Дополнение к предыдущему наставлению

ДАНО УЧИТЕЛЕМ ИЛ.

Нынешняя циклическая волна увлечения астральным планом нарастает очень быстро, массами низвергая свои жертвы в пропасть. Естественный закон природы ни для кого не делает исключений, и жертвы самообмана и астрального опьянения прибывают со всех уровней человеческой жизни. Реакция, или обратная волна, завершится периодом подавления, точно так же, как это было во времена инквизиции и эпохи колдовства. Эта волна опустится до глубины, соответствующей тем высотам, которых она достигнет за десятилетие. И тогда карма соберет свою жатву, и завершится еще один круг нынешней человеческой расы.

Получено 10 января 1910 г.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О БОГЕ

НАСТАВЛЕНИЕ 216

Каждое истинное откровение о великих Божественных таинствах сопровождается провозглашением личной ответственности за распространение Света Мира. Учитель Иисус провозгласил это в следующих словах: «Я свет миру». В сокровенных Станцах Дзиан также можно найти подобное заявление: «Я послан, чтобы быть факелом, зажигающим огни в ваших сердцах». Но в какую бы форму это намерение ни облекалось, относительно его сущности не может быть никаких разночтений.

Свет Центрального Духовного Солнца для души человека означает бесконечно больше, нежели может означать для физического человека свет Солнца-звезды. И пока в человеке не пробудится хотя бы какое-то понимание его реальности, его вечного присутствия и всепроникающего влияния, он не сможет подняться до понимания той Божественной Сущности, которой поклоняются и которую осознанно или неосознанно почитают под разными именами все расы Земли.

Не забывайте, что Бог никогда еще не оставался без свидетельства о Себе. И самые невежественные дикари и намного более просвещенные люди в своем почитании Солнца-звезды поклоняются именно Свету Мира, ибо он сияет через это видимое светило; тому Свету, который в действительности является самим Одеянием Бога.

Каждый Аватар, который когда-либо приходил или которому еще предстоит прийти на Землю, является Центром, излучающим этот Свет.

И как физический человек нуждается в свете солнца или какого-нибудь вторичного, зависящего от этого солнца источника света, чтобы видеть объективные формы, так и духовный человек нуждается в свете Центрального Духовного Солнца, чтобы воспринимать и постигать Божественное.

Одна лишь душа человека может воспринимать этот Свет. Именно благодаря тому, что субстанция души по своей природе также является Одеянием Бога, она имеет возможность по-настоящему познать Бога или же, избрав зло, отказаться от Его познания. Подобным выбором она подавляет действие Света, частью которого сама является. Душе дается возможность выбора. И если она выбирает противодействие велениям сияющего в ней самой источника света, она совершает ложный выбор.

Как бы ни называли то, что побуждает человека действовать в унисон с Божественными Сущностями, руководящими эволюцией человеческих рас, – совестью, наитием или интуицией, – в действительности это есть Свет Духовного Солнца.

Чувство красоты и совершенства формы у художника, любовь к гармонии и мелодии у музыканта – все это следствия действия лучей света Центрального Духовного Солнца, льющихся в центры чувств человека. Эти центры являются своего рода приемниками, которые улавливают эти лучи света и переводят их на язык, понятный человеку. Но существуют также станции, которые улавливают лишь тени, оставленные при прохождении этого света, – следствия невежественного или эгоистического его использования.

Каждое бескорыстное желание является отражением подобного желания в Разуме Бога. Если это желание достаточно сильно и если воля, необходимая для его исполнения, уже до конца пробудилась, человек должен достичь цели. Но если бескорыстный аспект желания изменяется и затемняется личностью, то замысел Бога уже не выполняется, и в действие вступают иные, ограничивающие силы, которые связывают и суживают линии той формы, что была отражена Духовным Светом. Такая форма уже более не соответствует своему прообразу в Божественном Разуме. Когда же благодаря интуиции в человеческом уме открывается широкий канал восприятия, то, пользуясь им, Свет Духовного Солнца будет отражать в мозговом центре образ истины всякий раз, когда бы человек к Нему ни обращался.

