Особенности смысложизненных ориентаций в зрелом и пожилом возрасте
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии развития
Курсовая работа на тему:
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЗРЕЛОМ И ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Научный руководитель:
Магистр психологии, ассистент
М.Д. Батаева
Работу выполнил:
студентка I курса
К. В. Шерстнева
Москва – 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………
Глава 1.Теоретико-методологические подходы к изучению смысложизненных ориентаций личности…………………
1.1 Смысложизненные ориентации в исследованиях зарубежных и отечественных психологов………………………
1.2 Динамика смысложизненных ориентаций на разных возрастных этапах………………………………………………………………
1.3 Психологические особенности личности в зрелом и пожилом возрасте…………………………………………………………….
Глава 2. Методы исследования особенностей СЖО личности в зрелом и пожилом возрасте…………………………………………………………………
2.1. Описание методов исследования СЖО…………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Очень много внимания в психологии уделяется изучению особенностей развития человека в период детства, подростковый период и период юности. Между тем процесс развития не останавливается, он продолжается в зрелом и пожилом возрасте. Противоречия и кризисы, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования.
В последние годы интерес к проблемам людей старшего поколения заметно возрос. Процесс демографического старения сейчас приобрел беспрецедентные масштабы, которые не имеют аналогов за всю историю человечества. Старение населения характеризуется увеличением доли пожилых людей (60 лет и старше) при сокращении доли детей (в возрасте до 15 лет) и населения трудоспособного возраста (от 15 до 59 лет).
Человек, проходя через определенные этапы становления личности, приобретает уникальный жизненный опыт, убеждения, представления, что в дальнейшем помогает создать базу для формирования его целей в жизни, для осмысления своего бытия, то есть поиска смысла жизни (смысложизненных ориентаций) и способствует осмыслению бытия.
Смысложизненные ориентации — это состояние направленности личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни. Вектор этой направленности формирует текущие задачи, деятельность личности и в конечном итоге влияет на отношение к окружающему миру, характер, поведение и т.д. Смысложизненные ориентации, как и любые психические образования, имеют свою динамику. В процессе жизни человека смысложизненные ориентации изменяются по содержанию, эмоциональной окрашенности, регуляторному вкладу в бытие и эта динамическая тенденция прослеживается на всем пути существования человека.
Находясь в зрелом или пожилом возрасте, человек дает собственную оценку пройденной части жизни, сквозь призму своего жизненного опыта смотрит на совершенные поступки, сформировавшиеся предпочтения и убеждения, в большей степени задумывается о смысле своей жизни, т.е. смысложизненных ориентациях, поэтому данная тема заинтересовала меня своей актуальностью и новизной.
Цель исследования: изучить и сравнить смысложизненные ориентации личности в зрелом и пожилом возрасте.
Объект исследования: смысловая сфера личности.
Предмет исследования: особенности содержания смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте.
Гипотеза: Смысложизненные ориентации личности в зрелом и пожилом возрасте имеют различия. Смысложизненные ориентации в зрелом возрасте в большей степени направлены на будущее, они ориентированы на реализацию личности в профессиональной и семейной сферах. В пожилом же возрасте смысложизненные ориентации направлены на сферу семьи, моральную поддержку начинаний и достижений детей и внуков и общение с ними, поддержание собственного здоровья.
В соответствии с выделенными целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1.Изучить психологические особенности личности в зрелом и пожилом возрасте.
2. Сформировать комплекс методов по изучению особенностей личности в зрелом и пожилом возрасте.
3. Выявить содержание смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте.
4. Сравнить направленность и содержание смысложизненных ориентаций в зрелом и пожилом возрасте.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются:
1. Концепция развития личности В.С.Мухиной о том, что человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасиях: как социальная единица и как уникальная личность.
2. Идея К. Маркса о том, что человек целостен, он воплощает и персонализирует в себе богатство общественных отношений, связей. То есть все цели, потребности и интересы общества живут не самостоятельной жизнью, а напрямую воплощаются в потребностях каждого индивида;
3. Методика ценностных ориентаций М.Рокича;
4. Глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?» В.С.Мухиной;
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Данное эмпирическое исследование направлено на изучение особенностей смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте. В исследовании приняли участие 16 испытуемых, из них 8 зрелых (4 мужчины 4 женщины) в возрасте от 25 до 55 лет и 7 пожилых (4 женщины и 4 мужчины) в возрасте от 55 до 84 лет. Для изучения особенностей смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте использовался комплекс методик, таких как «Методика предельных смыслов» и «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева.
