Практическое занятие № 3 – 2 ч.
Тема:Вильям Шекспир.
Цели:
- дать идейно-художественный анализ пьесы о большой человеческой любви, торжествующей над средневековым фанатизмом;
- раскрыть сложность трагедии «Гамлет», её философский смысл;
- рассмотреть образы Ромео и Джульетты, отражение гуманистических идей в творчестве Шекспира.
Словарь:комедия, трагедия, трагикомедия, исторические хроники, сонет.
Оборудование:художественные тексты, диск «Все произведения зарубежной литературы в кратком изложении», слайд-презентация.
Вопросы
1. Место Шекспира в истории развития мировой литературы. Шекспировский вопрос.
2. Проблематика трагедий. «Вечные» образы в трагедиях Шекспира.
3. Тема и основной конфликт трагедии «Ромео и Джульетта». Какие противоречия общественной жизни отражены в нем. Какие образы трагедии помогают понять этот конфликт?
4. Как борются за свою любовь Ромео и Джульетта? Кто из них проявляет больше решительности, последовательности в этой борьбе?
Вопросы
1. Жанровые аспекты трагедии. Основные проблемы трагедии «Гамлет». Поэтика трагедии (построение, «лишние эпизоды», пьеса в пьесе и т. д.).
2. Какой конфликт лежит в основе трагедии, и какие два мировоззрения сталкиваются в этом конфликте?
3. В чем сущность гуманистических взглядов Гамлета (подход к жизни, отношение к человеку, дружбе, любви, искусству, религии, сословному неравенству) – Монолог «быть или не быть» (акт 3, сцена 2).
4. Кризис гуманистического сознания: Гамлет, монолог о человеке (акт 2, сцена 2).
Как развивается конфликт с окружающим миром: Гамлет и носители власти (Клавдий, Полоний). Гамлет и Гертруда. Гамлет и Офелия. Гамлет и мнимые друзья.
5. Что является причиной трагедии Гамлета? Почему Гамлет медлит с выполнением задачи кровной мести – убийства Клавдия? Верит ли Гамлет в возможность осуществления гуманистических идеалов?
Литература
1. Жанр романа в художественной литературе: Учебное пособие / А.М. Кусаинова. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2015. – 196 с.
2. История мировой литературы: Учебное пособие [Текст] /Сост.: А. М. Кусаинова. – 2 изд., перераб. и доп. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2013. – 480 с.
3. От античности до середины Х1Х века: учебник для бакалавров / Б.А. Гиленсон. – М.: Издательство Юрайт,2014. – 904 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
Практическое занятие № 4 – 2 ч.
Тема:Мольер. Бомарше.
Цели:
- определить место Мольера в литературе 17-18 века; рассмотреть историю создания комедии «Мещанин во дворянстве»; изучить концепцию комического на примере данной комедии;
- познакомить с идейно-художественным содержанием комедии Бомарше, системой образов комедии как панорамы жизни французского общества 18 века;
- рассмотреть образ Фигаро с позиций современного общества;
- отметить значение творчества Мольера и Бомарше в истории мировой литературы и культуры и роль комедии в развитии просвещения.
Словарь:комедия-фарс, комедия масок – комедия дельарте, комедия – балет, пасквиль, гротеск, площадный театр, комедия-фарс, комедия масок – комедия дельарте, высокая комедия, оптимизм, афоризм, оптимизм, аллегория, гротеск.
Оборудование:художественные тексты, диск «Все произведения зарубежной литературы в кратком изложении», слайд-презентация.
Вопросы
1. Дайте определение комедии. Каково место комедии в классицистической системе жанров? Письменно укажите определяющие черты мольеровских комедий. На основе каких художественных принципов построен образ главного героя комедии – г-на Журдена? Каким образом воспринимают г-на Журдена учителя, родные, слуги, дворяне? Что вы можете сказать о средствах создания комического в пьесе (гротеске, гиперболе, саморазвенчании, пародии…)? Укажите особенности диалога в комедии.
2. Что составляет сущность конфликта в комедии? Какова социальная и нравственная содержательность комедии? Почему, на ваш взгляд, автор прибегает к балетным и музыкальным номерам? Как проявляются в комедии традиции галльской карнавальной культуры? Особенности комедийного театра Бомарше. «Женитьба Фигаро»: путь комедии на сцену. Социальные проблемы в пьесе. Система образов комедии.
3. Фигаро как новый герой: а) отличие Фигаро от образов слуг в комедиях Мольера; б) Фигаро в борьбе за человеческое достоинство. «Разумный эгоизм» Фигаро; в) Фигаро – обвинитель феодализма. Анализ монолога Фигаро (действие 5, явление 3): а) что говорит Фигаро о феодальном государстве? б) как оценивает Фигаро нравы феодального общества? в) что думает Фигаро о третьем сословии? Любовь в пьесе. Образ автора в комедии. Своеобразие языка произведения. Просветительский характер комедии.
4. Особенности комедийного театра Бомарше. «Женитьба Фигаро»: путь комедии на сцену. Социальные проблемы в пьесе. Система образов комедии. Фигаро как новый герой: а) отличие Фигаро от образов слуг в комедиях Мольера; б) Фигаро в борьбе за человеческое достоинство. «Разумный эгоизм» Фигаро; в) Фигаро – обвинитель феодализма.
5. Анализ монолога Фигаро (действие 5, явление 3): а) что говорит Фигаро о феодальном государстве? б) как оценивает Фигаро нравы феодального общества? в) что думает Фигаро о третьем сословии? Любовь в пьесе. Образ автора в комедии. Своеобразие языка произведения. Просветительский характер комедии.
Литература
1. Жанр романа в художественной литературе: Учебное пособие / А.М. Кусаинова. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2015. – 196 с.
2. История мировой литературы: Учебное пособие [Текст] /Сост.: А. М. Кусаинова. – 2 изд., перераб. и доп. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2013. – 480 с.
3.Мандель Б.Р.Всемирная литература: искусство слова в Средневековье и титаны эпохи Возрождения: Начало Нового времени: учебник для высших учебных заведений гуманитарного направления. – Директ-Медиа, 2014. – 471 с. (Электронный ресурс).
4. От античности до середины Х1Х века: учебник для бакалавров / Б.А. Гиленсон. – М.: Издательство Юрайт,2014. – 904 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.