МУКИ МИРА

НАСТАВЛЕНИЕ 217

Душа мира содрогается ныне в тяжких мучениях, и ни одно человеческое существо из многих множеств его обитателей не избежит следствий этих родовых мук. Духовные силы Любви и Ненависти выстраиваются друг против друга, вступая в битву за свое главенство. Массы людей, подобно стае бешеных от голода волков, поднимаются против тех, кого они считают имущими классами. Незнание главных причин своих страданий и бедствий, ощущение несправедливости и предательства со стороны тех, кому они верили, заставляет многих доведенных до отчаяния людей кусать, как волк, даже ту руку, которая могла бы дать им пищу. Теперь они уже не могут отличить друга от врага, ибо слишком часто бывали обмануты.

С другой стороны, невежество богатых и власть имущих в ином отношении во многих случаях привело к тому, что они не замечают знаков приближения неизбежной реакции со стороны ими же освобожденных сил. Опыты прошлых веков были забыты, а их глаза слишком долго не замечали знаков и знамений нынешней эры.

Если бы Я только мог сделать так, чтобы Мой голос услышали во всех уголках мира, Я прокричал бы каждой человеческой душе: «О сын человеческий, пожалей брата, стоящего рядом с тобой, ибо он есть брат твой, даже если он из тех, кто хочет убить тебя; ибо он не ведает, что творит. Он пойман в сети, расставленные демонами ненависти, так же, как пойман и ты. Он так же, как и ты, лишь орудие в руках врагов всеобъемлющей Любви. Если бы вы только могли представить себе то отчаяние раскаяния, которое охватит вас обоих, когда на другой стороне жизненного потока с ваших глаз спадет пелена и разум каждого из вас просветлится полным осознанием братства, то вы бы поняли, для какой цели использовали вас обоих Братья Тьмы. Ибо для чего же еще требуется сеять семена ненависти в сердцах людей разъединенного мира, как не для того, чтобы отвратить людей от веры в Бога и любви к Нему, чтобы обратить их к неверию и любви ко злу?»

В сердце каждого человека живет Ангел. Ах, дети Мои, прислушивайтесь к голосу этого Ангела, когда он просит вас проявлять милосердие к своему брату-человеку, какие бы обиды тот тебе ни наносил. Лишь поступая так, ты будешь в состоянии встретить его исполненный мукой взгляд, когда смерть поставит вас на одну черту. Причиненные им обиды, когда ты посмотришь на них с высот жизни, покажутся тебе такими ничтожными в сравнении с теми обидами, что причинил ему ты. И помни: брат, против которого ты согрешил сильнее всего, будет первым, кого увидят твои открывшиеся глаза, когда стопы твои коснутся преисподней. Дни воздаяния не за горами. Сделайте же свои собственные сердца чистыми – и вам нечего будет бояться.

ВОЛНА ПСИХИЗМА

НАСТАВЛЕНИЕ 218

Если бы только вы были способны ощутить, какое глубокое сострадание испытывают к вам Учителя Мудрости, прекрасно понимая силу величайшего искушения, встающего и перед вами, и перед другими алчущими душами по мере того как нынешняя волна психизма приближается к своей высшей точке, то смогли бы лучше оценить их усилия остановить эту волну и уберечь вас от страшных последствий сдачи в плен медиумистическим методам исследования, чьи приверженцы совершенно не способны защитить исследователя от воздействия низших элементалов и астральных оболочек тех человеческих душ, которые уже перешли в Девачан, оставив на низшем астральном плане лишь низшие качества, оживляющие покинутые оболочки. Эти элементарные формы жизни собираются вокруг исследователей психических феноменов и питаются исходящими от них магнетическими эманациями.

Невозможно выразить словами, насколько печально видеть высокообразованных и знаменитых мужчин и женщин, обманутых медиумистическими методами, даже если эти методы изучаются добросовестными исследователями, которые все же позволяют обмануть себя при помощи таких опасных орудий, как спиритический стол и других подобных ему приспособлений.

Получаемые таким путем сообщения являются результатом подсознательного контроля ума и рук оператора, если, конечно, исключается возможность обмана. Подсознание имеет доступ к страницам памяти души, к ментальным образам любого предмета или живой формы, с которыми индивидуальное эго соприкасалось во время всех своих воплощений в форме. Эти воспоминания зафиксированы в аурической сфере индивидуума и при надлежащих условиях могут быть оттуда извлечены, предоставив материал для многих удивительных психических переживаний.