Выводы, полученные в ходе эмпирического исследования:
1. При обработке результатов методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева был сделан вывод о том, что в зрелом возрасте смысложизненные ориентации личности направлены на оценку результативности пройденного жизненного этапа, ощущение осмысленности и продуктивности своей жизни; в пожилом возрасте смысложизненные ориентации личности отражают высокую эмоциональную насыщенность жизни, высокую степень удовлетворенности ею.
2. Личность пожилого возраста, преодолев множественные кризисы, сформировалась в ценностном и смысловом планах, и ее смыслы в большей степени направлены на сам процесс жизни в настоящем.
3. В зрелом возрасте человек пересматривает свои жизненные позиции и положение своего «Я» как абсолютного центра мира; человек рассматривает свою жизнь в контексте жизни других людей , осмысливает свои внутренние убеждения и принципы. Переживая кризис, личность меняется, и эти изменения влекут перестройку не только ее внутреннего мира, но и находят отражение в поведенческих реакциях личности, ее активности и деятельности.
4. Содержание смысложизненных ориентаций личности изменяется от молодости до старости.
5. Предельные смыслы в зрелом возрасте можно охарактеризовать как конкретные, направленные на достижения определенной личности, а предельные смыслы пожилого возраста более абстрактны и обширны по содержанию, в них прослеживается тенденция к заботе в первую очередь не о себе, а об окружающих людях.
Полученные данные подтверждают выдвинутую общую гипотезу о том, что содержание смысложизненных ориентаций личности изменяется от молодости до старости и частную гипотезу о том, что смысложизненные ориентации личности в зрелом возрасте в большей степени направлены на результат, а в пожилом - на процесс жизни в настоящем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с глобальным процессом демографического старения населения нашей страны, возрастает интерес к изучению аспектов жизни людей, находящихся в зрелом и пожилом возрасте, с целью выявления особенностей смысловой сферы, которая формирует основу личности.
Главной целью курсовой работы являлось изучение смысложизненных ориентаций в зрелом и пожилом возрасте. Для достижения этой цели нами были поставлены и решены следующие задачи: проанализированы теоретические представления зарубежных и отечественных философов и психологов по данной проблеме; изучены психологические особенности личности в зрелом и пожилом возрасте; сформировано рабочее понятие и проведено эмпирическое исследование по изучаемому вопросу.
На первом этапе нашей работы был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по становлению понятия смысложизненные ориентации личности. С помощью полученных данных было составлено рабочее понятие: смысложизненные ориентации - это направленность личности на достижение результатов в какого - либо рода деятельности; основная жизненная цель. Далее мы провели анализ понятия «смысл жизни» в различные исторические эпохи и выделили ключевые направления развития философской мысли по данному вопросу в каждой из эпох.
Второй этап нашей работы заключался в анализе психологических особенностей личности в зрелом и пожилом возрасте.
Одной из главных особенностей развития личности в зрелом возрасте является минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека - его опытом, родом занятий, установками, навыками. Люди в зрелом возрасте переживают множество кризисов, в связи с этим личность претерпевает многочисленные изменения, которые могут быть выражены в изменении рода деятельности, направленности смысложизненных ориентаций человека. В зрелости деятельность людей направлена в основном на профессиональную и семейную сферы, т.е. на успешную реализацию в карьере и создание крепкой и благополучной семьи, на эти сферы ориентированы и жизненные смыслы человека.
Пожилой возраст отличается множеством противоречий. Личность в этом возрасте также переживает несколько кризисов, претерпевает изменения, зависимые от ряда факторов и связанные с переоценкой личности, осмыслением прожитых лет, оценкой принадлежности себя к миру. Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур. Жизненные смыслы в пожилом возрасте в первую очередь связаны с семейной жизнью, поддержанием собственного здоровья, общением с родными и близкими людьми.
На разных возрастных этапах развития личности существуют динамические изменения смысловой сферы, в частности происходят качественные и количественные преобразования смысложизненных ориентаций. С разным возрастом приходят новые цели, планы, изменения, которые задают специфику дальнейшего развития смысловой сферы личности.
Заключительным этапом нашей работы было проведение эмпирического исследования смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте. В исследовании приняли участие 16 испытуемых, из них 8 зрелых (4 мужчины 4 женщины) в возрасте от 25 до 55 лет и 7 пожилых (4 женщины и 4 мужчины) в возрасте от 55 до 84 лет. Для изучения особенностей смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте использовался комплекс методик, таких как «Методика предельных смыслов» и «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева.
1. В зрелом возрасте смысложизненные ориентации личности направлены на оценку результативности пройденного жизненного этапа, ощущение осмысленности и продуктивности своей жизни; в пожилом возрасте смысложизненные ориентации личности отражают высокую эмоциональную насыщенность жизни, высокую степень удовлетворенности ею.
