Понятие мировоззрения. Отличие философского мировоззрения от других (мифологического и религиозного)
Понятие мировоззрения. Отличие философского мировоззрения от других (мифологического и религиозного)
· Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия
Мифология(от греч mythos - рассказ и logos - слово, понятие, учение) является универсальным типом мировоззрения первобытных обществ; все этносы своим первым мировоззрением имеют мифологию, которая содержит в своей в основе миф-вымышленную рассказ, произведение народной фантазии, в котором явления природы или культуры подаются в наивно-антропоморфной форме
Религия. Это более зрелая форма мировоззрения, чем мифология В ней бытия постигается не мифическими, а другими способами выделим следующие: а) в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, а следовательно, преодолевает ется характерна для мифа неделимость человека и природы б) мир раздваивается на духовный и телесный, земной и небесный, естественный и сверхъестественный, к тому же земной начинает рассматриваться как следствие природного Мифологические же персонажи живут в феноменальном мире (на горе Олимп, на горе Меру т.п.) в) в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому - в объекты этого мира надо е рыть Вера и выступает главным средством постижения бытия г) особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва
Философское мировоззрение.
а) философскому мировоззрению присуща не чувственно-образная, как в предыдущих мировоззрениях, форма освоения действительности, а абстрактно-понятийная;
б) философское мировоззрение - это теоретическая форма мировоззрения, возникла исторически, и первая форма систематизированного теоретического мышления вообще;
в) различие философского мировоззрения от мифологического и религиозного заключается в том, что религия и мифология совпадает с соответствующим мировоззрением, тогда как философия составляет ядро ??научного свитосп принятия
г) в отличие от религии и мифологии, философия в осмыслении мира систематически опирается на научные знания;
д) философия стремится поставить и решить предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия;
е) философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь ись не на авторитет, а на знание необходимости.
Таким образом, философское мировоззрение-закономерный этап в духовном развитии человечества, который был обусловлен как изменениями в общественном бытии людей, так и развитием различных отраслей общественного сознания
Атомическая теория Демокрита и Эпикура.
Атомизм – учение о дискретном строении материи.
Демокрит предполагал, что бытие (умопостигаемый мир) представляет из себя некую полноту в виде атомов – предельно малых, неделимых далее единиц бытия. Атомы несотворимы и неуничтожимы. Они не воспринимаются чувствами, они умопостигаемы. В атомах нет ни грамма чувственности (ни цвета, ни запаха). Их различие носит количественный характер, в крайнем случае – геометрический. Атомы отличаются друг от друга формой, положением и порядком.
Формы: А, N.
По положению: N«Z
По порядку: AN«NA
Как осуществить сопряжение бытия и небытия (чувств. фиксир. мира) Демокрит говорит, что небытие – это пустота, ничто. Атомы, бытие – это +, небытие – (-). Þ Возникает полярность, которая дает возможность ввести движение: атомы движутся в пустоту. Своим движением атомы создают группировки, которые человек воспринимает чувствами как вещи. Þ Т.о. бытие объясняет небытие, порождает это небытие и объясняет его. Сущность порождает явление. Бытие (мир атомов) – это необходимость; мир вещей – это мир случая.
Эпикур возродил атомизм Левкиппа-Демокрита. Внес в него изменения. У Демокрита – механистический детерминизм. У Эпикура – соотношение необходимости и случайности. Атомы обладают способностью спонтанного (внутренне обусловленного) отклонения от прямой линии.
Учение Платона о душе.
По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент создания вселенной. Их число равняется числу небесных светил, так что на каждую душу приходится по одной звезде, которая охраняет душу в земной жизни, после соединения с телом. Души, которые три раза подряд выбирают образ жизни философов, прекращают дальнейшие перерождения и погружаются в божественное спокойствие. Все остальные переселяются по земным телам (иногда даже и не человеческим) десять тысяч лет.
Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. У каждого из народов преобладает одна из частей души: разум – у греков, мужество – у северных варваров, влечение к низкой корысти – у финикиян и египтян.
