Практическое занятие № 5 – 2 ч.

Тема:Французская литература XVIII века. Монтескье. Вольтер. Дидро. Руссо.

Цели:

  • определить место Вольтера в мировом литературном процессе, раскрыть художественные особенности его прозы; выявить основные черты философской, ироничной, социальной повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм»;
  • подчеркнуть роль просвещения и значение государственного переустройства общества на примере повести;
  • раскрыть место Дидро в развитии французского Просвещения; дать идейно-художественный анализ его антиклерикального романа;

Словарь: пасквиль, оптимизм, теория «естественного человека», классицизм, манифест, фантастика, аллегория, гротеск, трактат, энциклопедисты, философская повесть, философские диалоги, исповедь, афоризм, мемуары, классицизм.

Вопросы

1. Социальные, политические, философские и эстетические взгляды Вольтера.

2. «Кандид» как философская повесть: а) Особенности сюжета и композиции; б) Основные герои. Кандид – главный герой повести; в) Философия Панглоса. Ее значение для понимания основной идеи произведения; г) Что такое оптимизм по Вольтеру? д) Странствования Кандида и его выводы. Почему утверждения Панглоса оказались неприемлемыми для Кандида? е) Роль старухи и истории ее жизни (гл. XI) в произведении; ж) Место государства Эльдорадо в повести; з) Своеобразие финала произведения. К каким выводам приходят Кандид и Вольтер как просветитель?

3. Художественные приёмы в «Кандиде». Вольтер как мастер иронической прозы в этом произведении.

4. Общественно-просветительская и литературная деятельность Дени Дидро. Причины создания, основное содержание романа «Монахиня».

5. Динамика развития образа главной героини Сюзанны Симонен как протест против социальной действительности. Значение романа Дени Дидро в развитии мировой литературы и культуры как образца антиклерикального, просветительского романа.

Литература

1. Жанр романа в художественной литературе: Учебное пособие / А.М. Кусаинова. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2015. – 196 с

2. История мировой литературы: Учебное пособие [Текст] /Сост.: А. М. Кусаинова. – 2 изд., перераб. и доп. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2013. – 480 с.

3. Мандель Б. Р.Всемирная литература: искусство слова в Средневековье и титаны эпохи Возрождения: Начало Нового времени: учебник для высших учебных заведений гуманитарного направления. – Директ-Медиа, 2014. – 471 с. (Электронный ресурс).

4. От античности до середины Х1Х века: учебник для бакалавров / Б.А. Гиленсон. – М.: Издательство Юрайт,2014. – 904 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Семестр

Практическое занятие № 1 – 2 ч.

Тема: Французский романтизм. В. Гюго.

Цели:

· раскрыть исходные мировоззренческие позиции писателя;

· определить композиционную структуру произведения, в основе которой лежит три образа;

· выяснить, в чем проявляется романтический принцип обобщенности образов и ситуаций.

Словарь: романтизм, поэтика, символика

Оборудование:портрет писателя, диск «Все произведения зарубежной литературы в кратком изложении», слайд-презентация.

Вопросы

1. История создания романа «Собор Парижской Богоматери». В. Гюго как создатель романтического исторического романа: а) Отличие романа Гюго от романов Вальтера Скотта. б) Проблема соотношения правды и вымысла. в) Чем объясняется выбор эпохи автором в романе (XV век)? г) Концепция истории В.Гюго; понимание исторического прогресса и регресса в романе.

2. Как воплотились идеи «Предисловия» к «Кромвелю» в романе «Собор Парижской Богоматери»?

3. Особенности сюжета и композиции произведения.

4. Система образов романа: а) Принцип контраста как основополагающий при построении системы персонажей: Клод Фролло, Квазимодо, Гренгуар, Феб, Эсмеральда, Гудула. б) Что обозначает слово ANAГKH? Свободный выбор или случайность (рок) соединяет героев? в) Образ Эсмеральды – центральный образ романа:
- выявление характеров всех персонажей романа через отношение к Эсмеральде;
- особенности внешнего и внутреннего облика Эсмеральды;
- идейный смысл образа Эсмеральды как воплощения творческих сил народа, идеала естественной нравственности и духовной красоты;
- роль образа Эсмеральды в раскрытии внутренних конфликтов эпохи: изображение писателем кризиса религиозного мировоззрения в массах и у отдельных представителей народа. г) Образ народной массы и ее роль в истории в понимании Гюго.
д) Образ Собора в романе.
- Почему всю 3-ю книгу Гюго посвящает Парижу и Собору? - Как образ Собора связан с сюжетом и основной идеей романа? - Место и роль главы «Париж с птичьего полета» (книга 5. Какую роль играет Гревская площадь в развитии сюжета романа? «Местный колорит» в романе: быт, орудия труда, одежда, жилища, нравы, верования и предания народа. Гротеск и контраст в романе. Что автор понимает под прекрасным? Есть ли в романе символы?

Литература

1. Жанр романа в художественной литературе: Учебное пособие / А.М. Кусаинова. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2015. – 196 с.

2. Зарубежная литература Х1Х –ХХ веков: учебник для бакалавров / В.М. Толмачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт,2014. – 811 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

3.История мировой литературы: Учебное пособие [Текст] /Сост.: А. М. Кусаинова. – 2 изд., перераб. и доп. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2013. – 480 с.

4. От античности до середины Х1Х века: учебник для бакалавров / Б.А. Гиленсон. – М.: Издательство Юрайт,2014. – 904 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Наши рекомендации