В случае высокоразвитого Мистика, или Учителя, возможно временное отождествление его подсознания с подсознанием другого Мистика. Тогда впечатления, зафиксированные в ауре одного из них, могут вспыхнуть во внешнем сознании другого; но сила, посредством которой совершается такой феномен, есть высшая духовная сила, и использование ее в эгоистических целях неизбежно принесет бедствия и несчастье лицу, распорядившемуся с нею таким образом. Высокоразвитый Мистик никогда не пойдет на профанацию этой силы и не применит ее для обмана изголодавшегося человеческого сердца, заставив его поверить, что оно вступило в контакт с кем-то из близких, кто уже пересек границу между двумя планами сознания; а также никогда не будет поощрять использование какой бы то ни было внутренней силы в преследовании финансовых, социальных или политических интересов тем вопрошателем, который может злоупотребить полученным знанием.

Я настоятельно прошу вас отказаться от принятия идей, провозглашенных некоторыми самообольщенными последователями движения за так называемое «новое мышление» относительно половой свободы и психического развития, ибо их следствия чрезвычайно пагубны. В частности, Я обращаю ваше внимание на те их стороны, которые фактически противоречат высшим принципам жизни, провозглашенным Учителями Мудрости на всю эту Манвантару и лежащим в основе всех подлинных цивилизаций.

Беспорядочные половые отношения и религиозные предрассудки явились главными причинами крушения многих цивилизованных рас в прошлом; они же станут причиной гибели и настоящей расы, если она не осознает этой опасности и не изменит нынешнего курса до того, как станет слишком поздно.

Духовное развитие зависит от чистоты жизни и цели. Моногамия есть краеугольный камень семьи, а семья – это краеугольный камень цивилизации. Факт роста сумасшествия среди последователей столоверчения и прочих форм получения сообщений с внутренних планов весьма прискорбен, и опасность здесь заключается в открытии манасических центров мозга для пагубных воздействий со стороны низшего астрального плана, а также в отнятии у этих мозговых центров вышеупомянутыми элементалами и астральными оболочками той магнетической силы, которая необходима для нормального функционирования манасической энергии. Нередко это обкрадывание совершается бессознательно самим медиумом, который зависит от магнетизма вопрошателей, пытающихся с его помощью вступить в связь с развоплощенными. Манасические центры мозга нуждаются в этом магнетизме для жизненного выражения на физическом плане; и каждое сознательное усилие воли, противоречащее естественному эволюционному закону, понижает ту силу сопротивления физической субстанции, которая, образуя внешнюю защиту каждой ее молекулы, противодействует негативным силам, разрушающим эти молекулы, если их внешняя оболочка оказывается не защищенной Высшим «Я»; а такой защиты она лишается тогда, когда низшее «я» использует этот центр вопреки эволюционному закону.

Раскрытие психических чувств, даже если оно происходит в результате естественного эволюционного процесса, всегда в той или иной степени сопровождается опасностью для вовлеченных в этот процесс утонченных мозговых центров. Но эта опасность многократно увеличивается, когда предпринимается попытка ускорить этот процесс усилием воли под руководством другого лица, если только такое руководство не осуществляется Учителем, обладающим необходимой силой защиты. В противном случае человек подвергает себя невообразимому риску разрушить один или несколько мозговых центров и вследствие этого стать умственно неуравновешенным.

В свете этих фактов нетрудно понять, что человек, осмеливающийся руководить подобным процессом у своего собрата, которого он не в состоянии охранить, накапливает ужасную карму как для себя, так и для своей жертвы.

ПРОКЛЯТИЕ МИРА

НАСТАВЛЕНИЕ 219

Годы проходят, слагая десятилетия; десятилетия слагают столетия, а столетия – эпохи. Расы и нации рождаются и умирают, и все же человек – итог всех усилий природы, – имея за плечами опыт, собранный на протяжении всех минувших эпох, по-прежнему уклоняется от закона, требующего, чтобы он жил для своей расы, своего народа и своего мира, а не только для себя одного. Всякий раз, когда он нарушает этот закон, он навлекает наказание на свою собственную голову и на головы своих детей до третьего поколения и дальше. Когда он нарушает закон Любви, он преступает закон, лежащий в основе всех других законов, ибо на его нерушимости покоится здоровье, нормальное психическое состояние, рост и развитие его расы.

