Глава третья. основные идеи христианской доктрины.
«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит».
(Матф.18:7)
Существует множество христианских церквей и все они имеют определенные особенности своей догматики. Чтобы не впадать в длительные пояснения и различения, я буду ориентироваться в изложении христианской доктрины на вероучение традиционных церквей.
Монотеизм.
Христианство является монотеистической религией. Оно признает лишь одного Бога – создателя всего сущего. Все остальные боги (прежде всего, языческие) – либо иллюзии, либо бесы.
Монотеизм христиан находится в разительном противоречии с античным язычеством. Язычник не только поклоняется многим богам, но он не отрицает также и чужих богов. Он может им не поклоняться, поскольку находится во власти своих богов, но остерегается гневить богов чужих. Более того, для язычника очень типична ситуация, когда он, попадая на чужбину, начинает поклоняться местным богам. С точки зрения язычества это очень разумно, поскольку на этой территории главными оказываются местные боги.
Христианство не смогло противостоять влиянию язычества. Многие ученые полагают, что культ святых, культ икон и мощей, культ ангелов, а также учение о Святой Троице есть скрытое многобожие, проникшее в христианство. Я согласен с этим. И это скрытое многобожие меня не удивляет, поскольку это не единственный пример капитуляции христианской идеи перед потребностями мира – мирские черви насквозь изъели этот корабль. Церковь, озабоченная распространением своего влияния на миллионы людей, вынуждена не только закрывать глаза на странную веру этих миллионов, но и благословлять ее. В противном случае она потеряет влияние и превратится в маленькую группку людей, имеющих в сердце Христа. Для одних - перспектива лишиться всего и остаться лишь с Христом, прекрасна. Для других же – ужасна.
Особенно загадочен для разума, не укрепленного верой, догмат о Святой Троице – Бог един, но он в трех лицах (Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух). Христиане считают эти лица ипостасями (сущностями) Единого Бога. В первые столетия существования этой религии у некоторых богословов еще сохранялась иллюзия, что догмат Святой Троицы может быть объяснен с позиции разума. Но ныне большинство богословов признает эту христианскую истину истиной сверхразумной. Ее невозможно понять разумом, но следует принять верой.
Догмат этот отсутствует у первых христиан. Он возникает лишь в процессе формирования церкви и ее доктрины.
Монотеизм христианства означает, что существует лишь одна Истина и лишь одно Добро. И эта Истина и это Добро абсолютны, поскольку они исходят от Абсолюта. Следовательно, и зло также оказывается абсолютным.
Эта логика, по моему мнению, является неиссякаемым источником фанатизма и насилия, поскольку Абсолютная Истина и Абсолютное Добро потенциально благословляют любой акт насилия по отношению к носителям абсолютного зла.
Я часто вспоминаю разговор с одной православной христианкой о воспитании детей. Я говорил, что ребенку следует предоставить знания относительно всех существующих мировоззрений. Когда он обретет разум, то выберет то мировоззрение, которое ему ближе. Она же не соглашалась со мной и считала подобную позицию опасным заблуждением: «Если ребенок тянется к банке с мышьяком, то ты не будешь спокойно смотреть на это, исходя из принципа, - пусть попробует все. Ты отберешь у него яд и спрячешь его подальше. Но яд может убить тело, в то время как духовный яд убивает нечто неизмеримо более ценное – душу. Именно поэтому ребенка с самого начала необходимо оградить от духовного яда».
Следуя этой логике мы приходим к следующему.
Человек, раздающий детям яд, - преступник. Человек же, распространяющий яд духовный, - преступник в двойне. Первый губит тело, второй – душу. Душа же неизмеримо важнее тела. Преступник должен быть наказан сообразно тяжести своего преступления. Преступник же на почве духа самый опасный, и наказание для него должно быть наиболее тяжким. Остается лишь жалеть, что современное законодательство не позволяет наказать людей, распространяющих духовный яд. Но если восторжествует христианский тоталитаризм, то даже очень благонамеренным и добрым христианам будет очень трудно осудить насилие по отношению к атеистам, агностикам, еретикам, иноверцам и многим другим, поскольку все эти люди являются носителями и распространителями духовного яда.