Теория познания
Идеалистическая позиция. Разделяет чувственное и рациональное познание. Предмет чувственного познания - материальный мир (кажущееся бытие) оно несущественно Истинное познание - познание мира идей (это разумное познание).
Нравственное учение Канта
Этика Канта представляет собой учения о нравственности, изложенные в его работах «Критика практического разума» и «Метафизика нравов».
Учения канта описывают идеи о чистом разуме, он говорит заключительное слово, после которого в дело вступает область практического разума и воли человека. Практический ум значительно преобладает над теоретическим, ведь человеческая воля обязывает быть человека нравственным существом, он предписывает человеку свойство познавать вещи в себе, которые бывают только мыслимыми, например, веру в свободу или в Бога. Человек очень чувственен от природы, воля, обращаясь к нему, дает приказы, которые могут быть объективно-действительными либо субъективно действительными. Объективно-действительные приказы представляют собой обязательные предписания и категорический императив, заставляющий нас поступать нравственно, не зависимо от личной выгоды.
Этика Канта кратко описывает нравственность человека. Мы должны быть нравственными не ради собственных интересов, а ради самой нравственности, и быть добродетельными только ради самой добродетели. Человек обязан исполнять свой нравственный долг хорошим поведением. Он не должен совершать хорошие дела из-за особенностей своего нрава, а исключительно из чувства долга, он должен побороть свои склонности и желания для этого. Только такой человек может быть назван нравственным, а не тот, который склонен природой к добрым делам.
По мнению Канта, закон нравственности не должен быть зависим от получаемого опыта, он выступает как априори. Стремление к нему не должно быть навязано ни Богом, ни желанием счастья, ни чувствами. Он должен исходить из практического разума, быть основанным на автономности нашей воли, поэтому наличие нравственности дает нам право оценивать себя как независимого самостоятельного деятеля. В идею и правду необходимо верить, особенно желающим выполнить свой этический долг.
Основой религии служит мораль, выражающаяся в Божьих заповедях, которые относятся к нравственным законам, и наоборот. Если судить религию как кладезь морали, то можно придти к мысли, что религия должна восприниматься рационально, а ее истинная цель – нравственные поступки.
Философия канта стала основой для новых философских течений. Для своих учений Кант переосмыслил эмпиризм, рационализм из работ, дошедших и до наших времен. Он сопоставил их с собственными идеями и создал вечные теории об этике и морали, которые не могут быть разрушены.
Учение о практике.
Ø Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Она – исторична и состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.
Ø Практика является первичной по отношению ко всему духовному.
Ø Она состоит в преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.
Ø Практика – единственный критерий истины (это не так далеко от Гегеля, у которого Мировая Идея лишь по ходу действия себя познает и определяет).
Ø Практика предметна (не теоретична), поскольку люди реально преобразуют то, что дает природа, и что уже создано другими людьми (предметы). Именно в исторической практике, в конечном счете, и решаются все те теоретические проблемы, которые кажутся мыслителям исключительно делом просвещенного философского разума. Тут можно говорить о “послеустановленной гармонии” (термин XX века).
Эволюция позитивизма
Термин «позитивизм» был введён О. Контом.
Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в.
Позитивизм базируется на утверждении, что источником подлинного, «позитивного» знания служат конкретные (эмперические) науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.
В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное ("позитивное") знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их "синтетического" объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.
Для позитивизма, соответствуя его принципам, главнейшей наукой является естествознание, которое изучает явления внешнего мира.
Суть позитивизма: реальность развития философской мысли.
Позитивизм, начиная с Конта отрицает почти всё предшествующие развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки, а это не продуктивно.