Закон Любви и закон моногамии в основе своей один и тот же закон. Небрежение к чистоте и девственности со стороны мужчины или женщины, оскорбляющее этот закон, есть преступление против Божественной Любви, для которого нет прощения. Человеческий закон, служители которого провозгласили союз одного мужчины с одной женщиной, основан именно на этом Божественном Законе, даже если эти служители, возможно, и не знали этого факта. И ни один мужчина, и ни одна женщина не могут нарушить его, без того чтобы не умножить последствий проклятия, павшего на человеческую расу из-за продолжающегося уже веками нарушения этого закона. Все самые ужасные условия человеческой жизни есть результат его нарушения. Человек может сколько угодно спорить, испытывать себя, проклинать, как только возможно, этот закон, но и сегодня этот закон остается для него таким же неизменным, как и в день его сотворения, или в день разделения полов.

Каждому мужчине и каждой женщине предоставляется возможность решать вопрос отнюдь не о том, будут ли он или она лично брать от жизни самое лучшее, и не о том, будет ли его жена или ее муж святым или грешником, – но о том, будут ли они, как представители расы, способствовать развитию этой расы своим примером, исполняя эту заповедь, или, напротив, внесут свою лепту в поток опустошений и преступлений, а также в вырождение этой расы, восставшей против закона Любви. И пока человечество в целом не осознает этой истины, не может быть рождена совершенная раса.

КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ

НАСТАВЛЕНИЕ 220

Когда лучи заходящего солнца падают под разными углами на взвешенные в атмосфере капли влаги, каждый из этих углов начинает сверкать своим собственным цветом или, вернее, вспыхивает лучом того цвета, который этот угол выделяет из единого белого луча. Подобно этому, когда белый луч Духовного Солнца падает под разными углами на грани кристаллизованных качеств ментального и психического тел человека, он преломляется этими гранями и может отражать в аурическую сферу, проводник высшего «Я», лишь различные цвета преломленного луча – следствия мыслей, слов и поступков человека.

Кристаллизация содержит ключ к манифестации духа в материи, но ключ этот никогда не может быть повернут материалистом, ибо тот никогда не сможет заметить тех связующих звеньев, которые способна восполнить лишь одна интуиция. Каждый цвет, исходящий из каждой грани кристалла, когда луч света падает на него в нужном направлении, укажет глазу оккультиста точное состояние материи, первый план ее проявления и следующую ступень на лестнице эволюции тех мельчайших жизней, что принесены в жертву в процессе кристаллизации.

При исследовании кристалла, образовавшегося из флюидических выделений физического тела, хороший химик с первого взгляда может сказать, из какого именно флюида образован этот кристалл. Возможно, он даже определит, из какого из нескольких тел этот флюид был взят и каков с материальной точки зрения был процесс кристаллизации. Но о различных планах материи, давших рождение этим мельчайшим жизням, о тех формах, которые им было предназначено создать, об их последующем назначении и многих других вещах он ничего не сможет сказать. Все эти тайны при желании мог бы сообщить вам оккультист, наблюдая воздействие света на разные грани кристалла и применяя свое знание элементальных сил, которые соединили эти малые жизни и сформировали из них согласно Божественному плану различные формы.

КАРМА НАРОДОВ

НАСТАВЛЕНИЕ 221

Когда наконец люди осознают истину о существовании неумолимого закона Кармы – закона причин и следствий, – и этот закон будет положен в основу всех форм управления, тогда не будет больше ни войн между нациями, ни революций в пределах их собственных границ. Неизбежность расплаты настолько прочно запечатлеется в умах людей, что они уже не будут поддерживать подобных действий ни при каких обстоятельствах. Если бы та часть французского народа, которая спровоцировала французскую революцию и осуществила ее кровожадную программу, могла знать, что за каждую голову, упавшую с их помощью в корзину гильотины, будет принесена в жертву жизнь другого француза, когда соответствующая точка в том же цикле завершит круг (что произошло во время недавней войны с Германией), она не стала бы действовать столь опрометчиво.

