Описание процедуры и обоснование методов исследования смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте.
Для проведения эмпирического исследования нами рассматривались различные методики по исследуемой проблеме зарубежных и отечественных авторов, такие как «Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?» В. С. Мухиной, «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, «Методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика Е. И. Головахи и А. А. Кроника «Каузометрический анализ».
Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?» В. С. Мухиной должен обеспечить самоописание ценностно-смысловых ориентаций человека как личности. Тест- самоотчет побуждает испытуемых к углубленному самоанализу через предложение ответить на вопрос «Кто я?» . По замыслу автора установка человека на самопознание требует специально организованных условий для рефлексии на свою глубинную личностную сущность. Исследователь указывает реципиентам, сколь важно человеку время от времени сосредоточить внимание на сущностных особенностях собственной личности и ответить себе на вопрос «Кто я?».
Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, основывается на том, что система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности. В основе этой методики лежит деление списка ценностей на ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные).
А. А. Кроником и Е. И. Головахой был разработан метод каузометрического анализа, т.е. устанавливающего причинно-следственные связи. Целью каузометрического анализа является воссоздание жизненного пути человека на основании его собственных оценок и реконструкция системы причинных и целевых связей между жизненными событиями, свойствами личности, значимыми людьми.В основе каузометрического анализа лежат представления о том, что несовпадение психологического и хронологического (паспортного) возраста человека, субъективная оценка связанности друг с другом оценок прошлого и будущего, а также значимости ожидаемых жизненных событий определяет системообразующие свойства личности.
В нашем исследовании использовалась методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева и «Методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева.
Тест СЖО является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории. Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым. Испытуемым предоставлялся бланк ответов и инструкция к нему (см. Приложение 1):
«Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0 ,если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).»
В данном исследовании использовалась эта методика потому, что она позволяет оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
Следующей использованной методикой была «Методика предельных смыслов» Д. А. Леонтьева. Методика предельных смыслов была разработана автором в попытках найти новые, нетрадиционные подходы к эмпирическому изучению и диагностике таких трудно поддающихся анализу структур субъективной реальности, как динамические смысловые системы сознания. В методике был воплощен сравнительно новый методический прием изучения смысловых систем через их отражение в индивидуальном мировоззрении.
Методика предельных смыслов является индивидуальной по форме проведения и диалогической по своей природе. Она не требует никакого оборудования или специальных бланков, кроме карандаша с бумагой, на которую экспериментатор будет записывать ход диалога. Методическая процедура представляет собой структурированную серию вопросов и ответов. Словесные формулировки смыслов, данные в ответ на вопрос «Зачем?», мы называем категориями. Цепь кончается при выявлении предельного смысла, дальше которого испытуемый уже не в состоянии ответить на вопрос «зачем?», реагируя либо тавтологией («Жить, чтобы жить»), либо ссылкой на природу человека, устройство мира и т. п. Выйдя на предельный смысл и удостоверившись в этом, экспериментатор возвращается к оставленным на предыдущих этапах разветвлениям ответов: «Зачем людям знать, что происходит вокруг?» и аналогичным образом прослеживает их до предельного смысла. Эта же процедура повторяется со всеми категориями, которые назывались испытуемым на каком-либо этапе беседы.
Нами была использована эта методика потому, что она позволяет проследить содержание смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте. Она позволяет проследить мировоззренческие представления человека, относящиеся к разным сферам или пластам действительности, которые они охватывают: гносеология, космология, природа, человек, общество, семья и др. С помощью этой методики возможно прослеживание изменений смысложизненных ориентаций личности от зрелого возраста к пожилому.