Положительная философия (по Конту) может стать единственной твёрдой основой для социальной организации
Позитивизм содержит в себе 3 этапа:
· Классический(Конт): опирается на конкретные факты и обобщения частных наук, их «схождение»
· Эмпериокритицизм(Эрнест Мах): защитить опыт от проникновения в него философских категорий( особенно причинности, субстанции, необходимости)
· Неопозитивизм(логический позитивизм)(Карнап)
21. Эволюция иррационализма (философия Шопенгауэра)
Одной из самых ярких фигур иррационализма является Шопенгауэр (1788-1860), который, как и Фейербах, был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Г. Гегеля. Но он не принял и фейербаховской концепции. Шопенгауэр тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он преклонялся перед философией И. Канта и философскими идеями Востока.
Мир, по Шопенгауэру, не основан на принципах разума, как считали рационалисты. В мире вообще нет разума. Первоосновой мира и жизни является Мировая воля, как творческий принцип, порыв. Мировая воля проявляет себя в гравитации, стремлении животных к самосохранению. В общественной жизни мировая воля проявляет себя в воле народов, отдельных личностей. Мировая воля иррациональна, действует неразумно, без цели, вне всякого плана. Если основа мира(воля) неразумна, то и мир, который явл ее порождением также неразумен. В мировой воле изначально коренится нечто ущербное, отрицательное.
По мере своего развития мировая воля все более страдает, поскольку, чем более совершенен достигнутый ею уровень проявлений, тем более отрицательный, с моральной точки зрения, характер эти проявления приобретают. Например, Шопенгауэр утверждает: чем более развиты люди в интеллектуальном и эмоциональном отношении, тем сильнее их нравственные страдания; соц жизнь по мере своей эволюции все больше пронизана скудоумием и пошлостью; борьба за счастье народа часто превращается в достижение собственной выгоды; показная демонстрация религиозных чувств- часто лишь маскировка ханжеской бессовестности. Таким образом человеческая жизнь полна страха, нужды, горя и страданий. Люди портят друг другу жизнь, их взаимоотношения можно охарактеризовать словами «человек человеку волк».
В противоположность Канту Шопенгауэр утверждал познаваемость «вещи в себе». Первый факт сознания он видел в представлении. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное. Интуиция — это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли; научное мышление всегда сознательно. Оно отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность.
Понятие мировоззрения. Отличие философского мировоззрения от других (мифологического и религиозного)
· Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия
Мифология(от греч mythos - рассказ и logos - слово, понятие, учение) является универсальным типом мировоззрения первобытных обществ; все этносы своим первым мировоззрением имеют мифологию, которая содержит в своей в основе миф-вымышленную рассказ, произведение народной фантазии, в котором явления природы или культуры подаются в наивно-антропоморфной форме
Религия. Это более зрелая форма мировоззрения, чем мифология В ней бытия постигается не мифическими, а другими способами выделим следующие: а) в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, а следовательно, преодолевает ется характерна для мифа неделимость человека и природы б) мир раздваивается на духовный и телесный, земной и небесный, естественный и сверхъестественный, к тому же земной начинает рассматриваться как следствие природного Мифологические же персонажи живут в феноменальном мире (на горе Олимп, на горе Меру т.п.) в) в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому - в объекты этого мира надо е рыть Вера и выступает главным средством постижения бытия г) особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва
Философское мировоззрение.
а) философскому мировоззрению присуща не чувственно-образная, как в предыдущих мировоззрениях, форма освоения действительности, а абстрактно-понятийная;
б) философское мировоззрение - это теоретическая форма мировоззрения, возникла исторически, и первая форма систематизированного теоретического мышления вообще;
в) различие философского мировоззрения от мифологического и религиозного заключается в том, что религия и мифология совпадает с соответствующим мировоззрением, тогда как философия составляет ядро ??научного свитосп принятия
г) в отличие от религии и мифологии, философия в осмыслении мира систематически опирается на научные знания;
д) философия стремится поставить и решить предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия;
е) философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь ись не на авторитет, а на знание необходимости.
Таким образом, философское мировоззрение-закономерный этап в духовном развитии человечества, который был обусловлен как изменениями в общественном бытии людей, так и развитием различных отраслей общественного сознания