Точно так же, если бы бельгийский народ мог знать, что та безнаказанная жестокость по отношению к африканским туземцам и их истребление, что совершались с благословения короля Леопольда, могут являться главной причиной, ответственной за судьбу, постигшую бельгийцев в настоящем цикле, они бы лучше понимали, что произошло с их страной[§§§]. Мы не можем доказать, что все это правда, но, зная о неумолимом законе кармы, вовсе не трудно понять обоснованность Нашей уверенности в том, что, закрывая кармические счета, сегодня английская нация, возможно, расплачивается с долгами за бесчисленные убийства безоружных индусов Восточной Индии британскими солдатами в не столь отдаленную эпоху. Что жизни многих американцев, возможно, были пожертвованы в уплату за отнятые ранее американскими солдатами жизни индейцев – коренных жителей этого континента. А завершение цикла, в котором были порождены эти кармические долги, пришедшееся на время недавней мировой войны, по всей вероятности, создало те условия, которыми воспользовались Владыки Кармы, с тем чтобы исполнить Закон.

Очень трудно примирить христианскую веру в прощение греха Христом с действием кармического закона. Но эта трудность будет преодолена тогда, когда люди поймут, что же в действительности подразумевал основатель христианства под словами «прощение греха». Христос в человеке может прощать грех против духовного «Я» даже тогда, когда Закон налагает наказание на личность, ответственную за этот грех.

Совершенно очевидно, что пока человек верит в возможность получения прощения за нарушенный закон, он не будет прикладывать особых усилий, чтобы его исполнять, – ведь для низшего «я» так естественно противиться контролю высшего «Я».

Странно, что опытный историк не может разглядеть исполнения закона кармы на бесчисленных примерах, имевших место в истории любой древней нации, ибо в ней пагубные следствия тех причин, что закладывались человечеством в прошлые века, проявляются с особой наглядностью. Как бы далеко в священную или мирскую историю мы ни углублялись, мы всегда обнаружим, что с той же неизбежностью, с какою день следует за ночью, за каждым злом, сотворенным людьми какой-либо нации, следовал акт вынужденного искупления. Вмешательство циклического закона может на какое-то время отсрочить это искупление, и все же оно неотвратимо. Крайности жизни, будучи приведены во взаимодействие, неизменно порождают трение, а значит – теплоту, энергию, которая сама по себе безлична. И если человечество будет достаточно благоразумным, чтобы порождаемую в результате трения противоположностей энергию направлять всегда в созидательные каналы вместо разрушительных или вместо бесполезной ее растраты, как это часто бывает сегодня, – оно сделает большой шаг вперед. К примеру, если в уме человека одновременно соединяются качества Любви и Ненависти, как это нередко случается, несмотря на их противоположность, то в его ментальной сфере возникает трение, которое может породить силу, способную сослужить хорошую службу объектам этих чувств, – силу, о которой ее породитель ранее и не догадывался. Вполне возможно, что таким образом может быть уплачен старый кармический долг.

Сталкиваясь то и дело с кармическими следствиями давно минувших переворотов в политической, социальной и религиозной жизни, которые становятся столь заметными в настоящее время и которыми в избытке обеспечивает нас мировая война, очень трудно понять, как может мыслящий человек отрицать существование кармического закона? Ведь причины ужасных событий, имевших место после 1914 года, далеко искать не нужно.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО ХРИСТА
ОТ УЧИТЕЛЯ С.

НАСТАВЛЕНИЕ 222

«Прежде чем прокричит петух, один из вас трижды предаст Меня», – снова говорит Христос сегодня, как говорил и вчера.

«Не я ли, Господи? Не я ли предам Тебя?» – восклицает один из двенадцати управителей, владеющий таким множеством кладовых, наполненных предметами первой необходимости, что он избирает себе место по правую руку от Бога, – один из двенадцати избранных учеников, сидящих вокруг стола, изобилующего дарами земли. Он вглядывается в Лик Того, Кто сидит во главе стола и Кем сотворены все вещи: «Разве я, кому Ты поручил распоряжаться всеми зернами и злаками, которые посеяли мои подданные и от которых зависит сама их жизнь, разве я предам Тебя, распяв на кресте страдания? Нет! Тысячу раз нет!»

«Не я ли, Господи? – вопрошает другой. – Могу ли я предать Тебя? Я, кому Ты дал власть над всем золотом и серебром, которое люди добывают для того, чтобы у них было хоть какое-то средство обмена на предметы первой необходимости. Могу ли я отплатить черной неблагодарностью Тебе, для Кого все серебро и золото мира – не более чем шлак в сравнении с человеческой жизнью? Лучше я погибну, чем сотворю подобное!»