Вероятность появления такого христианского тоталитаризма (фундаментализма) на Западе на данный момент весьма мала. Но мы прекрасно можем наблюдать, как реализуется логика монотеистической религии на примере тех стран Востока, где восторжествовал исламский фундаментализм (тоталитаризм). И дело вовсе не в какой-то особой склонности ислама к насилию. Христиане как абсолютисты, по моему мнению, также склонны к фанатизму и насилию, как и другие представители монотеистических религий. Просто, начиная с эпохи Просвещения, светский рационалистический разум Запада все более умеряет претензии христиан на духовную и политическую монополию и бдительно держит этого «зверя» в узде. Последние сожжение инакомыслящего христианской церковью во Франции состоялось в начале XVIII века. Оно стало последним, не благодаря протестам христиан, но благодаря яростной борьбе просветителей. В Испании же пытки и сожжения во имя Христа продолжались вплоть до начала XIX века и были насильственно прекращены лишь армией Наполеона.
Естественно, христиане категорически не согласятся со мной. И это прекрасно! Как рационалист, просветитель и релятивист, я выступаю за то, чтобы «расцвели сто тысяч цветов». Я выступаю за плюрализм (множественность) мировоззрений. Эта множественность обогащает культуру и каждое мировоззрение в частности. Эта множественность не позволяет какому-либо мировоззрению превратиться в дубину, обрушивающуюся на голову человека. И эта множественность пошла на пользу и современному христианству. Непрестанно осаждаемое инакомыслящими, оно вынуждено постоянно совершенствовать свою идеологию, чтобы выжить.
Совершенствуется не только церковная идеология, но и церковные нравы. Ныне христианские церкви Запада являют интеллектуальную бодрость и достаточно высокую добродетель. Как высоко они поднялись в сравнении с тем состоянием, в котором церковь пребывала в эпоху своего идеологического и политического господства!
Выражаясь языком философии, монотеизм христианства означает следующее: Бог есть субстанция, а все сущее - следствие ее. В этом отношении, диавол, зло несубстанциональны, то есть их существование вторично по отношению к Богу. В практическом плане этот тезис делает крайне нелепыми страхи некоторых христиан относительно сглаза, порчи, магии, вампиров, мертвецов, привидений и т.д. Если человек верен Богу и душа его устремлена к Нему, то усилия зла тщетны по отношению к этому человеку. Неужели вы полагаете, что могущество Божие, которому вы вверили свою душу, не сможет оградить вас от всякой чертовщины?! Вы будете уязвимы лишь в том случае, если сами шагнете навстречу злу.
В этом отношении, статус диавола оказывается крайне проблематичным. Я не решусь углубляться в тонкости канона, но твердо могу подчеркнуть несубстанциональный характер Зла. К сожалению, даже образованные христиане часто инстинктивно склоняются к дуализму. На мой вопрос: «Согласны ли вы, что мироздание есть поле битвы между Светом и Тьмой, между Богом и диаволом?», они часто дают утвердительный ответ. В этот момент я в притворном ужасе восклицаю: «Мерзостная манихейская ересь!»
Манихейство, основанное пророком Мани, учило о том, что существует два начала – добрый Бог и злой Бог. Наш мир создан вторым и, следовательно, все мы находимся в его власти. Но у человека есть шанс вырваться из-под власти злого Бога и соединиться с Богом Добра, ибо Христос указал нам путь спасения.
Дуализм ближе и понятнее человеку, чем монотеизм. Вот почему дуалистические представления часто проникают в христианское учение и «застревают» в головах многих христиан. Но в чистом виде христианство – монотеистическая религия.
Диавол может бороться с Богом, но Бог не может бороться с диаволом. Их силы не равны, ибо диавол также когда то был создан Богом, и лишь по своей злой воле отпал от Него. Во власти Бога уничтожить диавола в любой момент, но Он не делает этого. Почему? Я мог бы высказать на этот счет ряд предположений, но не буду делать этого, ибо не являюсь профессиональным богословом.
