать запретного плода. Так был совершен грех, который лег тяжким грузом не только на плечи Адама и Евы, но и на все последующие поколения людей. Этот грех является первородным, поскольку каждый ребенок, рождающийся на свет, уже повинен в нем, как потомок Адама и Евы.
Здесь мы сталкиваемся с архаической идеей коллективной ответственности за преступление – сын отвечает за отца. Современное понимание справедливости исходит из другого принципа – вина всегда персональна и ответственность лежит на том, кто переступил черту. Иными словами, сын за отца не отвечает.
Через первородный грех в мир вошли зло, страдания, болезни и смерть. Все люди как потомки Адама и Евы подвержены им – человечество существует под сенью первородного греха. Все люди, родившиеся до Иисуса Христа, «автоматически» после смерти отправлялись в Ад. Правда, существует распространенная церковная легенда о том, что Иисус вывел из Ада всех достойных спасения, но родившихся до него. Некоторые места в Новом Завете косвенно подтверждают это.
Подобная автоматическая отправка в Ад представляется современному сознанию несправедливой. Но если мы отвергнем эту идею, то с необходимостью придем к «опасному» выводу – можно спастись, не будучи христианином.
Положение для церкви «патовое». Многие аборигены-язычники отвергли христианскую проповедь на том основании, что они не желают спасения, когда их предки прокляты и горят в адском огне. Их честь требовала разделить участь отцов и дедов.
Так в чем же суть первородного греха? Этот вопрос я задаю на лекции своим студентам. И почти никогда не получаю правильного ответа. Меня забавляют те студенты-христиане, которые говорят, что Адам и Ева оказались виновны в краже плодов. Более радуют те, которые говорят, что грех состоит в непослушании. Близко, но не точно.
Ключевыми словами к пониманию сути первородного греха являются слова змия, искушающего Адама и Еву: «нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие. 3: 4 – 5) «…вы будете, как боги…» - вот ключевые слова для понимания греха, совершенного Адамом и Евой. Они возжелали сравниться с Богом. Первородный грех целиком и полностью покоится на гордыне, а непослушание есть следствие ее.
Первородный грех полагает начало истории человечества. Стоит ли удивляться, что эта история столь ужасна?
Но, даже изгнав Адама и Еву из Рая, Бог не остался чужд судьбе человечества. Он избрал народ, наиболее достойный его внимания – евреи – и руководил им тысячелетия. Завет (переводится, как «обет», «союз», «договор») между Богом и избранным народом был необходим для того, чтобы основные божественные истины не затерялись среди ужасов истории и сохранились в умах людей. Книги Ветхого завета повествуют об истории этого договора.
По моему мнению, книги Ветхого Завета являются большой обузой для христианства и, вместе с тем, ценнейшим его приобретением.
Для стороннего наблюдателя, не укрепленного верой, но укрепленного наукой, все объяснения, даваемые церковью относительно вхождения книг Ветхого Завета в Священное Писание, «шиты белыми нитками». Христианство первоначально существовало как иудейская секта. Естественно, что книги Ветхого Завета были для христиан и иудеев священными. Иисус и апостолы обильно цитируют их в Новом Завете. В тот момент, когда христианство окончательно порвало и с евреями, и с их иудаизмом, было уже поздно что-либо менять – в христианстве образовалась устойчивая традиция почитания книг Ветхого Завета как священных. Кроме того, отказ от этих текстов потребовал бы слишком радикальной чистки текстов Нового Завета. Но они к тому времени, в общем и целом, уже были сформированы и освящены традицией.
В итоге, сложилась неприятная ситуация.
Во-первых, церковь должна объяснять, почему рассказ об истории еврейского народа, о его приобретениях и потерях, о его войнах и зверствах[82] должен считаться священным для всех христиан. Сделать это очень трудно.
Во-вторых, основные идеи, дух Ветхого Завета находятся в разительном контрасте с идеями и духом Нового Завета. Ветхозаветный Бог предстает перед нами как достаточно злая, ревнивая, капризная, безжалостная, мстительная сущность. Безусловно, это Бог языческого типа. Его невозможно отождествить с Богом Нового Завета – Богом любви и прощения. Достаточно вспомнить хотя бы «око за око» Ветхого Завета и «подставь другую щеку» Нового. Такой контраст также трудно объяснить и принять. Конечно, христианин должен ориентироваться в первую очередь на Новый Завет, но всегда для него сохраняется соблазн ориентации на Завет Ветхий – ведь он тоже является священным.
