Организационная работа над спектаклем

(планирование работы)

а) Читка и обсуждение пьесы коллективом

б) Календарный план репетиций

в) Сроки подготовки и монтировки декоративного оформления. Костюмы

г) Составление сметы

д) План учебно-воспитательной работы

е) Организация экскурсий

ж) Приглашение тех, или иных специалистов для консультаций (знатоки эпохи,быта, ритуалов и т.д)

з) Создание выставок о спектакле для зрителя

и) Просмотры спектакля руководством

к) Обсуждение выдушенного спектакля худсоветом и зрителем

МИНИМАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПАРТИТУРЫ СПЕКТАКЛЯ

обязательные и всегда необходимые «под рукой»: Определяются и записываются перед первым смысловым событием в экземпляре пьесы

..............................……………………………………………………………….

1. ТЕМА СПЕКТАКЛЯ как главный объект художественного исследования

2. ИДЕЯ СПЕКТАКЛЯ как суждение о теме

3. СВЕРХЗАДАЧА СПЕКТАКЛЯ

Как ответ на вопрос «Во имя чего? Ради какой страстной необходимости, связанной с гражданской лучше с партийной позицией, утверждение позиции идей спектакля.

4.СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ СПЕКТАКЛЯ – ее творцов как действенная устремленность к сверхзадаче. Способ её достижения.

5. РИТМ И ТЕМП СПЕКТАКЛЯ

6. АТМОСФЕРА СПЕКТАКЛЯ.

ГЛАВНЫЕ ВЕХИ СПЕКТАКЛЯ

1. Основополагающие или ведущие предлагаемое обстоятельство.

Это то, что задолго до начала сценического действия складывается как решающее влияние на последующие события и сквозное действие лагеря действия, являясь как бы его источником.

2. Изначальное исходное событие

Это то, что произошло непосредственно перед началом действия, чей «шлейф» тянется до первого события, начинающего уже «здесь», на наших глазах «сейчас» и является «базой» сквозного действия. Это событие рождает изначальные задачи актёров – о чём выходят.

3. Центральное событие

Сродни кульминации спектакля. Момент, в котором действие достигает наибольшего напряжения.

4. Главное событие.

Смысловое событие, которое позволяет схватить произведение в целом и понять основную суть (идейную) всего спектакля.

5. Итоговое событие пьесы

Связано с развязкой, которую нужно стараться переносить как можно ближе к финальной точке. Событие, которое несет «разгадку» всего происшедшего и практически решает трактовочный момент спектакля.

6. Главный конфликт

Определение смысловой стороны борьбы сквозного с контрсквозными действиями после определений «линии фронта»

Г.К. – это всегда идейный конфликт, хотя интерес зрителя строится на столкновении человеческих судеб, часто элементарно бытовых. По главному конфликту ПРОВЕРЯЕТСЯ правильность определения сквозного действия, с которым оно не может быть в противоречии.

7. Сквозное действие лагеря действия

Это устремление ,которое пронизывает все события, все столкновения и борьбу конфликтующих лагерей. Логика борьбы направляет эту устремленность и сверхзадачу.

Цель лагеря – действие.

Идея , как цель, к которой направлено основное действие , цель, через которую проходят/или которую пронизывает на пути к сверхзадаче сквозное действие. Очень связано с предметом борьбы главных контрдействующих групп.

Сверхзадача лагеря действия

Это то, РАДИ ЧЕГО утверждается идея-цель. Это конечное духовное всеисчерпывающее РАДИ ЧЕГО, в котором выражено все основное заветное, связанное с идеалом, мечтой и страстной необходимостью, чаще всего политическая , морально-этическая позиция лагеря действия.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ РЯД СОБЫТИЙ

/Отмечать его данные удобнее всего слева от машинного текста на развороте обратной стороны листа пьесы или сценария, на границах каждого нового смыслового события/

Смысловые события/рядовые.

Находятся через оценку и осмысление фабульных событий. Входят в общий ряд, включающий в себя и вышеозначенные «не рядовые» события – начальное, центральное, главное и т.п. Писать порядковый номер и формулировать , избегая образных определений.

Итоговые события

Как понятия чем закончилась борьба в границах смыслового события. Режиссеру нужно ответить на вопрос :»Как нужно организовать борьбу, чтобы она закончилась именно таким итоговым результатом?»

Режиссерская задача

Сформулировать как можно подробнее «для себя « , какую нужно организовать борьбу в определяемом событии, имея в виду:

a) Предмет борьбы – «яблоко раздора»

b) Конфликт определяемого события , сверяясь с главным событием

c) Роль сквозного действия лагеря действия и контрдействия в определенном событии, учитывая и выясняя его «мимикрию»

d) За чем должен следить в данном событии зритель, иначе , на чем строится интерес зрителя.

Актерские задачи

Основные в данном событии. По каждому действующему лицу, обязательно учитывая ежесекундную конфликтность действующих лиц(также связанную с предметом борьбы). То есть определить жизнь персонажа в событии, определив его цель и основной способ достижения.

а) по физической линии(поведении)

б) по внутренней, идущей по сквозному действию персонажа(второй план), имея в виду возможные для данного образа поступки, которые вели бы к решению поставленной задачи, приспособления, иными словами,- способы и приемы духовного и физического свойства, с помощью коих персонаж мог бы двигаться к желаемой цели.

Иметь в виду эмоциональные «манки» для каждой актерской индивидуальности( чтобы своевременно подсказать), а главное уяснить логику действий действующего лица как в объеме всей роли-сквозное действие- так в объеме одного события.

В итоговом событии актерские задачи отвечают на вопрос «Что должен был сделать персонаж, чтобы придти к такому событийному итогу?

Изначальная задача

Касается любого выхода в начале пьесы, в новом явлении, эпизоде, также, если был сценический перерыв во времени.

Диктуется изначальным событием внесценического действия и воображаемым «Течением дня».

Требует от исполнителя видеть перспективу задачи, т.е. возможный событийный исход поступков. Ставится каждому действующему лицу, занятому в пьесе(сцене).

Наши рекомендации