Важно другое. Монотеизм христианства делает нелепыми многие страхи верующих. Диавол не может насильно захватить их душу. А слуги диавола не могут насильно заставить человека служить злу. Вампир, силой обращающий другого человека в вампира, - нелепость! Зло может лишь соблазнить человека. И если он сам сделал шаг навстречу злу, то тогда он действительно может оказаться в его власти. Если вы сами приходите к злодеям, то почему удивляетесь тому, что оказались у них в рабстве?! Бог не повинен в том, что они сделают с вами. «Если ты пьешь с ворами, то опасайся за свой кошелек».
Креационизм.
Идея креационизма означает, что все сущее есть результат творения Бога. Этот тезис является логическим продолжением монотеистического догмата.
Поскольку Бог есть любовь и абсолютное могущество, сотворенный мир прекрасен и благ. Злым его делает воля, отпавших от Бога существ.
Мир сотворен для человека, поскольку человек есть венец творения и создан по образу и подобию Божиему.
Идея креационизма дает ответ на сомнения античных философов о происхождении сущего и о том, как из единого происходит многое. Бог как субстанция не сотворен – Он вечен. Все основные характеристики сущего, как то: пространство, время, движение, возникновение и уничтожение и т. д., проистекают от него и применимы лишь к тварному миру. Могущество Божие, Его благость и Его промысел есть источник всего, что существует.
В этом отношении, все естественные законы сущего также проистекают от Бога. Бог установил их, и Он же может превзойти их. Именно поэтому в мире мы наблюдаем два рода событий: события, существующие сообразно естественным законам сущего, и события, свершающиеся сообразно законам Божественного (чудо). Лишь Богу под силу согласовать эти онтологические плоскости.
Кроме того, высшим законом мироздания является Божественный промысел. Именно поэтому все свершающиеся в мире события оказываются частью единого божественного плана.
Бог как сверхличность.
Языческие боги тоже являются личностями – они обладают разумом, эмоциями, желаниями и потребностями. Более того, согласно восприятию язычников, личностные характеристики богов незначительно отличаются от личностных характеристик обыкновенного человека. Боги гневаются, мстят, злятся, негодуют, вожделеют, обманывают, крадут, убивают. По своему характеру они во всем подобны своим творениям – людям.
Соответственно, и общаться с языческими богами лучше всего с осторожностью. Их не стоит раздражать, им нельзя перечить, но их можно обмануть, или, еще лучше, подкупить. Контрактный характер отношений человека и бога является наиболее яркой чертой язычества. Типична речь язычника, обращенная к богу, в которой он обещает различные блага в благодарность за божественную помощь. В этой речи язычник вполне может посетовать, что бог, получив обильные подношения и жертвы «не отработал» их, не оказав соответствующую помощь в делах. Иногда язычники наказывают провинившегося бога. Чаще всего это практикуют представители ранних стадий язычества (первобытные племена) – идола могут опрокинуть, высечь, рубить топором, волочь по земле с тем, чтобы потом с почетом вновь водрузить на место.
Несмотря на то, что языческие боги являются личностями, язычнику трудно установить с ними личностный контакт. Их трудно любить, но если повезет, то человек может стать их любимцем. Именно поэтому наиболее надежным способом обзавестись помощью богов является подкуп.
Христианский Бог также является личностью, но это сверхличность. Он свободен от человеческих страстей и пороков. Но при этом его можно любить, поскольку он есть сверхблагая личность. Связь христианина с Богом носит глубоко личностный характер. Наиболее подходящее сравнение здесь: связь отца и сына. И именно поэтому обман или подкуп Бога оказываются невозможными.
Бога невозможно обмануть, ибо Он все видит. И Его нельзя обманывать, ибо само желание сделать это свидетельствует о том, что человек удаляется от Бога. Бога невозможно и подкупить. Мысль об этом подкупе так же нелепа, как нелепо намерение сына подкупить отца.
Ситуация, когда христианин подкупает Бога толстыми церковными свечами, обильными пожертвованиями и щедрыми обещаниями – еще один пример языческого рецидива в христианской практике.
Любовь к Богу выражается в следовании человеком Божьим заповедям и повелениям. Но даже если человек по слабости или неразумию нарушает их, то он может надеяться на милость Божию и прощение. Может надеяться именно потому, что Бог – это не безликий автоматический счетчик грехов, а Личность, преисполненная Абсолютной Благости и Абсолютной Любви.