Но книги Ветхого Завета являются также и большим приобретением, если не христианства, то христианской церкви. Ветхий Завет близок к заботам мира сего, в то время как Новый - чрезвычайно далек от них. Жить согласно Новому Завету чрезвычайно трудно и на это способны немногие. В то время как жить согласно Ветхому Завету могут все. Тысячелетиями церковь адаптировала посредством соответствующих толкований Новый Завет потребностям грешного мира. В этом деле наличие книг Ветхого Завета оказалось чрезвычайно ценным подспорьем.
В среде избранного народа, наконец, родился Мессия – Иисус Христос. Его назначение – это не спасение иудеев и не осуществление их религиозно-политических надежд. Его назначение – спасение человечества из той бездны, в которой оно оказалось по вине своих прародителей Адама и Евы.
Миссия Иисуса Христа – искупление первородного греха и тех грехов, которые первородный грех повлек за собой. Иисус Христос полагает новый Завет между человеком и Богом. Теперь Бог обращается уже не к избранному народу, но ко всему человечеству и указывает путь, по которому человечество должно идти.
До миссии Иисуса Христа у всех людей был лишь один путь – после смерти они отправлялись в ад. Но искупительная жертва Иисуса Христа открывает людям новый путь – путь спасения. Теперь каждый человек может стать христианином. Если он сделает это, и если он будет ревностно исполнять Завет Иисуса Христа, то может надеяться на обретение спасения своей бессмертной души.
Иногда меня спрашивают – означает ли это, что первородного греха больше нет?
К сожалению, люди по-прежнему остаются во власти первородного греха. Я – не богослов, и потому не рискую вдаваться в подробности, но обычно отвечаю так:
Если вы отягощены большим долгом, то может статься, что ваш долг будет оплачен добрым человеком. Этот человек выписал чек на сумму вашего долга. Вам нужно лишь забрать его и вручить кредиторам. Но если вы даже не удосужились явиться за чеком, а вместо этого продолжаете кутить и множить свои долги, то долг по-прежнему останется на вас и, даже, приумножится.
Христос искупил наш первородный грех. Теперь мы можем вернуться к Богу. Но если вместо этого мы отворачиваемся от Него и продолжаем грешить, то с нас взыщется и по старым долгам и по новым.
Быть христианином означает максимально стремиться к уподоблению Христу. Иисус Христос обладал и человеческой природой. Именно поэтому мы не можем сказать: Иисус – Бог, и Он не знал человеческих страхов, соблазнов, страданий и слабостей; образ его жизни не доступен нам, ибо мы – человеки и не способны на то, на что способен Бог. Свою жизнь Он прожил как человек – у Него были человеческие потребности, человеческие желания, человеческие страхи и человеческие страдания. Тем самым, Иисус продемонстрировал всем, что человек может и должен преодолеть соблазн, страх, страдание и быть праведным. Жизнь Иисуса Христа – это пример того, как человек должен прожить свою жизнь. Наградой за такую прожитую жизнь является спасение бессмертной души.
Образ страдающего за людей Бога был достаточно непривычен для античного сознания. Античным человеком бог мыслился как нечто величественное, могущественное, а значит и неуязвимое. Мифология древних греков содержала несколько эпизодов, описывающих покушения людей на бога. Один из них – история о том, как пираты вздумали, не ведая того, что творят, продать Аполлона в рабство – юноша был статен и пригож, и за него можно было выручить хорошую цену. Дело кончилось тем, что Аполлон обратил пиратов в дельфинов. На греческих сосудах художники часто изображали сцену, как пираты прыгают с корабля в воду, на лету обращаясь в этих животных. Вот что случается с теми, кто решил покуситься на бога.
В этом отношении, Бог, которого бичуют солдаты, который, избитый и поруганный, волочет свой крест на место, где казнят разбойников и негодных рабов, Бог, которого распинают и над которым глумятся, – такой Бог для античного сознания представляется крайне странным и нелепым. Но при этом Он - и крайне соблазнительный Бог для сознания, знающего лишь величественных и капризных богов, которым мало дела до бед и страданий простых людей. Такой Бог создает новое пространство веры, незнакомое, но крайне привлекательное для человека античного мира.