«Не я ли? – восклицает тот, кто сидит по левую руку Бога. – Не я ли предам Тебя на муки? Тебя, Кто дал мне власть над самими элементалами земли. Ту власть, с помощью которой я могу заставить моих рабов набивать мои склады железом и углем, в коих заключены эти малые жизни, дабы я мог заставить эти толпы холодных, замерзающих душ, что осмеливаются перечить моей воле, подчиниться моим повелениям или умереть! О нет, мой Владыка, я скорее прегражу путь тем, кто захочет пригвоздить Тебя к кресту!»

«Будь уверен, эти своевольные души не смогут принудить меня к этому, только бы они не узнали, Кто Ты есть на самом деле. Мы – мои братья-правители и я – позаботимся, чтобы они не узнали Тебя, а познав Тебя, не осмелились покушаться на наши права! Только мы одни имеем время и возможность найти Тебя».

«Не я ли? – говорит еще один. – Я, которому Ты дал власть над рыбами морскими и птицами небесными? Чтобы голодные не оспаривали моих притязаний, гляди, я установил кордон вокруг рыбаков и охотников, и ни одна рыба или птица не достанется им без уплаты солидной пошлины. Ни один из этого сброда черни, ищущей Тебя, не притронется даже к одежде Твоей, ибо я в уплату за Твои дары буду отгонять их прочь от Тебя. Не я, Господи, не я предам Тебя!»

«Не я ли. Господи, тот, кто предаст Тебя? – поднимается увенчанная митрой голова; некто, разодетый в пышные, расшитые замысловатыми узорами одежды. – Истинно, Ты никогда не увидишь во мне такого предателя. Я, земная глава всех христианских церквей, никогда не допущу эту грубую, недостойную чернь к Тебе – Сыну Бога, к Тебе, Кому я и вся твоя церковь ныне поклоняемся в непрестанных молитвах и обрядах. Разве я могу быть неверен Тебе? Истинно, я построил себе немало домов во славу церкви, но я всегда отвожу глаза, когда погрязшие в нищете, грешные мужчины и женщины собираются в них толпами и, задыхаясь в своих испарениях, умирают в собственных отбросах. Я не смотрю на непотребные дома и притоны порока, созданные этими грешниками из построенных мною домов, и держу свои руки за спиною ради золота, которое они мне приносят. Я не стану марать грязью этих сцен свои глаза, ибо я жажду обратить их к Твоему Лику. Я не смог бы предать Тебя, даже если была бы такая возможность, – настолько я чист и свободен от греха перед Твоим священным взором».

И тогда поднимается их Господь, Христос, и говорит: «О безумцы! О слепые и жестокие сердца! Слышите, даже сейчас доносятся до Моих ушей звуки тяжелой поступи тех, кто спешит сюда за Мною. Это ты предал Меня! Ты, сидящий по правую руку, и ты, сидящий по левую, и вы все, сидящие вокруг, – вы все, кто сейчас опустил голову свою от стыда. Вы предали Меня и предаете снова и снова! Вы предадите Меня завтра, так же как и сегодня. Вы предаете Меня в том, что оставляете детей Моих, в коих Я живу, умирать с голоду, замерзать и погибать в беспомощной нищете лишь для того, чтобы удержать украденную вами власть! Для того, чтобы вы могли наполнить свои сундуки золотом, похищенным вами у других людей, которых холодом, голодом и нуждой вы сделали своими рабами! В каждом из них вы снова и снова предаете Меня, ибо Я страдаю в них ровно в такой же мере, в какой они страдают на кресте ужасающей нужды, воздвигнутом вами. На кресте людского горя распинало Меня человечество век за веком, и сегодня, как и прежде, Я распят на этом кресте и с мольбою во взоре и на устах призываю вас положить конец Моему горю и Моим страданиям. Да, вы все предали Меня, все, кто лишает малых сих того, что Бог свободно дарует всем; и прежде всего вы грабите самих себя; все вы, кто злоупотребляет доверием, возложенным на вас другими; все вы, кто нарушает клятвы, данные Богу. Все вы предаете Христа!»

