Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.

Философская мысль в Германии конца XVIII – начала XIX в. явилась закономерным продолжением прогрессивных естественно-научных, философских, социально-политических идей и концепций XVII – XVIII вв. Опираясь на гуманистические идеалы Просвещения, немецкая классическая философия внесла качественно новый вклад в развитие новоевропейской рационалистической традиции. По сути, она считается вершиной всей философской мысли Европы от древнейших времен до XVIII века, а многие считают, что она остается непревзойденной и до сих пор. Поэтому ее называют немецкой классической философией (сокращенно НКФ).

Эпоха НКФ охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 1780-ми годами, с одной стороны, и 1835 годом, годом смерти Гегеля – с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.

Черты НКФ:

1. В учениях немецких мыслителей на основе синтеза положений рационализма и сенсуализма была раскрыта диалектическая (сложная, многосоставная, неоднозначная) природа познавательного процесса. Если для рационализма XVII века, как и для просвещенчества XVIII столетия, было характерно принижать роль чувственного познания, отдавать приоритет только разуму, то НКФ стремится представить и мир вообще, и внутреннюю жизнь человека как сочетание всех возможных сторон. Объединить ratio и религиозное чувство, прагматический интерес и идеалистические склонности, чувственный и теоретический способ освоения мира

2. В учениях НКФ, которые учитывали новейшие достижения естественных наук (математика Лейбница, биология Ламарка и др.), а также социальных наук (экономическая теория Адама Смита, теории исторического прогресса И. Гердера, Дж. Вико и др.) на первый план вышла идея развития. Вся действительность рассматривается сквозь призму развития, как постоянно развивающаяся и преодолевающая самое себя.

3. В рамках классической немецкой философии сделана исторически последняя попытка воспринять философии как науку. Это с учетом того, что на протяжении XVII–XVIII вв. многие дисциплины, которые раньше входили в круг философии или считались родственными ей, заявили о своей «независимости», и философия постепенно стала восприниматься как своего рода «до-наука». Мыслители НКФ считали это неприемлемым: философия должна быть строгой наукой. Для этого надо перестроить саму философию. Кант считал, что предыдущая философия была лишь «рассуждательством» на философские темы, но отнюдь не философией в строгом смысле слова. Фихте солидаризировался с Кантом и определил философию как «наукоучение», или науку о науке. Гегель в «Феноменологии науки» рассуждал о приближении философии к форме науки, к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и могла бы быть действительным знанием.

Основными представителями классической немецкой философии являются: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872).

Основоположником классической немецкой философии возродившем идеи диалектики, был Иммануил Кант. Не только в сфере философии, но и в естественных науках Канта зарекомендовал себя как глубокий, проницательный мыслитель.Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор считается одной из фундаментальных идей в астрономии.

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ; его интересовало не почему, а как?

Основные вопросы философии, по Канту: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? И все это объединяется, обобщается в вопросе «Что есть человек?»

В философии Канта акцент смещается с объективного мира (объект)на познающего этот мир (субъект). Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом субъекте и составляют основу знания, поэтому философия Канта еще называется трансцендентальной философией.

Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не таким как он есть на самом деле, а таким как он нам является в сознании. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. Именно силами нашего разума мы приводим хаос мира в единство и порядок. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений. То есть, это наш разум предписывает законы природе.

Миру явлений соответствует не зависящая от человеческого сознания сущность вещей –«вещи в себе». Явление обозначается термином «феномен», а его антипод – вещь в себе – термином «ноумен». Абсолютное познание ноумена невозможно – только постижение умом. А соответственно, основные положения всякого знания являются доопытными (априорными) формами. Предмет познания конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка.

Априорные формы чувственности: пространство и время.

Априорные формы рассудка: 12 категорий, поделенных на 4 группы: категории количества, качества, модальности, отношения.

Априорные формы разума: так называемые «чистые идеи», они не соответствуют никакому предмету и выходят за пределы опыта в стремлении завершить всякое рассудочное познание высшим единством.

Кант различал рассудок и разум. Он считал, что разумное познание выше рассудочного познания и по природе своей диалектично. В этом отношении особый интерес представляет учение Канта об антиномиях (неразрешимых противоречиях) разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и т.д., впадает в неизбежные противоречия. Учение Канта об антиномиях разума направлено против «классической» философской метафизики, для которой свойственно было давать слишком «простые», однозначные ответы на вопросы, которые, согласно Канту, однозначных ответов иметь не могут.

Но как же вопрос «что есть человек?» В работе Канта «Критика чистого разума» человек рассматривается в трех разных измерениях: во-первых, как «эмпирическое Я», порождаемое чувственным опытом субъекта о самом себе; во-вторых, как «трансцендентальное Я», которое является условием возможности любого познания; и, в-третьих, как «метафизическое Я», то есть душа, понятая в качестве духовной субстанции.