2. Личность пожилого возраста, преодолев множественные кризисы, сформировалась в ценностном и смысловом планах, и ее смыслы в большей степени направлены на сам процесс жизни в настоящем.
3. В зрелом возрасте человек пересматривает свои жизненные позиции и положение своего «Я» как абсолютного центра мира; человек рассматривает свою жизнь в контексте жизни других людей , осмысливает свои внутренние убеждения и принципы. Переживая кризис, личность меняется, и эти изменения влекут перестройку не только ее внутреннего мира, но и находят отражение в поведенческих реакциях личности, ее активности и деятельности.
4. Содержание смысложизненных ориентаций личности изменяется от молодости до старости.
5. Предельные смыслы в зрелом возрасте можно охарактеризовать как конкретные, направленные на достижения определенной личности, а предельные смыслы пожилого возраста более абстрактны и обширны по содержанию, в них прослеживается тенденция к заботе в первую очередь не о себе, а об окружающих людях.
Полученные данные подтверждают выдвинутую общую гипотезу о том, что содержание смысложизненных ориентаций личности изменяется от молодости до старости и частную гипотезу о том, что смысложизненные ориентации личности в зрелом возрасте в большей степени направлены на результат, а в пожилом - на процесс жизни в настоящем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. C. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование, 2012.
2. Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. – М.: Рус. яз.,2000.
3. В. П. Зинченко и Б.Г.Мещеряков. Большой психологический словарь. – М.: АСТ,2003.
4. А.Ф.Лосев. Комментарии к Диалогам Платона. Компиляция из четырехтомного издания диалогов Платона. Т.1. -М.: Мысль, 1990.
5. И. Кант. Сочинения: в 6-ти т. Т. 5. - М.: Мысль, 1966.
6. Е.Н.Трубецкой. Смысл жизни. – М.: Институт русской цивилизации,2011.
7. А. Ф. Лосев. Жизнь. - СПб.: АО «Комплект», 1993.
8. С.Л. Рубинштейн .Человек и мир. –СПб.: Питер, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест смысложизненных ориентаций А. Н. Леонтьева.
Инструкция. Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр I, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).Спасибо Вам за участие.
1. | Обычно мне очень скучно | Обычно я полон энергии | |
2. | Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей | Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной | |
3. | В жизни я не имею определенных целей и намерений | В жизни я имею очень ясные цели и намерения | |
4. | Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной | Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной | |
5. | Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие | Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие | |
6. | Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться | Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами | |
7. | Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал | Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал | |
8. | Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов | Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни | |
9. | Моя жизнь пуста и неинтересна. | Моя жизнь наполнена интересными делами | |
10. | Если бы мне пришлось подводить сегодня итоги моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной | Если бы мне пришлось сегодня подводить итоги моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла | |
11. | Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе | Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас | |
12. | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности | |
13. | Я человек очень обязательный | Я человек совсем не обязательный | |
14. | Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию | Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств | |
15. | Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком | Я не могу назвать себя целеустремленным человеком | |
16. | В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей | В жизни я нашел свое призвание и цель | |
17. | Мои жизненные взгляды еще не определитесь | Мои жизненные взгляды вполне определились | |
18. | Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни | Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни | |
19. | Мох жизнь в моих руках, и я сам управляю ею | Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями | |
20. | Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение | Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания |
[1] А.Ф.Лосев. Комментарии к Диалогам Платона. Компиляция из четырехтомного издания диалогов Платона (М.: "Мысль", 1990-199?), 1 том.
[2] Кант И. Сочинения: в 6-ти т. М.: Мысль, 1966. Т. 5. 564 с.
[3] Лосев А. Ф. Жизнь (повести, рассказы, письма). СПб.: АО «Комплект», 1993. 536 с.
[4] С.Л. Рубинштейн «Человек и мир»,Изд: Питер, 2012
[5] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -- М., 1975
[6] В. Э. Чудновский «Становление личности и проблема смысла жизни», Изд:"МПСИ, МОДЭК" (2006)
[7] В.С. Мухина. Развитие личности. Статьи. -2002 – 2009 гг
[8] И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий. Возрастная психология; Изд: Сфера,2005 г.
[9] О.В. Хухлаева, Е.В Зыков, Г.В Бубнова. Психология развития и возрастная психология.- Юрайт-Издат, 2013.-367 стр.
[10] И.В. Шаповаленко. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005 – 349 стр.
[11] В.С. Мухина. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006.-608 стр.
[12] К.Н. Поливанова. Психология возрастных кризисов.- М.: Академия,2000. -180 с.
[13] Д.Я. Райгородский. Психология зрелости: учебное пособие по возрастной психологии. Изд.: Бахрах-М,2003 г.,768 стр.
