Практическое занятие № 3. Невербальные семиотики
1. Что мы вкладываем в понятие «невербальный»? Какие семиотики относятся к невербальным? Насколько условно деление семиотик на вербальные / невербальные?
2. Предмет изучения зоосемиотики. Охарактеризуйте основные черты семиотики животных. Какие типы знаков преобладают в этой семиотике? Можно ли у этих знаков выделять значения и смыслы?
3. Паралингвистика и предмет ее изучения (телодвижения, жесты как системы конвенционально принятых знаков). Какие типы знаков преобладают в этой семиотике?
4. Опишите ритуальные движения рук священников, ораторские жесты – какие это типы знаков? Каковы их значения и смыслы?
5. Предмет медицинской семиотики, типы используемых знаков (во всех классификациях), их значения и смыслы.
6. Сделайте семиотический анализ следующих текстов, определив природу знаконосителя и референта, способ указания на референт:
· географическая карта;
· план метрополитена;
· система знаков на «рабочем столе» компьютера;
· Духи уже давно оказывали на него особенное воздействие. Оно как сообщение, которое некто хочет передать. И тут никакой язык не нужен. Можно быть глухонемым, можно принадлежать к другой цивилизации, но сообщение ты все равно поймешь. В духах есть некий иррациональный таинственный элемент. «Шанель № 5», «Л′эр дю Тан» или «Поэм» подобны стихотворению, которое женщина носит на себе… Они заставляют оглянуться, а то и пойти за женщиной, которая ими душится (Я.Вишневский. «Одиночество в сети»).
Практическое занятие № 4. Семиозис и его измерения
1. Семиозис и проблема его определения. В чем состоит механизм семиозиса? Почему это понятие обрело такой большой эвристический потенциал в философии культуры и семиотике культуры?
2. Чем можно объяснить, что текст может состоять из одного знака, а знаковая система – нет?
3. Опишите измерения семиозиса на примере следующих текстов:
· … и видеть в бодрствовании сновиденье, когда нам снится, что не спим (Х.Л.Борхес).
· Роза есть роза есть роза есть роза (Г.Стайн).
План анализа:
o Семантика высказывания – система референтов, типы знаков, их значения и смыслы.
o Комбинации знаков. Можно ли говорить о явлениях серийности и рекурсии?
o Прагматика высказывания. Определите степень энтропийности сообщения и возможности его интерпретации. Какова роль конвенций языковой системы и субъекта в интерпретации высказывания?
Практическое занятие № 5. Структура коммуникативного акта.
Кодирование и декодирование
1. Определите следующие понятия: коммуникация, коммуникативный акт и знаковая ситуация. Опишите составляющие акта коммуникации.
2. Объясните, как соотносятся между собой понятия система-объект и метаязык.
3. В каких отношениях находятся следующие понятия: язык, алфавит, словарь, грамматика; язык и речь?
4. Очертите круг возможных подходов к понятию код в семиотике. Опишите виды кодов. Объясните, что такое двойное членение (кодирование) и каковы бывают различные коды в отношении артикуляции. В чем состоит множественное кодирование?
Определите код следующих сообщений:
· 2345 3456 4567 … ;
· .водок ыдиВ ;
5. Определите степень однозначности в отношениях между знаком и референтом в следующих сообщениях. Опишите их код:
· план метрополитена, географическая карта;
· 2+7 ≠ 7+3; a+b ≠ a+c;
· ☺; ; ; ; ♫ ;
· звучащие музыкальные тексты: «Танец с саблями»; «Танец маленьких лебедей»; фортепианные пьесы Э.Грига «Танец эльфов», «Шествие гномов», «В пещере горного короля»;
· спи, мой младенец, усни. В доме погасли огни…;
· приходите часов в десять (реплика из диалога);
· Любить иных – тяжелый крест./ А ты прекрасна без извилин/ И прелести твоей секрет/ Разгадке жизни равносилен… (Б.Пастернак);
· !!! ;
· витраж в готическом соборе.
Какие сообщения могут определяться как энтропийные, как это связано с процессами их интерпретации? Определите причины неоднозначной интерпретации.
6. На примере нескольких сообщений покажите алгоритм их порождения.
7. Приведите свои примеры, где передача сигнала происходит избыточно / информационно недостаточно. Как связана избыточность с энтропией?