ОСНОВНОЙ ЗАКОН

НАСТАВЛЕНИЕ 223

За современной идеей кооперации, даже с материалистической точки зрения, стоит фундаментальный биологический закон, такой же древний, как мир.

В качестве иллюстрации действия этого закона в одном временном цикле возьмем библейский пример. Согласно библейским генеалогическим рекордам, человеческая раса предшествующего Века (цикла в 5000 лет) стала сознательно подчиняться действию этого основополагающего закона с момента воплощения эго Адама, Евы, Каина и Авеля; с того же времени она оказалась подвержена и действию негативного аспекта этого закона, пытаясь ему перечить, когда Каин осмелился нарушить первый указ Божественного Законодателя – указ, который требует, чтобы люди жили для своей расы и ради ее развития трудились вместе в любви и согласии. Этот указ был нарушен убийством четвертого члена этой четверичной группы ее третьим членом. С тех пор как минула эта первая расовая эра, в каждой возникавшей впоследствии человеческой комбинации из четырех создателей расы как минимум один пытался препятствовать совершенному исполнению этого закона. С точки зрения оккультизма это стремление перечить закону является следствием ереси разъединения.

В любом сообществе независимо от его численности и основной причины его образования как составной структуры всегда проявлялась подобная тенденция уничтожить одну или более из четырех исходных единиц из тех же соображений, что привели Каина к убийству Авеля. И даже если преступление такого рода и не совершалось, все же желание избавиться от какого-нибудь члена первоначального общества так или иначе удовлетворялось – иными словами, образованная вначале комбинация разрушалась во имя какой-то эгоистической цели.

Чтобы понять основной импульс, побуждающий человека объединяться с другими людьми в целях кооперации, мы должны рассмотреть этот вопрос прежде всего с точки зрения образования групповой души, или определенной дифференциации универсальной высшей манасической субстанции, – души составной, берущей свое начало на внутреннем плане, но подчиняющейся тому же вышеупомянутому закону.

Закон этот является божественным кодексом Любви, какое бы название ни давалось ему человеком. Говоря научно, это есть закон притяжения; закон, который стремится соединить вместе людей или предметы сходной природы для достижения сходных целей. Возможность успешного построения кооперативного сообщества на плане грубой материи, на плане физическом, зависит прежде всего от безоговорочного послушания единиц этой групповой души велениям божественного кодекса Любви. Если отдельные единицы субстанции, образующей групповую душу, не подчиняются этому закону (которому они должны подчиняться, чтобы сделать возможным совершенное функционирование групповой души), то в силу вступает уже другой божественный указ этого кодекса – закон отталкивания, и тогда форма соответствующего общества на физическом плане разрушается. Основной закон в действии есть прежде всего единство, и все, что противодействует объединению частей этого общества, будет нарушителем этого закона.

Если исходной целью образования общества было получение каких-то материальных выгод с чисто эгоистическими намерениями и этой цели добиваются, нарушая веления основного закона, то эволюция членов такого общества значительно замедляется. Первый же пункт этого основополагающего закона, обращенный к единицам групповой души на внутреннем плане, требует принятия принципа братства и повиновения этому принципу. Следовательно, в какой мере единицы групповой души – прежде всего в форме на акашическом плане – верны этому принципу братства, в такой же мере они приближаются к совершенству в том определенном направлении, которое развивают в конкретный расовый период, облегчая эту задачу остальному человечеству.

Один из самых замечательных примеров действия принципа, управляющего кооперативными сообществами (содружествами), заключается в использовании закона любви силами, управляющими каждым шагом эволюции первичной, элементарной жизни, ибо этот первый указ закона любви имеет силу не только в одном человеческом царстве. Если бы существовал достаточно мощный микроскоп, позволяющий наблюдать первые проявления формы в мельчайших, но все же составных телах, он бы показал, что существуют четыре определенные разновидности четырех единиц одного рода, которые, подчиняясь этому указу, выстраивают каждый составную единицу сложного тела. В каждой такой единице были бы найдены те же, лишь слегка видоизмененные компоненты и атрибуты, которые присутствуют и во всех остальных четырехсоставных единицах этого тела. Говоря математически, каждая такая единица есть квадрат квадрата большей размерности.