В «Критике практического разума» (второй важнейшей работе Канта) появляются метафизические постулаты о человеке: свобода, бессмертие души и существование Бога. Эти три постулата выражают требования нравственного сознания. Нравственность человека, по Канту, основывается на категорическом императиве (императив = побуждение к нравственному деянию). Кант возвещает категорический императив следующей формулой: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать основой всеобщего законодательства». Другая формулировка: «Действуй таким образом, чтобы одинаково относиться к человечеству как в своём лице, так и в лице других: всегда как к цели, и никогда просто как к средству». Человек есть сам по себе цель, и вместе с ним — всё человечество. Хотя последняя реальность человека принадлежит ноуменальному (умопостигаемому) миру, Кант постулирует высочайшее уважение к человеческой личности, исключая любые манипуляции ею.

Философская система Георга Гегеля начиналась с утверждения, что точка зрения на мир как совокупность отдельных изолированных вещей иррациональна. И только после того, как факты или вещи будут связаны в единое целое, мы можем говорить о рациональности.

С одной стороны, объективного мира не существует вне наших попыток объяснить его с помощью знания. Это объединяет Гегеля с Кантом (и противопоставляет философам-просветителям).

С другой стороны, истина для Гегеля настолько абсолютна, что как бы составляет единое с бытием. По словам Гегеля: «Действительность есть разумное, а разумное есть действительное». Это значит, что вся действительность состоит из последовательности концепций (рациональности), а последовательность концепций есть действительность (реальность).

Основная задача философии Гегеля – построить систему знания, описывающую мир целиком в том виде, в котором он раскрывается перед нашим разумом. Она известна нам под названием системы объективного идеализма и состоит из 3-х основных частей:

1) «наука логики» – учение об абсолютной идее

2) «философия природы» - учение о природе

3) «феноменология духа» - учение об обществе.

Эти части раскрывают как бы три аспекта «жизни» мира. Субъектом мирового процесса является Абсолютный дух (Абсолютная идея). Весь мировой процесс, условно, состоит из трех стадий: 1) идея мыслит саму себя, существует «в себе» (эта стадия описывается «наукой логики»); 2) идея проецирует саму себя во вне, как бы самоотвергает себя в объективном мире, порождая природу (это описывается «философией природы»); 3) идея из своего инобытия возвращается в себя, постигает саму себя извне через человека и общество (это описывает «феноменология духа»). Именно человек определяется как самосознание, как существо, в котором Идея, или Абсолют, осознаёт, раскрывает себя

Как раскрывает себя идея? В «Энциклопедии философских наук» Гегель выделяет три фазы в манифестации Идеи. Во-первых,субъективный Дух, познающий посредством трёх ступеней — души, сознания и разума; Дух, ищущий свободы. Во-вторых,объективный Дух, последовательно являющий себя в семье, обществе и государстве. Государство представляет собой высшую ступень, которой подчинены остальные две, ибо государство есть высшее проявление разумности. Наконец, в-третьих,Абсолютный Дух, который обнаруживает себя в искусстве, религии и философии.

Существенная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривались им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно:

Отрицание отрицания

Эти принципы иногда называют «законами диалектики»

Таким образом, важнейшие тезисы гегелевской философии:

1. Предмет философии – не «мир» как совокупность объектов, а мировой процесс.

2. Сущностью мирового процесса является развитие, осуществляющееся на основе определенных законов.

3. Источником развития являются противоречия, присущие явлениям.

4. Понятия, с помощью которых мы описываем мировой процесс, взаимосвязаны.

Говорят, что система Гегеля возобладала над его методом: метод заявлен диалектический (согласно этому методу «все течет», все развивается), а вот описание природы и особенно общества – скорее традиционно-метафизическое (все утверждается «как есть»). Сама по себе попытка философа дать своеобычные формулировки законов природы и классификации различных природных объектов, и это в XIX веке, когда уже достаточно развита и физика, и электротехника, и химия, и биология и т.п. – попытка эта кажется немного курьезной. Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития.

Гегелевская философия в XIX веке была исключительно влиятельной. Но тем заметнее были ее нерешенные затруднения, даже противоречия:

1) Противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному.

2) В гегелевской философии более значимо Целое, Идея, чем отдельная личность. Последняя мыслится как звено, само по себе незначительное, в цепи великих родовых, исторических и разумных свершений.

3) Историческая ограниченность философской системы Гегеля состояла в том, что началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, а процесс познания был превращен в самопознание разума, который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому развитие мира предстает в гегелевской философии как чисто логический процесс, целиком пребывающий в лоне идеи, а не объективной действительности.

4) Некритичность. Венцом всей истории философии Гегель объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Государство есть аболютное воплощение рациональности, так как оно дает синтез всех различий и конфликтов в обществе путем осуществления власти.