[14] В.И. Жовалев. Психология зрелого возраста. СПб: Питер,2011-282 стр.
[15] Тарнавский Ю.Б. «Чтобы осень была золотой» 1988г.,112 стр.
[16] Ермолаева М.В. Практическая психология старости, 2010г.
[17] Социальная психология и общество - 2014. Том. 5, № 3, Суслова Т.Ф., Жучкова С.М.
[18] А. Подольский. Психология старости и старения. Хрестоматия, 2003 г., 275 стр.
[19] Д. А. Леонтьев. Тест смысложизненных ориентаций. – М.: Смысл, 2006.
[20] Д. А. Леонтьев. Методика предельных смыслов. – М.: Смысл, 1999.
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии развития
Курсовая работа на тему:
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЗРЕЛОМ И ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Научный руководитель:
Магистр психологии, ассистент
М.Д. Батаева
Работу выполнил:
студентка I курса
К. В. Шерстнева
Москва – 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………
Глава 1.Теоретико-методологические подходы к изучению смысложизненных ориентаций личности…………………
1.1 Смысложизненные ориентации в исследованиях зарубежных и отечественных психологов………………………
1.2 Динамика смысложизненных ориентаций на разных возрастных этапах………………………………………………………………
1.3 Психологические особенности личности в зрелом и пожилом возрасте…………………………………………………………….
Глава 2. Методы исследования особенностей СЖО личности в зрелом и пожилом возрасте…………………………………………………………………
2.1. Описание методов исследования СЖО…………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Очень много внимания в психологии уделяется изучению особенностей развития человека в период детства, подростковый период и период юности. Между тем процесс развития не останавливается, он продолжается в зрелом и пожилом возрасте. Противоречия и кризисы, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования.
В последние годы интерес к проблемам людей старшего поколения заметно возрос. Процесс демографического старения сейчас приобрел беспрецедентные масштабы, которые не имеют аналогов за всю историю человечества. Старение населения характеризуется увеличением доли пожилых людей (60 лет и старше) при сокращении доли детей (в возрасте до 15 лет) и населения трудоспособного возраста (от 15 до 59 лет).
Человек, проходя через определенные этапы становления личности, приобретает уникальный жизненный опыт, убеждения, представления, что в дальнейшем помогает создать базу для формирования его целей в жизни, для осмысления своего бытия, то есть поиска смысла жизни (смысложизненных ориентаций) и способствует осмыслению бытия.
Смысложизненные ориентации — это состояние направленности личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни. Вектор этой направленности формирует текущие задачи, деятельность личности и в конечном итоге влияет на отношение к окружающему миру, характер, поведение и т.д. Смысложизненные ориентации, как и любые психические образования, имеют свою динамику. В процессе жизни человека смысложизненные ориентации изменяются по содержанию, эмоциональной окрашенности, регуляторному вкладу в бытие и эта динамическая тенденция прослеживается на всем пути существования человека.
Находясь в зрелом или пожилом возрасте, человек дает собственную оценку пройденной части жизни, сквозь призму своего жизненного опыта смотрит на совершенные поступки, сформировавшиеся предпочтения и убеждения, в большей степени задумывается о смысле своей жизни, т.е. смысложизненных ориентациях, поэтому данная тема заинтересовала меня своей актуальностью и новизной.
Цель исследования: изучить и сравнить смысложизненные ориентации личности в зрелом и пожилом возрасте.
Объект исследования: смысловая сфера личности.
Предмет исследования: особенности содержания смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте.
Гипотеза: Смысложизненные ориентации личности в зрелом и пожилом возрасте имеют различия. Смысложизненные ориентации в зрелом возрасте в большей степени направлены на будущее, они ориентированы на реализацию личности в профессиональной и семейной сферах. В пожилом же возрасте смысложизненные ориентации направлены на сферу семьи, моральную поддержку начинаний и достижений детей и внуков и общение с ними, поддержание собственного здоровья.
В соответствии с выделенными целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1.Изучить психологические особенности личности в зрелом и пожилом возрасте.
2. Сформировать комплекс методов по изучению особенностей личности в зрелом и пожилом возрасте.
3. Выявить содержание смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте.
4. Сравнить направленность и содержание смысложизненных ориентаций в зрелом и пожилом возрасте.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются:
1. Концепция развития личности В.С.Мухиной о том, что человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасиях: как социальная единица и как уникальная личность.
2. Идея К. Маркса о том, что человек целостен, он воплощает и персонализирует в себе богатство общественных отношений, связей. То есть все цели, потребности и интересы общества живут не самостоятельной жизнью, а напрямую воплощаются в потребностях каждого индивида;
3. Методика ценностных ориентаций М.Рокича;
4. Глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?» В.С.Мухиной;