Каждый из четырех первообразующих единиц такого тела устанавливает определенную линию поведения, в соответствии с которой распределяются время и усилия остальных единиц этого четырехсоставного тела. Вам будет интересно узнать, что существует полное соответствие между основополагающей ролью элементов группы первичного проявления формы и четверкой руководителей, нередко располагающихся в разных концах света, которые являются создателями и водителями религиозных, а в некоторых случаях и деловых организаций. Тот же закон, что управляет процессом формирования групповой души, соединяет бесчисленные элементальные жизни внутреннего плана в сложные, составные формы грубой материи и управляет всеми элементами образования этих форм посредством манасической энергии, активно действующей в этих четырех первичных единицах на четвертом плане манифестации, считая снизу. Бесформенная, безусловная духовная жизнь обретает таким образом конкретные выражения в форме сначала в пределах акашического, пятого плана. Субстанция трех высших из семи планов жизни не дифференцирована в нашем понимании формы. Человек настолько свыкся с идеей и теоретической верой в одиночное выражение жизни в форме, что, естественно, отвергает идею о четверояком выражении первоначала жизни, когда она разворачивается из триады – «трое в одном» – в сложные четырехсоставные формы.

Но не следует думать, что здесь Мы расходимся с древним учением о трояком проявлении жизни, о триаде духа, души и тела в одном. И если кто усматривает противоречие между этим учением и четверояким проявлением жизни в одной форме, то это вызвано непониманием, что существует кажущееся разделение между духом и материей, упоминаемое обычно как «мост», посредством которого «трое упадают в четыре».

Триада: отец, мать, сын, или, иными словами, дух, разум, сознание, становится на четвертом плане отцом, матерью, сыном и дочерью. Дочь, или индивидуальное самосознание, дифференцированное от мирового сознания, порождает в пределах этого «моста» субстанцию, или энергию, четвертого плана. Говоря математически, она есть квадрат, заключающий в себе крест. Бесформенное становится формой per se – четвертым планом, в пределах которого происходит рождение бесчисленных элементарных форм жизни, – тем планом, где каждая монада, божественная искра огня Абсолюта, развертывается, или облекает себя в материю низших вибраций; иными словами, где монада – искра жизни – становится четырехсоставной материальной формой, развивающей со временем четыре главных чувства и органа, которые по мере эволюционного развития дифференцируются дальше, и тогда эго обретает сознание еще на трех планах бытия.

Я дал всего лишь беглый обзор представленных на ваше рассмотрение истин. Основной Моей целью было ознакомить вас с причинами, стоящими за кооперативными движениями, и дать вам некоторое представление о том законе, что один лишь может сделать это движение в достаточной степени полезным. И лишь принимая во внимание те методы, благодаря которым можно получить знание о братстве в том его понимании, какому учат Божественные Учителя человечества, сможет человек сознательно стать творцом в высшем смысле этого слова, ибо тогда он будет способен управлять рождением различных степеней живой материи, направляя ее в формы, обладающие большей степенью силы и разумности, нежели ныне существующие.

Ни один элемент материи, проявленный на физическом плане, не является полным, или завершенным, сам по себе, хотя при этом он обладает внутренней силой, способной породить скрытую энергию, которая проявится позже в трех других элементах, комплектующих вместе с первым четырехсоставное тело. Эта истина многократно иллюстрируется на примере органов человеческого тела, каждый из которых состоит из мириадов меньших сознательных жизней.

ОПАСНОСТИ МЕДИУМИЗМА

НАСТАВЛЕНИЕ 224

Материалист или скептически настроенный исследователь оккультных наук, возможно, будет отрицать или даже поднимет на смех утверждение о том, что исследование психических феноменов и медиумизм таят в себе огромные опасности, тогда как для «того, кто знает» эти опасности просто ужасающи. Однако, желая указать на эти опасности исследователю-новичку, последний испытывает двойное затруднение, поскольку он либо должен доказать, что тот вид материи, в котором и посредством которого проявляются любые феномены подобного рода, реально существует; либо, если с этим соглашаются, ему необходимо убедить такого исследователя в том, что эти феномены совершенно отличны от того, что видит в них обычный неразвитый психик или спиритист. Хотя во многом именно благодаря стараниям некоторых известных спиритистов подобные явления привлекают внимание западной публики в наше время.

Того, кто верит в возвращение на землю развоплощенной человеческой души

Наши рекомендации