5) «Развитие завершилось». Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он мыслил свою объективно-идеалистическую систему в историческом развитии. Но поскольку он прописывал ее целиком, так сказать, без пометки «будет продолжено», то, значит, вся история уже завершилась. Вся система, складывавшаяся исторически, окончательно сложилась, и ее можно описать. В частности, высшей и самой совершенной формой общественного устройства является современная Гегелю сословная прусская монархия. Такая мысль не могла не вызвать критику.

Последователем Гегеля, но в то же время его критиком и соперником был Людвиг Фейербах – «последний классик НКФ». Он сыграл важную роль в истории антропологии. В 1841 году была опубликована работа Фейербаха «Сущность христианства», вызвавшая широкой резонанс. Намерение Фейербаха состояло в том, чтобы показать: то, что мы называем теологией, в действительности есть антропологическая реальность. Иначе говоря, мы приписываем вымышленному, фиктивному высшему существу, именуемому Богом, те качества и свойства, которые принадлежат собственно человеку. Поэтому свою книгу Фейербах завершает лозунгом: homo homini deus(«человек человеку — Бог»). Под человекобогом он подразумевает не отдельного человека, а род человеческий, человечество в целом. Оно в бесконечной степени обладает мудростью, справедливостью, мощью, святостью, которые мы до сих пор проецировали на Бога. Именно с человечеством должны мы сотрудничать для того, чтобы реализовать себя и не отчуждать самих себя в фантастическом вымысле. Поэтому для того, чтобы быть человеком, нужно отречься от трансцендентного Бога. Только человек является творцом человека. Общение, диалог, отношение любви, дружбы представляют собой у Фейербаха сущностные элементы личностного бытия. «Бытие — это сообщество».

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.

Философская мысль в Германии конца XVIII – начала XIX в. явилась закономерным продолжением прогрессивных естественно-научных, философских, социально-политических идей и концепций XVII – XVIII вв. Опираясь на гуманистические идеалы Просвещения, немецкая классическая философия внесла качественно новый вклад в развитие новоевропейской рационалистической традиции. По сути, она считается вершиной всей философской мысли Европы от древнейших времен до XVIII века, а многие считают, что она остается непревзойденной и до сих пор. Поэтому ее называют немецкой классической философией (сокращенно НКФ).

Эпоха НКФ охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 1780-ми годами, с одной стороны, и 1835 годом, годом смерти Гегеля – с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.

Черты НКФ:

1. В учениях немецких мыслителей на основе синтеза положений рационализма и сенсуализма была раскрыта диалектическая (сложная, многосоставная, неоднозначная) природа познавательного процесса. Если для рационализма XVII века, как и для просвещенчества XVIII столетия, было характерно принижать роль чувственного познания, отдавать приоритет только разуму, то НКФ стремится представить и мир вообще, и внутреннюю жизнь человека как сочетание всех возможных сторон. Объединить ratio и религиозное чувство, прагматический интерес и идеалистические склонности, чувственный и теоретический способ освоения мира

2. В учениях НКФ, которые учитывали новейшие достижения естественных наук (математика Лейбница, биология Ламарка и др.), а также социальных наук (экономическая теория Адама Смита, теории исторического прогресса И. Гердера, Дж. Вико и др.) на первый план вышла идея развития. Вся действительность рассматривается сквозь призму развития, как постоянно развивающаяся и преодолевающая самое себя.

3. В рамках классической немецкой философии сделана исторически последняя попытка воспринять философии как науку. Это с учетом того, что на протяжении XVII–XVIII вв. многие дисциплины, которые раньше входили в круг философии или считались родственными ей, заявили о своей «независимости», и философия постепенно стала восприниматься как своего рода «до-наука». Мыслители НКФ считали это неприемлемым: философия должна быть строгой наукой. Для этого надо перестроить саму философию. Кант считал, что предыдущая философия была лишь «рассуждательством» на философские темы, но отнюдь не философией в строгом смысле слова. Фихте солидаризировался с Кантом и определил философию как «наукоучение», или науку о науке. Гегель в «Феноменологии науки» рассуждал о приближении философии к форме науки, к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и могла бы быть действительным знанием.

Основными представителями классической немецкой философии являются: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872).

Основоположником классической немецкой философии возродившем идеи диалектики, был Иммануил Кант. Не только в сфере философии, но и в естественных науках Канта зарекомендовал себя как глубокий, проницательный мыслитель.Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор считается одной из фундаментальных идей в астрономии.

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ; его интересовало не почему, а как?

Основные вопросы философии, по Канту: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? И все это объединяется, обобщается в вопросе «Что есть человек?»

В философии Канта акцент смещается с объективного мира (объект)на познающего этот мир (субъект). Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом субъекте и составляют основу знания, поэтому философия Канта еще называется трансцендентальной философией.

Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не таким как он есть на самом деле, а таким как он нам является в сознании. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. Именно силами нашего разума мы приводим хаос мира в единство и порядок. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений. То есть, это наш разум предписывает законы природе.

Миру явлений соответствует не зависящая от человеческого сознания сущность вещей –«вещи в себе». Явление обозначается термином «феномен», а его антипод – вещь в себе – термином «ноумен». Абсолютное познание ноумена невозможно – только постижение умом. А соответственно, основные положения всякого знания являются доопытными (априорными) формами. Предмет познания конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка.

Априорные формы чувственности: пространство и время.

Априорные формы рассудка: 12 категорий, поделенных на 4 группы: категории количества, качества, модальности, отношения.

Априорные формы разума: так называемые «чистые идеи», они не соответствуют никакому предмету и выходят за пределы опыта в стремлении завершить всякое рассудочное познание высшим единством.

Кант различал рассудок и разум. Он считал, что разумное познание выше рассудочного познания и по природе своей диалектично. В этом отношении особый интерес представляет учение Канта об антиномиях (неразрешимых противоречиях) разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и т.д., впадает в неизбежные противоречия. Учение Канта об антиномиях разума направлено против «классической» философской метафизики, для которой свойственно было давать слишком «простые», однозначные ответы на вопросы, которые, согласно Канту, однозначных ответов иметь не могут.

Но как же вопрос «что есть человек?» В работе Канта «Критика чистого разума» человек рассматривается в трех разных измерениях: во-первых, как «эмпирическое Я», порождаемое чувственным опытом субъекта о самом себе; во-вторых, как «трансцендентальное Я», которое является условием возможности любого познания; и, в-третьих, как «метафизическое Я», то есть душа, понятая в качестве духовной субстанции.

В «Критике практического разума» (второй важнейшей работе Канта) появляются метафизические постулаты о человеке: свобода, бессмертие души и существование Бога. Эти три постулата выражают требования нравственного сознания. Нравственность человека, по Канту, основывается на категорическом императиве (императив = побуждение к нравственному деянию). Кант возвещает категорический императив следующей формулой: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать основой всеобщего законодательства». Другая формулировка: «Действуй таким образом, чтобы одинаково относиться к человечеству как в своём лице, так и в лице других: всегда как к цели, и никогда просто как к средству». Человек есть сам по себе цель, и вместе с ним — всё человечество. Хотя последняя реальность человека принадлежит ноуменальному (умопостигаемому) миру, Кант постулирует высочайшее уважение к человеческой личности, исключая любые манипуляции ею.

Философская система Георга Гегеля начиналась с утверждения, что точка зрения на мир как совокупность отдельных изолированных вещей иррациональна. И только после того, как факты или вещи будут связаны в единое целое, мы можем говорить о рациональности.

С одной стороны, объективного мира не существует вне наших попыток объяснить его с помощью знания. Это объединяет Гегеля с Кантом (и противопоставляет философам-просветителям).

С другой стороны, истина для Гегеля настолько абсолютна, что как бы составляет единое с бытием. По словам Гегеля: «Действительность есть разумное, а разумное есть действительное». Это значит, что вся действительность состоит из последовательности концепций (рациональности), а последовательность концепций есть действительность (реальность).

Основная задача философии Гегеля – построить систему знания, описывающую мир целиком в том виде, в котором он раскрывается перед нашим разумом. Она известна нам под названием системы объективного идеализма и состоит из 3-х основных частей:

1) «наука логики» – учение об абсолютной идее

2) «философия природы» - учение о природе

3) «феноменология духа» - учение об обществе.

Эти части раскрывают как бы три аспекта «жизни» мира. Субъектом мирового процесса является Абсолютный дух (Абсолютная идея). Весь мировой процесс, условно, состоит из трех стадий: 1) идея мыслит саму себя, существует «в себе» (эта стадия описывается «наукой логики»); 2) идея проецирует саму себя во вне, как бы самоотвергает себя в объективном мире, порождая природу (это описывается «философией природы»); 3) идея из своего инобытия возвращается в себя, постигает саму себя извне через человека и общество (это описывает «феноменология духа»). Именно человек определяется как самосознание, как существо, в котором Идея, или Абсолют, осознаёт, раскрывает себя

Как раскрывает себя идея? В «Энциклопедии философских наук» Гегель выделяет три фазы в манифестации Идеи. Во-первых,субъективный Дух, познающий посредством трёх ступеней — души, сознания и разума; Дух, ищущий свободы. Во-вторых,объективный Дух, последовательно являющий себя в семье, обществе и государстве. Государство представляет собой высшую ступень, которой подчинены остальные две, ибо государство есть высшее проявление разумности. Наконец, в-третьих,Абсолютный Дух, который обнаруживает себя в искусстве, религии и философии.

Существенная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривались им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно:

Наши рекомендации